Тех карта о трудолюбии и лени ГЭ
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ФИО обучающегося:
Образовательные области: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие.
Тема занятия: Трудолюбие и лень: кто что делает?
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)
Цель занятия: Формирование представлений о важности трудолюбия и отрицательном влиянии лени на основе доступных примеров, с использованием возможностей русского языка как государственного и учетом культурного контекста Якутии.
Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):
1) Расширять и активизировать словарь детей по теме «Труд, профессии, действия» на русском языке, вводя и закрепляя понятия «трудолюбивый», «ленивый», «работать», «помогать», «лентяй»
2) Развивать связную речь речевой слух, внимание, логическое мышление.
3) Воспитывать положительное отношение к труду, желание помогать, уважение к труду взрослых
Дополнительные задачи: Формировать умение слушать сверстников и взрослого. Развивать навыки сотрудничества в игре.
Словарная работа: Трудолюбивый, ленивый, работать, помогать, лентяй, стараться, ытык, көмөлөс, ытыктаа, кэлтэрии, ытыктаа, дьарык.
Планируемый результат занятия: Дети знают и понимают слова «трудолюбивый», «ленивый», могут привести простые примеры, активно используют в речи глаголы, связанные с трудом и помощью, умеют составлять простые предложения по картинке, характеризующие действие (трудится/ленится).
Подготовительная работа: Подбор иллюстраций и картинок, подбор простой пословицы о труде на русском языке, подготовка атрибутов для сюрпризного момента, запись аудио короткого отрывка якутской сказки или потешки о труде/лене.
№ | Этапы занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности педагога | Предполагаемая деятельность детей | Материалы и оборудование | Планируемые результаты |
1 | Организационно- мотивационный этап | Создать положительный эмоциональный настрой. Мотивировать детей на тему занятия. Активизировать внимание. | Сюрпризный момент: "Ребята, нам пришло письмо! От кого же? (Читает) 'Дорогие ребята! Я, Фея Труда, прошу вас помочь разобраться: кто такие трудолюбивые и кто такие ленивые? Как их отличить? Присылаю вам картинки-подсказки.'" Показывает конверт. "Поможем Фее?" | Проявляют интерес, слушают. Соглашаются помочь. | Яркий конверт, письмо от "Феи Труда". | Дети заинтересованы, эмоционально настроены, готовы к деятельности. |
2 | Основной этап | |||||
Беседа по картинкам. Введение понятий. | Уточнить и расширить представления о труде и лени. Ввести и закрепить понятия "трудолюбивый", "ленивый". Развивать связную речь, умение сравнивать. | Педагог достает парные картинки из конверта Феи Труда: 1. Показывает картинку трудолюбивого персонажа (ребенок убирает игрушки, мама моет посуду, оленевод с оленями - рег. комп.): "Кто это? Что он делает? Какой он? (Старательный, помощник, Ытык (трудолюбивый)). Он трудолюбивый!" 2. Показывает картинку ленивого персонажа (лежит, игрушки разбросаны): "А этот что делает? Он хочет работать? Он ленивый (Кэлтэрии). Ленивого называют лентяй." 3. Сравнение пар картинок: "Посмотрите: здесь комната чистая (труд), а здесь грязная (лень). Какая картинка вам нравится больше? Почему?" | Рассматривают картинки. Отвечают на вопросы (полными или краткими предложениями: "Мальчик убирает", "Он Ытык", "Там грязно, некрасиво"). Пытаются использовать новые слова. Сравнивают ситуации. | Парные тематические иллюстрации (Труд/Лень), включая региональный компонент (оленевод, рыбак). Карточки со словами: "Трудолюбивый", "Ленивый", "Ытык", "Кэлтэрии". | Дети различают ситуации труда и лени на картинках. Понимают и пытаются употреблять слова "трудолюбивый", "ленивый", "Ытык", "Кэлтэрии". Формируется ценностное отношение к труду. | |
