Рабочая программа дошкольного образования по реализации образовательной области «физическое развитие» (Плавание)
рабочая программа

Нургалиева Гульназ Ильшатовна

Рабочая программа по плаванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2024-2025gg.docx121.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

РАССМОТРЕНА                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

на заседании Педагогического совета                                                                        Заведующий

протокол № __                                                                                  МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

от «__»_______г.                                                                               ____________Морозова Г.В.

                                                                                                             Приказ №___ от «__» ____г.

Рабочая программа дошкольного образования

по реализации образовательной области «физическое развитие»

(Плавание)

Срок реализации: 2024-2025 учебный год

Целевая аудитория:

дети дошкольного возраста 4-7 лет

Инструктор по физической культуре

Нургалиева Г.И.

Покачи

2024

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1.ЦЕЛЕВОЙ

1.1.Пояснительная  записка………………………………………………………………3

1.1.1.Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста……………….4

1.1.2.Возрастные и индивидуальные особенности детей………………………………6

1.2.Планируемые результаты освоения программы…………………………………....9

1.3.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе……………………………………………………………………………......11

1.4.Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию…………………………………………………………………………...........14

1.5.Обеспечение безопасности НОД по плаванию……………………………………16

    РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка…………………………………………………………………………18

2.2.Учебно-тематическое планирование……………………………………………….19

2.3 Перспективное планирование по плаванию детей дошкольного возраста……...26

2.4.Взаимодействие с семьями дошкольника………………………………………….29

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1.Предметно – развивающая образовательная среда……………………………......31

3.2.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса………………..31

3.3.Список литературы…………………………………………………………………..31

РАЗДЕЛ 1.ЦЕЛЕВОЙ

1.1.Пояснительная записка

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.

Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка

  • его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание  является  уникальным  видом  физических  упражнений,

превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания

  • профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких гигиенических навыков.

  • программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.

Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

  • ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:

  • непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
  • оздоровительно-профилактический комплекс (бассейн);
  • развлечения, праздники на воде.

     

Основное содержание программы составляют физические упражнения игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

     Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы

  - Закон РФ ―Об образовании‖№273-ФЗ от 29.12.2012

  -  Устав МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

  - Программа развития МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

  - Образовательная программа МАДОУ ДСКВ «Солнышко» на 2021 – 2022 учебный    год

  - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного        образования

  - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г

1.1.1 Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста

Правильно  организованный  процесс  обучения  плаванию  оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

Цель начального обучения плаванию дошкольников.

  - Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.

Задачи обучения.

- Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и   их физическому развитию.

- Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию, привить интерес, любовь к воде

Характеристика основных навыков плавания.

Навык

Характеристика

Ныряние силой

Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно ,

сознательно уходить под воду, ориентироваться там и передвигаться, знакомят с подъемной силой.

Прыжки в воду

Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать на него действие равных сил, развивают решительность, самообладание и мужество.

Лежание

Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха.

Скольжение

   

 Позволяет почувствовать не только статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствуя другие навыки, способствует развитию выносливости.

Контролируемое дыхание

Ритмичное правильное дыхание,  согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно взаимосвязан со всеми навыками.

   

       Закономерность поэтапного формирования навыков плавания

I этап

                          Результат ( задачи)

Возраст детей(условно)

Знакомство с водой, ее свойствами. Освоение с водой(безбоязненно и уверенно передвигаться по дну с помощью и самостоятельно, совершать простейшие действия, играть)

Средний дошкольный возраст

II этап

Результат (задачи)

Возраст детей( условно)

Приобретение детьми умения и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду).

Средний дошкольный возраст

III этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Обучение плаванию определенным способом (согласованность движений рук, ног, дыхания).

Старший дошкольный возраст

IV этап

Результат (задачи)

Возраст детей( условно)

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду

Старший дошкольный и младший школьный возраст

1.1.2.Возрастные и индивидуальные особенности детей

  Возрастные особенности воспитанников среднего возраста (4-5 лет)

  • Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.
  • Возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное     запоминание.
  • Начинает развиваться образное мышление.
  • В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
  • Значительное развитие получает изобразительная деятельность.
  • Усложняется конструирование.
  • Продолжает развиваться воображение.

Увеличивается устойчивость внимания

  • Речь становится предметом активности детей.
  • Выделяются лидеры.

   Дети среднего дошкольного возраста способны овладеть элементарными общими положениями, характерными для группы однородных движений. На пятом году жизни создается возможность ознакомить детей с принципом называния способов подлезания (по точкам опоры): на ладонях и коленях, на ступнях без опоры на руки, на ладонях и ступнях; способов метания (от какой части тела выполняется бросок, так и называется): от плеча одной рукой, от головы двумя руками, от груди одной или двумя руками и т. д. Усвоение этого материала позволит детям быстро овладеть разнообразными способами подлезания и метания, так как в них есть общие элементы в структуре движения и технике выполнения. Знания обеспечат осознанную реакцию на указания и подсказку взрослого. Овладение разными способами выполнения одного и того же движения рассматривается как важнейший базис для рациональных, экономных действий в различных условиях. При ознакомлении с новым способом выполнения движения выделяются его достоинства, и оценивается целесообразность использования в конкретной ситуации.

