Конспект занятия "Сенсорика у детей"
методическая разработка (старшая группа)

Занятие для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx59 КБ

Предварительный просмотр:

Макет парциальной программы

СОГЛАСОВАНО УО УТВЕРЖДАЮ

г. Заведующий «Детский сад№ __________ __________

(подпись) (Ф.И.О.) ________ _____________ «____» __________________ 20 г. (подпись) (Ф.И.О.)

«____» __________________ 20 г.

Парциальная программа

«………»

для детей (указать возрастную группу)

указать продолжительность программы в часах

Разработано:

ФИО, должность

Город, год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы:

Программа направлена на всестороннее развитие сенсорной сферы детей раннего возраста, обеспечивающее становление базовых познавательных функций, речевых навыков и предметных действий.

Новизна — комплексный подход к освоению сенсорных эталонов через игровую и предметную деятельность в течение всего учебного года.

Актуальность — в раннем возрасте сенсорное развитие наиболее интенсивно, и без его целенаправленного обогащения нарушается развитие мышления, речи и моторики.

Педагогическая целесообразность заключается в системной интеграции сенсорной деятельности в практику работы с детьми 2–3 лет на протяжении года.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и отвечает требованиям ФГОС ДО.

Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель: Совершенствовать у детей раннего возраста устойчивые представления о сенсорных эталонах: цвете, форме, величине, фактуре, вкусе, звуке и запахе.

Задачи программы:

  • развивать восприятие цвета, формы, величины, вкуса, текстуры, звука, запаха;
  • формировать умения группировать предметы по сенсорным признакам;
  • обогащать чувственный опыт через дидактические игры, наблюдения и эксперименты;
  • стимулировать интерес детей к окружающему миру через исследование его свойств.

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):

Программа рассчитана на 1 учебный год (сентябрь–май), 18 занятий по 30 минут (1 раз в неделю).

Этапы программы:

Подготовительный этап (сентябрь)

Цель:

Создание условий для успешного старта программы, диагностика и ориентация на индивидуальные особенности детей.

Задачи:

  • определить уровень сенсорного развития детей (входящая диагностика);
  • подготовить предметно-развивающую среду (сенсорные модули, материалы);
  • познакомить детей с базовыми сенсорными действиями (сортировка, ощупывание, сравнение);

Основной этап (октябрь — апрель)

Цель:

Целенаправленное формирование представлений о сенсорных эталонах в игровых и исследовательских формах.

Задачи:

  • формировать сенсорные эталоны по направлениям: цвет, форма, величина, фактура, звук, вкус, запах;
  • закреплять умения группировать предметы по признакам;
  • развивать сенсорную память, внимание, мелкую моторику;

Заключительный этап (май)

Цель:

Обобщение и закрепление полученных знаний и сенсорных представлений, оценка результатов программы.

Задачи:

  • провести итоговую диагностику;
  • включить детей в комплексные игровые занятия с элементами сенсорного анализа;
  • продемонстрировать достигнутые результаты родителям и педагогам;

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа предназначена для детей 2–3 лет — возрастного периода, в котором активно развивается восприятие, сенсомоторная координация и познавательная активность.

Формы и режим образовательной деятельности

Формы: индивидуальная и подгрупповая работа, сенсорные игры, игровые упражнения, наблюдения, художественно-творческая деятельность.

Режим: 1 раз в неделю во второй половине дня.

Методы и средства: наглядные, игровые, практические, проблемные; дидактические игры, сенсорные коробки, мультимедиа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Дети научатся:

  • различать и называть до 6 базовых цветов и 4 геометрические формы;
  • сравнивать предметы по величине, фактуре, вкусу, запаху, громкости звука;
  • выполнять элементарную классификацию предметов по сенсорным признакам;
  • активно включаться в сенсорные игры, быть инициативными в исследовании.

Формы оценки:

наблюдение, педагогическая диагностика, индивидуальные задания, беседы с детьми.

Формы подведения итогов реализации программы

  • тематическая выставка «Цветной калейдоскоп»
  • сенсорная игровая неделя
  • открытое занятие для родителей
  • презентация игровых уголков с сенсорным наполнением

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел/Тема

Кол-во часов

Форма организации

1

Раздел 1. Цвет

2

Тема «Здравствуй, красный!»

