Изобретение - вперед движение
консультация (старшая группа)

Иванова Марина Александровна

Что значит изобрести? Изобрести — это значит создать какую-нибудь новую вещь с необычными свойствами. Изобретать можно машины, устройства, вещества и способы изготовления разных вещей. Каждый ребенок обладает своими способностями. Задача родителей - увидеть и помочь их развить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrentenie_vpered_dvizhenie.docx570.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Воспитатель\Desktop\gxJMzofehqDnDzGCH1KwRItT8kCoTdGNR9VM-7Hk6eqcy1FAUwggWewIi0o-ecz56jAIDByXezdHwC_qBDZir93l.jpg

Изобретение - вперед движение. 

Что значит изобрести? Изобрести — это значит создать какую-нибудь новую вещь с необычными свойствами. Изобретать можно машины, устройства, вещества и способы изготовления разных вещей. Каждый ребенок обладает своими способностями. Задача родителей - увидеть и помочь их развить.

Как разглядеть способности?

1. У ребенка глаза горят при решении нестандартных задач. Начинающий изобретатель приходит в восторг от новых и сложных заданий. Дети, обладающие склонностью к изобретательству, проявляют энтузиазм и радость при столкновении с новыми и сложными проблемами. Они стремятся найти оригинальные решения и не боятся экспериментировать.

2. Ребенок -«почемучка». Ребенку все интересно, он хочет все узнать и во всем разобраться. Дети, проявляющие повышенный интерес к окружающему миру и стремящиеся понять его законы, часто становятся изобретателями. Их желание узнать что-то новое и разобраться в сложных явлениях является важным индикатором творческого потенциала.

Развиваем познавательную активность.

У ребенка возникает особый интерес к познанию окружающего, когда он сам может обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходства и различия. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

ТРИЗ

Чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, мыслить нестандартно и изобретать, надо приобщить его к ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.

Занятия с элементами ТРИЗ помогают снять скованность, преодолеть застенчивость, развить логику, мышление и инициативу. Дети учатся самостоятельно мыслить, чувствовать и действовать, что делает обучение более эффективным. ТРИЗ применяется не только в изобразительной деятельности, но и в математике, обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании.

Психологи отмечают, что формальное обучение, где педагог сам рассказывает истину, не дает успешных результатов. Ребенок должен сам находить ответы, делать открытия и связывать их с личным опытом. Педагог должен задавать вопросы, побуждающие к рассуждению, и создавать ситуации, способствующие самостоятельному познанию.

Важно открывать перед детьми «тайну двойного» — противоречия в каждом объекте, явлении или факте. Например, солнце полезно и вредно одновременно. Противоречия необходимо разрешать, используя различные приемы.

Суть ТРИЗ в детском саду — стремление к идеальному результату через разрешение противоречий и использование взаимосвязей окружающего мира. Это помогает детям развивать творческое мышление и применять его в разных областях.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

Функциональное назначение объектов. Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.

«Неумейка»

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т. д.

«Салат из сказок»

Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.

«Сказка – калька»

С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная. Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

«Сказка – наизнанку»

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот». Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Перевирание сказки»

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов. Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…» Дети: «Не папа, а мама!»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\dcgLVnjLF19auxuGGuDOjodBLtLkxgfoVoAH1cS3y2MBGEvXpHgJzeytXZ3-8PYATIkGgyYe41Ni3v-jjCrEwQk5.jpg

Конструирование 

Любой детский конструктор – замечательный тренажер, развивающий пространственное и конструктивистское мышление, так как этот процесс требует анализа, планирования и визуализации конечного результата. Ребёнок учится ориентироваться в пространстве, понимать соотношения между объектами, их размеры, формы и расположение.

В процессе конструирования ребёнок:

  • анализирует, как детали соединяются друг с другом;
  • планирует последовательность своих действий;
  • представляет конечный образ конструкции в уме;
  • корректирует свои действия в зависимости от поставленной задачи и полученных результатов.

Это способствует формированию пространственных представлений, улучшению наглядно-образного мышления и развитию способности к пространственному анализу.

Творчество из бросового материала

В процессе конструирования из бросового материала развивается умение анализировать окружающие предметы и самостоятельность мышления. 