         При выполнении целого ряда физических упражнений важно сохранить устойчивую позу (в прыжках, метании, упражнениях на равновесие, общеразвивающих упражнениях и др.), поэтому необходимо раскрыть связь между положением ног и устойчивостью стойки. Используя знания этой закономерности, педагог может не объяснять исходного положения для ног при разучивании разных способов выполнения прыжков, метания и др. Достаточно указать, что встать нужно прочно, устойчиво.

    Основными движениями ребенок не только пользуется на специально организованных занятиях в детском саду, но и широко применяет их в повседневной жизни. Причем частота выполнения движений в жизненных и игровых ситуациях значительно превышает повторяемость на занятиях. Для формирования устойчивых навыков правильного осуществления двигательных действий, благоприятного их воздействия на функционирование органов и систем в программе предлагаются систематические упражнения в разных ситуациях. Это достигается взаимодействием инструктора по физической культуре, воспитателей и родителей.

  •   семье больше шансов приучить детей к рациональному использованию движений в естественных условиях, жизненной обстановке. Обоюдный

контроль   педагогов и родителей за двигательным поведением ребенка позволяет быстрее сформировать у него самоконтроль выполнения движений. Поэтому разученный на занятиях материал закрепляется индивидуально и в подгруппах в утренний и вечерний

режимный отрезок времени и на прогулке. Таким образом, обеспечивается двигательный режим и решение образовательных задач.

   Из всего дошкольного возраста наиболее выраженные темпы развития динамической выносливости приходятся на средний дошкольный возраст (Н. А. Ноткина). В это время интенсивно развивается гибкость, а в старшем дошкольном возрасте темпы прироста результатов снижаются (Н. А. Ноткина, В. П. Урицкая). Повышение уровня скоростных способностей позволяет успешно развить у детей умение быстро набирать скорость при беге (челночный бег) (Н. А. Ноткина

Успешно в этом возрасте происходит овладение структурой двигательной

 деятельности и ее составными компонентами. С помощью моделирования дети могут понять общий план выполнения физических упражнений (приготовиться, выполнить, оценить результат), установить связь «цель — результат» (Т. Э. Токаева). Психологи и педагоги (А. В. Запорожец, Л. В.Артемова, А. П. Усова, В. Г. Нечаева и др.) подчеркивают, что на пятом году жизни у дошкольников возникает интерес к деятельности сверстников, в том числе и к двигательной. Детям доступна организация собственного поведения в соответствии с правилами, они согласуют свои действия с действиями других для достижения общей цели.

Возрастные особенности воспитанников старшего возраста (5-6 лет).

  • Развитие игры.
  • Развивается изобразительная деятельность.
  • В конструировании овладевают обобщѐнным способом обследования образца, конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу, по условию.
  • Продолжает развиваться образное мышление.
  • Развивается воображение.
  • Развивается устойчивость, распределение, переключение внимания.
  • Совершенствуется речь.

Сформированное к 5 годам умение передавать направление движений на уровне эталона позволяет детям быстро овладевать новыми, более сложными общеразвивающими упражнениями. Они способны четко выполнять разнонаправленные, разноименные движения руками, руками и ногами (правую руку в сторону, левую — вверх; руки вперед, левую - ногу в сторону т. д.), что позволяет развивать координацию, согласованные действия различными частями тела.

Умение выполнять основные движения разными способами позволяет научить детей 5—6 лет действовать целесообразно в различных ситуациях, выбирать нужное движение в зависимости от требований к скорости перемещения, грунта, высоты препятствия (перешагнуть, перепрыгнуть, подлезть). Создаются благоприятные условия для выработки гибкости двигательного навыка, умения быстро переходить от выполнения одного движения к другому в разной последовательности и в различных сочетаниях, выполнять двигательное действие правильно и с ходу.

  • этом возрасте происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног. В связи с этим значительно увеличивается ширина шага при ходьбе и беге, длина прыжка.

На шестом году жизни возрастает влияние второй сигнальной системы (М.В.Антропова). Это дает возможность широко использовать слово как источник новой информации для формирования у старших дошкольников образа двигательного действия. Представление о движении складывается по слову легко, если новое физическое упражнение является вариантом разученных ранее или новое двигательное действие состоит из знакомых элементов.

По данным исследований Е. Н. Вавиловой и Н. А. Ноткиной, из всех физических качеств наибольший прирост у старших дошкольников отмечен в развитии выносливости, общей физической работоспособности.

  Склонность большинства детей к двигательной активности является психологической базой для развития самостоятельности в двигательной деятельности.

       Стремление к результативности при решении двигательных задач, побуждает детей планировать свои практические и игровые действия. преднамеренно выбирать способы выполнения заданий. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь        между способом выполнения двигательного действия и полученным результатом.

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования детских взаимоотношений. У ребенка появляется устойчивый интерес к совместной деятельности с другими детьми, повышается активность и самостоятельность — важные предпосылки организованного поведения. Особый интерес вызывают подвижные игры с элементами соревнования, где требуется подчинить свои интересы достижению общей цели, быть внимательным, стараться меньше ошибаться, так как это может привести к общему проигрышу.

