из опыта работы. Проект «Моделирование предметно – пространственной развивающей образовательной среды МАДОУ ДС «Дарование»
материал

Ливинец Юлия Александровна

                                                 «Среда воспитывает человека…Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»  

                                                                                                                                                                                                      Л.С. Выготский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд № 1

Проект «Моделирование  предметно – пространственной развивающей  

образовательной среды МАДОУ ДС «Дарование»

Слайд № 2

                                                 «Среда воспитывает человека…

Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»

Л.С. Выготский

Дошкольное образование – первая ступень в системе общего образования. Образовательная среда должна удовлетворять интересы и потребности каждого воспитанника, дать возможность для самовыражения, развития и сохранения и укрепления здоровья. Каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду в соответствии с ФГОС, стимулирующую развитие дошкольников. На  момент внедрения ФГОС  в МАДОУ ДС «Дарование»   была создана развивающая  среда, но она не отвечала  в полной мере требованиям федерального стандарта.

Слайд № 3

Периоду внедрения  ФГОС предшествовал период, когда в образовательной организации  обновили игровую мебель и оборудование в связи с ее изношенностью. Анализируя состояние предметно-пространственной среды дошкольных групп с точки зрения соответствия ее требованиям ФГОС ДО, отметим, что сложнее всего реализовать принцип трансформируемости и полифункциональности среды. Группы оснащены традиционными игровыми уголками для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами: «Магазин», «Парикмахерская», «Кухня» и др. Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь, препятствует трансформируемости предметно-пространственной среды, кроме того, провоцирует стереотипные действия, штампы.

Слайд № 4

Мы пришли к проблеме модернизации РППС в части ее моделирования с учетом современных требований Стандарта. Перед коллективом встала проблема: как  создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации РППС, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.  При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОО. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.

Слайд № 5

Результатом педагогических исследований и размышлений стал практико – ориентированный,  долгосрочный проект «Моделирование  предметно – пространственной развивающей  образовательной среды ДОО». Для этого была создана творческая группа, в состав которой вошли: заведующий, старший воспитатель, педагоги, узкие специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Слайд № 6

Для достижения поставленной цели определили ряд задач, которые вы видите на слайде.

Слайд №7

Наметили  ожидаемые результаты реализации проекта:

1.  Изучены  новые  подходы  в  организации  РППС,  обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.

2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному  развитию  детей  с  учетом  их  возрастных  индивидуальных особенностей.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОО.

Слайд №8

Понимая всю важность этой проблемы, мы конечно прогнозировали  и риски:

- Подготовленность и компетенция  педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.

- Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую среду группы

- Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.

- Недостаточный капитал вложения в организацию ПРС.

Слайд №9

Определили этапы работы над проектом.

Разработали алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в  детском саду:

Шаг 1. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Слайд № 10

Так в  рамках реализации данного проекта были проведены следующие мероприятия:

- Изучение нормативных  документов

-Аудит существующей ППРС. Педагоги осуществили самоанализ состояния  предметно – пространственной развивающей  образовательной среды групп. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

- Педагогическая гостиная.  Изучение и обзор печатной литературы  по дизайну и интерьеру  помещений,  по вопросам создания условий для индивидуального подхода к ребенку и организации  трансформируемой и   полифункциональной  предметно – пространственной  среды.

- Сайт –экспедиция. Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных  сайтов. Знакомство с опытом работы детских садов России  посредством  просмотра фото и видео материалов. Поиск резервов повышения  компетентности через  самообразование, сотрудничество  с учреждением, исследующими предметно - пространственную  - среду.

- Анкетирование родителей «Оценка развивающей  предметно – пространственной  среды ДОО»;

- Тематический контроль «Организация  работы в группе по пополнению РППС в соответствии с ФГОС ДО»;

- Консультации на темы:
- «Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно- пространственной развивающей  образовательной среды ДОО в соответствии с  ФГОС.

- «Общие рекомендации по построению РППС в современном дошкольном образовательном учреждении».

Слайд № 11

- Педагогический совет «Моделирование  развивающей предметно – пространственной среды ДОО: амплификация условий для индивидуального развития  дошкольников».

- Командная игра  «Построение развивающей предметно – пространственной  среды в ДОО  с учетом современных требований ФГОС ДО».

Слайд № 12

- Разработаны и реализованы мини – проекты:

- «Комната тишины». Создание уголка психологической разгрузки в старшей группе. В требованиях ФГОС  ДО развитие предметно – пространственной среды  обращает особое внимание не только  к обеспечению совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможности для их уединения. Так в группе появились «подушки-плакушки», «подушки- думки», мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, варежки примирения, мешочки настроения,  коробочка гнева « Спрячь всё плохое»,  коробочка добрых дел и др.

