Анализ образовательных областей ФГОС ДО с позиций реализации целей и задач по формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности.
занимательные факты
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Во ФГОС ДО говорится о том, что содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ образовательных областей ФГОС ДО с позиций реализации целей и задач по формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Во ФГОС ДО говорится о том, что содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования:
Социально-коммуникативное развитие направлено:
– на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
– формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
– формирование первичных представлений о себе, других людях; – объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
– владение речью как средством общения и культуры;
– обогащение активного словаря;
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
– развитие речевого творчества; – развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
– становление эстетического отношения к окружающему миру; – формирование элементарных представлений о видах искусства;
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
– двигательной, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
– способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
– становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) профессиональная деятельность педагога ДОО должна строиться таким образом, чтобы сформировать предпосылки функциональной грамотности: научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения поставленных задач. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
Дошкольное образование, как базис формирования предпосылок функциональной грамотности ребенка с учетом требований ФГОС ДО, предусматривает формирование следующих предпосылок:
– математической грамотности дошкольников;
– финансовой грамотности;
– естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
– социальной и коммуникативной грамотности дошкольников;
– читательской грамотности.
Формирование предпосылок функциональной математической грамотности детей дошкольного возраста.
Одним из основных компонентов функциональной грамотности школьника является математическая грамотность.
Задачи по формированию предпосылок математической грамотности детей в ДОО:
1. Сенсорное развитие ребенка: в детском саду организуется целенаправленный процесс усвоения сенсорного опыта, частью этого процесса является обучение математике, так как источником математических знаний служат чувственные представления человека об окружающих его предметах и явлениях (цвет, форма, величина, пространственное расположение).
2. Формирование непосредственных знаний и умений, необходимых для поступления в школу:
– умение владеть счетом в прямом и обратном порядке до 10 (20) (количественным и порядковым), сравнивать рядом стоящие числа, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, знать состав числа из единиц и двух меньших чисел;
– умение сравнивать длину, ширину, высоту предметов приемами наложения и приложения; уметь измерять протяженность условными мерками;
– различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, разновидности четырехугольников, многоугольников; уметь видоизменять геометрические формы;
– ориентироваться в помещении, на плоскости, на листе бумаги в клетку, в плане местности; знать части суток, дни недели, названия месяцев, ориентироваться на циферблате;
– совершать умственных операции, характеризующие уровень развития логического мышления ребенка: сравнение, классификация предметов по цвету, форме, величине, количеству, построение сериационных рядов (разложение по порядку), понимание законов сохранения количества, массы и величины.
3. Расширение и обогащение словарного запаса ребенка: освоение новых математических терминов (числительные, названия фигур, математических символов), построение сложных словесных конструкций (на верхней полоске 5 кругов, а на нижней на 1 круг меньше); осознанное употребление слов, выражающих математические отношения (больше-меньше, выше-ниже, ближе-дальше, быстрее-медленнее и т. п.).
4. Формирование умений и навыков учебной деятельности:
– слушать и слышать воспитателя; действовать по инструкции; – умение действовать с дидактическим материалом;
– включаться в решение учебно-познавательных задач, понимать смысл заданий, начинающиеся со слов «сравни», «выдели», «назови одним словом»;
– контролировать свои действия и действия товарищей (задание «проверь»);
– аргументировать свои мысли («почему ты так думаешь?», «докажи»);
– быть дисциплинированным и организованным.
Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Дошкольник, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономическую жизнь семьи: ходит с родителями в магазины, сталкивается с рекламой, понимает, что родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и оплачивать услуги.
Основной задачей в области формирования предпосылок финансовой грамотности является экономическая социализация личности дошкольника, которая закладывает основы базисных качеств экономической деятельности людей, выражающиеся в понятиях: «трудолюбие», «бережливость», «экономность», «рациональность», «деловитость».
Задача педагога ДОО – способствовать формированию элементарных понятий в области финансовой грамотности в максимально доступной и увлекательной для детей форме.
Формирование предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование элементарных естественнонаучных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
– формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о Малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Реализация этих требований направлена на организацию деятельности педагога ДОО с дошкольниками по трем направлениям работы:
– познавательно-исследовательские действия;
– экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
– познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Формирование предпосылок социальной и коммуникативной грамотности воспитанников на уровне дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие личности дошкольника представляет собой длительный воспитательный процесс, который начинается уже впервые месяцы жизни ребенка и сопровождает его всю жизнь. Ранний возраст является тем периодом, когда происходит первоначальная социализация, ребенок начинает познавать окружающий его мир. Дети раннего возраста высоко восприимчивы, легко обучаемы. Высокая пластичность всего организма, особенно высшей нервной деятельности в раннем возрасте дает положительную возможность для успешного социального развития и нравственного воспитания.
Формирование предпосылок социальной и коммуникативной грамотности ребенка происходит в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, отражая объективные отношения, индивидуальные особенности, черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.
Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Читательская грамотность/формирование
речевой активности дошкольников
Читательская грамотность или формирование речевой активности дошкольников способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас.
Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию у дошкольников предпосылок финансовой грамотности «Дошколята в мире экономики»
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через знакомство с простыми экономическими понятиями в ходе познавательно-игровой деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности.
Материал по обучению старших дошкольников работе с информацией через органы чувств....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию в социальной, культурной, политической, экономической д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ функциональной грамотности. «Информационная фабрика»
Формирование у старших дошкольников основ работы с информацией....

Анализ содержательного контента, организационно-методического инструментария в ФОП ДО с точки зрения формирования у старших дошкольников предпосылок функциональной грамотности
Формирование предпосылок функциональной грамотности является важной задачей дошкольного образования, так как оно способствует развитию у детей ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации ...

Конспект образовательной деятельности по формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности «День рождения -лучший праздник»
Образовательная деятельность проводилась в подготовительной группе. Она состояла из этапов, взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура впо...

