Материалы для семинара "Сказкотерапия как проективная технология в работе с детьми: акцент на дошкольный возраст (2-3 года)"
статья (младшая группа)

Мусакиева Кристина Викторовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_art-terapiya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как проективная технология в работе с детьми: акцент на дошкольный возраст (2-3 года)

Сказкотерапия – это мощный и мягкий инструмент, использующий метафорический язык сказок для решения психологических проблем, развития творческого потенциала и социальной адаптации детей. Сказкотерапия, являясь проективной методикой, позволяет выявить скрытые переживания, страхи и ресурсы ребенка, обходя сознательную цензуру. Особенно ценна сказкотерапия в работе с дошкольниками, в частности, с детьми 2-3 лет, когда речь только формируется, а эмоциональный мир переживает бурный рост. В этот период сказка становится понятным и доступным способом для выражения и понимания сложных чувств.

Сказкотерапия как проективная технология

Проективные методики подразумевают предоставление ребенку относительно неструктурированного стимула (в данном случае – сказка) для проецирования на него собственных переживаний, мыслей и фантазий. В сказкотерапии проекция проявляется в:

  • Идентификации с героем

 Ребенок отождествляет себя с персонажем, переживает вместе с ним трудности, радуется победам. Выбор героя, его характеристики и действия отражают внутренние потребности и конфликты ребенка.

  • Наделении героя качествами

Ребенок может наделять героя теми качествами, которые он сам хочет приобрести, или же проецировать на него свои страхи и негативные черты.

  • Выборе сюжета

Выбор сказки или создание собственной истории может отражать актуальную проблему, требующую разрешения.

  • Окончании истории

Предложение закончить сказку или придумать продолжение позволяет выявить желаемый исход ситуации, оптимальное решение проблемы.

Методы и техники сказкотерапии для детей 2-3 лет

В работе с малышами 2-3 лет необходимо учитывать особенности их возраста: кратковременность концентрации внимания, преобладание эмоционального восприятия, недостаточно развитую речь. Поэтому сказкотерапевтические занятия должны быть короткими, динамичными и максимально наглядными. Основные методы и техники:

  • Чтение и рассказывание сказок

Используются простые, короткие сказки с понятным сюжетом и небольшим количеством персонажей (например, "Репка", "Курочка Ряба", "Колобок"). Важно использовать выразительную интонацию, мимику и жесты, чтобы удерживать внимание ребенка.

  • Инсценировка сказок (театр кукол, пальчиковый театр)

Дети активно вовлекаются в процесс, повторяют движения за куклами, произносят простые фразы. Это помогает им прожить эмоции, связанные с сюжетом сказки.

  • Рисование по сказке

После прослушивания сказки ребенку предлагается нарисовать понравившегося героя или эпизод. Рисунок становится ключом к пониманию его эмоционального состояния и проекцией его переживаний.

  • Лепка из пластилина

Лепка героев сказки или создание сказочных предметов (домика, дерева) способствует развитию мелкой моторики, воображения и эмоциональной экспрессии.

  • Сказкотерапевтические игры

Игры, основанные на сюжете сказки, помогают ребенку закрепить усвоенные знания, прожить роли и научиться конструктивному поведению в различных ситуациях. Например, игра "Помоги Колобку" (преодоление препятствий), "Посади репку" (совместные действия).

  • Сочинение сказок (совместно со взрослым)

Взрослый начинает сказку, а ребенок продолжает, внося свои элементы и изменяя сюжет. Это позволяет выявить актуальные потребности и конфликты ребенка.

Арт-терапия

Арт-терапия, использующая различные виды художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация), органично дополняет сказкотерапию. В работе с детьми 2-3 лет арт-терапия становится особенно важной, поскольку позволяет ребенку выразить свои чувства и переживания невербально, через цвет, форму и материал.

  1. Рисование 

Использование красок, карандашей, мелков позволяет ребенку выразить свои эмоции, связанные со сказкой. Цвет может символизировать разные чувства (например, красный – гнев, синий – грусть). Анализ рисунка помогает понять, какие эмоции преобладали у ребенка во время прослушивания сказки.

  1. Лепка

Лепка из пластилина, теста или глины позволяет ребенку создавать объемные фигуры героев сказки, что способствует развитию мелкой моторики, воображения и чувства формы. Процесс лепки может оказывать терапевтическое воздействие, помогать снять напряжение и тревогу.

  1. Аппликация

Создание аппликаций из бумаги, ткани или природных материалов позволяет ребенку экспериментировать с разными текстурами и цветами, развивать творческие способности и мелкую моторику. Аппликация может быть использована для иллюстрации сказки или создания сказочного мира.

Практика работы с детьми 2-3 лет

Пример занятия с использованием сказкотерапии и арт-терапии:

 Создание доброжелательной атмосферы, приветственный ритуал (например, игра "Солнышко светит").

 Чтение сказок, например,  "Теремок" с использованием выразительной интонации и мимики.

Вопросы по содержанию сказки (Кто жил в теремке? Кто пришел позже всех?). Акцент на эмоциях героев (Мышка испугалась? Медведь рассердился?).

Разыгрывание сказки с использованием пальчикового театра.

Предложение нарисовать самого доброго жителя теремка или слепить теремок из пластилина.

Подведение итогов, прощальный ритуал (например, игра "До свидания").

Сказкотерапия в сочетании с арт-терапией является эффективным инструментом для работы с детьми 2-3 лет. Она позволяет выявить и скорректировать эмоциональные проблемы, развить творческий потенциал, улучшить социальную адаптацию и способствует гармоничному развитию личности ребенка. Важно помнить, что сказкотерапия – это не просто развлечение, а серьезная работа, требующая от специалиста знаний психологии развития, техник сказкотерапии и арт-терапии, а также чуткости и уважения к внутреннему миру ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста"

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развит...

Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста. АРТ-терапия. Куклотерапия.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в...

Педагогическая система работы на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего дошкольного возраста".

   Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений....

Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...

Проект "Песочная терапия как современная коррекционная технология в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста"

laquo;Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...