Сценарий игры - викторины «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста «К истокам народной культуры»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Способствование приобщению детей к культурному наследию нашей страны.
Задачи:
- Расширить кругозор воспитанников, обогатить знаниями о русских, народных традициях.
- Развивать умение видеть прекрасное в традициях русского народа.
- Развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры - викторины «Что? Где? Когда?»
для детей старшего дошкольного возраста
«К истокам народной культуры»
Цель: Способствование приобщению детей к культурному наследию нашей страны.
Задачи:
- Расширить кругозор воспитанников, обогатить знаниями о русских, народных традициях.
- Развивать умение видеть прекрасное в традициях русского народа.
- Развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.
Предварительная работа: чтение стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, беседы по теме гжель, хохлома, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, организация выставок, разучивание песен, танцев, проведение занятий по теме.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, экран, набор картинок – пазлов: гжель, хохлома, филимоновская игрушка, дымковская игрушка), фонограмма для игры «Золотые ворота», скрипичный ключ, сова, юла, чёрный ящик.
Ход игры:
В зал входит команда знатоков подготовительной к школе группы «Фантазеры» и рассаживаются за круглым столом, на котором разложены конверты с заданиями, а в центре стола стоит юла.
Ведущий. Добрый день, дорогие гости и дети! Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира. Мы проведем игру-викторину «Что? Где? Когда?». Тема нашей игры «К истокам народной культуры».
Ведущий. Против команды знатоков подготовительной к школе группы «Фантазёры» будет играть команда зрителей.
Старший воспитатель ………………………
Воспитанники старшей группы………………
Воспитатель старшей группы ………………
Воспитанники средней группы………………
Воспитанники младшей группы………………
Ведущий. Ребята, как вы думаете, кого мы можем назвать знатоками?
Дети отвечают.
Ведущий. Да, знатоки - это люди, которые много знают, умные, сообразительные, они умеют логически думать, им помогает их смекалка. Это настоящие эрудиты. Они работают в команде, умеют слушать друг друга, договариваются. И сегодня я предлагаю вам стать знатоками, ведь вы тоже уже много знаете.
Ведущий. Мы рады приветствовать нашу команду. Против зрителей играет команда знатоков подготовительной к школе группы «Фантазёры». Ведущий представляет детей и капитана команды.
Ведущий. Внимание, внимание! Игра начинается! Перед нами сова символ мудрости. А это игровое поле, в центре которого расположен волчок. Против знатоков играет команда зрителей, которые приготовили свои хитрые вопросы, трудные задания и спрятали их в конверты на нашем игровом поле. Я буду крутить волчок, и на какое задание укажет стрелка, то задание вы и будете выполнять.
Ведущий. Но сначала я предлагаю начать игру с разминки, которая представляет собой экспресс опрос. Вы должны быстро дать ответ на заданные мной вопросы.
- Скажите, что относится к малым формам устного народного творчества? (частушки, песни, пословицы, поговорки, потешки).
- Как называется круглый хлеб, который преподносят дорогим гостям? (каравай).
- Закончи пословицу «Красна изба не углами,………… (а красна пирогами»).
- Как назывался предмет, в котором качали младенцев? (люлька).
- Какая песня помогает детям уснуть? (колыбельная).
- Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя? (красный угол).
Ведущий. Знатоки размялись, проведём разминку и для зрителей.
Задание для зрителей: «Назови быстро»
- Как назывались раньше вечера, когда люди собирались все вместе? (посиделки).
- С какими традициями русского народа вы знакомы? (гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие).
- А кто скажет, почему блины круглые? (Они пеклись на масленицу по подобию солнца).
- Для чего в старину на подушках вышивали цветы? (чтобы снились хорошие сны).
- Выпускает жаркий пар, древний чайник……(самовар).
- Как по русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей? (хлебом с солью).
Ведущий. Разминка закончена. Итак, мы начинаем игру.
Капитан команды крутит стрелку, на какой конверт она показала, тот конверт и начинает игру.
Ведущий. Конверт 1. Против команды знатоков играет старший воспитатель Татьяна Владимировна.
На экране появляется слайд, на ней четыре картинки.
Ведущий. Вот какое трудное задание она для вас приготовила называется оно «Четвертый лишний». Вам надо выбрать лишнюю и объяснить, почему вы выбрали эту картинку. Отвечать будете по очереди, начнём с капитана.
(Дети выбирают лишнюю картинку и объясняют свой выбор).
Слайды:
1. Кастрюля, сковорода, (чугунок), чайник
2.Теремок, Колобок, Морозко, Мойдодыр.
3.Русская печь, чугунок, ухват, (электрочайник).
4. Сарафан, (современное платье), рубаха-косоворотка, кокошник.
Ведущий. Молодцы ребята вы справились с таким трудным заданием. Команда получает жетон.
Ведущий. Конверт 2. Объявляю следующий конкурс: «Загадки». В схватку с командой знатоков вступают, воспитанники старшей группы «Ромашки».
