Театрализация стихотворений в условиях реализации ФОП
материал
Материал выступления по теме "Театрализация стихотворений в условиях реализации ФОП" можно использовать в работе старших воспитателей, методистов, воспитателей при подготовке инсценировок стихотворений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Семицветик»
города Гурьевска
Выступление
«Театрализация стихотворений в условиях реализации ФОП»
Разработала: методист Козырева О.С.
г. Гурьевск
2025 г.
Театрализация стихотворений в условиях реализации ФОП ДО
Театрализованная деятельность — это, пожалуй, одно из самых увлекательных направлений в дошкольном воспитании. В условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования театрализованная днеятельность приобретает особую значимость, способствуя всестороннему развитию ребенка, формированию его творческих способностей и социальной адаптации. Отмечу, что педагоги нашего детского сада активно используют театрализованные игры и постановки в своей работе, создавая условия для развития каждого ребенка.
Если обратиться к Федеральной образовательной программе дошкольного образования, то можно увидеть, как в соответствии с возрастом усложняются задачи по театральной деятельности.
3-4 года
Воспитание устойчивого интереса к театрализованной игре, знакомство с видами театра, формирование умений имитировать характерные действия персонажей.
4-5 лет
Обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика), активизация словаря, имитация характерных движений сказочных животных.
5-6 лет
знакомство с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера), развитие навыков действий с воображаемыми предметами, навыков передачи образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима), развитие интереса к сценическому искусству.
6-7 лет
Развитие умений передавать особенности характера персонажа с помощью мимики, жеста, движения и интонационно-образной речи, обучение правильно оценивать действия персонажей в спектакле; поощрение желаний вносить изменения в сюжеты сказок, литературных произведений, придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий.
Я предлагаю сегодня остановиться на театрализации стихотворений. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение, написанное рифмованной речью, поэтому театрализация стихотворений – это одна из наиболее приемлемых форм в работе с дошкольниками. Стихотворения мелодичны, напевны и прекрасно воспринимаются детьми любого возраста. Стоит учесть также интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а значит можно сказать о том, педагогу не так много времени понадобится для подготовки инсценировки стихотворения. Кроме этого стихотворения предоставляют богатые возможности для инсценирования. Динамичный сюжет, стройная и определенная композиция, диалоги, в которых полно раскрываются характеры персонажей — все это позволяет создать в спектакле яркие образы, отразить реальные жизненные ситуации.
Работа по организации театрализованной деятельности начинается уже с младшей группы. Обыгрывание стихотворений и потешек – самый простой вид театрализации, доступный для детей младшего дошкольного возраста. Сначала взрослый стимулирует ребёнка поддерживать диалог, договаривая части стихотворения. Выразительное интонационное чтение с мимикой также является одной из форм театрализации. Взрослый демонстрирует детям «игру», затем привлекает их к участию. Малыши могут сопровождать мимикой чтение взрослого, повторять наизусть строчки, используя интонацию, делать движения, о которых идёт речь в тексте. Затем педагог постепенно включает детей в инсценировку стихотворений с простым сюжетом, в которых одно или несколько действующих лиц. Лучше выбирать короткие стихотворения, так как дети быстро их запоминают. Стихи разыгрываются по ролям как маленький спектакль. Вводятся костюмы и необходимые атрибуты (маски, шапочки и т.п.).
В среднем дошкольном возрасте значительно углубляется интерес детей к театрализованной деятельности. Дети 5-го года жизни разыгрывают стихотворения уже и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Существенно усложняются методы и приемы театрализации: ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения. В работе с детьми используются уже многоперсонажные стихотворения. При инсценировке стихотворений дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Педагог учит детей разыгрывать простые представления на основе знакомого литературного сюжета; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.
В старшем дошкольном возрасте педагог продолжает развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность передавать художественный образ героев, следить за развитием и взаимодействием персонажей). Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления более сложных стихотворений и сказок в стихотворной форме, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля по мотивам любимых поэтических произведений, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле и партнёрами. Педагог создает условия для показа результатов творческой деятельности, поддерживает инициативу изготовления декораций, элементов костюмов и атрибутов.
В подготовительной к школе группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого поэтического произведения в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании стихотворения, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Дети проявляют желание самостоятельно подбирать литературный материал для театральной постановки. Проявляют инициативу изготовления атрибутов и декораций к спектаклю, умение распределять между собой обязанности и роли.
Безусловно, стихи - драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах развития. Во время таких инсценировок идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности детей, их воображение, координация движений. Также налаживаются взаимоотношения и взаимопонимание между сверстниками. Импровизация становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной деятельности, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра.
Реализация ФОП ДО обуславливает актуальность использования театрализованной деятельности. Педагоги нашего детского сада создают оптимальные условия для ее развития. Хочется отметить, что в систему организованного обучения театрализованная деятельность не включена. Но ее применение актуально при подготовке к праздникам, досугам, развлечениям, родительским собраниям, а также в условиях реализации дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения
Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной прог...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Театрализация стихотворения М. и С. Еремеевых "Пожар в лесу".
Обучать детей дошкольников пожарной безопасности. Формировать элементарные знания об опасности шалостей с огнём, о последствиях лесных пожаров....

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО
Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО...

Конспект по театрализации стихотворения С. Михалкова «Бездельник светофор». Теневой театр для детей среднего дошкольного возраста.
Формирование творческой личности посредством театральной деятельности ,закрепление основ безопастного поведения на дороге,используя художественные произведения....

Театрализация стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»
Театрализация стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»...
