Доклад на тему: "Развитие движений детей раннего дошкольного возраста (формы организации, методы, приемы)"
методическая разработка

Нургалиева Гульназ Ильшатовна

Доклад на тему: "Развитие движений детей раннего дошкольного возраста (формы организации, методы, приемы)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_doklad.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Физкультурное занятие – одна из основных форм обучения и воспитания ребенка

Мы, взрослые, в ответе за то,

насколько совершенна и полноценна будет

 двигательная система ребенка в будущем.

Е.А. Аркин

Основные задачи физкультурного занятия

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребенка является правильно организованная двигательная деятельность.

Отмечено, что наиболее интенсивное развитие движения у детей начинается с полутора лет. Важнейшим требованием к физкультурному занятию с малышами является своевременное развитие их двигательных умений.

Ведущей формой организованного систематического обучения физическим упражнениям являются занятия.

Именно на физкультурном занятии дети осваивают новые движения, у них формируется правильный двигательный стереотип. Неловкие, скованные движения постепенно уточняются и, наконец, превращаются в автоматические, ребенок начинает выполнять их без излишнего напряжения.

При обучении детей на физкультурном занятии мы решаем следующие задачи:

  1. Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной деятельности. Ребенок должен знать, что:
  • одно и то же движение можно выполнять по-разному;
  • с одним предметом можно выполнять разные движения;
  • одно и то же движение можно выполнять с разными предметами.
  1. Совершенствование моторного аппарата, продолжение развития координационных способностей детей, в частности зрительно-двигательной координации.
  2. Формирование правильной осанки и укрепление свода стопы.
  3. Обучение ориентированию в пространстве и развитие механизмов ориентирования: зрительно-слуховых; зрительно-тактильных; слухо-мышечных.
  4. Создание условий для развития на занятии сенсорных способностей детей, развитие их активных мыслительных действий в процессе физических упражнений; обучение детей целенаправленным действиям, развитие способности удерживать поставленную задачу и на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать выполненное.
  5. Развитие желания действовать самостоятельно, создание фонда понятий «могу» и «хочу».
  6. Создание реальных предпосылок к творческому развитию ребенка, стимулирование поисковой деятельности на занятии; оказание помощи ребенку в открытии себя; поддержание инициативы: «Я сам».
  7. Развитие у детей способности обучаться, приобретать знания.
  8. Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Организация физкультурного занятия

Первое посещение зала – это дополнительный стресс для отдельных детей. Малыши из знакомой обстановки группы приходят в незнакомое им помещение – физкультурный зал. Наблюдения показали, что какое-то время они находятся в состоянии психоэмоционального напряжения. Мы должны показать этот новый для них мир так, чтобы дети поверили: все, что здесь их окружает, - очень интересно. Хороший эффект дает встреча малышей с игрушками. Физкультурный зал – это их дом, и дети приходят к ним в гости. Для эмоционального отклика детей на игрушку требуется предварительная установка на ее восприятие. Создаем такие ситуации, чтобы ребенок радовался всему, что вокруг него происходит, и принимал во всех действиях активное участие.

На занятиях обращаем внимание на следующие аспекты:

  • насколько у ребенка развито понимание взрослого, т.е. понимает ли он речевые указания педагога и следует ли он им;
  • развита ли у детей активная речь;
  • развито ли у них слуховое сосредоточение на речь взрослого и зрительно-слуховое внимание.

Необходимо также оценить собственный двигательный опыт и практические умения каждого ребенка.

Ребенка привлекает только то, что ему нравится, интересует его только то, что в данный момент представляет для него более значимый интерес.

Поэтому всегда стараемся с первого занятия расположить к себе детей, сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности.

На протяжении 3-го года жизни продолжается развитие движений. Но развитие идет, главным образом, в направлении улучшения их качества, расширения двигательного опыта и умения ребенка управлять своими движениями. Ребенок этого возраста требует постоянного внимания к себе, он хочет, чтобы взрослые видели его действия, любили его. Чем младше ребенок, тем более тесными должны быть взаимоотношения педагога с ним.

Занятие должно быть интересным

Физкультурное занятие состоит из трех частей.

Первая часть занятия является вводной и, как правило, направлена на обучение детей правильной ходьбе.

