Арт-терапия
статья

Дударева Наталия Викторовна
Арт-терапия представляет собой эффективный инструмент для коррекции детских страхов и агрессивных проявлений у дошкольников. Такие методы позволяют мягко и творчески выявлять и перерабатывать негативные эмоции, снижая уровень тревоги и формируя новые паттерны поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия представляет собой эффективный инструмент для коррекции детских страхов и агрессивных проявлений у дошкольников. Такие методы позволяют мягко и творчески выявлять и перерабатывать негативные эмоции, снижая уровень тревоги и формируя новые паттерны поведения. Ниже приведены проверенные временем и практикой подходы, подходящие именно для возрастной группы детей-дошкольников.

▌ Арт-терапия против детских страхов

▌ 1. Нарисуй свой страх

Один из популярных методов арт-терапии заключается в визуализации детского страха посредством рисунков. Ребёнку предоставляется бумага и карандаши/краски, и он рисует то, что пугает его больше всего. Далее специалист-психолог помогает проанализировать рисунок, обсуждая такие вопросы, как внешний вид существа, цвета, интенсивность линий и деталей. По завершении анализа проводится игра-преодоление: ребёнок придумывает новый облик своему страху, делая его менее устрашающим, либо уничтожает его символично (например, разрывает лист бумаги).

▌ 2. Лепка монстра

Для работы с фобиями используется метод лепки из глины или пластилина. Ребёнок создаёт фигуру, олицетворяющую его страх, а затем перестраивает её, придавая ей дружелюбный или забавный характер. Так, малыш учится воспринимать страшное существо как нечто знакомое и безопасное.

▌ 3. Театр теней

Метод театра теней даёт возможность проиграть ситуацию, вызвавшую страх, используя силуэты рук или картонные фигуры. Этот приём помогает снизить тревогу, поскольку снимает непосредственный контакт с объектом страха и упрощает выражение чувств.

▌ 4. Создание оберега

Под руководством взрослого ребёнок изготавливает маленький талисман-оберег, который станет символом защиты и поддержки. Талисманом может стать маленькая мягкая игрушка, медальон или самодельная подвеска. Сам процесс изготовления приносит ощущение контроля и уверенности перед лицом собственных страхов.

▌ Работа с агрессивными проявлениями

▌ 1. Краски гнева

Предложите ребёнку раскрасить гнев красками на большом листе бумаги. Пусть он выразит своё недовольство свободными мазками кистью или пальцами. Такое занятие освобождает внутреннее напряжение и помогает снять стресс. Обсудив полученный рисунок, педагог предлагает малышу подумать о причинах своей злости и возможных путях разрешения ситуации.

▌ 2. Тряси-мешочки

Психотерапевт наполняет прозрачный пластиковый мешочек красящими веществами и водой, создавая своеобразный "мешочек-гнев". Предлагая малышу сжимать и трясти пакет, пока краски смешиваются, терапевт помогает выразить агрессию физически и визуально наблюдать последствия вспышки ярости.

▌ 3. Театральные импровизации

Дети играют небольшие сценки, изображая конфликтные ситуации и предлагая различные варианты выхода из них. Такой подход развивает понимание последствий агрессивного поведения и формирует навыки эффективного общения.

▌ 4. Изготовление маски-характеристики

Раскрашивая маску или заготовку лица животного, ребенок переносит черты характера и настроения, которое испытывает сам ("грубый медведь", "тихий кролик"). Подобный опыт учит осмыслению внутреннего состояния и стимулирует принятие ответственности за собственные поступки.

▌ Итоги

Эти техники позволяют специалистам помогать детям распознавать и выражать свои чувства адекватно, улучшать отношения с близкими и сверстниками, повышать устойчивость к стрессу и способствовать общему психическому благополучию ребёнка. Использование элементов творчества и игровой терапии помогает сделать работу комфортной и интересной даже маленьким пациентам.

Арт-терапия является эффективным методом психологической поддержки детей дошкольного возраста, однако существует ряд проблем, связанных с её применением:

▌ Основные проблемы арт-терапии у дошкольников

▌ 1. Недостаточная квалификация специалистов

Многие педагоги и психологи недостаточно подготовлены для проведения эффективных занятий по арт-терапии. Для успешной реализации метода важно глубокое понимание психологии развития ребенка, особенностей восприятия искусства детьми разных возрастов и техник коррекции поведения.

▌ 2. Отсутствие индивидуального подхода

Дошкольники отличаются друг от друга уровнем эмоционального развития, личностными особенностями и склонностью к различным видам творчества. Стандартизированные программы часто не учитывают индивидуальные потребности каждого ребёнка, что снижает эффективность терапии.

▌ 3. Ограниченность материально-технических ресурсов

Для полноценной организации занятий по арт-терапии необходимы разнообразные материалы и инструменты — краски, карандаши, пластилин, глину, ткани и многое другое. Недостаточное финансирование образовательных учреждений затрудняет создание комфортной среды для творческого самовыражения детей.

▌ 4. Низкий уровень мотивации родителей

Родители зачастую недооценивают значение арт-терапевтической работы, считая её развлечением, а не инструментом психолого-педагогического воздействия. Отсутствие интереса со стороны семьи снижает вовлечённость ребёнка в процесс терапии.

▌ 5. Проблемы интеграции в образовательный процесс

Интеграция методов арт-терапии в систему образования сталкивается с рядом трудностей, включая отсутствие согласованности между педагогическими технологиями и терапевтическими методами, трудности адаптации традиционных подходов к работе с детьми раннего возраста.

▌ 6. Риск травматизации детей

Неправильно организованные занятия могут привести к негативному воздействию на детскую психику. Например, неправильное использование образов агрессии или насилия может вызвать страх и тревожность у ребёнка.

Таким образом, несмотря на очевидные преимущества арт-терапии, существуют значительные препятствия на пути её широкого внедрения в практику воспитания и лечения дошкольников. Решению этих проблем способствуют повышение квалификации педагогов, развитие инфраструктуры детских садов и улучшение взаимодействия между специалистами различных профилей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...