1

Игровое занятие с демонстрацией предметов

Тема «Желтый и синий»

1

Наблюдение, подбор предметов по цвету

2

Раздел 2. Форма

2

Тема «Круг и квадрат»

1

Игровое занятие с моделями форм

Тема «Найди форму»

1

Работа с планшетами-вкладышами

3

Раздел 3. Величина: большой–маленький

2

Тема «Большой мишка и маленький зайка»

1

Игровая ситуация с игрушками

Тема «Сортировка предметов по величине»

1

Сенсорная игра «Разложи по размеру»

4

Раздел 4. Фактура: гладкий, шершавый, мягкий

2

Тема «Шершавое и гладкое»

1

Сенсорная дорожка, исследование руками

Тема «Волшебный мешочек» (обобщающее занятие)

1

Дидактическая игра на ощупь

5

Раздел 5. Вкус: сладкий, солёный

2

Игры-дегустации

Тема «Сладкий мёд и вкусная ягода»

1

Игровая дегустация с мимикой (с разрешения медсестры)

Тема «Солёные крекеры»

1

Исследовательская дегустационная игра

6

Раздел 6. Звук: громкий–тихий, высокий–низкий

3

Тема «Где звучит громко, где тихо?»

1

Игра-слушание (с источниками звуков)

Тема «Музыкальные игрушки»

1

Музыкально-сенсорная игра

Тема «Шумовая коробочка» (обобщающее занятие)

1

Игровое задание на угадывание по звуку

7

Раздел 7. Запахи

2

Тема «Пахнет мятой, пахнет ванилью»

1

Обонятельная игра с ароматами

Тема «Ароматное путешествие» (обобщающее занятие)

1

Интегрированная игра с запахами и картинками

8

Раздел 8. Итоговое обобщающее занятие и повторение

3

Тема «Путешествие по Стране чувств»

1

Интегрированная сюжетная игра

Тема «Сенсорная викторина»

1

Игровое соревнование по пройденным темам

Тема «Мы всё знаем и умеем!» (итоговая игра + выставка)

1

Мини-концерт + выставка детских работ

ИТОГО:

18 часов

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Цвет»

Цель: формировать представления о цвете, развивать зрительное восприятие

Тема « Здравствуй, красный!» – знакомство с красным цветом через игрушки и предметы, развитие зрительного внимания.

Тема «Желтый и синий» – восприятие синего и желтого цвета, подбор предметов по цвету.

Раздел 2. «Форма»

Цель: развитие восприятия геометрических форм.

Тема «Круг и квадрат» – поиск кругов в окружающей среде, игра с мячом и пуговицами, работа с квадратами в конструировании

Тема «Знакомство с квадратом» – закрепление форм в окружающем пространстве.

Раздел 3. «Величина: большой–маленький»

Цель: формирование умений различать предметы по размеру.

Тема «Большой мишка и маленький зайка» – сравнение игрушек по величине.

Тема «Сортировка предметов по величине» – работа с карточками и реальными предметами.

Раздел 4. «Фактура»

Цель: развитие тактильного восприятия, умения различать поверхности.

Тема «Шершавое и гладкое» – исследование разных материалов (наждачка, ткань).

Тема «Волшебный мешочек» – игра на ощупь: узнай предмет, не глядя.

Раздел 5. «Вкус»

Цель: формирование вкусового восприятия, развитие словаря.

Тема «Сладкий мёд и вкусная ягода» – знакомство с понятием «сладкий».

Тема «Солёные крекеры» – знакомство с солёным вкусом, словарная работа.

Раздел 6. «Звук»

Цель: развитие слухового внимания и различения громкости, тембра.

Тема «Где звучит громко, где тихо?» – сравнение звуков предметов (ложки, игрушки).

Тема «Музыкальные игрушки» – исследование звучания колокольчиков, бубнов и т.п.

Тема «Шумовая коробочка» – игра «угадай, что звучит» по шуму.

Раздел 7. «Запахи»

Цель: формирование элементарного обонятельного

Тема «Пахнет мятой, пахнет ванилью» – знакомство с ароматами через баночки, масла.

Тема «Ароматное путешествие» – игра-путешествие по запахам из кухни, природы.

Раздел 8. «Итоговое обобщение»

Цель: обобщить и закрепить сенсорные знания и умения.

Тема «Путешествие по Стране чувств» – игровое задание с элементами всех разделов.

Тема «Сенсорная викторина» – вопросы и задания по сенсорным признакам.