Возрастные особенности воспитанников старшего возраста (6-7 лет).

  • Головной мозг заканчивает свое анатомическое и физиологическое формирование.
  • Появляются более стойкие иммунные реакции.
  • Наблюдается интенсивное увеличение роста.
  • Становление физиологической осанки завершается, при этом возникает риск формирования первичной сколиотической осанки.
  • Продолжает развиваться воображение, но в сравнении со старшим возрастом наблюдается снижение развития.
  • Развивается образное мышление.
  • В сюжетно-ролевой игре дети начинаю осваивать сложные взаимодействия людей.
  • В изобразительной деятельности появляются сюжеты из окружающей жизни, литературных произведений.
  • В конструировании владеют обобщѐнным способом анализа изображения и постройки.
  • Продолжает развиваться речь, формируется позиция школьника.
  • Развивается внимание, оно становится произвольным.

  • 6 годам у детей наблюдается повышение выносливости к осуществлению динамической работы за счет упорядочения характера мышечной активности. Более эффективно перераспределяется время активной и пассивной фаз двигательного цикла, увеличивается длительность фазы отдыха.

Скоростные способности и выносливость у дошкольников приходится именно на седьмой год жизни, в результате чего создаются благоприятные условия для развития ведущих двигательных способностей через направленный отбор содержания физических упражнений и их дозировку. Появляется возможность включать в работу с детьми элементы аэробики, ритмической гимнастики, основанные на сочетании эмоциональной музыки и упражнений.

Расширяются способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движения. После выполнения движения ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу полученных результатов и установлению необходимых корректировок. Можно предложить ребенку сначала определить план своего поведения, выбрать способ, а только после этого приступать к практическому осуществлению. В этом случае формируется произвольность, преднамеренность в управлении своими движениями.

  • 6 лет происходит переход к текущему контролю за точностью двигательного действия не только на базе зрительного анализатора, но и на базе мышечных ощущений. В этом возрасте у детей происходит наибольший прирост показателей развития скоростных и координационных способностей, выносливости (Н. А. Ноткина). В педагогическом процессе предоставляется широкая возможность использовать игры соревновательного характера, предусматривающие соперничество, как на точность, так и на быстроту действий. Играющие целесообразнее распределяют выполнение движений в играх-эстафетах, что позволяет команде достигать положительного результата и вызывает чувство радости, удовлетворения, поддерживает интерес к двигательной деятельности.

       При анализе условий выполнения физических упражнений ребенок способен отвлечься от второстепенного признака и среагировать на существенный признак при выборе способа действия детей старшего (6-7лет) возраста необходимо сформировать творческое отношение к решению двигательных задач (догоняют — увернись, обегаешь предмет — не удаляйся от него на значительное расстояние и т. д.).

Осмысленное применение различных действий в соответствии со складывающимися условиями позволит компенсировать недостаточно высокий уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств и достичь большинству играющих успеха с меньшими затратами сил.

   Дети подготовительной группы могут создавать условия для двигательной деятельности на физкультурных занятиях и в повседневной жизни, организовывать не только собственную двигательную активность, но и подвижные игры, физические упражнения со своими сверстниками, с более младшими дошкольниками. На основе приобретенного опыта и знаний им становится доступным проведение утренней гимнастики со всей группой детей, творческое включение двигательных действий в сюжетно-ролевые игры.

  •  6-летнем возрасте отчетливо проявляется умение выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Дети могут создавать разнообразные вариации движений в зависимости от выбранного, образа (трусливый заяц, храбрый заяц, хитрый заяц и т. д.). У них формируется привычка двигаться ритмично, красиво, в соответствии с содержанием музыкального произведения менять характер ходьбы, бега и т. д. Таким образом, старшие дошкольники оказываются в состоянии овладеть различными по характеру движениями: плавными, грациозными, бодрыми, энергичными и др.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Средняя группа.

Обучение по данной программе построено по принципу «от простого к сложному», поэтапно. Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой).

Задачи обучения.

  • Учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Знакомить со свойствами воды.
  • Обучать передвижениям в воде.
  • Учить погружаться в воду.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Обучать выдоху в воду.
  • Учить открывать глаза в воде.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
  • Учить выполнять плавательные движения ногами.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.

  • концу года дети могут.
  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Пытаться проплывать тоннель, подныривать под обруч
  • Делать попытку доставать предметы со дна.
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
  • Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
  • Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
  • Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».

Старшая группа.

  • старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

Задачи обучения.

  • Продолжать знакомить со свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
  • Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
  • Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
  • Разучивать попеременные и одновременные движения руками.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

  • концу года дети могут.
  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
  • Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди

            Подготовительная к школе группа

     В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма.

       Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться   с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки.

Задачи обучения.

  • Продолжать знакомить со свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
  • Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время.
  • Учить различным прыжкам в воду,
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и

на спине.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи

Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.

  • концу года дети могут:
  • Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
  • Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании
  • движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой

 - Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.

 - Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.

  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
  • Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине.

1.3.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных

упражнений по методике Т.И. Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения/

   Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения конкретной задачи.

Возрастная

Задача

группа

Средняя

научить  кратковременно,  держаться  и  скользить  на

воде,   выполнять   плавательные   движения   ногами,

пытаться делать выдох в воду.

