«Мы такие разные и такие одинаковые» Организация деятельности по формированию основ межэтнического взаимодействия
статья (старшая группа)

          Если взять в руки букет полевых цветов и рассмотреть его подробнее, можно заметить, что каждый цветочек в нем неповторимый и уникальный. Каждый из них имеет странную и красивую форму лепестков, чарующий аромат. Цветы отличаются длиной, формой листьев, корнями, цветом. Они могут расти в разных местах и расцветать в разное время года. Но это не делает их хуже. То же самое можно сказать о людях: мы все очень разные между собой, но это лишь придает очарования самому человечеству.

          Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки зрения гуманистической психологии и гуманной педагогики, является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: приоритетное направление «Юные патриоты»

Сообщение воспитателя Ковалевой Юлии Викторовны, высшая квалификационная категория

Если взять в руки букет полевых цветов и рассмотреть его подробнее, можно заметить, что каждый цветочек в нем неповторимый и уникальный. Каждый из них имеет странную и красивую форму лепестков, чарующий аромат. Цветы отличаются длиной, формой листьев, корнями, цветом. Они могут расти в разных местах и расцветать в разное время года. Но это не делает их хуже. То же самое можно сказать о людях: мы все очень разные между собой, но это лишь придает очарования самому человечеству.

«Мы такие разные и такие одинаковые»

Организация деятельности по формированию основ межэтнического взаимодействия.

Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки зрения гуманистической психологии и гуманной педагогики, является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Толерантность является фактором социализации личности, определяющим её отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов Урала; с их изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на Урале.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а Урал, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач в нашей работе. В нашем крае живет много представителей народов. Это - русские, украинцы, татары, чуваши, мордва и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький мордвин, и маленький татарин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А наша задача – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа

Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что:Россия- страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В ней проживают представители разных народов. Она сумела их соединить, а так же сделала все возможное, чтобы подружить их. Каждый народ чтит свои традиции, обычаи, имеет свои верования. Самое главное в жизни- научиться уважительно относиться к друг другу.

Цель: Формировать умение видеть индивидуальные особенности друг друга, воспитывать в детях чувство толерантного отношения к сверстникам и другим людям.

Задачи:

  1. Познакомить детей с термином «толерантность», его значением.
  2. Дать представление о том, что все люди, проживающие в нашей многонациональной стране: разные, уникальные, особенные.
  3. Формировать умение видеть индивидуальные различия и сходства между людьми.
  4. Способствовать формированию положительного психологического климата: дружбы, взаимопонимания и поддержки в детском коллективе.

Целенаправленная профессиональная работа по формированию толерантности начинается с раннего возраста, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение. На этапе адаптации к ДОУ происходит расширение и углубление социальных контактов, ребенок входит в новый детский коллектив, в котором установлены свои нормы и правила, отличные от семейных. Воспитателями и специалистами дошкольного учреждения ребенок вводится в систему активного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимостью для успешного вхождения ребенка в коллектив детского сада является начальное устойчивое личностное и эмоциональное развитие. Примерно, в это же время начинает формироваться у ребенка чувство «чужого». К четырем годам ребенок учится видеть свою отличность от других и отличность других от себя. В основе этого опыта лежит детская непосредственность, и как следствие, детская бестактность, и некоторая ограниченность жизненного опыта. Педагог должен тонко чувствовать, как регулировать отношения между детьми, которые возникают между детьми в связи с отличием их от других. Основным достоинством воспитания нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.

В формировании толерантности необходимо опираться на игровые методы воспитания. Так как через игру, как основной вид деятельности, ребенок усваивает основные нормы поведения и способы взаимодействия с детьми и другими взрослыми. Формы знакомства с национальными культурами происходит через внедрение в основную образовательную деятельность и в самостоятельную игру элементов национальной культуры. На физкультурных занятиях проходит знакомство с национальными играми народов мира, музыкальные занятия знакомят с национальными песнями и танцами, ознакомление с литературой также продолжает цикл знакомств с традициями народов мира, с обычаями и образцами поведения. Именно через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры.

Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

- продуктивные виды деятельности, например: раскраски народных сказок, рисование орнаментов и символов разных национальностей, аппликации на темы «Красивая салфеточка», «Украшение фартука», «Украсим калфак»;

- беседы «Знакомство с историей и традициями народов разных стран», «Национальный костюмы народов»;

- рассматривание и обсуждение картин, просмотр презентаций и фотографий с изображением памятников и достопримечательностей;

- сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

- народные подвижные игры;

- театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира;

- проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, например таких как «Масленица», «Нәүрүз», «Рождество», «Фестиваль национальных культур в ДОУ».

Таким образом мы уверены, что именно через знакомство с культурой разных национальностей, их традициями, художественным народным словом происходит формирование принятия людей другой национальности, толерантное, терпимое к ним отношение. Интерес к культуре других народов всегда был и будет на очень высоком уровне, и очень важно, чтобы дети почувствовали, что позитивный настрой к другому народу, дружеские отношения делают внутренний мир богаче, а жизнь насыщеннее и интереснее.

Также необходимо не забывать о важном звене по воспитанию основ толерантности у дошкольников – это взаимодействие педагогов и родителей детей. Толерантность как сложное личностное образование не является врожденным, а формируется в процессе целенаправленного взаимодействия детей и взрослых. Особая роль в этом принадлежит семье как первому институту социализации согласно Закону "Об образовании в РФ".

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми, существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации на тему «Национально-региональный компонент в ДОУ», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста; совместные праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения.

Таким образом, формирование межэтнической толерантности – это достаточно длительный и сложный процесс, начинающийся ещё в дошкольном возрасте и в дальнейшем протекающий в течение всей жизни.

В младшем дошкольном возрасте народная культура является основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища (пол, потолок, стены, окошки), его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В этом возрасте педагог знакомит детей с явлениями общественной жизни. Особое внимание уделяет таким темам, как «Семья» (беседы о членах семьи, подчеркивая их заботу друг о друге); «Детский сад», «Родная страна» и др.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.

Воспитатель организует разнообразные игры с детьми младшего дошкольного возраста, с помощью которых помогает ребенку разобраться в его собственных чувствах и переживаниях, побуждает рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.

Если ребенок младшего дошкольного возраста с помощью игр, организуемых взрослым, осваивал свой внутренний потенциал, узнавал свои возможности и способности к познанию мира и самого себя, то детям среднего дошкольного возраста предлагаются игровые занятия и упражнения, которые помогут им понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. На втором году жизни открываются новые возможности для дальнейшего развития умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению толерантных межличностных отношений.

Детский сад как социальный институт должен способствовать этому воспитанию детей в духе толерантности. Находясь в обществе сверстников, малыш должен научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого воспитатель учит детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями.

Таким образом, задачей развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование гуманных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях.

Методические приёмы, которые можно использовать на занятии с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Одним словом «Мы выбираем- Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )

Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....

Презентация «Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия с семьей»

Презентация «Организация  непосредственно образовательной деятельности  по формированию основ здорового образа жизни  в процессе взаимодействия с семьей»...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности. Модуль «Я гражданин России»

Каждый индивид ищет себя одновременно в разных измерениях – гендерном, профессиональном, национальном, религиозном, политическом и т.д. Самоидентификация происходит как через самопознание, так и...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности  «Что такое экономика?»

Конспект образовательной деятельности  по формированию основ финансовой грамотности  «Что такое экономика?»...

«Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»

laquo;Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»

Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...