При выполнении общеразвивающих упражнений дети этого возраста испытывают определенные трудности: они не способны расчленять движения на отдельные составляющие; слабо развитая координация не позволяет им управлять движениями отдельных частей тела: рук, ног, туловища. Очень часто дети не могут воспроизвести движение, показанное педагогом.

При проведении упражнений широко используется одна из форм подражания – имитация движений животных, птиц и т.д. безусловно, имитация отличается эмоциональной насыщенностью, ребенка привлекает действие, но все его внимание направлено только на процесс действия, он совершает игровое действие.

Чтобы при выполнении общеразвивающих упражнений научить ребенка более осознанно относиться к выполнению задания, понимать слова педагога, сопровождающие его действия, чтобы сформировать правильные умения выполнения естественных, жизненно важных движений,  общеразвивающие упражнения следует объединять с игровым упражнением.

Такой вариант наиболее приемлем, я предлагаю детям выполнить доступные и полезные движения в виде четких заданий, отвечающих определенной задаче развития моторики малышей.

С помощью игровых упражнений я не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирую двигательную активность.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений.

Вторая часть занятия начинается с бега. Дети бегают по периметру зала, преодолевая препятствия. Бег с препятствиями включает выполнение конкретных заданий.

Этот вид бега выбран не случайно. Именно препятствия, которые преодолевает ребенок во время движения, помогают развивать качественную сторону бега. После выполнения беговых упражнений дети восстанавливают дыхание.

Такие основные движения, как прыжки, ползание, лазание, равновесие, отдельны виды ходьбы целесообразно объединять в комплексы (от 4 до 6 упражнений).

Большое место в работе с малышами на физкультурном занятии занимают упражнения с мячом. Эти движения нравятся ребенку и доставляют ему радость. Чтобы малыш быстрее приобрел собственный двигательный опыт, т.е. научился свободно обращаться с мячом, на занятиях дети выполняют от 3 до 6 упражнений, и не только с мячами, но и с такими пособиями, как набивные мешочки, «клубочки», массажные мячи, обручи.

Разработаны разнообразные варианты сочетания основных движений:

  • с мячом в руках пройти, перешагивая разновысокие препятствия (20 см, 15 см, 25 см);
  • пройти по гимнастической доске, прокатывая перед собой мяч;
  • прокатить мяч по гимнастической скамейке, скатить по наклонной доске через «воротики»;
  • стоя за гимнастической скамейкой, бросить вдаль мячи диаметром 10-12 см и 8-9 см, перелезть через скамейку, догнать мячи;
  • передвигаться, сидя верхом на бревне, пролезая под дугами высотой 40 и 50 см;
  • ползти по скамейке, лежа на животе, подтягиваясь на руках, сползти на мат.

Комплексы основных движений чередуются в следующей последовательности:

  • упражнения с мячом;
  • дорожка препятствий;
  • повторные упражнения с мячом.

        В третьей части занятия обязательно проводится подвижная и спокойная игры или хорошо знакомое игровое упражнение.

Кроме обязательных элементов, в занятия включены дополнительные задания. Их количество и характер определяются задачами каждого конкретного занятия. Дополнительные задания, как правило, связаны с манипуляцией предметами:

  • передать мяч из одной руки в другую;
  • вращать клубочки одновременно двумя руками;
  • держать обруч на уровне груди и крутить его, перехватывая ободок;
  • прокатывать палочку султанчика в ладошках и т.д.

Выполняя эти упражнения, ребенок учится управлять своими движениями.

Музыкально-ритмические игры. В них дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять мышечное напряжение.

Исполнение или повторение за воспитателем стихов и песенок (их довольно много в игровых упражнениях) благотворно влияет на настроение детей.

Интересными бывают задания с предложением определить предметы на ощупь или отгадать загадку.

Особый интерес вызывают маленькие «сюрпризы»: неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки. В гости к детям приходят игрушки: матрешка, снеговик, Петрушка и т.д., все они приносят детям незнакомые предметы, и малыши начинают осваивать новые для них действия.  Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание.

Благодаря занимательности  и доступности дополнительные задания вызывают у детей желание выполнять движения многократно. Таким образом закрепляются разнообразные двигательные умения, улучшается координация движений.