Слайд № 13

 - «Умные игрушки». Основной идеей данного проекта стало создание в группе развивающих досок БИЗИБОРД. Бизиборд — представляет собой стенд, модуль, на котором размещены множество предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок и прочими маленькими «опасностями»), которые ребенку трогать обычно не разрешается. Успешно используется для игры и развития детей раннего возраста.
Что позволяет  малышу удовлетворять свои познания с теми предметами, которые могут быть опасны в быту.

Слайд № 14

- «Давай дружить дорога». Цель  проекта: создание благоприятных условий для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения. Так в центре ПДД в группе появились: интерактивная папка - лэпбук «ПДД», настольная игра «Дорожная азбука», атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Дорога», напольный макет «Улицы города» и др.

Слайд № 15

- «Наш центр природы». Обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы; погружение детей в мир природы, побуждающей детей к усвоению новых знаний  и умений-  вот продукт данного проекта. Так в группе появились  материалы для экспериментально – исследовательской деятельности (песочные часы, мерные стаканчики, воронки), природные материалы  (кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты такни), трафареты, фигурки животных и др.

Слайд № 16

-   «Посади свой лес». Продуктом реализации  данного проекта стал макет «Лесная поляна»,  с животными, растениями, грибами,  насекомыми нашего края. Центр природы пополнился муляжами грибов и ягод из соленого теста, настольными играми.

Слайд № 17

-  Также был разработан паспорт доступности МАДОУ ДС «Дарование» и другое.

Слайд № 18

Это всего лишь минимальный перечень мероприятий, которые были реализованы в рамках проекта. Более подробно  с продуктами нашего проекта можно ознакомиться на представленном стенде.

Слайд № 19

Воплощение данных мероприятий на практике  позволило добиться положительных результатов:  обогащена, модернизирована   предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО; разработаны  паспорта развивающей среды  групп.

В реализации проекта   активное участие принял весь коллектив организации. В ходе его реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды  были привлечены родители, что помогает налаживанию взаимодействия с ними. Преимущество создаваемой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Слайд № 20

Педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия. Мы понимаем, что работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Одним словом, можно сказать, что вся наша работа укладывается в схему «задача- действие- результат».

Слайд № 21

Благодарим за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд № 1

Проект «Моделирование  предметно – пространственной развивающей  

образовательной среды МАДОУ ДС «Дарование»

Слайд № 2

                                                 «Среда воспитывает человека…

Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»

Л.С. Выготский

Дошкольное образование – первая ступень в системе общего образования. Образовательная среда должна удовлетворять интересы и потребности каждого воспитанника, дать возможность для самовыражения, развития и сохранения и укрепления здоровья. Каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду в соответствии с ФГОС, стимулирующую развитие дошкольников. На  момент внедрения ФГОС  в МАДОУ ДС «Дарование»   была создана развивающая  среда, но она не отвечала  в полной мере требованиям федерального стандарта.

Слайд № 3

Периоду внедрения  ФГОС предшествовал период, когда в образовательной организации  обновили игровую мебель и оборудование в связи с ее изношенностью. Анализируя состояние предметно-пространственной среды дошкольных групп с точки зрения соответствия ее требованиям ФГОС ДО, отметим, что сложнее всего реализовать принцип трансформируемости и полифункциональности среды. Группы оснащены традиционными игровыми уголками для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами: «Магазин», «Парикмахерская», «Кухня» и др. Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь, препятствует трансформируемости предметно-пространственной среды, кроме того, провоцирует стереотипные действия, штампы.

Слайд № 4

Мы пришли к проблеме модернизации РППС в части ее моделирования с учетом современных требований Стандарта. Перед коллективом встала проблема: как  создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации РППС, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.  При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОО. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.

Слайд № 5

Результатом педагогических исследований и размышлений стал практико – ориентированный,  долгосрочный проект «Моделирование  предметно – пространственной развивающей  образовательной среды ДОО». Для этого была создана творческая группа, в состав которой вошли: заведующий, старший воспитатель, педагоги, узкие специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Слайд № 6

Для достижения поставленной цели определили ряд задач, которые вы видите на слайде.

Слайд №7

Наметили  ожидаемые результаты реализации проекта:

1.  Изучены  новые  подходы  в  организации  РППС,  обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.

2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному  развитию  детей  с  учетом  их  возрастных  индивидуальных особенностей.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОО.

Слайд №8

Понимая всю важность этой проблемы, мы конечно прогнозировали  и риски:

- Подготовленность и компетенция  педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.

- Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую среду группы

- Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.

- Недостаточный капитал вложения в организацию ПРС.

Слайд №9

Определили этапы работы над проектом.

