Статья "Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей"
методическая разработка
В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагога и семьи в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям через фольклор и народные обычаи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей
Аннотация:
В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагога и семьи в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям через фольклор и народные обычаи.
Введение
Формирование культурного развития детей является важнейшей задачей современного дошкольного образования. Одним из эффективных средств этого процесса выступают народные традиции и праздники русского народа, которые отражают духовные ценности, моральные ориентиры, обычаи и обряды, накопленные на протяжении веков.
Значение народных традиций в воспитании
Народные традиции — это живая память народа, его история и мировоззрение. Приобщение детей к ним с раннего возраста способствует формированию нравственных качеств, любви к Родине, уважения к старшему поколению, интереса к культуре и быту предков. Через традиции дети знакомятся с особенностями народного календаря, символикой, ремёслами, устным народным творчеством (песнями, сказками, пословицами).
Особое значение в этом процессе имеет воспитание через участие в народных праздниках. Такие мероприятия являются синтезом музыки, танца, театрализации и художественного творчества, что делает их доступными и интересными для детей.
Педагогическая ценность народных традиций
Народные традиции формируют у детей чувство принадлежности к своей культуре, развивают уважение к национальному наследию, знакомят с бытом, трудом, устным народным творчеством и обрядами. Систематическое приобщение дошкольников к этим традициям позволяет:
- формировать нравственные качества личности;
- развивать интерес к истории родного края;
- расширять словарный запас;
- развивать творческое воображение;
- укреплять эмоциональную сферу.
Народные праздники как форма культурного развития
Каждый праздник несёт в себе определённую смысловую и эмоциональную нагрузку. Например:
- Масленица
Форма работы: театрализованное представление с песнями, играми, хороводами, угощением блинами. Цель: познакомить с символикой праздника, обрядами прощания с зимой и встречи весны. - Иван Купала Форма работы: народные игры, плетение венков, рассказы о природных символах. Цель: формирование интереса к природе, её обрядовому значению, знакомство с народными приметами.
- Осенины
Форма работы: выставка урожая, ярмарка, народные песни и частушки.
Цель: воспитание трудолюбия, уважения к труду крестьян, расширение знаний о сезонных изменениях.
Включение этих праздников в образовательный процесс дошкольного учреждения позволяет детям не только узнавать о культуре русского народа, но и активно участвовать в её воссоздании: изготавливать атрибуты, разучивать фольклор, готовить угощения, участвовать в театрализованных действиях. Такая деятельность развивает речь, воображение, мелкую моторику, музыкальные и творческие способности.
Практика внедрения в ДОУ
В детском саду традиции и народные праздники включаются в годовой план воспитательной работы. Каждый месяц проводится тематическая неделя, посвящённая определённому празднику или обряду. В процессе работы используются следующие формы:
- Занятия и беседы: «Что такое традиция», «Обычаи нашего народа», «Народные ремёсла».
- Творческие мастерские: изготовление народных кукол, украшений, поделок.
- Музыкальные занятия: разучивание русских народных песен, хороводов, плясок.
- Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «В деревне у бабушки», «Русская изба».
- Выставки: «Наша Родина в узоре», «Платки, сарафаны, рушники».
Роль педагога
Педагог дошкольного учреждения играет ключевую роль в организации народных праздников и внедрении традиций в образовательный процесс. Он не только информирует, но и вовлекает детей в активную деятельность, создаёт эмоционально насыщенную атмосферу, где каждый ребёнок чувствует себя частью народной культуры. Важно, чтобы мероприятия проводились систематически, с учётом возраста и интересов детей.
Взаимодействие с семьёй
Формирование культурного развития детей невозможно без сотрудничества с семьёй. Родители могут поделиться семейными традициями, участвовать в подготовке и проведении праздников, знакомить детей с фольклором и ремёслами. Такое взаимодействие укрепляет связь поколений и делает процесс воспитания более целостным.
Заключение
Таким образом, народные традиции и праздники русского народа являются важнейшим средством формирования культурного развития детей. Они способствуют воспитанию нравственных и патриотических чувств, расширяют кругозор, развивают творческие способности и создают основу для будущего гражданского самосознания. Включение их в образовательную практику ДОУ делает воспитание живым, образным, эмоционально насыщенным и глубоко личностным.
Литература:
Белая, Г.Н. «Народные праздники в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2018.
Новикова, Л.Ю. «Воспитание дошкольников средствами народной культуры». — СПб.: Детство-Пресс, 2017.
Филиппова, Т.В. «Культура и традиции русского народа». — М.: Просвещение, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического просвещения родителей к культурным традициям воспитания русского народа
Конспект занятия в группе раннего возраста Тема: «Роль педагогического просвещения родителей к культурным традициям воспитания русского народа»...

«Дидактические игры и материал, как средство формирования сенсомоторного развития детей с ОВЗ»
Значение сенсомоторного развития.Какие нарушения наблюдаются у детей с овзЧто поможет развивать работа в данном направленииЦели, задачи.Дидактические игры, используемые в работе....
план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...

План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...
Ознакомление детей с традициями русского народа как средство патриотического воспитания
В нашем детском саду на протяжении длительного времени ведется целостная работа по патриотическому воспитанию.Работа проходит не только в форме занятий и бесед, а также различных праздников, викторин,...

Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей
В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагог...

Творческий проект «Праздники, традиции русского народа как средство формирования культурного развития детей»
Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Им...
- Мне нравится (1)