Трудные дорожки

Самостоятельная ходьба – огромное достижение в нервно-психологическом развитии ребенка. На протяжении второго-третьего года жизни ходьба совершенствуется. А к концу дошкольного периода складывается стереотип ходьбы, то есть формируется походка.

Одна из самых важных задач педагога – научить ребенка раннего возраста правильно ходить. От того, насколько правильно он научится ходить, зависит его дальнейшее здоровье, хорошая осанка, красивое телосложение. Поэтому обучение правильной ходьбе должно начинаться с первых шагов ребенка.

Начальный период ходьбы имеет свои характерные особенности:

  1. При перемещении в пространстве у детей нет достаточной устойчивости. Чтобы удержать равновесие, они широко расставляют ноги, увеличивая площадь опоры.
  2. Во время ходьбы дети наклоняют вперед туловище, сгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе.
  3. Шаг у малышей неравномерный, семенящий, короткий: ступни развернуты внутрь; дети косолапят, они не умеют поднимать ноги.
  4. Постановка стопы на землю по причине недостаточной гибкости в суставах производится без переката с пятки на носок, ребенок наступает всей ступней, шлепает ею.
  5. При ходьбе ребенок не выдерживает указанного направления, он отклоняется то в право, то влево, его как бы качает.
  6. Плохо согласованы движения рук и ног, руки почти не принимают участия в движении.

Советы воспитателю

Развитие ребенка определяется

Его воспитанием и обучением.

Л.С. Выготский

Расширять о обогащать двигательный опыт детей – одна из основных задач, о которой необходимо помнить воспитателю при обучении основным движениям.

От занятия к занятию я усложняю упражнения новыми заданиями, учу детей выполнять двигательные действия разными способами.

Ребенок узнает, что одно и то же движение можно выполнить по-разному, с одним и тем же предметом (пособием) можно выполнять разные действия.  Я показываю, как мяч умеет «летать», если его бросить вверх, «прыгать», если его бросить вниз о пол. Мяч можно перебрасывать через шнур, но так, чтобы не зазвенел колокольчик, забрасывать в баскетбольную корзину. Можно бросить мяч о стену и попасть в цветной кружочек или бросить его так, чтобы мяч попал в «окошечко» между перекладинами гимнастической стенки.

Объединяя упражнения, я сочетаю их с разными физкультурным оборудованием и пособиями, ставлю детей в разные ситуации. Дети, стоя за скамейкой, бросают мячи разной величины вдаль, и, в зависимости от задания, они принимают разное исходное положение: большой мяч бросают их положения «стоя на коленях», два маленьких мяча бросают одновременно, стоя спиной к залу, и самостоятельно выбирают способ бросания мяча средней величины. Чтобы догнать мяч, они перелезают через скамейку или, при повторении задания, пролезают под скамейкой.

Могут быть и такие варианты:

  • резким толчком вкатить мяч вверх на «горку», т.е. по наклонной стороне модуля, прокатить его между ног – в «воротики», стоя спиной к залу; идти к месту прокатывания с мячом на голове;
  • закрутить мяч одной рукой (правой или левой), стоя на месте; забросить мяч в баскетбольную корзину; прокатить мяч в прямом направлении; за мячом пойти на высоких четвереньках.

Малыши быстро адаптируются к знакомым движениям и при многократном повторении теряют к ним интерес. Поэтому, когда упражнение освоено детьми, его целесообразно совершенствовать при помощи различных вариантов двигательного действия.

Я не обучаю детей тому, что они уже умеют делать самостоятельно, а учу тому, чего еще они не умеют делать, но могут выполнить с помощью меня, педагога.

Отмечено, что дети охотно выполняют новые, даже трудные задания. Преодолевая посильные трудности в процессе упражнений, ребенок решает новые двигательные задачи, приобретает новые представления о способах деятельности. Это делает процесс обучения развивающим.

