Конспект занятия "Сенсорика у детей"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Макет парциальной программы
СОГЛАСОВАНО УО УТВЕРЖДАЮ
г. Заведующий «Детский сад№ __________ __________
(подпись) (Ф.И.О.) ________ _____________ «____» __________________ 20 г. (подпись) (Ф.И.О.)
«____» __________________ 20 г.
Парциальная программа
«………»
для детей (указать возрастную группу)
указать продолжительность программы в часах
Разработано:
ФИО, должность
Город, год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Направленность программы:
Программа направлена на всестороннее развитие сенсорной сферы детей раннего возраста, обеспечивающее становление базовых познавательных функций, речевых навыков и предметных действий.
Новизна — комплексный подход к освоению сенсорных эталонов через игровую и предметную деятельность в течение всего учебного года.
Актуальность — в раннем возрасте сенсорное развитие наиболее интенсивно, и без его целенаправленного обогащения нарушается развитие мышления, речи и моторики.
Педагогическая целесообразность заключается в системной интеграции сенсорной деятельности в практику работы с детьми 2–3 лет на протяжении года.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и отвечает требованиям ФГОС ДО.
Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
Цель: Совершенствовать у детей раннего возраста устойчивые представления о сенсорных эталонах: цвете, форме, величине, фактуре, вкусе, звуке и запахе.
Задачи программы:
- развивать восприятие цвета, формы, величины, вкуса, текстуры, звука, запаха;
- формировать умения группировать предметы по сенсорным признакам;
- обогащать чувственный опыт через дидактические игры, наблюдения и эксперименты;
- стимулировать интерес детей к окружающему миру через исследование его свойств.
Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):
Программа рассчитана на 1 учебный год (сентябрь–май), 18 занятий по 30 минут (1 раз в неделю).
Этапы программы:
Подготовительный этап (сентябрь)
Цель:
Создание условий для успешного старта программы, диагностика и ориентация на индивидуальные особенности детей.
Задачи:
- определить уровень сенсорного развития детей (входящая диагностика);
- подготовить предметно-развивающую среду (сенсорные модули, материалы);
- познакомить детей с базовыми сенсорными действиями (сортировка, ощупывание, сравнение);
Основной этап (октябрь — апрель)
Цель:
Целенаправленное формирование представлений о сенсорных эталонах в игровых и исследовательских формах.
Задачи:
- формировать сенсорные эталоны по направлениям: цвет, форма, величина, фактура, звук, вкус, запах;
- закреплять умения группировать предметы по признакам;
- развивать сенсорную память, внимание, мелкую моторику;
Заключительный этап (май)
Цель:
Обобщение и закрепление полученных знаний и сенсорных представлений, оценка результатов программы.
Задачи:
- провести итоговую диагностику;
- включить детей в комплексные игровые занятия с элементами сенсорного анализа;
- продемонстрировать достигнутые результаты родителям и педагогам;
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для детей 2–3 лет — возрастного периода, в котором активно развивается восприятие, сенсомоторная координация и познавательная активность.
Формы и режим образовательной деятельности
Формы: индивидуальная и подгрупповая работа, сенсорные игры, игровые упражнения, наблюдения, художественно-творческая деятельность.
Режим: 1 раз в неделю во второй половине дня.
Методы и средства: наглядные, игровые, практические, проблемные; дидактические игры, сенсорные коробки, мультимедиа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Дети научатся:
- различать и называть до 6 базовых цветов и 4 геометрические формы;
- сравнивать предметы по величине, фактуре, вкусу, запаху, громкости звука;
- выполнять элементарную классификацию предметов по сенсорным признакам;
- активно включаться в сенсорные игры, быть инициативными в исследовании.
Формы оценки:
наблюдение, педагогическая диагностика, индивидуальные задания, беседы с детьми.
