Мастер класс "Составление рассказа по картине"
методическая разработка (подготовительная группа)
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня я хочу показать вам методику Т.А. Сидорчук и Н.Н.Хоменко, используемую в работе для обучения детей составление рассказа по картине. Методика способствует усвоению способов создания связного текста и развитию монологической речи. Так основополагающим моментом в предлагаемой Т.А. Сидорчук и Н.Н.Хоменко технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой, у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. По окончанию каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок, совершенного мыслительного действия. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Рассмотрим поэтапно методику составления рассказа по картине, с помощью картины « Спасаем мяч».
Этап 1. Определите объекты на картине.
Данный этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий.
Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используется игровой прием «подзорная труба», «бинокль» или « волшебные очки».
Давайте рассмотрим картину, которая пришла к нам в гости. Возьмите подзорную трубу (имитация руками) наведите глазок подзорной трубы на один объект и назовите объект, который находится на ней. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов.
- Расскажите нам, что увидели вы?
Педагог, по мере называния объектов, обозначает их схемами).
Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между объектами
Целью данного этапа является установление взаимодействий между объектами Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания:
Пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта . Мячик и воду. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.
Например: «Мячик и вода в луже связаны между собой, мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым».
Ребенок на листе бумаги с выделенными объектами рисует контрастным фломастером стрелку от мяча к воде.
Уважаемые гости, назовите, какие ещё объекты на картине связаны между собой и почему?
«Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, рука мальчика держит прутик, во-вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч, поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику».
«Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню». Проводится стрелка от Светы к Тане
Этап 3. Составьте сравнение, загадку или метафору по картине
Эмблема этапа: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
На данном этапе дети знакомятся с моделями составления загадок и метафор;
А сейчас давайте вместе попробуем составить загадку, при помощи модели.
Выберем объект на картине, например ёлку. Сравните его с другими объектами, а затем составьте загадку, используя речевые обороты «как…», «но не….».
Давайте вместе попробуем составить загадку, например про ёлку, при помощи модели.
«Какой?» | «Что такое же?» |
«Что делает?» | «Что делает так же?» |
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Пример загадки:
«Зеленая, но не лягушка;
растет, как грибок;
похожа на пирамидку, но с ней не играют». Ответ: елка.
Метафоры более сложная деятельность, поэтому вначале составляются педагогом, детям предлагается их отгадать: «Про кого, или про что я здесь говорю?». После отгадывания детьми объекта, взрослый повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.
Пример метафор
Выбран объект – «лужа».
1. Обозначается место: «лужа на траве».
Лужа по форме сравнивается с кляксой.
т.е «клякса на траве».
Усиливается сравнение тем, что клякса не чернильная, а дождевая.
Вставляется в текст: «Утренний дождь оставил огромную прозрачную кляксу на траве».
2. Лужа сравнивается с зеркалом. Место – лужайка. Вставляется в текст: «Елочки заглядывали в маленькие зеркала лужайки».
Этап 4. Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств
Эмблема «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
Здесь для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину».
А сейчас предлагаю вам отправимся в путешествие по картине. А помогут нам в этом волшебники «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую», и с помощью разных органов чувств расскажем, что вы ощущаете, слышите и чувствуете.
Например: «Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»
- А что слышите вы?
«Я слышу, как прутик постукивает о мячик».
«Я слышу, как мама зовет Таню домой».
А сейчас давайте мысленно притронемся к объектам?. Опишите свои ощущения.
Например: «Я чувствую на ощупь, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная».
«Я чувствую, что на ощупь, прутик твердый, немного шершавый и упругий».
«Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая и веточки у нее, как маленькие ежики».
А теперь расскажем какие запахи вы почувствовали.
Далее описание возможных ощущений полученных через органы обоняния. Например
«Пахнет свежестью и травой, потому что прошел дождик».
«Елочка пахнет очень приятно, чувствую запах цветов и меда».
«Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь купили в магазине, он новый».
Этап 5. Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины
Правила этапа «Я называю объект и составляю про него рифмовку»
Этот этап предполагает работу с такой формой монологического текста, как стихотворение
Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой.
Я предлагается из пары слов составить двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.
После проведенной предварительной работы переходят к этапу создания рифмовки. Пятая строчка рифмовки содержит вывод и не рифмуется.
Двустрочник может начинаться со слов:
«Если эти кто-то…, то они чего-то…»,
«Кто-то был такой-то и свершал он то-то…»,
«Жил-был кто-то и был похож на что-то».
Например
Жил-был прутик от березы,
И был он крепкий, без занозы.
