Статья "Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей"
методическая разработка

Сизова Мария Николаевна

В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагога и семьи в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям через фольклор и народные обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_narodnye_traditsii_prazdniki.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей

                                                 Аннотация:
        В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагога и семьи в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям через фольклор и народные обычаи.

Введение

        Формирование культурного развития детей является важнейшей задачей современного дошкольного образования. Одним из эффективных средств этого процесса выступают народные традиции и праздники русского народа, которые отражают духовные ценности, моральные ориентиры, обычаи и обряды, накопленные на протяжении веков.

                        Значение народных традиций в воспитании

        Народные традиции — это живая память народа, его история и мировоззрение. Приобщение детей к ним с раннего возраста способствует формированию нравственных качеств, любви к Родине, уважения к старшему поколению, интереса к культуре и быту предков. Через традиции дети знакомятся с особенностями народного календаря, символикой, ремёслами, устным народным творчеством (песнями, сказками, пословицами).

         Особое значение в этом процессе имеет воспитание через участие в народных праздниках. Такие мероприятия являются синтезом музыки, танца, театрализации и художественного творчества, что делает их доступными и интересными для детей.

Педагогическая ценность народных традиций

         Народные традиции формируют у детей чувство принадлежности к своей культуре, развивают уважение к национальному наследию, знакомят с бытом, трудом, устным народным творчеством и обрядами. Систематическое приобщение дошкольников к этим традициям позволяет:

  • формировать нравственные качества личности;
  • развивать интерес к истории родного края;
  • расширять словарный запас;
  • развивать творческое воображение;
  • укреплять эмоциональную сферу.

Народные праздники как форма культурного развития

            Каждый праздник несёт в себе определённую смысловую и эмоциональную нагрузку. Например:

  • Масленица
    Форма работы: театрализованное представление с песнями, играми, хороводами, угощением блинами.                                           Цель: познакомить с символикой праздника, обрядами прощания с зимой и встречи весны.
  • Иван Купала                                                                                            Форма работы: народные игры, плетение венков, рассказы о природных символах.                                                              Цель: формирование интереса к природе, её обрядовому значению, знакомство с народными приметами.
  • Осенины
    Форма работы: выставка урожая, ярмарка, народные песни и частушки.
    Цель: воспитание трудолюбия, уважения к труду крестьян, расширение знаний о сезонных изменениях.          

       Включение этих праздников в образовательный процесс дошкольного учреждения  позволяет детям не только узнавать о культуре русского народа, но и активно участвовать в её воссоздании: изготавливать атрибуты, разучивать фольклор, готовить угощения, участвовать в театрализованных действиях. Такая деятельность развивает речь, воображение, мелкую моторику, музыкальные и творческие способности.

Практика внедрения в ДОУ

     В детском саду традиции и народные праздники включаются в годовой план воспитательной работы. Каждый месяц проводится тематическая неделя, посвящённая определённому празднику или обряду. В процессе работы используются следующие формы:

  • Занятия и беседы: «Что такое традиция», «Обычаи нашего народа», «Народные ремёсла».
  • Творческие мастерские: изготовление народных кукол, украшений, поделок.
  • Музыкальные занятия: разучивание русских народных песен, хороводов, плясок.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «В деревне у бабушки», «Русская изба».
  • Выставки: «Наша Родина в узоре», «Платки, сарафаны, рушники».

Роль педагога

           Педагог  дошкольного учреждения играет ключевую роль в организации народных праздников и внедрении традиций в образовательный процесс. Он не только информирует, но и вовлекает детей в активную деятельность, создаёт эмоционально насыщенную атмосферу, где каждый ребёнок чувствует себя частью народной культуры. Важно, чтобы мероприятия проводились систематически, с учётом возраста и интересов детей.

Взаимодействие с семьёй

           Формирование культурного развития детей  невозможно без сотрудничества с семьёй. Родители могут поделиться семейными традициями, участвовать в подготовке и проведении праздников, знакомить детей с фольклором и ремёслами. Такое взаимодействие укрепляет связь поколений и делает процесс воспитания более целостным.

Заключение

         Таким образом, народные традиции и праздники русского народа являются важнейшим средством формирования культурного развития детей. Они способствуют воспитанию нравственных и патриотических чувств, расширяют кругозор, развивают творческие способности и создают основу для будущего гражданского самосознания. Включение их в образовательную практику ДОУ делает воспитание живым, образным, эмоционально насыщенным и глубоко личностным.

Литература:

Белая, Г.Н. «Народные праздники в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2018.

Новикова, Л.Ю. «Воспитание дошкольников средствами народной культуры». — СПб.: Детство-Пресс, 2017.

Филиппова, Т.В. «Культура и традиции русского народа». — М.: Просвещение, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического просвещения родителей к культурным традициям воспитания русского народа

Конспект занятия в группе раннего возраста     Тема: «Роль педагогического просвещения родителей к культурным традициям воспитания русского народа»...

«Дидактические игры и материал, как средство формирования сенсомоторного развития детей с ОВЗ»

Значение сенсомоторного развития.Какие нарушения наблюдаются у детей с овзЧто поможет развивать работа в данном направленииЦели, задачи.Дидактические игры, используемые в  работе....

план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»

план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...

План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»

План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...

Ознакомление детей с традициями русского народа как средство патриотического воспитания

В нашем детском саду на протяжении длительного времени ведется целостная работа по патриотическому воспитанию.Работа проходит не только в форме занятий и бесед, а также различных праздников, викторин,...

Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей

       В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагог...

Творческий проект «Праздники, традиции русского народа как средство формирования культурного развития детей»

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Им...