На пороге школы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 Дисграфия — это-  нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью.

Чаще всего эта проблема проявляется у детей, которые посещали логопедические группы, плохо рисуют. Это нарушение может стать препятствием для освоения детьми грамоты и грамматики родного языка. Для успешного формирования письменной речи необходимо ряд условий:

— правильно сформированное произношение всех групп звуков русского языка, фонетический анализ и синтез.

— хорошо развитые графомоторные навыки,

— хорошая координация движений  и ориентировка в пространстве

— способность к самоконтролю и саморегуляции.

Если ребенок имеет затруднения в одном из перечисленных пунктов , то он находится в группе риска по проявлению дисграфии.

Для профилактики дисграфических проявлений с детьми, находящимися в группе риска наряду с коррекцией устной речи желательно проводить мероприятия по профилактике нарушений письма.

Это могут быть задания и игры и фрагменты организованной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_na_poroge_shkoly.docx868.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Здание по   адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Родительский клуб в подготовительной группе № 7 для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему

«На пороге школы»

                                                       Подготовили и провели:

 Гуляева Ю.И., учитель-логопед;

                                                               Абрамова С.А., воспитатель;

                                                                 Мурашова Е.В., воспитатель.

г. Видное

Апрель, 2025г.

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию пространственной ориентации, зрительного и слухового внимания у детей, как одного из составляющих этапов профилактики нарушений письменной речи  и гармоничном развитии.  Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнениям для профилактики нарушений письменной речи.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятиями «дисграфия и дислексия».
  1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов через игры и упражнения.
  1. Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для занятий с ребенком.

Оборудование: подносы, жетоны с ладошками, подводные лодки, блоки дорожки, доска, мелки, круг с буквами и карточки с заданиями, картинный материал, буквы, мешочек, раскраски.

Предварительная работа: Подготовка шаблонов игры «подводная лодка» с жетонами, изографы 2-3 штуки, буквы крупные, картинный материал.

Ход мастер-класса

  1. Теоретическая часть.

  1. Что такое специфические ошибки на письме и при  чтении?
  1. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие фонематического восприятия, звукового анализа, выполнения домашних заданий в 1 классе.

Вступительная беседа

    Добрый вечер, уважаемые родители!

В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в школу испытывает большие трудности в обучении.

Нередко в процессе обучения в начальной школе дети сталкиваются с проблемой множественных ошибок на письме. Данное нарушение имеет определение- дисграфия.

 Дисграфия — это-  нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью.

Чаще всего эта проблема проявляется у детей, которые посещали логопедические группы, плохо рисуют. Это нарушение может стать препятствием для освоения детьми грамоты и грамматики родного языка. Для успешного формирования письменной речи необходимо ряд условий:

— правильно сформированное произношение всех групп звуков русского языка, фонетический анализ и синтез.

— хорошо развитые графомоторные навыки,

— хорошая координация движений  и ориентировка в пространстве

— способность к самоконтролю и саморегуляции.

Если ребенок имеет затруднения в одном из перечисленных пунктов , то он находится в группе риска по проявлению дисграфии.

Для профилактики дисграфических проявлений с детьми, находящимися в группе риска наряду с коррекцией устной речи желательно проводить мероприятия по профилактике нарушений письма.

Это могут быть задания и игры и фрагменты организованной образовательной деятельности.

Важным моментом при подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

II.Практическая часть

  1. Знакомство с играми для развития внимания, пространственной ориентации, звуко-слогового анализа и наглядная демонстрация способов работы с ними.
  2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию оптико-пространственной ориентации, языкового анализа и синтеза и внимания.

Приведу примеры некоторых из них:

  1. Игры на запоминание и различение образа букв

-«Обведи буквы». Ребенок из наложенных друг на друга изображений разных букв находит, обводит и называет их.

— «Корректурная буквенная проба» (направлена на развитие внимания и переключаемость).

Ребенку ставиться условие: в любом печатном тексте, букву А мы обводим в кружок, букву О мы зачеркиваем, а букву Б мы обводим в треугольник. Когда задание выполнено, подводится итог, можно устроить небольшое соревнование и подсчитать у кого  меньше ошибок.

