из опыта работы. Проект «Моделирование предметно – пространственной развивающей образовательной среды МАДОУ ДС «Дарование»
материал
«Среда воспитывает человека…Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»
Л.С. Выготский
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.53 КБ | |
| 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд № 1
Проект «Моделирование предметно – пространственной развивающей
образовательной среды МАДОУ ДС «Дарование»
Слайд № 2
«Среда воспитывает человека…
Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»
Л.С. Выготский
Дошкольное образование – первая ступень в системе общего образования. Образовательная среда должна удовлетворять интересы и потребности каждого воспитанника, дать возможность для самовыражения, развития и сохранения и укрепления здоровья. Каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду в соответствии с ФГОС, стимулирующую развитие дошкольников. На момент внедрения ФГОС в МАДОУ ДС «Дарование» была создана развивающая среда, но она не отвечала в полной мере требованиям федерального стандарта.
Слайд № 3
Периоду внедрения ФГОС предшествовал период, когда в образовательной организации обновили игровую мебель и оборудование в связи с ее изношенностью. Анализируя состояние предметно-пространственной среды дошкольных групп с точки зрения соответствия ее требованиям ФГОС ДО, отметим, что сложнее всего реализовать принцип трансформируемости и полифункциональности среды. Группы оснащены традиционными игровыми уголками для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами: «Магазин», «Парикмахерская», «Кухня» и др. Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь, препятствует трансформируемости предметно-пространственной среды, кроме того, провоцирует стереотипные действия, штампы.
Слайд № 4
Мы пришли к проблеме модернизации РППС в части ее моделирования с учетом современных требований Стандарта. Перед коллективом встала проблема: как создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации РППС, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОО. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.
Слайд № 5
Результатом педагогических исследований и размышлений стал практико – ориентированный, долгосрочный проект «Моделирование предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО». Для этого была создана творческая группа, в состав которой вошли: заведующий, старший воспитатель, педагоги, узкие специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Слайд № 6
Для достижения поставленной цели определили ряд задач, которые вы видите на слайде.
Слайд №7
Наметили ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.
2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.
3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОО.
Слайд №8
Понимая всю важность этой проблемы, мы конечно прогнозировали и риски:
- Подготовленность и компетенция педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.
- Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую среду группы
- Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.
- Недостаточный капитал вложения в организацию ПРС.
Слайд №9
Определили этапы работы над проектом.
Разработали алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду:
Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Слайд № 10
Так в рамках реализации данного проекта были проведены следующие мероприятия:
- Изучение нормативных документов
-Аудит существующей ППРС. Педагоги осуществили самоанализ состояния предметно – пространственной развивающей образовательной среды групп. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
- Педагогическая гостиная. Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений, по вопросам создания условий для индивидуального подхода к ребенку и организации трансформируемой и полифункциональной предметно – пространственной среды.
- Сайт –экспедиция. Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фото и видео материалов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование, сотрудничество с учреждением, исследующими предметно - пространственную - среду.
- Анкетирование родителей «Оценка развивающей предметно – пространственной среды ДОО»;
- Тематический контроль «Организация работы в группе по пополнению РППС в соответствии с ФГОС ДО»;
- Консультации на темы:
- «Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно- пространственной развивающей образовательной среды ДОО в соответствии с ФГОС.
- «Общие рекомендации по построению РППС в современном дошкольном образовательном учреждении».
Слайд № 11
- Педагогический совет «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды ДОО: амплификация условий для индивидуального развития дошкольников».
- Командная игра «Построение развивающей предметно – пространственной среды в ДОО с учетом современных требований ФГОС ДО».
Слайд № 12
- Разработаны и реализованы мини – проекты:
- «Комната тишины». Создание уголка психологической разгрузки в старшей группе. В требованиях ФГОС ДО развитие предметно – пространственной среды обращает особое внимание не только к обеспечению совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможности для их уединения. Так в группе появились «подушки-плакушки», «подушки- думки», мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, варежки примирения, мешочки настроения, коробочка гнева « Спрячь всё плохое», коробочка добрых дел и др.
Слайд № 13
- «Умные игрушки». Основной идеей данного проекта стало создание в группе развивающих досок БИЗИБОРД. Бизиборд — представляет собой стенд, модуль, на котором размещены множество предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок и прочими маленькими «опасностями»), которые ребенку трогать обычно не разрешается. Успешно используется для игры и развития детей раннего возраста.
