Проект "Игрушки из бабушкиного сундука"
проект (средняя группа)

Загорская Елена Геннадьевна

Тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrushki_iz_babushkinogo_sunduka.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Тема: «ИГРУШКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь - май).

  Тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Актуальность. Мы живем в сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, заново переоценивая наше прошлое, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились и отдыхали, рассказывали и пели. Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть национальные ценности.

Приобщение ребенка к народной культуре следует начинать как можно раньше. Возраст до 5 лет – богатейший по способности ребенка живо познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Цель: приобщить детей к народным промыслам нашей страны, формировать у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно-прикладным искусством.

Программные задачи: дать детям представления о том, как народные мастера делали игрушки, познакомить с разновидностями народной игрушки, материалами для ее изготовления (глиной, деревом) Воспитывать интерес к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, народной игрушке.  Вызвать радость от изготовления игрушки своими руками. Развивать художественно – творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Материально–техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, глиняные игрушки: филимоновская, дымковская, деревянная игрушка: матрёшка, Богородская игрушка; иллюстративный материал, художественная литература, сказки, рассматривание книг, музыкальные произведения, короткие мультфильмы о русской народной одежде.

Предполагаемый результат: направлен на формирование познавательного и творческого интереса детей к русской народной культуре. Способствует развитию и расширению знаний детей в области народного творчества, включая ознакомление дошкольников с народными промыслами России и родного края. Позволяет повысить художественно-творческий уровень умений и навыков воспитанников. Приобщает детей к нравственно-духовным ценностям национальной русской культуры. Помогает воспитывать в детях гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории.

Проект разработан для реализации с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и их родителями.

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап.

 Подобрать методическую и художественную литературу, дидактический материал, игры.

Определить цели и задачи проекта. Составить план.

       Обогащение развивающей среды группы по теме «Народные промыслы».

  1. Основной этап.

 Совместная деятельность детей и педагогом, познавательная деятельность.

Игровая деятельность.

Музыкальная деятельность.

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействия с родителями.

  1. Заключительный: организация мини-музея «Игрушки из бабушкиного сундука».

  • Промыслы России. Народная игрушка»: «Русская матрешка»

Беседа на тему: «Русская матрёшка».

Дидактические игры: «Собери матрешку»; «Одень барышню»

Пальчиковые игры: «У Матрёшиной сестрицы», «За работу», «Жили-были».

Подвижные игры «Каравай» ;  Хоровод «Выйду ль я на реченьку» (обработка Ломовой) Прослушивание русской народной песни «матрешка» 

Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»; «К нам пришли гости».

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных сарафанов, их разнообразии, совершение с ними исследовательских действий, рассматривание цвета, формы,

Рисование «Матрёшка». Использование раскрасок.

Аппликация «Русская матрёшка»;

Совместная деятельность с взрослым  Консультация «Развитие речи детей через приобщение к народной культуре»

Выставка «Семейная матрешка» (Изготовили и разрисовали семейную матрешку)

  • Промыслы России. Народная игрушка»: «Дымковская игрушка»

 Беседа «Дымковские мастера» (Слушание рассказа об истории возникновения дымковского народного промысла);

Рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи.

Заучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка»; «Дымка» М. Г. