Тема: "Три месяца зимы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: изучить характерные признаки зимы в неживой природе и зимние явления в природе; познакомить со старинными названиями зимних месяцев
Задачи:
образовательные: обобщить и систематизировать знания о зимних месяцах.
-развивающие: развивать логическое мышление, воображении, развивать монологическую речь
- воспитательные: воспитывать любовь к природе, учить работать в команде.
Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов и наблюдение за погодой на прогулке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Три месяца зимы"
Цель: изучить характерные признаки зимы в неживой природе и зимние явления в природе; познакомить со старинными названиями зимних месяцев
Задачи:
образовательные: обобщить и систематизировать знания о зимних месяцах.
-развивающие: развивать логическое мышление, воображении, развивать монологическую речь
- воспитательные: воспитывать любовь к природе, учить работать в команде.
Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов и наблюдение за погодой на прогулке.
Тема: "Три месяца зимы"
Материал: Видеофильм "Три месяца зимы", разрезные картинки с зимними месяцами, картинки с зимующими птицами, сумка холодильник( для заморозки воды), карандаши, акварель, альбомные листы разных размеров, музыка известных произведений о зиме.
Ход занятия
Организационный момент:
Встанем рядышком друг с другом, Скажем: «Здравствуйте!», — друг другу. Нам здороваться не лень, Всем привет и добрый день. Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется. (Дети садятся на стульчики).
Основная часть:
- Дети, давайте с вами отгадаем загадку
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то …. (зима)
- Правильно, зима , а теперь давайте с вами посмотрим видеофильм
Три месяца зимы.wmv
- Посмотрите как красиво мороз рисует на стекле! У каждого рисунка свой орнамент, в наше время редко увидишь такую красоте. т.к у всех стали пластиковый окна, а раньше все окна были в красивых узорах.( фото узоров на окне )
- А теперь давайте поговорим о зимних месяцах, скажите мне
-Как в природе называют месяц декабрь и почему?
(«Хмурель» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).
Как называют в народе второй зимний месяц январь?
(«Лютень» - лютует стужа, трещат морозы).
Как называют последний месяц февраль?
(«Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).
– Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка.
- А теперь, давайте поиграем. ребята, нужно собрать из этих кусочков , картины зимних месяцев. ( дети по несколько человек подходят к столам , и собирают картины )
- А теперь поговорим, что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом).
-А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать).
- Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух).
- Что происходит со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду).
- Давайте вместе с вами проведем эксперимент . Здесь в сумке у меня замороженная вода. посмотрим, что же с ней случится в конце нашего занятия. Проверим ?
–Скажите мне, а какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы).
- Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь).
- Какую птицу называют санитаром леса? (дятел).
- Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.
- Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?
- Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.
«Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки в низ?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)
В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора. (Заяц)
Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.
«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос». (Медведь)
Медведь спит в берлоге, сосет лапу.
«Рыжий клубок
За белым – скок». (Лиса)
- У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.
«Серый, зубастый
По полу рыщет,
Телят, ягнят ищет». (Волк)
- Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу.
- Мы поговорили о всех жителях леса, а теперь садитесь за столы и нарисуйте , что вам больше всего понравилось на нашем занятии. ( Дети рисуют под музыку А.Л. Вивальди "Времена года "Зима" )
hobobo-antonio-lyuchio-vivaldi-vremena-goda-zima-dekabr.mp3
( Когда дети нарисуют, организовать выставку работ и обсудить с детьми, что они нарисовали )
- Вот и подошло наше занятие к концу, мы еще не посмотрели, что же произошло с нашим льдом. Пойдемте посмотрим ! ( ответы детей )
Заключительная часть:
Итог занятия, чтение стихотворения Р.А. Кудашева "Зимняя песенка" :
Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.
Днём с детьми на коньках
Всё катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается...
В окнах пишет узор
Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
С свежей ёлочкой.
(Р. А. Кудашева)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида.«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида....

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы" ( для детей 4-5, 5-7 лет)
В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы" представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен п...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей, подготовительной группе по теме: «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Цель: актуализация и расширение словаря детей старшей группы по теме “Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы” на логопедическом занятии....

Конспект ООД по окружающему миру на тему: «Декабрь — первый месяц зимы».
Конспект занятия в старшей группе...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МЕСЯЦ ПО ТЕМЕ «ЗДРАСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА, ХОРОШО, ЧТО ТЫ ПРИШЛА!»
В данной статье представляю опыт работы по созданию календарно-тематического планирования.Тематическое планирование образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении построено на основе сезоннос...

Месяц Февраль - последний месяц зимы
Краткое изучение последнего месяца зимы!!! Месяц Февраль не предсказуем, то снегопады, то оттепель. Учимся изучать изменения в природе в данный месяц! Подвижные игры на прогулке, для развития координа...
