Методическая разработка на тему «Ещё тогда нас не было на свете»
план-конспект занятия (старшая группа)
Как рассказать дошкольникам о радости Великой Победы после пережитых годах страданий и смерти? История окружает их в памятниках и мемориалах, в братских захоронениях. Коротко, доступно пониманию дошкольника поведать о трудных годах оккупации и военных действиях, перемежая с двигательной активностью, позволяющей «примерить на себя» свое поведение в те годы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 «Радуга» Старооскольского городского округа
Региональный заочный конкурс методических разработок
«Подвиг героев»
Номинация
«Лучшее досуговое мероприятие»
Дошкольный возраст
Методическая разработка на тему
«Ещё тогда нас не было на свете»
»
Овчарова Инна Викторовна,
воспитатель,
стаж работы
2025
Введение
№ | критерии | содержание |
1 | Актуальность и обоснование выбора темы | Как рассказать дошкольникам о радости Великой Победы после пережитых годах страданий и смерти? История окружает их в памятниках и мемориалах, в братских захоронениях. Коротко, доступно пониманию дошкольника поведать о трудных годах оккупации и военных действиях, перемежая с двигательной активностью, позволяющей «примерить на себя» свое поведение в те годы. |
2 | Цель | Обогащение знаний дошкольников информацией о пережитых тяжелых временах в годы Великой Отечественной войны жителями Старого Оскола. Воспитание у дошкольников чувство благодарности и уважения к защитникам города, к трудовым подвигам простых людей, приближавших этот светлый день Победы! |
3 | Задачи | - Познакомить старших дошкольников с условиями жизни жителей города в годы немецкой оккупации; - обогащать знания старших дошкольников о военных действиях в городе и районе в годы войны; - развивать стремление быть достойными приемниками памяти защитников города и области в годы войны; - воспитывать патриотическое чувство и стремление быть похожими на смелых и отважных героев, беззаветно преданных своей Родине. |
4 | Целевая аудитория | Дошкольники 6-7 лет |
5 | Методы и приёмы воспитания и образования | Беседа с рассказом о войне в Старом Осколе в годы ВОВ. Просмотр презентации о городе. Дидактическое упражнение «Разведчики», «Город мой многострадальный!», спортивное упражнение «Защитники города», прослушивание стихотворений о войне, виртуальная экскурсия по памятным местам города, связанным с ВОВ.. |
7 | Материально-технические ресурсы и оборудование | Фотографии с видами довоенного, военного города, видеосюжеты о начале войны с показом репродукций картин художников, виртуальная экскурсия, мультимедийная установка. 2 тоннеля, кегли, вертикальные цели с изображением танков, мешочки с песком, сорок предметов на четырех столах, наборное полотно. Стенд. |
Ход мероприятия
Дети входят в музыкальный зал, на экране видеосюжет о раннем летнем утре, слышатся щебетание птиц. Дошкольники проходят на полянку и присаживаются на ковер перед экраном.
Ведущий: Лето, тепло, птички щебечут, вдыхаем свежий утренний воздух…Еще рано, все спят, ведь сегодня воскресенье, 22 июня 1941 года, выходной день. На экране появляются живописные полотна художников.
Когда появляется полотно «22 июня 1941 года», щебет птиц сменяется гулом самолетов, который по громкости все нарастает.
Ведущий: Дети, что это за гул такой слышится?
Дети предполагают, что это летят самолеты, даже на картине они видны.
Ведущий: Дети, поднимайтесь с полянки усаживайтесь на стульчики, рассказ мой будет печальный.
На экране появляется видео военных лет с летящими немецкими самолетами и наступающими войсками. Звучит фрагмент симфонии Д. Шостаковича.
Ведущий: В четыре утра фашистские войска на самолетах, танках, машинах и мотоциклах вероломно ворвались на территорию нашей страны.
Немецкие полчища начали бомбить наши города и села, расстреливать красноармейцев и мирных жителей. Они шли по нашим полям и лесам с таким напором, что люди не понимали, что происходит, советским солдатам пришлось отступать…
- Именно так стремительно немецкие войска завоевали страны Европы, так им хотелось завоевать и нашу страну. Пришли враги и на Белгородскую землю. Каждый клочок земли русские солдаты пытались удержать, остановить фашистов. Возле Атаманского леса шли ожесточенные бои, немцы не могли переломить сопротивление наших защитников.
Давайте представим себе как бы мы с вами, будучи солдатами, защищали наш город.
Спортивное упражнение «Защитники города»
Мальчики в спортивных костюмах строятся в две шеренги друг за другом. В их задачу входит проползти по туннелю, пробежать змейкой между деревьями и бросить гранату в немецкий танк и сразу убежать к своим командам.
Ведущий: Молодцы. Танки подбиты, мы помогли нашим солдатам!
Ведущий: Немцы решились на подлость – они пустили на наших защитников ядовитый газ, погубив тысячи солдат. У Атаманского леса находится самая большая в Белгородской области братская могила, где покоятся наги герои.
Здесь в далёком, кровавом, военном году,
Под Осколом отряд находился
И с фашистами, несшими людям беду,
Он за правду, за Родину бился.
В полуразрушенный город вошли фашисты, они грабили дома, забирали все, что им понравится, забирали еду. Всех молодых людей собрали на площади и увезли в Германию на тяжелые работы. В городе остались старики, женщины, маленькие дети и подростки. Пустые магазины были закрыты, кушать было нечего, дров, чтобы согреться, тоже не было. Всем было страшно, но ненависть к врагам была еще сильнее. В городе начала действовать подпольная группа и в лесу появился партизанский отряд. Подростки, гуляя по улицам, были разведчиками, запоминали передвижение немцев, привоз и хранение боеприпасов и снарядов. А потом передавали подпольщикам и партизанам. Нужно было быть внимательными и все запоминать. Записывать ничего нельзя было, немцы сразу же арестовали бы.