Всегда и всем он помогал
И даже мячик он спасал.
Вот какой на картине прутик надежный.
Этап 6. Определите местонахождение объекта на картине
Эмблема этапа «У каждого объекта есть свое место
на картине.»
Здесь дети учатся ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Картины мы не только видим, рассматриваем, но и еще мы картину можем
«показать» т.е. перенести все увиденное на ковер, а объекты оживить, рассказав о месте расположения.
Давайте оживим картину и «превратимся» в один из предметов на картине.
Объясните словами свое местонахождение..
Примеры рассказов.
а). Я лужа на опушке леса. Вокруг меня – трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу.
б). Я белый бантик. Хорошо устроился на голове у светловолосой девочки. Мы вместе с ней присели и оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.
Этап 7. Составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения
Эмблема «Я превращаюсь в объект на картине, и у меня какой-то характер.»
Для обучения речевым зарисовкам используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера
А сейчас каждый из нас превратится в любой объект, изображённый на картине, и расскажет о своём характере или настроении
Пример
Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми – все это не радостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все шумные. Почему они все время бегают? Ох-ох-ох!». Вот опять меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть! Только бы не заплакать! О-хо-хо…
Или
Я – красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Все хотят поближе ко мне быть. Вот и дети. Даже этот выскочка мяч не утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться и искупаться. Эй, елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое видало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой!… (и лужа высохла).
Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени
Правило этого этапа «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше, и что будет с ним потом».
Картина рассматривается детьми, как остановившийся миг. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков
А теперь выберете пожалуйста объект, и представьте, что было с ним раньше и что будет с ним потом. А поможет нам в этом Волшебник Времени.
Этот волшебник может творить со временем всё, что захочет
Кто готов составить речевую зарисовку, с выбранным вами объектом в прошлом времени ?
А вы как думаете, что будет с вашим объектом в бедующем времени?
Речевая зарисовка с помощью Волшебника Прошлого времени.
«Лужайка спит».
Когда была зима, лужайка спала, отдыхала под снегом. Матушка зима накрыла ее мягким белоснежным одеялом. В этом наряде лужайка искрилась, играла блестками на солнце. Тепло ей было под этим покровом. А сейчас на ней цветут цветы.
Речевая зарисовка с помощью Волшебника Будущего времени.
«Все сначала».
К вечеру лужайка совсем высохнет. Лужа исчезнет, потому что капельки воды превратятся в пар и полетят к небу. Образуется новая тучка, которая обязательно где-то прольется летним дождем. А на лужайке травинки после дождя выпрямятся, подрастут немного, да и отдохнут от детей и их мяча.
Этап 9. Найдите смысловые характеристики картины
Эмблема «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Организация упражнении основана на приеме «Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги в форме лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки, как знакомые, так и не знакомые детям.
Вводится правило: выдерни «лепесток», объясни, по каким причинам так назвали картину?
Художники написали много красивых и интересных картин. И у каждой картины есть мудрость. Правило жизни или главный смысл, который мы попробуем найти и в нашей картине.
Перед вами « Ромашка мудрости». На лепестках, которой написаны поговорки.
Сорвите один лепесток, и объясните, по каким причинам написанная мудрость походит или не подходит к картине?
На начальном этапе используются не более пяти пословиц разной тематики
Например
«Поспешишь людей насмешишь».
«Трудно найти легко потерять».
«Мир не без добрых людей». И.т.д
«Без беды друга не узнаешь».
«Ум хорошо, а два лучше».
Давайте порассуждаем какая из пословиц подойдет к картине?
Дальше идет коллективное обсуждение каждой. Стратегия работы педагога с детьми такова, что происходит принятие одних пословиц и отвержение других. Идет коллективное обсуждение с учетом правила: надо объяснить каждое название картины.
Третий этап включает в себя способность ребенка самостоятельно объяснить выбранное название картины, представленное в виде пословицы или поговорки.
Например: Рассуждение на тему: «Мир не без добрых людей».
Пословица подходит к картине, потому что Таня сама одна не достала бы мяч. Она заплакала, а Сережа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик. А если бы не было Сережи, то могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».
И далее идет итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине
Перед прощанием с картиной я предлагаю вам придумать свои рассказы, которые я запишу в нашей книги рассказов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине
обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"
В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

Мастер-класс «Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным...
Мастер-класс Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине
Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов, лог...

Мастер класс "Составление творческого рассказа по картине"
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Обучение детей составлению творческого рассказа по картине»Цель: распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составл...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»
В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...
