На пороге школы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Дисграфия — это- нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью.
Чаще всего эта проблема проявляется у детей, которые посещали логопедические группы, плохо рисуют. Это нарушение может стать препятствием для освоения детьми грамоты и грамматики родного языка. Для успешного формирования письменной речи необходимо ряд условий:
— правильно сформированное произношение всех групп звуков русского языка, фонетический анализ и синтез.
— хорошо развитые графомоторные навыки,
— хорошая координация движений и ориентировка в пространстве
— способность к самоконтролю и саморегуляции.
Если ребенок имеет затруднения в одном из перечисленных пунктов , то он находится в группе риска по проявлению дисграфии.
Для профилактики дисграфических проявлений с детьми, находящимися в группе риска наряду с коррекцией устной речи желательно проводить мероприятия по профилактике нарушений письма.
Это могут быть задания и игры и фрагменты организованной образовательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 868.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
Здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35
Родительский клуб в подготовительной группе № 7 для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему
«На пороге школы»
Подготовили и провели:
Гуляева Ю.И., учитель-логопед;
Абрамова С.А., воспитатель;
Мурашова Е.В., воспитатель.
г. Видное
Апрель, 2025г.
Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию пространственной ориентации, зрительного и слухового внимания у детей, как одного из составляющих этапов профилактики нарушений письменной речи и гармоничном развитии. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнениям для профилактики нарушений письменной речи.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятиями «дисграфия и дислексия».
- Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов через игры и упражнения.
- Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для занятий с ребенком.
Оборудование: подносы, жетоны с ладошками, подводные лодки, блоки дорожки, доска, мелки, круг с буквами и карточки с заданиями, картинный материал, буквы, мешочек, раскраски.
Предварительная работа: Подготовка шаблонов игры «подводная лодка» с жетонами, изографы 2-3 штуки, буквы крупные, картинный материал.
Ход мастер-класса
- Теоретическая часть.
- Что такое специфические ошибки на письме и при чтении?
- Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие фонематического восприятия, звукового анализа, выполнения домашних заданий в 1 классе.
Вступительная беседа
Добрый вечер, уважаемые родители!
В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в школу испытывает большие трудности в обучении.
Нередко в процессе обучения в начальной школе дети сталкиваются с проблемой множественных ошибок на письме. Данное нарушение имеет определение- дисграфия.
Дисграфия — это- нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью.
Чаще всего эта проблема проявляется у детей, которые посещали логопедические группы, плохо рисуют. Это нарушение может стать препятствием для освоения детьми грамоты и грамматики родного языка. Для успешного формирования письменной речи необходимо ряд условий:
— правильно сформированное произношение всех групп звуков русского языка, фонетический анализ и синтез.
— хорошо развитые графомоторные навыки,
— хорошая координация движений и ориентировка в пространстве
— способность к самоконтролю и саморегуляции.
Если ребенок имеет затруднения в одном из перечисленных пунктов , то он находится в группе риска по проявлению дисграфии.
Для профилактики дисграфических проявлений с детьми, находящимися в группе риска наряду с коррекцией устной речи желательно проводить мероприятия по профилактике нарушений письма.
Это могут быть задания и игры и фрагменты организованной образовательной деятельности.
Важным моментом при подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
II.Практическая часть
- Знакомство с играми для развития внимания, пространственной ориентации, звуко-слогового анализа и наглядная демонстрация способов работы с ними.
- Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию оптико-пространственной ориентации, языкового анализа и синтеза и внимания.
Приведу примеры некоторых из них:
- Игры на запоминание и различение образа букв
-«Обведи буквы». Ребенок из наложенных друг на друга изображений разных букв находит, обводит и называет их.
— «Корректурная буквенная проба» (направлена на развитие внимания и переключаемость).
Ребенку ставиться условие: в любом печатном тексте, букву А мы обводим в кружок, букву О мы зачеркиваем, а букву Б мы обводим в треугольник. Когда задание выполнено, подводится итог, можно устроить небольшое соревнование и подсчитать у кого меньше ошибок.
— «Букву угадай, на что похожа называй».