— «Букву угадай, на что похожа называй».

Ребенку предлагается «волшебный мешочек» в котором наощупь он должен узнать букву, и сказать на что она похожа. Если возникают сложности с сопоставлением буквы с образом, то можно предложить ребенку выучить подробные стихи: «Эта буква широка и похожа на жука, и при этом точно жук издает жужжащий звук», «Посмотри на колесо и увидишь букву О»

— «Выложи букву»- ребёнок выкладывает из различных предметов (камни, палочки, пуговицы, цветочки, листочки, ниточки) букву или небольшое слово и просит взрослого или другого ребенка прочитать.

— «Звонко- глухо» Взрослый называет парные согласные (Б-П, В-Ф, Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш) , а ребенок хлопает в ладоши если звук звонкий, или прикладывает указательный палец к губам, если глухой.

— «Поймай гласный звук» В начале игры необходимо вспомнить, что такое гласные звуки. Гласные звуки можно петь и тянуть , во рту нет преграды. Затем взрослый читает знакомый текст или небольшое стихотворение, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит гласный звук. Если ребёнок умеет читать, то дается задание подчеркнуть в тексте буквы, обозначающие гласные звуки.

— «Угадай слово»

Если ребенок уже освоил чтение, то ему будут доступно разгадывание несложных ребусов. Или использовать изографы - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы..

       

Изографы разгадывая, можно также собрать из букв все слово. Затем провести анализ слова и звуковой, и слоговой.

- Игра «математические лодки». Развитие пространственной ориентации, закрепления навыка счета и правильное написание цифр.

- «Раскраски». Доступная игра, помогающая закреплять математические навыки,  образ буквы и  развивать внимание. Реши примеры и закрась ответ нужным цветом. Или закрась все буквы М коричневым и м бежевым.

       А теперь давайте поиграем.

 И первая игра направлена на развитие многих психических процессов, начиная от восприятия до самоконтроля.

-  Игра «Изоргафы».

Угадай, что за предмет. Собери это слово из букв. Буквы лежат на столе. Все буквы получились? Последней буквы не хватает. Найди её в мешочке на ощупь. (ребенок должен на ощупь найти нужную букву). А теперь поставь её на свое место. Слова: ЧАСЫ, МАЯК, КОЛОКОЛ.

Предлагаю составить звуковую схему к слову (ребенок выкладывает звуковую схему под словом).  А теперь делим слова на слоги и выделяем ударный слог (дети схемой показывают количество слогов в словах и ставят знак ударения). И последнее задание со словом, составьте предложение с этим словом. Чертим схему придуманного предложения.

- Игра «Раскрась картинку».

Раскрась части со слогами. Гласные буквы красным цветом. Слоги с мягкими согласными зеленым цветом. А слоги с твердыми согласными – желтым.

    Правильно писать дети должны не только буквы, но и цифры. Хорошо ориентироваться в пространстве. Я предлагаю следующую игру, направленную на развитие зрительно-пространственной ориентации, а также закрепление соотнесения числа и количества.

- Игра «Подводные лодки».

Подводные лодки под номерами от 1 до 10 располагаются на 1 конце ковра, а жетоны с количеством предметов на них  - на другом конце ковра. Между лодками и жетонами выстраиваются две дорожки – левая и правая. Дети с родителями берут жетон, считают количество предметов на них. Далее нужно добраться до подводной лодки с нужным числом по левой дорожке, если число меньше 6. Или по правой дорожке, если число больше 6.

- «Математическая раскраска»

Реши пример и раскрась картинку соответствующим цветом. Это поможет развить математические навыки, внимание, мелкую моторику.

- Игра «Слово за слово»

Перед вами круг с буквами. Я загадываю слово и включаю таймер. Кто первый отгадывает слово и нажимают букву, с которой начинается это слово, забирает это слово себе.

Вы молодцы! Потрудились на славу в парах. Давайте завершим встречу общим рассказом о нашей встрече. Для этого приглашаю всех в круг на ковер. Я начинаю предложение и передаю мяч соседу справа. Сосед должен продолжить рассказ, добавив одно предложение. Самое главное правило, сначала повторить предыдущее предложение, а затем сказать свое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.

Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...