Творческий проект «Праздники, традиции русского народа как средство формирования культурного развития детей»
проект (подготовительная группа)
Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект «Праздники, традиции русского народа как средство формирования культурного развития детей»
Тип проекта : творческий, долгосрочный.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники, воспитатели, родители.
Возраст детей : Подготовительная группа.
Проблема: воспитание любви к родной культуре, знакомство с русским народным творчеством.
Актуальность: Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Цель проекта : Приобщение детей к истокам народной культуры, в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта :
Для детей :
Образовательные:
1. Формировать у детей интерес к традициям, культуре, обычаям, обрядам, искусству труду и быту русского народа.
2. Активизировать представления детей о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря
3. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
4. Формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;
Развивающие :
1. Развивать интерес к русским народным праздникам, особенностям русского характера (желание быть добрым, трудолюбивым, радушным, гостеприимным и заботливым хозяином).
2. Развивать нравственную и познавательную культуру дошкольников, творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия и художественное творчество.
3. Обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
2. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.
4. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Для педагогов:
- обобщить и распространить накопленный педагогический опыт по теме;
- проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями.
Для родителей:
- найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом;
- активизировать участие родителей в жизни детского сада;
- повысить уровень педагогических знаний родителей;
- приумножить интерес родителей к русской народной культуре, традициям, природе.
Этапы реализации:
Этап | Сроки | Мероприятия |
1-й этап: | сентябрь – ноябрь | - опрос родителей по теме; - накопление фольклорного материала: потешек, пословиц, поговорок, частушек, загадок; -приобретение и изготовление пособий, русских народных костюмов по русской народной культуре; - проведение досуга «Осенины». - пополнение музыкального уголка русскими народными инструментами; - пополнение фонотеки русской народной музыкой; - создание презентации «Русские народные инструменты»; - создание презентации «Русский народный костюм»; -консультации для родителей: «Русский народный костюм», «Игрушки народных умельцев», «Как люди жили на Руси»; - информация для родителей в родительском уголке о народных приметах |
2-й этап: | декабрь – февраль | -накопление фольклорного материала: народных игр, хороводов и т. д. ; - пополнение фонотеки русской народной музыкой; - консультации для родителей: «Интересные факты о Рождественских обрядах, гаданиях», «Хороводные игры»; - информация для родителей в родительском уголке о народных традициях, праздниках; - активное использование на занятиях с детьми народных песен, хороводов, игр, -проведение досуга «Раз в крещенский вечерок», «Богатырские забавы». |
3-й этап: | март – май | - консультации для родителей: «Масленица». -организация сюжетно-ролевых игр: «В русской избе»; «Посиделки». - изготовление «Масленичной куклы», -проведение досуга «Масленица». |
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- развитые познавательные, творческие и коммуникативные способности детей на основе приобщения к русской народной культуре;
- дети, мотивированны на изучение прошлого своей страны;
- сформированное чувство гордости за русский народ;
- созданная мотивация к активному участию в преобразовании родной страны в будущем.
План работы по реализации проекта.
№ | Мероприятия | Дата реализации | Ответственный |
1. | Проведение бесед на тему: «Хлеб – всему голова», «Народный костюм». Досуг «Осенины». | Сентябрь | Воспитатели Музыкальный руководитель |
2. | Проведение бесед на тему: «Как жили раньше. Русская изба», «Народный фольклор», «Народные приметы». | Октябрь | Воспитатели |
3. | Проведение бесед на тему: «Народные промыслы», «Русские народные инструменты», «Прослушивание русских народных наигрышей». | Ноябрь | Воспитатели Музыкальный руководитель |
4. | Проведение бесед на тему: «Русская песня – душа народа», Разучивание русских хороводных танцев, песен, игр. | Декабрь | Воспитатели. Музыкальный руководитель |
5. | Проведение бесед на тему: «Зимние святки» (Рождество, колядки, Крещение) Досуг «Раз в крещенский вечерок». | Январь | Воспитатели Музыкальный руководитель |
6. | Проведение бесед на тему: «Русская народная кухня», «Богатыри земли русской». Досуг «Богатырские забавы». | Февраль | Воспитатели Музыкальный руководитель |
7. | Проведение бесед на тему: «Масляная неделя», Досуг «Масленица» Организация сюжетно-ролевых игр: «В русской избе», «Посиделки». | Март | Воспитатели Музыкальный руководитель |
8. | Проведение бесед на тему: «Вербная неделя», «Пасха». Досуг «Жаворонки» («Встреча птиц»). | Апрель | Воспитатели Музыкальный руководитель |
9. | Проведение бесед на тему: «Традиции моей семьи». «Герб моей семьи». | Май | Воспитатели |
Литература.
Л. В. Кокуёва Воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
Длолфеев Ю. Русский праздничный народный костюм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и материал, как средство формирования сенсомоторного развития детей с ОВЗ»
Значение сенсомоторного развития.Какие нарушения наблюдаются у детей с овзЧто поможет развивать работа в данном направленииЦели, задачи.Дидактические игры, используемые в работе....
план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...

План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...
Ознакомление детей с традициями русского народа как средство патриотического воспитания
В нашем детском саду на протяжении длительного времени ведется целостная работа по патриотическому воспитанию.Работа проходит не только в форме занятий и бесед, а также различных праздников, викторин,...

Познавательно-творческий проект: «От традиций русского народа к традициям детского сада»
Познавательно-творческий проект:«От традиций русского народа к традициям детского сада»Цель проектаРасширять образовательное пространство и формировать целостную картину мира, что способст...

Статья "Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей"
В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагога и семьи в приобщении детей к дух...

Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей
В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагог...
