Творческий проект «Праздники, традиции русского народа как средство формирования культурного развития детей»
проект (подготовительная группа)

С В Ефимова

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект «Праздники, традиции русского народа как средство формирования культурного развития детей»


Тип проекта : творческий, долгосрочный.

Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники, воспитатели, родители.

Возраст детей : Подготовительная группа.

Проблема: воспитание любви к родной культуре, знакомство с русским народным творчеством.

Актуальность: Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Цель проекта : Приобщение детей к истокам народной культуры, в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи проекта :

Для детей :

Образовательные:

1. Формировать у детей интерес к традициям, культуре, обычаям, обрядам, искусству труду и быту русского народа.

2. Активизировать представления детей о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря

3. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

4. Формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;

Развивающие :

1. Развивать интерес к русским народным праздникам, особенностям русского характера (желание быть добрым, трудолюбивым, радушным, гостеприимным и заботливым хозяином).

2. Развивать нравственную и познавательную культуру дошкольников, творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия и художественное творчество.

3. Обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями.

Воспитательные:

1. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

2. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.

3. Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Для педагогов:

- обобщить и распространить накопленный педагогический опыт по теме;

- проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями.

Для родителей:

- найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом;

- активизировать участие родителей в жизни детского сада;

- повысить уровень педагогических знаний родителей;

- приумножить интерес родителей к русской народной культуре, традициям, природе.

Этапы реализации:

Этап

Сроки

Мероприятия

1-й этап:

сентябрь – ноябрь

- опрос родителей по теме;

- накопление фольклорного материала: потешек, пословиц, поговорок, частушек, загадок;

-приобретение и изготовление пособий, русских народных костюмов по русской народной культуре;

- проведение досуга «Осенины».

- пополнение музыкального уголка русскими народными инструментами;

- пополнение фонотеки русской народной музыкой;

- создание презентации «Русские народные инструменты»;

- создание презентации «Русский народный костюм»;

-консультации для родителей: «Русский народный костюм», «Игрушки народных умельцев», «Как люди жили на Руси»;

- информация для родителей в родительском уголке о народных приметах

2-й этап:

декабрь – февраль

-накопление фольклорного материала: народных игр, хороводов и т. д. ;

- пополнение фонотеки русской народной музыкой;

- консультации для родителей: «Интересные факты о Рождественских обрядах, гаданиях», «Хороводные игры»;

- информация для родителей в родительском уголке о народных традициях, праздниках;

- активное использование на занятиях с детьми народных песен, хороводов, игр,

-проведение досуга «Раз в крещенский вечерок», «Богатырские забавы».

3-й этап:

март – май

- консультации для родителей: «Масленица».

-организация сюжетно-ролевых игр: «В русской избе»; «Посиделки».

- изготовление «Масленичной куклы»,

-проведение досуга «Масленица».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

- развитые познавательные, творческие и коммуникативные способности детей на основе приобщения к русской народной культуре;

- дети, мотивированны на изучение прошлого своей страны;

- сформированное чувство гордости за русский народ;

- созданная мотивация к активному участию в преобразовании родной страны в будущем.

План работы по реализации проекта.

Мероприятия

Дата реализации

Ответственный

1.

Проведение бесед на тему:

«Хлеб – всему голова», «Народный костюм». Досуг «Осенины».

Сентябрь

Воспитатели

Музыкальный руководитель

2.

Проведение бесед на тему:

«Как жили раньше. Русская изба»,

«Народный фольклор»,

«Народные приметы».

Октябрь

Воспитатели

3.

Проведение бесед на тему:

«Народные промыслы»,

«Русские народные инструменты»,

«Прослушивание русских народных наигрышей».

Ноябрь

Воспитатели

Музыкальный руководитель

4.

Проведение бесед на тему:

«Русская песня – душа народа»,

Разучивание русских хороводных танцев, песен, игр.

Декабрь

Воспитатели.

Музыкальный руководитель

5.

Проведение бесед на тему:

«Зимние святки»

(Рождество, колядки, Крещение)

Досуг «Раз в крещенский вечерок».

Январь

Воспитатели

Музыкальный руководитель

6.

Проведение бесед на тему:

«Русская народная кухня»,

«Богатыри земли русской».

Досуг «Богатырские забавы».

Февраль

Воспитатели

Музыкальный руководитель

7.

Проведение бесед на тему:

«Масляная неделя»,

Досуг «Масленица»

Организация сюжетно-ролевых игр: «В русской избе», «Посиделки».

Март

Воспитатели

Музыкальный руководитель

8.

Проведение бесед на тему:

«Вербная неделя», «Пасха».

Досуг «Жаворонки» («Встреча птиц»).

Апрель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

9.

Проведение бесед на тему:

«Традиции моей семьи».

«Герб моей семьи».

Май

Воспитатели

Литература.

Л. В. Кокуёва Воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Длолфеев Ю. Русский праздничный народный костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и материал, как средство формирования сенсомоторного развития детей с ОВЗ»

Значение сенсомоторного развития.Какие нарушения наблюдаются у детей с овзЧто поможет развивать работа в данном направленииЦели, задачи.Дидактические игры, используемые в  работе....

план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»

план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...

План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»

План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...

Ознакомление детей с традициями русского народа как средство патриотического воспитания

В нашем детском саду на протяжении длительного времени ведется целостная работа по патриотическому воспитанию.Работа проходит не только в форме занятий и бесед, а также различных праздников, викторин,...

Познавательно-творческий проект: «От традиций русского народа к традициям детского сада»

Познавательно-творческий проект:«От традиций русского народа к традициям детского сада»Цель проектаРасширять образовательное пространство и формировать целостную картину мира, что способст...

Статья "Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей"

В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагога и семьи в приобщении детей к дух...

Народные традиции, праздники русского народа как средство формирования культурного развития детей

       В статье рассматривается значение народных традиций и праздников в развитии культуры у дошкольников. Приведены примеры организации работы в ДОУ, раскрыта роль педагог...