Как пример, приведена продуманная система двигательных заданий в прокатывании мяча. Дети катают мячи с удовольствием, это движение нравится им своей доступностью. В занятиях упражнение повторяется многократно, и каждый раз в более сложных вариантах:

  • прокатить мяч из разных исходных положений: стоя, стоя на коленях, лежа на животе;
  • прокатить мяч в «воротики»;
  • прокатить мяч в ограниченном пространстве (по мату) и через «воротики»;
  • вкатить мяч снизу вверх на «горку» (скат, модуль);
  • вкатить мяч снизу вверх на «горку» с последующим скатыванием ч противоположной стороны (по скату второго модуля);
  • раскрутить мяч одной рукой на месте;
  • прокатить мяч в ограниченном пространстве (по гимнастической скамейке) и скатить по наклонной доске с попаданием в цель;
  • катить большой мяч двумя руками;
  • катить большой мяч вперед, затем назад (к себе);
  • прокатить мяч между ног в «воротики», стоя спиной к залу;
  • прокатить мяч по гимнастической доске, передвигаясь на высоких четвереньках;
  • прокатить мяч так, чтобы он оттолкнулся от стены, катящийся мяч поймать.

Я наблюдаю, как порой трудно малыш осваивает новое движение. Дело в том, что при выполнении упражнения ребенку приходится не только ориентироваться в пространстве зала, но и в пространственных свойствах физкультурного оборудования и пособий.

Малыш узнает, что у скамейки есть край и, чтобы пройти по ней или прокатить мяч, нужно этот край постоянно видеть.

Клубочек будет быстро раскручиваться, если его держать за концы ленточек, а ленточки натянуть, по дорожке из обручей нужно пройти так, чтобы не встать на ободок.

Прежде чем выполнить задание, ребенку нужно его представить. Во время выполнения движения ему необходимо сосредоточить свое внимание на действиях и одновременно видеть внешние очертания оборудования, т.е. пространство, в котором он действует, и ориентироваться в пространстве зала.

Я учу детей ориентироваться в пространстве, развивая зрительно-слуховые и зрительно-тактильные механизмы ориентирования. Формирование пространственного представления и способности владеть пространством – одна из главных задач, стоящих перед воспитателем.

На физкультурном занятии я создаю ситуации, чтобы дети учились самостоятельно выбирать направление движения, находить свое место в пространстве: дети убегают от мяча и прячутся за скамейку, бегут  по периметру зала и пробегают между скамеек, мяч кладут на скамейку, а достают из-под скамейки; дети по залу «едут на машине», ищут мячи, выбирают свою дорожку.

Я учу детей видеть границы действия: дети проходят на высоких четвереньках по гимнастической доске, прыгают из обруча в обруч, не наступая на ободок, идут, переступая с ящичка на ящичек, встают на его середину, проходят приставным шагом по канату.

Я направляю внимание детей на чувственное восприятие скорости движения: «машины едут» быстро и медленно, также быстро и медленно можно стучать кубиками друг о друга, катить большой мяч.

Я развиваю у детей ориентировку на величину предмета: дети идут и перешагивают через препятствия высокие, низкие; проходят по доске широкой, узкой; бросают вдаль мячи большой, чуть поменьше и маленький.

Я создаю у детей представление о движении. По определению П.Ф. Лесгафта, оно складывается из представления о движении частей тела. Ребенок при выполнении упражнения не думает, он просто не замечает движения рук, ног, головы. Я помогаю малышу не только увидеть движение в целом, но и увидеть и понять  движения отдельных частей тела. Я учу детей ориентироваться на себя. Общаясь с ребенком, говорю ему: «Спрячь кубики за спину, подними ленточки  над головой, положи мяч на голову, согни ножки в коленочках, передай мяч из руки в руку, ляг на спину, перевернись на живот, покрути палочку султанчика в ладошках».

«Я сам!»

Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Мы должны беречь это стремление у детей.

На физкультурном занятии ребенок должен делать сам все, что он может. Чаще всего взрослые недооценивают стремление ребенка к самостоятельности и подавляют его естественное желание самому, без помощи взрослого, переползти через бревно, пройти, перешагивая перекладины переносной лестницы, пройти по гимнастической скамейке.

В своем стремлении к самостоятельности ребенок как бы отделяет себя от взрослого и все настойчивее заявляет: «Я сам!»

Деятельность малыша на занятии связана с общением и немыслима без общения со взрослым. Доброжелательность, вера в ребенка, поддержка и поощрение не только за успехи, но уже за одно желание и старание действовать самому, развивают у ребенка понимание собственного «Я».