Ведущий: Ребята, а вы внимательные?
Дидактическое упражнение «Разведчики»
Сначала девочки, а потом мальчики по парно подходят к столах, на которых лежат предметы (10 шт.) Нужно запомнить их расположение и сами предметы. Затем, дети отворачиваются, и ведущие меняют предметы и их расположение. Посовещавшись, дошкольники расставляют предметы в исходное положение и называют, какие предметы исчезли и появились новые.
Ведущий: С вниманием и памятью у вас все в порядке. В разведчики вы годитесь!
Ведущий: Семь долгих месяцев хозяйничали фашисты в нашем городе. И вот долгожданное освобождение! Только вот посмотрите, что осталось он нашего красивого города! За время оккупации в нашем городе были разрушены почти все здания, убиты 300 мирных жителей, более 2 тысяч молодых людей от 15 до 18 лет угнаны в Германию.
Дидактическое упражнение «Город мой многострадальный!»
На стенде расставлены фотографии довоенного и военного города.
Ведущий: Давайте расставим их по порядку. Сначала как было, затем, как стало.
Ведущий: Выжившим жителям города и района предстояло еще одно испытание – это строительство железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава. Длиной 92 километров. Работа предстояла грандиозная: без специальных машин и механизмов предстояло перенести 800 тысяч кубометров земли, построить 48 мостов, уложить 67 километров железнодорожных путей и реконструировать 24 километра… Но за этими цифрами стояла тяжелая физическая работа женщин и подростков днем и ночью, с небольшим перерывом на сон и еду. Ссохшуюся от летней жары землю приходилось долбить кирками и ломами, затем в мешках, фартуках перетаскивать на новое место и так по 16 часов.
О строительстве дороги узнали фашисты, с регулярной точностью прилетали вражеские самолеты, расстреливая людей и бомбя уже построенное. Тринадцатилетние дети прибавляли себе лишние годы, чтобы попасть на строительство дороги, стремясь оказать помощь в борьбе с захватчиками. Построенная дорога на 150 километров сократила действующую автомобильную дорогу. На фронт пошли эшелоны с техникой и боеприпасами, обеспечивая победный марш нашей Армии. Измученные непосильным трудом все радовались – выполнили задание нашей Родины и нашей партии. Построили железную дорогу, которая стала «стальной нитью» в ткани Победы!
Ведущий: И вот она, долгожданная Победа! Город наш прославленный мужественно и героически вынес все тяготы войны и поэтому в 2011 году он удостоен высокого звания город Воинской Славы. Жители города с честью берегут память о тех тяжелых годах, тех, кто уже не придет никогда вложил эту память в памятники и вечный огонь!
Ведущий: Давайте пройдем по нашему городу и поклонимся каждому военному памятнику
Виртуальная экскурсия по памятным местам военных лет.
Возле Атаманского леса кадр останавливается и слышится метроном.
Минута молчания.
Ещё тогда нас не было на свете
Автор: М. О. Владимов
1 ребенок: Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
2 ребенок: Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
3 ребенок: Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
4 ребенок: Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
Список литературы:
1.Золотых Т. 1941-1945: Во имя жизни: художественно-публицистический сборник / Т. Золотых и др. ; ред. А. Богданович и др.: Старый Оскол: Управление корпоративным коммуникациям ОАО «ОЭМК», 2010. – 432 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/002178_000020_
2.Евсюков Е. Н. На пути к победе: Старый Оскол / Е.Н. Евсюков. Старый Оскол: издательство Ямская степь, 2005. -126 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://exponat-online.ru/exhibit/21635600/
3. Никулов, А.П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края.) – Курск: ГУИПП «Курск». 1997. – 576с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://oskol-book.ru/shop/2430191/desc/a-p-nikulov-staryj-oskol-istoricheskoe-issledovanie-oskolskogo-kraja-kursk-guipp-kursk-1997
4. Старый Оскол. История присвоения почетного звания. «Город воинской славы». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pobeda.poklonnayagora.ru/
5.Старый Оскол в годы ВОВ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://srgvs.ru/staryy-oskol-v-gody-vov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Еще тогда вас не было на свете, когда с победой вы домой пришли..."
Целью данного педагогического проекта является формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о Великой отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жи...

"Ещё тогда нас не было на свете"
Цель мероприятия: развивать нравственно – патриотические качества у дошкольников. Воспитывать уважение к старшему поколению, любовь к Родине, детскому саду....

"Еще тогда нас не было на свете..."
Методическая разработка "Еще тогда нас не было на свете..."Материал разработан в виде музыкально-литературной композиции.В нее входят стихотворения,песни,танцы,записи песен военных лет.Ее мо...

Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте «Еще тогда нас не было на свете»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России в Великой Отечественной войне завоевана непомерным подвигом народа, ведь еще живы свидетели тех...

Социально-значимый проект о ВОВ: "Ещё тогда нас не было на свете"
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно ...