Формы подведения итогов реализации программы
- тематическая выставка «Цветной калейдоскоп»
- сенсорная игровая неделя
- открытое занятие для родителей
- презентация игровых уголков с сенсорным наполнением
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел/Тема | Кол-во часов | Форма организации |
1 | Раздел 1. Цвет | 2 | |
Тема «Здравствуй, красный!» | 1 | Игровое занятие с демонстрацией предметов | |
Тема «Желтый и синий» | 1 | Наблюдение, подбор предметов по цвету | |
2 | Раздел 2. Форма | 2 | |
Тема «Круг и квадрат» | 1 | Игровое занятие с моделями форм | |
Тема «Найди форму» | 1 | Работа с планшетами-вкладышами | |
3 | Раздел 3. Величина: большой–маленький | 2 | |
Тема «Большой мишка и маленький зайка» | 1 | Игровая ситуация с игрушками | |
Тема «Сортировка предметов по величине» | 1 | Сенсорная игра «Разложи по размеру» | |
4 | Раздел 4. Фактура: гладкий, шершавый, мягкий | 2 | |
Тема «Шершавое и гладкое» | 1 | Сенсорная дорожка, исследование руками | |
Тема «Волшебный мешочек» (обобщающее занятие) | 1 | Дидактическая игра на ощупь | |
5 | Раздел 5. Вкус: сладкий, солёный | 2 | Игры-дегустации |
Тема «Сладкий мёд и вкусная ягода» | 1 | Игровая дегустация с мимикой (с разрешения медсестры) | |
Тема «Солёные крекеры» | 1 | Исследовательская дегустационная игра | |
6 | Раздел 6. Звук: громкий–тихий, высокий–низкий | 3 | |
Тема «Где звучит громко, где тихо?» | 1 | Игра-слушание (с источниками звуков) | |
Тема «Музыкальные игрушки» | 1 | Музыкально-сенсорная игра | |
Тема «Шумовая коробочка» (обобщающее занятие) | 1 | Игровое задание на угадывание по звуку | |
7 | Раздел 7. Запахи | 2 | |
Тема «Пахнет мятой, пахнет ванилью» | 1 | Обонятельная игра с ароматами | |
Тема «Ароматное путешествие» (обобщающее занятие) | 1 | Интегрированная игра с запахами и картинками | |
8 | Раздел 8. Итоговое обобщающее занятие и повторение | 3 | |
Тема «Путешествие по Стране чувств» | 1 | Интегрированная сюжетная игра | |
Тема «Сенсорная викторина» | 1 | Игровое соревнование по пройденным темам | |
Тема «Мы всё знаем и умеем!» (итоговая игра + выставка) | 1 | Мини-концерт + выставка детских работ | |
ИТОГО: | 18 часов | ||
- СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Цвет»
Цель: формировать представления о цвете, развивать зрительное восприятие
Тема « Здравствуй, красный!» – знакомство с красным цветом через игрушки и предметы, развитие зрительного внимания.
Тема «Желтый и синий» – восприятие синего и желтого цвета, подбор предметов по цвету.
Раздел 2. «Форма»
Цель: развитие восприятия геометрических форм.
Тема «Круг и квадрат» – поиск кругов в окружающей среде, игра с мячом и пуговицами, работа с квадратами в конструировании
Тема «Знакомство с квадратом» – закрепление форм в окружающем пространстве.
Раздел 3. «Величина: большой–маленький»
Цель: формирование умений различать предметы по размеру.
Тема «Большой мишка и маленький зайка» – сравнение игрушек по величине.
Тема «Сортировка предметов по величине» – работа с карточками и реальными предметами.
Раздел 4. «Фактура»
Цель: развитие тактильного восприятия, умения различать поверхности.
Тема «Шершавое и гладкое» – исследование разных материалов (наждачка, ткань).
Тема «Волшебный мешочек» – игра на ощупь: узнай предмет, не глядя.
Раздел 5. «Вкус»
Цель: формирование вкусового восприятия, развитие словаря.
Тема «Сладкий мёд и вкусная ягода» – знакомство с понятием «сладкий».
Тема «Солёные крекеры» – знакомство с солёным вкусом, словарная работа.
Раздел 6. «Звук»
Цель: развитие слухового внимания и различения громкости, тембра.
Тема «Где звучит громко, где тихо?» – сравнение звуков предметов (ложки, игрушки).
Тема «Музыкальные игрушки» – исследование звучания колокольчиков, бубнов и т.п.
Тема «Шумовая коробочка» – игра «угадай, что звучит» по шуму.
Раздел 7. «Запахи»
Цель: формирование элементарного обонятельного
Тема «Пахнет мятой, пахнет ванилью» – знакомство с ароматами через баночки, масла.
Тема «Ароматное путешествие» – игра-путешествие по запахам из кухни, природы.
Раздел 8. «Итоговое обобщение»
Цель: обобщить и закрепить сенсорные знания и умения.
Тема «Путешествие по Стране чувств» – игровое задание с элементами всех разделов.
Тема «Сенсорная викторина» – вопросы и задания по сенсорным признакам.
Тема «Мы всё знаем и умеем!» – выставка работ, демонстрация достижений, сюрприз родителям.
- ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Раздел / Тема | Половина дня | Занятие, вид деятельности | Количество занятий в неделю | Сроки |
Раздел 1. Цвет | Вторая | 2 занятия | ||
Тема «Здравствуй, красный!» | Вторая | Наблюдение и игра с красными предметами | 1 занятие | |
Тема «Желтый и синий» | Вторая | Подбор и сортировка синих и желтых предметов | 1 занятие | |
Раздел 2. Форма | Вторая | 2 занятия | ||
Тема «Круг и квадрат» | Вторая | Игра с круглыми и квадратными предметами | 1 занятие | |
Тема «Найди форму» | Вторая | Дидактическая игра | 1 занятие | |
Раздел 3. Величина: большой–маленький | Вторая | 2 занятия | ||
Тема «Большой мишка и маленький зайка» | Вторая | Игровое занятие | 1 занятие | |
Тема «Сортировка предметов по величине» | Вторая | Дидактическое занятие | 1 занятие | |
Раздел 4. Фактура: гладкий, шершавый, мягкий | Вторая | 2 занятия | ||
Тема «Шершавое и гладкое» | Вторая | Работа с разными материалами | 1 занятие | |
Тема «Волшебный мешочек» (обобщающее занятие) | Вторая | Игра на определение фактуры | 1 занятие | |
Раздел 5. Вкус: сладкий, солёный | Вторая | 2 занятия | ||
Тема «Сладкий мёд и вкусная ягода» | Вторая | Дегустация, наглядная игра | 1 занятие | |
Тема «Солёные крекеры» | Вторая | Опытно-исследовательская игра | 1 занятие | |
Раздел 6. Звук: громкий–тихий, высокий–низкий | Вторая | 3 занятия | ||
Тема «Где звучит громко, где тихо?» | Вторая | Сравнение предметов по звучанию | 1 занятие | |
Тема «Музыкальные игрушки» | Вторая | Игра с музыкальными инструментами | 1 занятие | |
Тема «Шумовая коробочка» (обобщающее занятие) | Вторая | Игра-эксперимент | 1 занятие | |
Раздел 7. Запахи | Вторая | 2 занятия | ||
Тема «Пахнет мятой, пахнет ванилью» | Вторая | Обонятельная игра | 1 занятие | |
Тема «Ароматное путешествие» (обобщающее занятие) | Вторая | Интегрированное занятие | 1 занятие | |
Раздел 8. Итоговое обобщающее занятие и повторение | Вторая | 3 занятия | ||
Тема «Путешествие по Стране чувств» | Вторая | Сюжетная игра | 1 занятие | |
Тема «Сенсорная викторина» | Вторая | Игровая викторина | 1 занятие | |
Тема «Мы всё знаем и умеем!» (итоговая игра + выставка) | Вторая | Итоговая выставка и праздник | 1 занятие |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Цветные карточки, мозаики
Геометрические формы (вкладыши, объёмные фигуры)
Кубики разного размера
Ткань, мех, резина, наждачка
Ароматические масла и безопасные пищевые запахи
Музыкальные игрушки, шумовые коробки
Пищевые продукты (в согласии с мед. допуском): лимон, сухарики, мёд
Проектор, музыкальный центр, коврики
- ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ п/п | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | Целевой ориентир (согласно отраженным в пояснительной записке) | Описание показателей целевого ориентира на основе содержания программы | |||
2 | Различает 2–3 цвета | Самостоятельно выбирает нужный цвет | |||
3 | Узнаёт форму | Показывает/называет 1–2 фигуры | |||
4 | Реагирует на звук | Прислушивается, ищет источник звука | |||
5 | Проявляет интерес к обследованию предметов | Охотно трогает, исследует | |||
6 | Играет с сенсорным материалом | Самостоятельно, с интересом | |||
Описание уровней освоения программы:
Высокий - уверенно использует сенсорные эталоны, активно играет, дифференцирует признаки
Средний - различает сенсорные свойства при подсказке
Низкий - не различает, не проявляет интереса
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Венгер Л.А. «Развитие сенсорных способностей у детей», М.: Просвещение, 2019 – 112 с.
Аркин Е.А. «Развитие восприятия у дошкольников», СПб: Детство-Пресс, 2020 – 98 с.
Григорьева Е.А. «Сенсорное воспитание в раннем возрасте», М.: Мозаика-Синтез, 2022 – 128 с.
ФГОС ДО. — М.: Просвещение, 2023
Дьяченко О.М. «Игры для сенсорного развития малышей», М.: Карапуз, 2021 – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совметной деятельности детей и родителей по физической культуре для детей среднего возраста.
Веселое занятие детей с родителями физкультурой с участием Карлсона....

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»
Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....
конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"
Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...
Конспект совместной деятельности детей и учителя-дефектолога с использованием ТРИЗ-технологии в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на тему: «Осень. Овощи».
Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии для детей с задержкой психического развития....
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.
Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...