Разработали алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в  детском саду:

Шаг 1. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Слайд № 10

Так в  рамках реализации данного проекта были проведены следующие мероприятия:

- Изучение нормативных  документов

-Аудит существующей ППРС. Педагоги осуществили самоанализ состояния  предметно – пространственной развивающей  образовательной среды групп. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

- Педагогическая гостиная.  Изучение и обзор печатной литературы  по дизайну и интерьеру  помещений,  по вопросам создания условий для индивидуального подхода к ребенку и организации  трансформируемой и   полифункциональной  предметно – пространственной  среды.

- Сайт –экспедиция. Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных  сайтов. Знакомство с опытом работы детских садов России  посредством  просмотра фото и видео материалов. Поиск резервов повышения  компетентности через  самообразование, сотрудничество  с учреждением, исследующими предметно - пространственную  - среду.

- Анкетирование родителей «Оценка развивающей  предметно – пространственной  среды ДОО»;

- Тематический контроль «Организация  работы в группе по пополнению РППС в соответствии с ФГОС ДО»;

- Консультации на темы:
- «Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно- пространственной развивающей  образовательной среды ДОО в соответствии с  ФГОС.

- «Общие рекомендации по построению РППС в современном дошкольном образовательном учреждении».

Слайд № 11

- Педагогический совет «Моделирование  развивающей предметно – пространственной среды ДОО: амплификация условий для индивидуального развития  дошкольников».

- Командная игра  «Построение развивающей предметно – пространственной  среды в ДОО  с учетом современных требований ФГОС ДО».

Слайд № 12

- Разработаны и реализованы мини – проекты:

- «Комната тишины». Создание уголка психологической разгрузки в старшей группе. В требованиях ФГОС  ДО развитие предметно – пространственной среды  обращает особое внимание не только  к обеспечению совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможности для их уединения. Так в группе появились «подушки-плакушки», «подушки- думки», мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, варежки примирения, мешочки настроения,  коробочка гнева « Спрячь всё плохое»,  коробочка добрых дел и др.

Слайд № 13

 - «Умные игрушки». Основной идеей данного проекта стало создание в группе развивающих досок БИЗИБОРД. Бизиборд — представляет собой стенд, модуль, на котором размещены множество предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок и прочими маленькими «опасностями»), которые ребенку трогать обычно не разрешается. Успешно используется для игры и развития детей раннего возраста.
Что позволяет  малышу удовлетворять свои познания с теми предметами, которые могут быть опасны в быту.

Слайд № 14

- «Давай дружить дорога». Цель  проекта: создание благоприятных условий для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения. Так в центре ПДД в группе появились: интерактивная папка - лэпбук «ПДД», настольная игра «Дорожная азбука», атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Дорога», напольный макет «Улицы города» и др.

Слайд № 15

- «Наш центр природы». Обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы; погружение детей в мир природы, побуждающей детей к усвоению новых знаний  и умений-  вот продукт данного проекта. Так в группе появились  материалы для экспериментально – исследовательской деятельности (песочные часы, мерные стаканчики, воронки), природные материалы  (кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты такни), трафареты, фигурки животных и др.

Слайд № 16

-   «Посади свой лес». Продуктом реализации  данного проекта стал макет «Лесная поляна»,  с животными, растениями, грибами,  насекомыми нашего края. Центр природы пополнился муляжами грибов и ягод из соленого теста, настольными играми.

Слайд № 17

-  Также был разработан паспорт доступности МАДОУ ДС «Дарование» и другое.

Слайд № 18

Это всего лишь минимальный перечень мероприятий, которые были реализованы в рамках проекта. Более подробно  с продуктами нашего проекта можно ознакомиться на представленном стенде.

Слайд № 19

Воплощение данных мероприятий на практике  позволило добиться положительных результатов:  обогащена, модернизирована   предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО; разработаны  паспорта развивающей среды  групп.

В реализации проекта   активное участие принял весь коллектив организации. В ходе его реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды  были привлечены родители, что помогает налаживанию взаимодействия с ними. Преимущество создаваемой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Слайд № 20

Педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия. Мы понимаем, что работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Одним словом, можно сказать, что вся наша работа укладывается в схему «задача- действие- результат».

Слайд № 21

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду

Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду

Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Из опыта работы "Организация предметно – пространственной развивающей среды в «Социально – коммуникативном развитие»"

 Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его  взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольк...

Формы работы с детьми в предметно-пространственной развивающей образовательной среде Монтессори-группы

В материале представлена презентация к мастер-классу по взаимодейстию с детьми в Монтессори-группе, основанная на теоретических знаниях о построении ППРС по Монтессори-методу и практических навыков ра...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...