Старшая

То  же  и  в  средней  группе,  а  также  более  уверенно

держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в

воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на

спине.

Подготовительная

Тоже,  что  и  в  старшей  группе,  а  также  уверенно

к школе

держаться  на  воде  более  продолжительное  время,

скользить на ней, выполнять плавательные движения

ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на

груди и на спине.

Контрольное тестирование (средний возраст)

Навык

Контрольное упражнение

плавания

Ныряние

Пытаться проплыть тоннель.

Подныривание под обруч.

Пытаться доставать предметы со дна.

Продвижение

Упражнения в паре «на буксире».

в воде

Бег парами.

Скольжение на груди.

Выдох в воду

Упражнение на дыхание «Ветерок».

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Прыжки в

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.

Воду

Прыжок ногами вперед.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди   и на

спине.

Контрольное тестирование (старший возраст)

Навык

Контрольное упражнение

плавания

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

в воде

Скольжение на спине.

Продвижение  с  плавательной  дощечкой  с  работой  ног  на

груди.

Выдох в воду

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки

Прыжок ногами вперед.

в воду

Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Контрольное тестирование (подготовительный к школе  возраст)

Навык

Контрольное упражнение

плавания

Ныряние

Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).

Поднимание  со  дна  предметов  с  открыванием  глаз  под

водой.

Продвижение

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.

в воде

Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Выдох в воду

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.

Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы  в

сторону с неподвижной опорой.

Прыжки

в

Прыжок головой вперед.

воду

Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

Лежание

Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.

Упражнение  «Звездочка»  на  груди,  на  спине  в  глубокой

воде.

При

оценке  двигательных  навыков  детей,  вводятся  следующие

обозначения.

  • Высокий уровень–означает правильное выполнение, т.е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  • Средний уровень–говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
  • Низкий уровень–указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

1.4.Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом бассейне, расположенном в здании МАДОУ ДСКВ «Солнышко».

Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию детей, начиная со среднего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.

Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды.

Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.

Длительность НОД по плаванию в разных возрастных группах в течении года

Количе

Число

Длительность занятий, мин.

детей

Возрастная

ство

в

в одной

группа

подгру

во всей группе

подгру

Подгруппе

пп

ппе

Средняя

2

6-7

20

40

Старшая

2

6-7

25

50

Подготовительная

2

6-7

30

60

к школе

 

          Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается.

          Отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.

            Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование.

             Большая роль в подготовке и проведении непосредственно образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателям групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательную деятельности, готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

            Воспитатель перед образовательной деятельностью по плаванию проверяет наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить охлаждения детей и необходима помощь воспитателя.

Роль воспитателя очень важна при организации плавания в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.

          При проведении непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию включают следующее:

  • освещенные и проветриваемые помещения;
  • ежедневная смена воды;
  • текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
  • дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
  • анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией

Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе

Возрастная

Температура

Температура

Глубина

группа

воды (0С)

воздуха (0С)

бассейна (м)

Первая младшая

+ 30… +320С

+26… +280С

0,4 -0,5

Вторая младшая

+ 30… +320С

+26… +280С

0,4-0,5

Средняя

+ 28… +290С

+24… +280С

0,7-0,8

Старшая

+ 27… +280С

+24… +280С

0,8

Подготовительная

+ 27… +280С

+24… +280С

0,8

к школе

1.5.Обеспечение безопасности НОД по плаванию

            До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.

Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного          возраста включает следующие правила.

-        Непосредственно        образовательную        деятельность        по        плаванию

проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.

  • Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
  • Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
  • Не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек.
  • Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача.

  • Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.
  • Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.
  • Научить детей пользоваться спасательными средствами.
  • Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
  • Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
  • Не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут после еды.
  • При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
  • Соблюдать методическую последовательность обучения.
  • Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
  • Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды.
  • Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции.
  • Добиваться  сознательного  выполнения  детьми  правил  обеспечения

безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию.

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

  • внимательно слушать задание и выполнять его;
  • входить в воду только по разрешению преподавателя;
  • спускаться по лестнице спиной к воде;
  • не стоять без движений в воде;
  • не мешать друг другу, окунаться;
  • не наталкиваться друг на друга;
  • не кричать;
  • не звать нарочно на помощь;
  • не топить друг друга;
  • не бегать в помещении бассейна;
  • проситься выйти по необходимости;
  • выходить быстро по команде инструктора.

    При обучении прыжкам каждый воспитанник должен знать и соблюдать правила прыжков   в воду

  • Во время проведения прыжков в воду необходимо соблюдать строгую дисциплину: не толкать и не торопить друг друга, внимательно слушать объяснения преподавателя.
  • Выполняются прыжки строго под наблюдением преподавателя и по его команде.
  • Очередная команда подается после того, как выполнившие прыжок дети, отплыли на безопасное расстояние или вышли из воды.
  • При прыжках в воду с твердой опоры необходимо обхватывать пальцами ног передний край этой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
  • При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги в коленях.
  • Внимательно слушать объяснение техники прыжка инструктором.
  • Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении непосредственно образовательной деятельности.

РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:

  • принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
  • принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
  • принцип   доступности   – предполагает   постепенное   возрастание

требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению

  • принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
  • принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

Методы обучения.

  • Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
  • Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
  • Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.

Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:

  • комплекс подводящих упражнений
  • элементы «сухого плавания».

Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:

-         передвижение по дну и простейшие действия в воде;

  • погружение в воду, в том числе с головой;
  • упражнение на дыхание;
  • открывание глаз в воде;
  • всплывание и лежание на поверхности воды;
  • скольжение по поверхности воды.

Упражнения для разучивания техники плавания «с опорой и без»:

  • движение рук и ног;
  • дыхание пловца;
  • согласование движений рук, ног, дыхания;
  • плавание в координации движений.

Простейшие спады и прыжки в воду:

  • спады;
  • прыжки на месте и с продвижением;

     

         

  1. Игры и игровые упражнения способствующие:

  • развитию умения передвигаться в воде;
  • овладению навыком погружения и открывания глаз;
  • овладению выдохам в воду;
  • развитию умения всплывать;
  • овладению лежанием;
  • овладению скольжением;
  • развитию умения выполнять прыжки в воду;
  • развитию физического качества.

Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.

Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке:        

формируют        представление        о        спортивном        способе        в        целом;        разучивают

отдельные движения; соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.

Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:

  • ознакомление с движением на суше;
  • изучение движений с неподвижной опорой;
  • изучение движений с подвижной опорой;
  • изучение движений в воде без опоры.

Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.

При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.

2.2.Учебно-тематическое планирование по плаванию детей дошкольного возраста

месяц

Тема

Задачи

   Октябрь

1неделя

Ознакомить детей со

Знакомство со свойствами воды. «Я

свойствами воды, приучать не

водички не боюсь”

бояться брызг.

 2 неделя

Формировать правильную

Формирование правильной осанки

осанку с помощью упражнений

3 неделя

Развивать силу мышц ног

Развитие силы мышц ног

Научить погружаться в воду с

4 неделя

  Головой

«Раз, два, три как ныряю посмотри»

 Доставать предметы со дна

   Ноябрь

1 неделя

Бассейна

Плавание на груди, спине без выноса рук

Освоить плавание на груди,

спине, без выноса рук

2 неделя

Учить плавать на груди с

  Плавание на груди с помощью ног, с  

помощью ног с выдохом в воду

выдохом в воду

3 неделя

Учить скользить на груди, спине

Скольжение на груди, спине с работой ног

С работой ног кролем с опорой

кролем, с опорой

4 неделя

Продолжать учить скользить на

Скольжение на груди, спине с работой ног

груди, спине с работой ног

  Декабрь

1 неделя

 

Совершенствование плавания

Совершенствовать плавание

облегченным кролем на груди без выноса

облегченным кролем на груди

рук

2 неделя

Способствовать развитию

 Развитие подвижности суставов

 подвижности суставов

3 неделя

Совершенствовать технику

Плавание кролем на спине

плавания кролем на спине

4 неделя

Развитие гибкости

Развивать гибкость

  Январь

1 неделя

Согласование работы рук, ног, дыхания при

Учить согласовывать работу рук,

плавании облегченным кролем на груди

ног, дыхание при плавании

облегченным кролем на груди

2 неделя

Способствовать развитию

Развитие подвижности плечевых суставов

подвижных плечевых суставов

3 неделя

Согласовывать работу рук и ног

Согласование работы рук и ног

при плавании у подвижной

при плавании у подвижной опоры

Опоры

4 неделя

Движение ног

Учить движениям ног кролем

  Февраль

1 неделя

Движение рук

Учить движениям руками кролем

2 неделя

Упражняться в погружении в

«Раз, два ,три как ныряю посмотри»

воду, продолжать доставать

предметы со дна бассейна

подпрыгивать,

3 неделя

Учимся дышать правильно

Учить выполнять глубокий вдох

через рот и продолжительный

выдох через нос или рот

4 неделя

«Сделай выдох – сделай вдох»

Март

1 неделя

Продолжать отрабатывать

“Сделай выдох – сделай вдох”

вдох через рот и выдох через

2 неделя

нос или рот

Скольжение на груди

Формировать умение принять

3 неделя

горизонтальное положение

“Звездочка”

тела в воде

4 неделя

Продолжить учить движения

Движение рук и ног

рук и ног в воде

Апрель

1 неделя

Учить лежать на воде,

Скольжение на груди

скользить на груди держась за

2 неделя

доску и без нее

Неделя здоровья

Спортивные соревнования

3 неделя

Отрабатывать согласованность

Скольжение на груди с выдохом в воду

действий в скольжении на

4 неделя

груди с выдохом в воду

“ Я умею слушать”

Приучать действовать по

Сигналу

Май

1 неделя

Отрабатывать скольжение на

Скольжение на груди с опорой

груди в сочетании с

2 неделя

движениями ногами кролем (с

Движения ног

подвижной опорой)

3 неделя

Достигать ритмичных

Закрепление навыков

беспрерывных движений

4 неделя

Ногами

"Скоро лето нужно знать- как в воде нам

Закреплять полученные

не пропасть!”