Что позволяет малышу удовлетворять свои познания с теми предметами, которые могут быть опасны в быту.
Слайд № 14
- «Давай дружить дорога». Цель проекта: создание благоприятных условий для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения. Так в центре ПДД в группе появились: интерактивная папка - лэпбук «ПДД», настольная игра «Дорожная азбука», атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Дорога», напольный макет «Улицы города» и др.
Слайд № 15
- «Наш центр природы». Обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы; погружение детей в мир природы, побуждающей детей к усвоению новых знаний и умений- вот продукт данного проекта. Так в группе появились материалы для экспериментально – исследовательской деятельности (песочные часы, мерные стаканчики, воронки), природные материалы (кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты такни), трафареты, фигурки животных и др.
Слайд № 16
- «Посади свой лес». Продуктом реализации данного проекта стал макет «Лесная поляна», с животными, растениями, грибами, насекомыми нашего края. Центр природы пополнился муляжами грибов и ягод из соленого теста, настольными играми.
Слайд № 17
- Также был разработан паспорт доступности МАДОУ ДС «Дарование» и другое.
Слайд № 18
Это всего лишь минимальный перечень мероприятий, которые были реализованы в рамках проекта. Более подробно с продуктами нашего проекта можно ознакомиться на представленном стенде.
Слайд № 19
Воплощение данных мероприятий на практике позволило добиться положительных результатов: обогащена, модернизирована предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО; разработаны паспорта развивающей среды групп.
В реализации проекта активное участие принял весь коллектив организации. В ходе его реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды были привлечены родители, что помогает налаживанию взаимодействия с ними. Преимущество создаваемой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Слайд № 20
Педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия. Мы понимаем, что работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Одним словом, можно сказать, что вся наша работа укладывается в схему «задача- действие- результат».
Слайд № 21
Благодарим за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд № 1
Проект «Моделирование предметно – пространственной развивающей
образовательной среды МАДОУ ДС «Дарование»
Слайд № 2
«Среда воспитывает человека…
Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»
Л.С. Выготский
Дошкольное образование – первая ступень в системе общего образования. Образовательная среда должна удовлетворять интересы и потребности каждого воспитанника, дать возможность для самовыражения, развития и сохранения и укрепления здоровья. Каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду в соответствии с ФГОС, стимулирующую развитие дошкольников. На момент внедрения ФГОС в МАДОУ ДС «Дарование» была создана развивающая среда, но она не отвечала в полной мере требованиям федерального стандарта.
Слайд № 3
Периоду внедрения ФГОС предшествовал период, когда в образовательной организации обновили игровую мебель и оборудование в связи с ее изношенностью. Анализируя состояние предметно-пространственной среды дошкольных групп с точки зрения соответствия ее требованиям ФГОС ДО, отметим, что сложнее всего реализовать принцип трансформируемости и полифункциональности среды. Группы оснащены традиционными игровыми уголками для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами: «Магазин», «Парикмахерская», «Кухня» и др. Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь, препятствует трансформируемости предметно-пространственной среды, кроме того, провоцирует стереотипные действия, штампы.
Слайд № 4
Мы пришли к проблеме модернизации РППС в части ее моделирования с учетом современных требований Стандарта. Перед коллективом встала проблема: как создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации РППС, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОО. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.
Слайд № 5
Результатом педагогических исследований и размышлений стал практико – ориентированный, долгосрочный проект «Моделирование предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО». Для этого была создана творческая группа, в состав которой вошли: заведующий, старший воспитатель, педагоги, узкие специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Слайд № 6
Для достижения поставленной цели определили ряд задач, которые вы видите на слайде.
Слайд №7
Наметили ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.
2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.
3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОО.
Слайд №8
Понимая всю важность этой проблемы, мы конечно прогнозировали и риски:
- Подготовленность и компетенция педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.
- Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую среду группы
- Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.
- Недостаточный капитал вложения в организацию ПРС.
Слайд №9
Определили этапы работы над проектом.