(Дети выходят и загадывают загадки).
1. Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают — глотает! (печь)
2. Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки. (гармошка)
3. Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
4. Не бык, бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает.
А сам в угол идет. (ухват)
5. Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар)
6. Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий. (балалайка)
7. Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош. (кокошник)
Ведущий. Молодцы ребята, вы отгадали все загадки. Команда знатоков получает жетон за правильный ответ. Вращаем юлу.
Ведущий. Конверт 3. Против команды знатоков играет воспитанники средней группы «Пчелка».
(На экране появляется слайд).
Ведущий. Они вам предлагают поиграть в игру «Пазлы». Надо собрать соответствующую картинку и назвать как называется эта роспись. (гжель, хохлома, филимоновская игрушка, дымковская игрушка).
Ведущий. Кто будет отвечать на этот вопрос?
(Капитан команды отвечает).
Ведущий. Хороший ответ, команда получает жетон.
Ведущий. А сейчас мы берём музыкальную паузу.
(Проводится игра «Золотые ворота»)
Ведущий. Конверт 4. Следующее задание «Узнай сказку по рисунку».
Против команды знатоков играют дети младшей группы «Гномики».
(На экране появляется слайд).
Ведущий. Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок. «А знаете ли вы русские народные сказки» - спрашивают малыши.
(На экране появляется слайд на нем изображен рисунок ребёнка, знатоки должны узнать и назвать сказку).
Ведущий. Кто будет отвечать на этот вопрос?
(Отвечает капитан команды).
Ведущий. Ответ верный, команда получает ещё один жетон.
Ведущий. Внимание «Чёрный ящик». Вам надо отгадать, что находится внутри.
Загадка:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская…(Матрёшка).
Ведущий. Конверт 5. Наша Россия – многонациональная страна. В ней живут люди разных национальностей и народностей. Против вас играет воспитатель старшей группы «Ромашка» Светлана Юрьевна.
(На экране появляется слайд).
Ведущий. Итак, внимание вопрос, «Кто в России живёт?»
Ребятам предлагаются на слайде картинки. Надо узнать люди, какой национальности изображены на картинке и дать правильный ответ (русские, чукчи, башкиры, мордва, калмыки, татары).
Ведущий. Вопрос был сложный, но вы смогли собраться и ответили правильно. Вот ваш жетон.
Ведущий. Ну, вот дорогие друзья и подошла к завершению наша игра – викторина «Что? Где? Когда?». Послушайте стихотворение, которое расскажет…… (ребенок).
Берегите Россию, без неё нам не жить,
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой
Берегите Россию - нет России другой!
Ведущий. Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы все много знаете о России, о её традициях и обычаях, и понимаете, как важно бережно относится к нашему наследию. Наше наследие - это то, что мы унаследовали из прошлого, чтобы ценить и наслаждаться в настоящем, а также сохранить и передать будущим поколениям. Это наши исторические места, здания, памятники, экспонаты в музеях. Это наши обычаи и традиции, фольклор, ремесла. А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите, храните традиции свои!
Список используемой литературы
1. Горбина Е. В., Михайлова М. А. Игры, песенки и танцы для детских праздников. Академия развития, Ярославль, 2008 г.
2. Дыбина О. В. Что было до…И. :ТЦ Сфера, 1999 г.
3. Журнал «Музыкальный руководитель»№ 2, 2005 г.
4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. Изд-во «Российское педагогическое агентство», М., 1997 г.
5. Лыкова И. А Изобразительная деятельность в детском саду. Изд. : Карапуз - дидактика, М. 2006 г.
6. Орлова Л. В. Основы народного декоративно-прикладного искусства «Хохломская роспись». М. :Мозаика-Синтез, 2008.
7. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. И.: Скрипторий 2003», М., 2008 г.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы. Под редакцией Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева. М. : И.:Мозаика-Синтез, 2010г.
9. Рытов Д. А. У нашего двора нет веселья конца. И. : Музыкальная палитра, С-П., 2006 г.
10. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М. : Просвещение, 1984г.
11. Соломенникова О. А. Радость творчества. ИПК и ПРНО МО, 2001 г.
12. С чего начинается Родина? Под ред. Кондрыкинской Л. А., ТЦ Сфера, 2000г.
13. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».
Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...

Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...

Игра - викторина "Что? Где? Когда?" для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам
Игра-викторина "Что? Где? Когда?" способствует закреплению знаний детей о русских народных сказках....

Инновационные подходы к приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры Нижегородского края
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формир...

Сценарий игры-викторины по закреплению ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки правил безопасности»
Пропаганда соблюдения правил дорожного движения среди детей, применение на практике знаний правил, знаков через творческое осмысление их содержания....