Навыки

Ознакомить с правилами

поведения на открытых

 Водоемах

Средняя группа

месяц

тема

Задачи

Октябрь

1 неделя

Ознакомить детей со свойствами

Знакомство со свойствами воды

воды, приучать не бояться

«Я водички не боюсь».

брызг.

2 неделя

Учить передвигаться по бассейну,

«Рыбки резвятся»

ходить без опоры

  3 неделя

  «Дождик»

Учить погружать лицо в воду

  4 неделя

  «Фонтаны»

Учить движениям ногами

  как при плавании кролем

Ноябрь

 1 неделя

Упражнять в продолжительном

 «Пузыри»

выдохе на воду

 2 неделя

Элементарные движения

 «Волны на море»

руками: удерживание воды

в ладошках, хлопки ладошками

  по воде, гребковые движения

 Руками

 3 неделя

Учить детей выполнять упраж-

 «Волна»

нения поочередно, держась за

Руки

 4 неделя

Учить выполнять прыжки у опоры

 «Кузнечики»

с различным заданием

Декабрь

1 неделя

Упражнять детей в погружении

«Хоровод»

под воду с головой и

последующим выдохом в воду

2 неделя

Учить детей ходить по дну

«Переправа»

 бассейна, держа плавательную

доску впереди себя прямыми

руками, погрузив лицо в воду

3 неделя

Упражнять в продолжительном

«Каша кипит»

выдохе в воду

4 неделя

Учить детей работать

«Быстрые ноги»

Ногами как при плавании

кролем на груди

Январь

1 неделя

Развивать интерес к ЗОЖ,

ЗОЖ

проверить плавательную

2 неделя

Подготовку

Проверка умений

Напомнить правила поведения

3 неделя

в бассейне

Упражнения в бассейне

Упражняться в передвижении

4 неделя

в воде

Скольжение на груди

Повторить скольжение на груди

  Февраль

1 неделя

Повторить вдох и выдох в воду

Вдох и выдох

2 неделя

Учить движения ногами как при

Движение ног кролем

плавании  кролем в согласовании

с дыханием(с опорой)

3 неделя

Упражняться в выдохах в воду

Повороты головы

с поворотами головы

4 неделя

Изучить движения рук как при

Движения рук

плавании кролем

  Март

1 неделя

Продолжить упражняться в

Повороты головы

выдохах в воду с поворотами

Головы

2 неделя

Продолжить изучать движения

Движения рук (продолжение)

рук как при плавании кролем

3 неделя

Побуждать плавать на спине

 Плавание на спине

4 неделя

Учиться согласовывать движения

ног, рук и дыхания при плавании

кролем на груди

  Апрель

1 неделя

Упражняться в плавании кролем

 Плавание на груди

на груди

2 неделя

Побуждать детей плавать

Неделя здоровья

 Самостоятельно

3 неделя

Спортивные соревнования

Плавание на спине

Упражняться в плавании кролем

(продолжение)

на спине

4 неделя

Приучать действовать по сигналу

«Я умею слушать»

Совершенствовать навыки в

  Май

1 неделя

плавании с полной координацией

Совершенствовать навыки

движения рук, ног и дыхания

 2 неделя

Закрепить и отработать

 Закрепление навыков

Плавание кролем

 3 неделя

Выявить уровень физического

 Определение результатов

Развития детей, определить

 4 неделя

Результаты

 «Скоро лето нужно знать – как

Повторить правила поведения

 в воде нам не пропасть!»

на открытых водоемах

Старшая группа

месяц

тема

Задачи

Октябрь

 1 неделя

Знакомство со свойствами воды.

«Водичка, водичка, умой мое

 Воспитывать эмоционально-

личико»

положительное отношение

2 неделя

к занятиям

«Бегемотики»

Учить лежать на спине

3 неделя

Самостоятельно

«Дождик»

Учить погружать лицо в воду

4 неделя

«Быстрые ноги»

Плавание на спине с различным

положением рук, выполняя

движения ногами кролем

Ноябрь

1 неделя

Продолжать учить движениям

«Сильные ноги»

ногами как при плавании кролем

как при плавании кролем

2 неделя

Учить делать продолжительный

«Ветерок»

выдох на воду

3 неделя

Учить приседать с погружением

«Птички чистят перышки»

в воду

4 неделя

Элементарные движения рука-

«Волны на море»

ми: удерживание воды в

ладошках, хлопки ладошками

по воде, гребковые движения

Руками

Декабрь

1 неделя

Продолжать учить лежать на спи-

«Звездочка на спине у опоры»

не, цепляясь ногами за поручень

2 неделя

Учить плавать с доской, работая

«Моторные лодки»

ногами как при плавании

кролем на груди

3 неделя

Учить ,лежа на спине с плава-

Скольжение на груди

тельной доской на груди,

отталкиваться двумя ногами

от бортика

4 неделя

Учить работать руками,

«Мельница»

как при плавании кролем

на груди

Январь

1 неделя

Проведение диагностики

Проведение диагностики

физического развития детей

2 неделя

Развивать интерес к занятию

Плавание как вид спорта

плаванием как видом спорта

3 неделя

Учить смело, самостоятельно

“Повторение - мать ученье”