Разработали алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду:
Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Слайд № 10
Так в рамках реализации данного проекта были проведены следующие мероприятия:
- Изучение нормативных документов
-Аудит существующей ППРС. Педагоги осуществили самоанализ состояния предметно – пространственной развивающей образовательной среды групп. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
- Педагогическая гостиная. Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений, по вопросам создания условий для индивидуального подхода к ребенку и организации трансформируемой и полифункциональной предметно – пространственной среды.
- Сайт –экспедиция. Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фото и видео материалов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование, сотрудничество с учреждением, исследующими предметно - пространственную - среду.
- Анкетирование родителей «Оценка развивающей предметно – пространственной среды ДОО»;
- Тематический контроль «Организация работы в группе по пополнению РППС в соответствии с ФГОС ДО»;
- Консультации на темы:
- «Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно- пространственной развивающей образовательной среды ДОО в соответствии с ФГОС.
- «Общие рекомендации по построению РППС в современном дошкольном образовательном учреждении».
Слайд № 11
- Педагогический совет «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды ДОО: амплификация условий для индивидуального развития дошкольников».
- Командная игра «Построение развивающей предметно – пространственной среды в ДОО с учетом современных требований ФГОС ДО».
Слайд № 12
- Разработаны и реализованы мини – проекты:
- «Комната тишины». Создание уголка психологической разгрузки в старшей группе. В требованиях ФГОС ДО развитие предметно – пространственной среды обращает особое внимание не только к обеспечению совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможности для их уединения. Так в группе появились «подушки-плакушки», «подушки- думки», мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, варежки примирения, мешочки настроения, коробочка гнева « Спрячь всё плохое», коробочка добрых дел и др.
Слайд № 13
- «Умные игрушки». Основной идеей данного проекта стало создание в группе развивающих досок БИЗИБОРД. Бизиборд — представляет собой стенд, модуль, на котором размещены множество предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок и прочими маленькими «опасностями»), которые ребенку трогать обычно не разрешается. Успешно используется для игры и развития детей раннего возраста.
Что позволяет малышу удовлетворять свои познания с теми предметами, которые могут быть опасны в быту.
Слайд № 14
- «Давай дружить дорога». Цель проекта: создание благоприятных условий для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения. Так в центре ПДД в группе появились: интерактивная папка - лэпбук «ПДД», настольная игра «Дорожная азбука», атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Дорога», напольный макет «Улицы города» и др.
Слайд № 15
- «Наш центр природы». Обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы; погружение детей в мир природы, побуждающей детей к усвоению новых знаний и умений- вот продукт данного проекта. Так в группе появились материалы для экспериментально – исследовательской деятельности (песочные часы, мерные стаканчики, воронки), природные материалы (кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты такни), трафареты, фигурки животных и др.
Слайд № 16
- «Посади свой лес». Продуктом реализации данного проекта стал макет «Лесная поляна», с животными, растениями, грибами, насекомыми нашего края. Центр природы пополнился муляжами грибов и ягод из соленого теста, настольными играми.
Слайд № 17
- Также был разработан паспорт доступности МАДОУ ДС «Дарование» и другое.
Слайд № 18
Это всего лишь минимальный перечень мероприятий, которые были реализованы в рамках проекта. Более подробно с продуктами нашего проекта можно ознакомиться на представленном стенде.
Слайд № 19
Воплощение данных мероприятий на практике позволило добиться положительных результатов: обогащена, модернизирована предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО; разработаны паспорта развивающей среды групп.
В реализации проекта активное участие принял весь коллектив организации. В ходе его реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды были привлечены родители, что помогает налаживанию взаимодействия с ними. Преимущество создаваемой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Слайд № 20
Педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия. Мы понимаем, что работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Одним словом, можно сказать, что вся наша работа укладывается в схему «задача- действие- результат».
Слайд № 21
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду
Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду
Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...
Из опыта работы "Организация предметно – пространственной развивающей среды в «Социально – коммуникативном развитие»"
Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольк...

Реферат «Образовательная среда ребенка. От теории к практике» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда»
Итоговый реферат...

Формы работы с детьми в предметно-пространственной развивающей образовательной среде Монтессори-группы
В материале представлена презентация к мастер-классу по взаимодейстию с детьми в Монтессори-группе, основанная на теоретических знаниях о построении ППРС по Монтессори-методу и практических навыков ра...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...

