Изобретение - вперед движение
консультация (старшая группа)
Что значит изобрести? Изобрести — это значит создать какую-нибудь новую вещь с необычными свойствами. Изобретать можно машины, устройства, вещества и способы изготовления разных вещей. Каждый ребенок обладает своими способностями. Задача родителей - увидеть и помочь их развить.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 570.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобретение - вперед движение.
Что значит изобрести? Изобрести — это значит создать какую-нибудь новую вещь с необычными свойствами. Изобретать можно машины, устройства, вещества и способы изготовления разных вещей. Каждый ребенок обладает своими способностями. Задача родителей - увидеть и помочь их развить.
Как разглядеть способности?
1. У ребенка глаза горят при решении нестандартных задач. Начинающий изобретатель приходит в восторг от новых и сложных заданий. Дети, обладающие склонностью к изобретательству, проявляют энтузиазм и радость при столкновении с новыми и сложными проблемами. Они стремятся найти оригинальные решения и не боятся экспериментировать.
2. Ребенок -«почемучка». Ребенку все интересно, он хочет все узнать и во всем разобраться. Дети, проявляющие повышенный интерес к окружающему миру и стремящиеся понять его законы, часто становятся изобретателями. Их желание узнать что-то новое и разобраться в сложных явлениях является важным индикатором творческого потенциала.
Развиваем познавательную активность.
У ребенка возникает особый интерес к познанию окружающего, когда он сам может обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходства и различия. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
ТРИЗ
Чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, мыслить нестандартно и изобретать, надо приобщить его к ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.
Занятия с элементами ТРИЗ помогают снять скованность, преодолеть застенчивость, развить логику, мышление и инициативу. Дети учатся самостоятельно мыслить, чувствовать и действовать, что делает обучение более эффективным. ТРИЗ применяется не только в изобразительной деятельности, но и в математике, обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании.
Психологи отмечают, что формальное обучение, где педагог сам рассказывает истину, не дает успешных результатов. Ребенок должен сам находить ответы, делать открытия и связывать их с личным опытом. Педагог должен задавать вопросы, побуждающие к рассуждению, и создавать ситуации, способствующие самостоятельному познанию.
Важно открывать перед детьми «тайну двойного» — противоречия в каждом объекте, явлении или факте. Например, солнце полезно и вредно одновременно. Противоречия необходимо разрешать, используя различные приемы.
Суть ТРИЗ в детском саду — стремление к идеальному результату через разрешение противоречий и использование взаимосвязей окружающего мира. Это помогает детям развивать творческое мышление и применять его в разных областях.
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.
Функциональное назначение объектов. Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.
«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т. д.
«Салат из сказок»
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.
«Сказка – калька»
С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная. Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.
«Сказка – наизнанку»
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот». Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Перевирание сказки»
Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов. Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…» Дети: «Не папа, а мама!»
1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.
2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
Конструирование
Любой детский конструктор – замечательный тренажер, развивающий пространственное и конструктивистское мышление, так как этот процесс требует анализа, планирования и визуализации конечного результата. Ребёнок учится ориентироваться в пространстве, понимать соотношения между объектами, их размеры, формы и расположение.
В процессе конструирования ребёнок:
- анализирует, как детали соединяются друг с другом;
- планирует последовательность своих действий;
- представляет конечный образ конструкции в уме;
- корректирует свои действия в зависимости от поставленной задачи и полученных результатов.
Это способствует формированию пространственных представлений, улучшению наглядно-образного мышления и развитию способности к пространственному анализу.
Творчество из бросового материала
В процессе конструирования из бросового материала развивается умение анализировать окружающие предметы и самостоятельность мышления.
Задачи конструирования согласно возрастным особенностям.
- 3–4 года — знакомство с возможностями бросового материала, обучение работе с пластилином, клеем и проволокой.
- 4–5 лет — развитие познавательной активности и исследовательского мышления, обучение созданию простых поделок.
- 5–7 лет — обучение слаженной работе в коллективе, знакомство с изготовлением сложных конструкций, развитие творческих навыков.
Когда ребёнок конструирует из бросового материала, он анализирует окружающие предметы на нескольких уровнях:
Визуальный анализ: ребёнок изучает форму, цвет, размер и текстуру доступных материалов. Он может сравнивать разные предметы между собой, чтобы понять их особенности. Это помогает развить наблюдательность и внимание к деталям.
Функциональный анализ: ребёнок определяет, как можно использовать каждый материал в процессе конструирования. Он может исследовать, как разные предметы взаимодействуют друг с другом, и экспериментировать с их соединением и комбинированием.
Пространственный анализ: ребёнок учится определять, как разместить элементы конструкции в пространстве, чтобы они были устойчивыми и гармоничными. Он может представлять, как будет выглядеть конечный результат, и вносить коррективы в процессе работы.
Логический анализ: ребёнок анализирует последовательность действий, необходимых для создания конструкции. Он может планировать свои шаги, предвидеть результаты и корректировать свои действия в зависимости от возникающих проблем.
Творческий анализ: ребёнок экспериментирует с разными способами использования материалов, чтобы создать что-то новое и уникальное. Он может комбинировать разные элементы, добавлять декоративные детали и вносить изменения в конструкцию, чтобы достичь желаемого результата.
В процессе такого анализа ребёнок не только развивает свои технические навыки, но и учится мыслить творчески, находить нестандартные решения и быть самостоятельным в своих действиях. Это способствует развитию его изобретательности и способности к инновациям.
Из бросового материала можно создавать удивительные поделки.
Вот несколько идей:
Цветы из пластиковых бутылок. Из квадратного куска бутылки вырезаем форму, а над свечой придаём ей очертания цветка. Закрепляем цветы на проволоке или шпажках, добавляем бусины и цветную бумагу.
Кукольная мебель из спичечных коробков. Склеиваем коробки между собой, чтобы создать мебель для кукол.
Шкатулочки из донышек пластиковых бутылок. Обрезаем донышки, склеиваем их и прикрепляем замочек-змейку.
Воспитываем изобретателей
Советы родителям для развития исследовательского мышления у детей:
- Отвечайте на вопросы и поддерживайте желания ребенка, даже если они кажутся спонтанными. Ведь за ними может скрываться жажда знаний.
- Проводите время вместе, играя и занимаясь чем-то с ребенком. Его развитие невозможно без участия и внимания взрослых.
- Избегайте постоянного указания на ошибки и недостатки. Это может отбить у ребенка желание учиться.
- Предоставьте ребенку возможность исследовать разные предметы и материалы. Поощряйте его эксперименты.
- С раннего возраста учите ребенка доводить начатое до конца и радуйтесь его усилиям и активности.
Помните: ваша поддержка и признание — самое важное для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник "Вперед, Россия! Вперед, Олимпиада!" для подготовительной группы детского сада
Спортивный праздник посвящен открытию Олимпиады "Сочи - 2014 г."...

КВЕСТ – ВСЕГДА ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД!
Задачей этой статьи является популяризация квест – технологий в дошкольном образовании. В статье изучается «квест» как пример современных игровых технологий для ДОУ, которые позволяю...

Родительское собрание "Вперед и только вперед!"
Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....