Тема «Мы всё знаем и умеем!» – выставка работ, демонстрация достижений, сюрприз родителям.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Раздел / Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1. Цвет

Вторая

2 занятия

Тема «Здравствуй, красный!»

Вторая

Наблюдение и игра с красными предметами

1 занятие

Тема «Желтый и синий»

Вторая

Подбор и сортировка синих и желтых предметов

1 занятие

Раздел 2. Форма

Вторая

2 занятия

Тема «Круг и квадрат»

Вторая

Игра с круглыми и квадратными предметами

1 занятие

Тема «Найди форму»

Вторая

Дидактическая игра

1 занятие

Раздел 3. Величина: большой–маленький

Вторая

2 занятия

Тема «Большой мишка и маленький зайка»

Вторая

Игровое занятие

1 занятие

Тема «Сортировка предметов по величине»

Вторая

Дидактическое занятие

1 занятие

Раздел 4. Фактура: гладкий, шершавый, мягкий

Вторая

2 занятия

Тема «Шершавое и гладкое»

Вторая

Работа с разными материалами

1 занятие

Тема «Волшебный мешочек» (обобщающее занятие)

Вторая

Игра на определение фактуры

1 занятие

Раздел 5. Вкус: сладкий, солёный

Вторая

2 занятия

Тема «Сладкий мёд и вкусная ягода»

Вторая

Дегустация, наглядная игра

1 занятие

Тема «Солёные крекеры»

Вторая

Опытно-исследовательская игра

1 занятие

Раздел 6. Звук: громкий–тихий, высокий–низкий

Вторая

3 занятия

Тема «Где звучит громко, где тихо?»

Вторая

Сравнение предметов по звучанию

1 занятие

Тема «Музыкальные игрушки»

Вторая

Игра с музыкальными инструментами

1 занятие

Тема «Шумовая коробочка» (обобщающее занятие)

Вторая

Игра-эксперимент

1 занятие

Раздел 7. Запахи

Вторая

2 занятия

Тема «Пахнет мятой, пахнет ванилью»

Вторая

Обонятельная игра

1 занятие

Тема «Ароматное путешествие» (обобщающее занятие)

Вторая

Интегрированное занятие

1 занятие

Раздел 8. Итоговое обобщающее занятие и повторение

Вторая

3 занятия

Тема «Путешествие по Стране чувств»

Вторая

Сюжетная игра

1 занятие

Тема «Сенсорная викторина»

Вторая

Игровая викторина

1 занятие

Тема «Мы всё знаем и умеем!» (итоговая игра + выставка)

Вторая

Итоговая выставка и праздник

1 занятие

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Цветные карточки, мозаики

Геометрические формы (вкладыши, объёмные фигуры)

Кубики разного размера

Ткань, мех, резина, наждачка

Ароматические масла и безопасные пищевые запахи

Музыкальные игрушки, шумовые коробки

Пищевые продукты (в согласии с мед. допуском): лимон, сухарики, мёд

Проектор, музыкальный центр, коврики

  1. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ п/п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

1

Целевой ориентир (согласно отраженным в пояснительной записке)

Описание показателей целевого ориентира на основе содержания программы

2

Различает 2–3 цвета

Самостоятельно выбирает нужный цвет

3

Узнаёт форму

Показывает/называет 1–2 фигуры

4

Реагирует на звук

Прислушивается, ищет источник звука

5

Проявляет интерес к обследованию предметов

Охотно трогает, исследует

6

Играет с сенсорным материалом

Самостоятельно, с интересом

Описание уровней освоения программы:

Высокий - уверенно использует сенсорные эталоны, активно играет, дифференцирует признаки

Средний - различает сенсорные свойства при подсказке

Низкий - не различает, не проявляет интереса

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Венгер Л.А. «Развитие сенсорных способностей у детей», М.: Просвещение, 2019 – 112 с.

Аркин Е.А. «Развитие восприятия у дошкольников», СПб: Детство-Пресс, 2020 – 98 с.

Григорьева Е.А. «Сенсорное воспитание в раннем возрасте», М.: Мозаика-Синтез, 2022 – 128 с.

ФГОС ДО. — М.: Просвещение, 2023

Дьяченко О.М. «Игры для сенсорного развития малышей», М.: Карапуз, 2021 – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совметной деятельности детей и родителей по физической культуре для детей среднего возраста.

Веселое занятие детей с родителями физкультурой с участием Карлсона....

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...