Для детей раннего возраста характерен огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для них – загадка, которую непременно нужно разгадать. Я не спешу помогать, тем более действовать за ребенка. Я наблюдаю, как он пытается выполнить задание, определяю, какая помощь ему нужна. Позволяю ребенку самому учиться и помогаю только в той мере, в какой это необходимо. Даю ему попробовать разные варианты действия и только в том случае, когда станет ясно, что он сам это сделать не может, прихожу на помощь. Выполняю движение вместе с ребенком, а не за него.

Я объясняю малышу, что он не запрыгнул на мат, а шагнул на него. Выполняем это движение вместе: встаю сзади ребенка, держу его за локти и, управляя действиями, на слово «Прыг!» приподнимаю и ставлю его на мат. Так я направляю его внимание на основные элементы движения и помогаю мышечно их ощутить. Ребенок делает еще один шаг к самостоятельному выполнению задания.

Я развиваю у ребенка желание точно выполнить двигательное действие, помогаю малышу увидеть конечный результат:

  • Подуть на подушечку так, чтобы она закрутилась;
  • Пробегая, достать рукой до колокольчика, чтобы он позвонил;
  • Пролезть под приподнятыми рейками и не задеть их.

Дети начинают осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности, отличать правильное от неправильного, исправлять ошибки. Так появляются первые ростки самоуважения, чувства собственного достоинства, развивается самостоятельность.

Во время выполнения движений я поддерживаю у ребенка желание преодолеть препятствие, воспитываю настойчивость:

  • пробежать «змейкой» и не задеть стоящие предметы;
  • бросить набивной мешочек в самое высокое «окошечко» (между реек гимнастической стенки) и попасть в него.

Я создаю на занятии ситуации, чтобы дети могли сами подбирать способ действия в зависимости от конкретных условий:

  • не показывая движения, предлагаю бросить мяч вверх через обруч, расположенный горизонтально к полу;
  • даю ребенку задание бросать мячи вдаль, в зависимости от их величины, он сам найдет удобный способ выполнить действие.

Чтобы ребенок научится самостоятельно выполнять движения на занятии, я продолжаю расширять его двигательный опыт.

Учу все известные ему двигательные действия выполнять на одном пособии: по гимнастической скамейке можно ходить, преодолевая препятствия; ползать, лежа на животе и подтягиваясь на руках; можно перелезать через гимнастическую скамейку и пролезать под ней; прокатывать по скамейке мячи разной величины.

Учу с одним предметом выполнять разные движения: через обруч пролезают; по дорожке из обручей прыгают, проходят на высоких четвереньках; его вращают, стоя на одном месте; обруч катят, перехватывая ободок, и т.д.

Объединяю разные пособия в комплексы для выполнения одного или нескольких движений.

Для формирования самостоятельности и активности детей важно планировать и осуществлять систему задач нарастающей трудности.

В конце второго – начале третьего года жизни ребенок уже в состоянии сам ставить перед собой задачу, но не в состоянии ее исполнить без помощи взрослого. Я помогаю малышу удерживать целевую установку в процессе выполнения двигательного действия.

Учу ребенка ставить перед собой задачу. При бросании мяча в вертикальную цель спрашиваю малышка, в кружочек какого цвета он хочет бросить мяч. Он может назвать цвет или показать выбранный кружочек. Это и есть поставленная ребенком задача.

Задание выполнено, спрашиваю, попал ли его мяч в выбранный кружочек. Так я развиваю у ребенка способность удерживать в памяти поставленную задачу и соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.

Положительный результат развивает у ребенка заинтересованность и желание самостоятельно выполнять последующие задания.

Я предоставляю детям возможность самим находить выход из создавшейся ситуации. Дети бросили мешочки в вертикальную цель – между реек гимнастической стенки. А как их достать, если заходить за стенку нельзя?  Без сомнения, каждый малыш найдет способ достать мешочек.

Ребенок растет и развивается от занятия к занятию, его движения становятся уверенными и точными, повышается степень самостоятельности.

Зарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личного развития малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста "

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализировать психо...

Доклад по теме: "Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализиро...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целен...

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...

Доклад на тему "Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе подготовки к праздникам"

Преодоление трудностей в общении ребенка является важнейшей задачей социальной реабилитации. Но чтобы успешно решать эту задачу, требуется немало времени, и успех этой работы во многом зависит как от ...

Доклад на тему: «Развитие координации у детей младшего дошкольного возраста»

Развитие координаций движения и крупной моторики у детей дошкольного возраста по средством спортивных игр....