Познавательно – исследовательский проект «Посадили огород, посмотрите, что растет!»
проект

Войнова Анна Анатольевна

Проект "Посадили огород, посмотрите, что растет!" направлен на ознакомление детей с элементарными знаниямиоб огородных растениях, как ухаживать за ними, на осознание значимости и пользы овощей в жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_ogorod_na_okne.docx65.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей № 18 «Улыбка»

Познавательно – исследовательский проект

 «Посадили огород, посмотрите, что растет!»

 Автор: воспитатель

Войнова А.А.

г. Ханты-Мансийск

  2024 год

Расскажи и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай  попробовать и я пойму.

Китайская пословица

Актуальность.   В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребенок  познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия  выполняют познавательную, ориентированно - исследовательскую функцию. Поэтому воспитатели  должны создавать определенные условия, в которых  раскрывается содержание данного объекта.   Проект «Посадили огород, посмотрите, что растет!» направлен на ознакомление детей с элементарными  знаниями об огородных растениях, как ухаживать за  ними, на осознание значимости и пользы овощей в  жизнедеятельности человека. Такая практическая деятельность  позволит наглядно показать детям невидимые связи между живой и неживой природой. Вся работа по проекту проходит в соответствии с задачами и требованиями, предусмотренными образовательной программой МБДОУ «Детский сад №18 «Улыбка», разработанной на основе примерной образовательной программы.

Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес детей к  исследовательской и практической деятельности.

Задачи: 

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Закреплять знания детей о строении  растений, об условиях, необходимых для роста растений развивать речь детей, расширять словарный запас.

5. Разъяснять значимость труда взрослых на примере огорода на окне. 

Проектная идея.  Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и рассады цветов, выращенных самими дошкольниками.

Новизна проекта заключается в создании предметно-развивающей среды для воспитанников, которая соответствует требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС и способствует развитию познавательного интереса на раннем этапе.

Практическая значимость. 

Предлагаемая организация практической деятельности и развивающей среды рассчитана на стимулирование  и интеграцию всех видов образовательной деятельности, таких как игровая, двигательная, познавательно- исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители. 

Вид проекта: познавательно – исследовательский  

Продолжительность реализации проекта: 6 месяцев (с марта по август 2023 года)

Прогнозируемые результаты 

Для детей 

1. Сформированность представлений о росте и развитии растениях.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде («от этого зависит твое здоровье»).

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5.Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей 

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов 

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий.

Этапы реализации проекта: 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 

  • Собрать коллекцию семян.
  • Подготовить почву и контейнеры для посадки, орудия  труда.  
  • Изготовить алгоритмы ухода за растениями.
  • Сделать подборку дидактических игр «Что растет в огороде», «Огородная игротека».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

  • Дети под руководством воспитателей садят семена помидор, огурцов, укропа, петрушки, лука, редиски, салата, гороха, овса.
  • Совместно проводят следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

- проращивание семян гороха в вате между прозрачными плоскостями.

  • наблюдают за ростом растений.
  • В процессе выращивания знакомят детей с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
  • проводят развивающие занятия и беседы по данной теме.

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 

Итоговое мероприятие - оформление огорода на окне – апреля 2024 г. 

Воспитатели с детьми оформляют огород на подоконнике (дом, хозяин дед Кузьма, пастбище для домашних животных, грядки), воспитанники сами рассказывают про содержание проведенных работ членам комиссии ДОУ (в рамках конкурса детского сада).

Выполнение проекта по образовательным областям

Познание

  • ООД «Путешествие в царство растений»
  • ООД «Все начинается с семечка»
  • ООД «Строение растения»
  • ООД «Посадка семян гороха, фасоли, тыквы»
  • Беседа «Что необходимо для роста растений»
  • Опыт «Почему растения растут»
  • Опыт «Зачем растениям нужен свет»
  • Опыт «Почему растения нельзя поливать холодной водой»

Коммуникация

  • Рассматривание иллюстраций с изображением овощей
  • Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке».
  • Заучивание стихотворений о пользе овощей.
  • Д/и «Закончи предложение»

Чтение художественной литературы

  • Подборка художественной литературы по теме: стихи, загадки.
  • Р.н.с. «Вершки и корешки»
  • Белорусская сказка «Пых»
  • Украинская сказка «Колосок»
  • Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите лук»

Художественное творчество

  • Рисование «Овощи с нашего огорода»
  • Аппликация «Выращиваем лук»
  • Лепка «Наши грядки»

Социализация

  • С/игра «Зеленая аптека»
  • Д/игры «Чьи семена», «От грядки до обеденного стола», «Что лишнее», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери картинку», «Вершки и корешки»
  • Пальчиковые игры «Овощи», «Фасоль», «Капуста», «Варим суп»
  • Просмотр мультфильма «Приключения Лунтика. Лук».

Труд

  • Создание огорода на подоконнике
  • Посадка семян, луковиц.
  • Поручения «Юные огородники»

Здоровье

  • Беседы «Зеленый доктор», «Витамины на грядке»

Музыка

  • Заучивание песни «Огородная хороводная»
  • Развлечение «У бабушки на огороде»

Ресурсное обеспечение 

1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический  центр.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр и.т.д.

Используемая литература:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.

2. Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в младшей группе».

3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей младшего и среднего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

4. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

5. Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Поговорки:

   Огород – для семьи доход

 «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не    ждут)».

Загадки:  Сад

Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.

Редис

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.

Семя

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?

    Мак

Голова на ножке,
В голове - горошки.

Стоит в саду кудряшка -
Красная рубашка,
Сердечко непростое.
Что это такое?

Стихи:

А. Максакова

Посадила в 
огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

 

Т. Казырина

А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и  друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом 
огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!

И. Михашина

Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой 
огород.
Здесь клубника лезет в рот.

Провели

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).

  «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами),  яблоко.

                                                  Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57fcb3c742a3c/proiekt_oghorod_na_oknie_dlia_sriedniei_ghruppy_10.jpeg

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

                                          Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

 

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
 

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика) 

1.    Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2.    Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3.    Яблоки кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4.    Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5.    Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6.    Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7.    Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8.    Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

 

Пальчиковая игра "Варим мы компот" 

Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

 

 

Пальчиковая игра "В сад  идем мы погулять" 

 Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.
В  сад  идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

 

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

2

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

«Цветок распустился»


Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-экспериментальный проект «Посадили огород, посмотрите, что растет! »

Посадили огород, посмотрите, что растет!Будем мы ухаживать,Будем поливать,Будем за росточкамиДружно наблюдать!...

Проект "Посадили огород, посмотрите что растет!"

Данный проекта помогает формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....

познавательно-исследовательский проект "Посадили огород, посмотрите, что растет!"

презентация создана для участия в муниципальном конкурсе "наш огород". проект рассчитан на срок 3 месяца,цель проекта-создать благоприятные условия для экологической работы с детьми старшей группы, во...

проект "Посадили огород, посмотрите, что растет""

обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и ро...

Проект "Посадили огород, посмотрите, что растет"

Познавательно - исследовательский, творческий проект для детей 5-6 лет....

Познавательно- исследовательский проект «Посадили огород, посмотрите, что растёт!»

Познавательно- исследовательский проект«Посадили огород, посмотрите, что растёт!» дили огород, посмотрите, что растёт!»...