Задачи конструирования согласно возрастным особенностям.

  • 3–4 года — знакомство с возможностями бросового материала, обучение работе с пластилином, клеем и проволокой.
  • 4–5 лет — развитие познавательной активности и исследовательского мышления, обучение созданию простых поделок.
  • 5–7 лет — обучение слаженной работе в коллективе, знакомство с изготовлением сложных конструкций, развитие творческих навыков.

Когда ребёнок конструирует из бросового материала, он анализирует окружающие предметы на нескольких уровнях:C:\Users\Воспитатель\Desktop\VT41sAwHl0Ce1j1tMqSBOHXxyJejZ1hK3QsOzQfqMLHrNqeQGmC47TPDdPuSSL8rq3kGXOXPYH8zGQtLHSXAOFIW.jpg

Визуальный анализ: ребёнок изучает форму, цвет, размер и текстуру доступных материалов. Он может сравнивать разные предметы между собой, чтобы понять их особенности. Это помогает развить наблюдательность и внимание к деталям.

Функциональный анализ: ребёнок определяет, как можно использовать каждый материал в процессе конструирования. Он может исследовать, как разные предметы взаимодействуют друг с другом, и экспериментировать с их соединением и комбинированием.

Пространственный анализ: ребёнок учится определять, как разместить элементы конструкции в пространстве, чтобы они были устойчивыми и гармоничными. Он может представлять, как будет выглядеть конечный результат, и вносить коррективы в процессе работы.

Логический анализ: ребёнок анализирует последовательность действий, необходимых для создания конструкции. Он может планировать свои шаги, предвидеть результаты и корректировать свои действия в зависимости от возникающих проблем.

Творческий анализ: ребёнок экспериментирует с разными способами использования материалов, чтобы создать что-то новое и уникальное. Он может комбинировать разные элементы, добавлять декоративные детали и вносить изменения в конструкцию, чтобы достичь желаемого результата.

В процессе такого анализа ребёнок не только развивает свои технические навыки, но и учится мыслить творчески, находить нестандартные решения и быть самостоятельным в своих действиях. Это способствует развитию его изобретательности и способности к инновациям.

Из бросового материала можно создавать удивительные поделки.

Вот несколько идей:

Цветы из пластиковых бутылок. Из квадратного куска бутылки вырезаем форму, а над свечой придаём ей очертания цветка. Закрепляем цветы на проволоке или шпажках, добавляем бусины и цветную бумагу. 

Кукольная мебель из спичечных коробков. Склеиваем коробки между собой, чтобы создать мебель для кукол.

Шкатулочки из донышек пластиковых бутылок. Обрезаем донышки, склеиваем их и прикрепляем замочек-змейку.

Воспитываем изобретателей

Советы родителям для развития исследовательского мышления у детей:

  1. Отвечайте на вопросы и поддерживайте желания ребенка, даже если они кажутся спонтанными. Ведь за ними может скрываться жажда знаний.
  2. Проводите время вместе, играя и занимаясь чем-то с ребенком. Его развитие невозможно без участия и внимания взрослых.
  3. Избегайте постоянного указания на ошибки и недостатки. Это может отбить у ребенка желание учиться.
  4. Предоставьте ребенку возможность исследовать разные предметы и материалы. Поощряйте его эксперименты.
  5. С раннего возраста учите ребенка доводить начатое до конца и радуйтесь его усилиям и активности.

Помните: ваша поддержка и признание — самое важное для ребенка.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\J-Zctyd_zLroPiF1operLOGP5Amkmjdwj9m94ORRljf2z7cMPJKLDz404TSmEoGAsGS2ZQRQLF8ICxuoXbw_AWvz.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВЕСТ – ВСЕГДА ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД!

Задачей этой статьи является популяризация квест – технологий в дошкольном образовании. В статье изучается «квест» как пример современных игровых технологий для ДОУ, которые позволяю...

Квест – всегда движение вперед!

доклад из опыта работы...

Родительское собрание "Вперед, только вперед"

Взаимодействие с родителямми...

Родительское собрание "Вперед и только вперед!"

Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....

Квест – всегда движение вперед!

Консультация для педагогов в детском саду...