передвигаться в воде, нырять и

4 неделя

доставать предметы со дна

Движение ног

Бассейна

Повторить скольжение на груди,

на спине с плавающей опорой

и без нее

Повторить движения ног при

плавании кролем на груди и

Спине

февраль

1 неделя

Учить согласовывать движения

Движение ног

ног и дыхание при плавании

2 неделя

кролем на груди

Движение рук

Учить движения рук при

3 неделя

плавании кролем на груди

“Звездочка”

Всплывание и лежание на

4 неделя

спине, попробовать сделать

Движение рук и ног

“Морскую звезду”

(продолжение)

Продолжить обучение

движений рук и ног в

плавании кролем

Март

1 неделя

Воспитывать

Развиваем ловкость

организованность, развивать

2 неделя

Ловкость

“Сокровища черного моря”

Выполнять погружение в воду

3 неделя

и доставать со дна бассейна

Спортивные упражнения

предметы при этом глаза

4 неделя

должны быть открытыми

“Вот чему мы научились”

Выполнять спортивные

упражнения в воде

Совершенствовать полученные

навыки плавания. Продолжать

обучать согласовывать

движения ног, рук и дыхания

при плавании кролем в полной

Координации

Апрель

1 неделя

Продолжать учить сочетать

Дыши правильно

скольжение с выдохом в воду.

2 неделя

Спортивные соревнования

Неделя здоровья

Упражнять в выдохах в воду с

3 неделя

поворотом головы для вдоха.

Повороты головы

Проверить, кто чему научился

4 неделя

за время занятий

“Кто чему научился?”

Май

1 неделя

Проведение диагностики

Диагностика

физического развития детей,

2 неделя

определение результатов

“Нам вместе весело играть"

Проведение развлекательных

3 неделя

занятий для детей в бассейне

Закрепление навыков

Закрепить полученные навыки

4неделя

по плаванию в детском саду

"Скоро лето нужно знать - как в

Повторить правила поведения

воде нам не пропасть!”

на открытых водоемах

2.3.Перспективное планирование.

 

Перспективное планирование

групп общеразвивающей направленности 5-6 лет

Тема

Часы

1

Знакомство, вводная беседа, ознакомление со

2

свойствами воды

2

Упражнения, обучающие дыханию

3

3

Разучивание движения ног

3

4

Упражнения, обучающие погружению и всплытию

3

5

Имитация движения ног, открывание глаз в воде

3

6

Разучивание элемента «поплавок»

3

7

Упражнения, обучающие скольжению с доской

3

8

Имитация движения рук

3

9

Упражнения на овладение общей координацией

3

10

Плавание на груди и спине с доской и без нее

3

11

Игры и эстафеты.

3

ИТОГО:

32

Методическое обеспечение и оборудование:

При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:

  • Спасательные круги;
  • Плавательные доски;
  • Нарукавники и т. д.

Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий;

  • Резиновые и пластмассовые игрушки; мелкие тонущие игрушки; мячи разного размера.

Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность.

Перспективное планирование группы

компенсирующей направленности 5-6 лет‖

Тема

Часы

1

Знакомство, вводная беседа, ознакомление со

2

свойствами воды

2

Упражнения, обучающие дыханию

3

3

Разучивание движений ног

3

4

Упражнения, обучающие погружению и всплытию

3

5

Имитация движения ног, открывание глаз в воде

3

6

Разучивание элемента «поплавок»

3

7

Упражнения, обучающие скольжению с доской

3

8

Имитация движения рук

3

  9

Упражнения на овладение общей координацией

3

10

Плавание на груди и спине с доской и без нее

3

11

Игры и эстафеты.

3

ИТОГО

32

Методическое обеспечение и оборудование:

При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:

  • Спасательные круги;
  • Плавательные доски;
  • Нарукавники; и т. д.

для наиболее эффективной организации занятий;

  • Резиновые и пластмассовые игрушки; мелкие тонущие игрушки; мячи разного размера; Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность.

Перспективное планирование

групп общеразвивающей направленности 6-7 лет

Тема

Часы

1

Упражнения,  обучающие  дыханию    при  плавании

5

кролем на груди

2

Упражнения,  обучающие  работе  рук  и  ног  при

9

плавании кроль на груди

3

Всплывание и лежание на спине

5

4

Упражнения на овладение общей координацией

5

5

Повороты

6

6

Эстафеты

2

ИТОГО

32

Методическое обеспечение и оборудование:

    При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:

  • Спасательные круги
  • Плавательные доски;
  • Нарукавники; и т. д.

      Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий:

  • Резиновые и пластмассовые игрушки; мелкие тонущие игрушки; мячи разного размера

     Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность.

Перспективное планирование

групп общеразвивающей направленности 4-5 лет ‖.

Тема

Часы

1

Знакомство, вводная беседа ознакомление со

2

свойствами воды

2

Упражнения, обучающие дыханию.

5

3

Упражнения, обучающие погружению и всплытию.

6

4

Упражнения, обучающие скольжению.

6

5

Разучивание движения ног.

5

6

Имитация движения ног

4

7

Закрепление приобретенных навыков

4

ИТОГО

32

Методическое обеспечение и оборудование:

     При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:

  • Спасательные круги;
  • Плавательные доски;
  • Нарукавники; и т. д.

Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий;

  • Резиновые и пластмассовые игрушки; мелкие тонущие игрушки; мячи разного размера

     Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность.