Дидактическая игра "Кто что делает? | Закреплять понятия. Активизировать глагольный словарь. Развивать внимание, быстроту реакции. | "Давайте поиграем! Я буду показывать картинку. Если на ней трудолюбивый (Ытык) человек или зверюшка, вы громко хлопаете и говорите: "Он работает!" (Ытыктаа!). Если ленивый (Кэлтэрии) - топаете ножкой и говорите: "Он лентяй!". (Педагог показывает картинки, дети реагируют). | Смотрят на картинки. Быстро определяют характер действия. Хлопают/топают. Проговаривают фразы: "Он работает!" / "Ытыктаа!", "Он лентяй!". | Набор разрезных картинок с изображением различных действий (труд/лень). | Дети уверенно дифференцируют труд и лень по действию. Активно используют ключевые глаголы ("работает", "Ытыктаа") и понятия ("лентяй"). | |
Физкультминутка "Дровосеки" / "Рыбаки" | Снять мышечное напряжение. Закрепить тему через движение. | (Под ритмичный стишок или бубен): "Мы трудились, мы старались, (маршируют) Руки кверху поднимались! (поднимают руки) Раз – дрова рубим ловко, (имитируют рубку дров) Два – тащим воду ловко! (имитируют ношение ведер) Три – сети мы забрасываем, (имитируют заброс сети - рег. комп.) Рыбу ловко вытаскиваем! ("вытягивают" сеть) Мы трудолюбивые ребята, (показывают на себя) Не знакомы нам объятия лени! (грозят пальчиком**)" | Выполняют движения по тексту, повторяют слова. | Бубен или аудиозапись ритма. | Дети отдохнули, эмоционально включены. Движения связаны с темой труда. | |
3 | Заключительный этап | Закрепить полученные представления. Подвести итог. Обеспечить позитивное завершение. Провести рефлексию. | "Молодцы, ребята! Вы отлично помогли Фее Труда! Давайте вспомним: - Кого мы сегодня называли трудолюбивым (Ытык)? (Того, кто работает, помогает, старается). - А кого ленивым (Кэлтэрии)? (Того, кто не хочет работать, лентяй). - Что же лучше, быть трудолюбивым или ленивым? Почему? (Трудолюбивым - потому что все получается, помогаешь, порядок). Фея Труда прислала вам волшебные камешки. Если вам понравилось занятие и вы поняли, что быть трудолюбивым хорошо - положите камешек в корзинку!" | Отвечают на итоговые вопросы. Аргументируют выбор. Кладут камешек в корзинку, если занятие понравилось и тема понятна. | Небольшая корзинка, разноцветные гладкие камешки. | Дети закрепляют основные понятия занятия. Формулируют простые выводы о ценности трудолюбия. Эмоционально удовлетворены. Рефлексия проведена. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лень и трудолюбие" (по украинской народной сказке "Колосок")
Творческий проект по созданию условий для развития речи детей, творческих способностей, снятие страхов, раскрепощение детей, развитие уверенности в себе....

Конспект интегрированного занятия "Трудолюбие и лень" (для детей старшего дошкольного возраста).
Конспект интегрированного занятия на тему:Трудолюбие и леньЗадачи:- развивать восприятие, внимание, память и мышление;- активизировать глагольный словарь, закреплять образование будущего времени глаго...
Занятия по духовно-нравственному развитию "Правда и Ложь" и "Трудолюбие и Лень"
Занятия по духовно-нравственному развитию детей подготовительной группы.Занятие 1 «Правда и ложь»Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; пра...

Диагностика для детей по теме "Мои нравственные представления" «Мои представления о трудолюбии и лени»;
Данная диагностика проводится в старших, подготовительных группах по теме "Духовно-нравственное воспитание"...

Мудрость Уймонских староверов. Трудолюбие и лень.
laquo;Родить трудно, научить добру ещё труднее», — гласит народная мудрость. Поэтому наука добра не абстрактного, а спаянного жизнью добра животворящего — одна из гла...
Тех карта занятия на тему "Трудолюбие и лень"
Технологическая карта занятия для детей средней группы на тему "Трудолюбие и лень"...

