Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
презентация

Заплатина Ирина Андреевна

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_raboty_dou_s_semyami_vospitannikov.pptx154.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Современные формы работы ДОУ с семьями воспитанников» Выполнила :Заплатина .И.А

Слайд 2

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребёнка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Слайд 3

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию .

Слайд 4

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны .

Слайд 5

ВО-ПЕРВЫХ Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предположения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Слайд 6

В-ЧЕТВЁРТЫХ Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье. ВО- ВТОРЫХ Это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что. В свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса. В-ТРЕТЬИХ Родители самостоятельно могут выбирать уже в школьном возрасте то направление в развитии ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка.

Слайд 7

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы: Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок). Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей . Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка.

Слайд 8

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций: Развитие интересов и потребностей ребёнка. Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей. Поддержка открытости во взаимоотношениях разными поколениями в семье. Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций. Понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Слайд 9

Воспитание уважения к детству и родительству . Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды. Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми. Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям. Данная цель реализуется через следующие задачи:

Слайд 10

Все формы работы с родителями подразделяются на: Коллективные ( массовые) Индивидуальные Наглядно- информационные Традиционные Нетрадиционные

Слайд 11

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные формы – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Слайд 12

В настоящее время сложились устойчивые формы работы ДОУ с семьёй, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: Внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ . Работа с родителями за пределами ДОУ. Её цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Слайд 13

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Слайд 14

Информационно- аналитические Цель использования: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Формы проведения общения: Проведение социологических срезов, опросов, индивидуальные беседы и др. Основная задача: Сбор , обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Т. В. Короткова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

Слайд 15

Один из распространённых методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности. Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями Анкетирование

Слайд 16

Письменные формы взаимодействия с родителями Брошюры - помогают родителя узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нём. Пособия - с одержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Ежедневные записки - а дресована непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. Бюллетень - можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях программы и др.

Слайд 17

Письменные формы взаимодействия с родителями Личные блокноты - такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др. Отчёты - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов. Ящик для предложений - это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Слайд 18

Т. В. Короткова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Познавательные Цель использования: Ознакомление родителей с возрастными и психолого- педагогическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Формы проведения общения: 1.Семинары-практикумы . 2 . Тренинги 3 . Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. 4.Мини-собрания 5 . Педагогический брифинг 6 . Педагогическая гостиная 7 . Устные педагогические журналы 8 . Игры с педагогическим содержанием 9 . Педагогическая библиотека для родителей 10.Исследовательско- проективные, ролевые, имитационные, деловые игры и др.

Слайд 19

Познавательные формы взаимодействия с родителями Доминирующую роль среди форм общения педагог- родители играют познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого- педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Слайд 20

Познавательные формы взаимодействия с родителями Общее родительское собрание ДОУ. Цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания. Оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания. Педагогический совет с участием родителей. Цель данной формы работы с семьёй является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта индивидуальных потребностей. Родительская конференция Одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность .

Слайд 21

Познавательные формы взаимодействия с родителями Тематические консультации Организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим специальным вопросам. Консультации близки к беседам. Педагогический консилиум Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенно практическую помощь. Групповые собрания родителей Это форма ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.

Слайд 22

Познавательные формы взаимодействия с родителями «Круглый стол» В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Родительский совет (комитет) группы Это группа людей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников,,; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Тренинги Помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.

Слайд 23

Познавательные формы взаимодействия с родителями « Дни открытых дверей » Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включаться» в общение и деятельность детей и педагогов. Клубы для родителей Данная форма общения предполагает установлению между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребёнка, а родителям и – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Презентации дошкольного учреждения Это своевременное в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями формы рекламы ДОУ. В результате такой работы родители знакомятся с Уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Слайд 24

Познавательные формы взаимодействия с родителями Вечера вопросов и ответов Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Мини-собрания Выявляется интересная семья, изучается её опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две- три семьи, разделяющие её позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. Исследовательско - проективные, ролевые, иммитационные игры В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определённые знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Слайд 25

Познавательные формы взаимодействия с родителями Индивидуальные формы взаимодействия с родителями Преимущество состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми педагог намечает конкретные пути совместного взаимодействия с ребёнком. Дни добрых дел Дни добровольной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно- развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей . Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Слайд 26

Познавательные формы взаимодействия с родителями Индивидуальные консультации Близки по своему характеру к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалификационный совет Посещение семьи Основная цель визита – познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Педагогические беседы с родителями Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Слайд 27

Т. В. Короткова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Досуговые Цель использования: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Формы проведения общения: Совместные досуги, праздники Выставки работ родителей и детей Кружки и секции Клубы отцов, бабушек, дедушек. Семинары , практикумы и т. д.

Слайд 28

Досуговые формы взаимодействия с родителями Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьёй могут быть эффективными, только если воспитатель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Слайд 29

Досуговые формы взаимодействия с родителями Выставки работ родителей и детей Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя. (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихи, петь песни и т. д

Слайд 30

Досуговые формы взаимодействия с родителями Благотворительные акции Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную игру дома, а любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. Совместные походы и экскурсии Основная цель – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Из этих походов дети возвращаются обогащёнными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Слайд 31

Т. В. Короткова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Наглядно- информационные Информационно-ознакомительные Информационно-просветительные Цель использования: Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Формы проведения общения: Информационные проекты для родителей Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей Дни (недели) открытых дверей Открытые просмотры занятий и других видов деятельности Выпуск стенгазет Организация мини-газет

Слайд 32

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагога, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя .

Слайд 33

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Информационно- ознакомительные Цель – ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Информационно- просветительские Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т. д.. Поэтому они выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Слайд 34

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Информационные листы Информация о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, экскурсиях, событиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д. Выставки, вернисажи детских работ Цель – демонстрирование родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы Уголки для родителей В нём размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Слайд 35

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Памятки для родителей Небольшое описание (инструкция) правильного выполнения каких-либо действий Родительская газета Оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Папки-передвижки Формируются по тематическому принципу. Папка даётся во временное пользование родителям. Видеофильмы Создаются по определённой тематике.

Слайд 36

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют: Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми. Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе. Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем. Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания. Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Слайд 37

Источники информации Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2 . Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5 Доронова Т. В. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. – 120 с . Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт- Петербург. Детство-Пресс, 2012. Зверева О. Л., Короткова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ ». М.: Сфера, 2005, 80с. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина . - 2-е изд., испр . и доп. - М. : Аркти , 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то до...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

В соответствии с законом РФ "Об образовании", ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного ...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

  Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование....

Презентация "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое...

Методические рекомендации: "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников"

В предложенном материале рассматриваются  актуальные формы работы с родителями в ДОУ...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. ...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО презентация

Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семье...