2.4.Взаимодействие с семьями дошкольника

      Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

     Семья и детский сад — социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. Поступая в ДОУ, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, слаборазвитые двигательные навыки (быстроту, ловкость, координацию движений).

      Специалисты, работающие в дошкольном учреждении, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.

     Один из путей решения задач — совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в детском саду, так и в семье.

  • МАДОУ ДСКВ «Солнышко» разработаны формы тесного взаимодействия детей и взрослых:

—в детском саду — физкультурные занятия, развлечения и праздники;

— в семье — утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, комплексы упражнений по профилактике нарушения осанки и развития плоскостопия.

      Для решения задачи оздоровления детей необходимо установить контакт со взрослыми, участвующими в воспитании. Эта работа предполагает несколько этапов.

      Первый — знакомство с родителями, установление доверительных отношений.

      Второй — формирование установки на сотрудничество с помощью: анкетирования родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка; ознакомления родителей с результатами обследования; индивидуальных и групповых консультаций; рекомендаций; открытых занятий.

     Третий — организация открытых мероприятий, позволяющих получить не только теоретические знания, но и практическую подготовку по вопросам

воспитания. На этом этапе проводятся: совместная спортивная деятельность с детьми и родителями;

занятия, развлечения, праздники и т.д.; консультационные встречи со специалистами; составляются индивидуальные планы оздоровления детей (совместно со специалистами и родителями)

       Пути установления сотрудничества с родителями:

  • Предоставление возможности наблюдать за ребенком во время физкультурных занятий, праздников, развлечений.
  • Проведение групповых консультаций, бесед с целью информировать о развитии двигательных навыков, влиянии воспитания на формирование физических качеств и т.д.
  • Подбор литературы из педагогической библиотеки ДОУ.
  • Привлечение родителей к подготовке спортивных мероприятий.

Физкультурные праздники и развлечения Задачи:

—удовлетворять природную потребность детей в движении;

— воспитывать желание систематически заниматься физкультурой и спортом;

—приобщать к ЗОЖ;

— формировать основы культуры поведения на праздничных мероприятиях.

Праздничные мероприятия укрепляют взаимоотношение взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют; гордятся сильными папами и грациозными мамами, подражают им).

 

    РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1.Предметно – развивающая образовательная среда

Предметно – развивающая среда бассейна соответствует критериям ФГОС ДО и обеспечивает комфортные и безопасные условия для физического развития детей, обучения плаванию, осуществления игровой и двигательной активности. Бассейн и спортивный зал (тренажерный) оснащен стационарным, традиционным оборудованием. В игровой комнате проводятся сухие тренировки. Пособия расположены в строго отведенных для них местах - открытых стеллажах. ПРОС бассейна укомплектована с учетом реализуемых программ ДОУ, для осуществления полноценной самостоятельной и совместной деятельности ребенка с взрослым и сверстниками. Все элементы ПРОС (физкультурное оборудование и пособия) имеют сертификаты качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Примерный перечень оснащения бассейна.

Тренировочное и игровое оборудование

  1. Дорожки

2)Надувные игрушки (акула, дельфин)

3)Кольцо цветные

4)Кольцеброс

5)Пластмассовые игрушки (кубики, треугольники и т.д.)

6)Обруч

7)Резиновые игрушки

8)Резиновые мячи разных размеров

9)Нарукавники для плавания

10)Круги для плавания

11)Доски для плавания

12)Термометр комнатный, водный

13)Свисток

14)Пластмассовая дорожка

15)Массажеры ―Ежики

Нестандартное оборудование (сделанное своими руками)

1)Цветные бутылки с водой (тонущие)

3.2.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

―Обучение детей плаванию в раннем возрасте‖ Н.Л.Петрова М - ―Советский

спорт‖2006-96с

Азбука спорта ―Физкультура и спорт‖ плавание Н.Ж.Булгакова1999

Обучение плаванию в детском саду Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева ,Т.Л.Богина 1991

Игры у воды на воде под водой Н.Ж.Булгакова ―Физкультура и спорт‖2000

3.3. Список литературы

  1. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. – М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
  1. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам:

программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных

учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-

  1. с.
  1. Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
  1. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. –

М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).

  1. Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура
  • спорт, 1983.-288с.
  1. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
  2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
  1. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание.

-2001.- № 6, 7.

  1. Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методические рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- (

Библиотека руководителя ДОУ).

  1. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  2. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
  3. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с. родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
  1. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
  1. Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методические рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- (

Библиотека руководителя ДОУ).

  1. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  2. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
  3. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя - логопеда по реализации образовательной области "Речевое развитие" для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ, на основе Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н.В....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области физическое развитие "Весеннее солнышко".

Конспект не тему "Весеннее солнышко" по реализации образовательной области физическое развитие с использованием здоровьесберегающих и мнематических технологий....

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2021-2022 учебный год...

Конспект открытого мероприятия с детьми подготовительного дошкольного возраста по реализации образовательной области физическое развитие с элементами Зверобатики.

Тема: «Путешествие в зимний лес». Цель: осуществление профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата на основе системно-деятельностного подхода; создание у детей устойчивого инт...