Ребенку предлагается «волшебный мешочек» в котором наощупь он должен узнать букву, и сказать на что она похожа. Если возникают сложности с сопоставлением буквы с образом, то можно предложить ребенку выучить подробные стихи: «Эта буква широка и похожа на жука, и при этом точно жук издает жужжащий звук», «Посмотри на колесо и увидишь букву О»
— «Выложи букву»- ребёнок выкладывает из различных предметов (камни, палочки, пуговицы, цветочки, листочки, ниточки) букву или небольшое слово и просит взрослого или другого ребенка прочитать.
— «Звонко- глухо» Взрослый называет парные согласные (Б-П, В-Ф, Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш) , а ребенок хлопает в ладоши если звук звонкий, или прикладывает указательный палец к губам, если глухой.
— «Поймай гласный звук» В начале игры необходимо вспомнить, что такое гласные звуки. Гласные звуки можно петь и тянуть , во рту нет преграды. Затем взрослый читает знакомый текст или небольшое стихотворение, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит гласный звук. Если ребёнок умеет читать, то дается задание подчеркнуть в тексте буквы, обозначающие гласные звуки.
— «Угадай слово»
Если ребенок уже освоил чтение, то ему будут доступно разгадывание несложных ребусов. Или использовать изографы - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы..
Изографы разгадывая, можно также собрать из букв все слово. Затем провести анализ слова и звуковой, и слоговой.
- Игра «математические лодки». Развитие пространственной ориентации, закрепления навыка счета и правильное написание цифр.
- «Раскраски». Доступная игра, помогающая закреплять математические навыки, образ буквы и развивать внимание. Реши примеры и закрась ответ нужным цветом. Или закрась все буквы М коричневым и м бежевым.
А теперь давайте поиграем.
И первая игра направлена на развитие многих психических процессов, начиная от восприятия до самоконтроля.
- Игра «Изоргафы».
Угадай, что за предмет. Собери это слово из букв. Буквы лежат на столе. Все буквы получились? Последней буквы не хватает. Найди её в мешочке на ощупь. (ребенок должен на ощупь найти нужную букву). А теперь поставь её на свое место. Слова: ЧАСЫ, МАЯК, КОЛОКОЛ.
Предлагаю составить звуковую схему к слову (ребенок выкладывает звуковую схему под словом). А теперь делим слова на слоги и выделяем ударный слог (дети схемой показывают количество слогов в словах и ставят знак ударения). И последнее задание со словом, составьте предложение с этим словом. Чертим схему придуманного предложения.
- Игра «Раскрась картинку».
Раскрась части со слогами. Гласные буквы красным цветом. Слоги с мягкими согласными зеленым цветом. А слоги с твердыми согласными – желтым.
Правильно писать дети должны не только буквы, но и цифры. Хорошо ориентироваться в пространстве. Я предлагаю следующую игру, направленную на развитие зрительно-пространственной ориентации, а также закрепление соотнесения числа и количества.
- Игра «Подводные лодки».
Подводные лодки под номерами от 1 до 10 располагаются на 1 конце ковра, а жетоны с количеством предметов на них - на другом конце ковра. Между лодками и жетонами выстраиваются две дорожки – левая и правая. Дети с родителями берут жетон, считают количество предметов на них. Далее нужно добраться до подводной лодки с нужным числом по левой дорожке, если число меньше 6. Или по правой дорожке, если число больше 6.
- «Математическая раскраска»
Реши пример и раскрась картинку соответствующим цветом. Это поможет развить математические навыки, внимание, мелкую моторику.
- Игра «Слово за слово»
Перед вами круг с буквами. Я загадываю слово и включаю таймер. Кто первый отгадывает слово и нажимают букву, с которой начинается это слово, забирает это слово себе.
Вы молодцы! Потрудились на славу в парах. Давайте завершим встречу общим рассказом о нашей встрече. Для этого приглашаю всех в круг на ковер. Я начинаю предложение и передаю мяч соседу справа. Сосед должен продолжить рассказ, добавив одно предложение. Самое главное правило, сначала повторить предыдущее предложение, а затем сказать свое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.
Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»
Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...
Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А
План проведения родительского собрания. 1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»; Цель: ...







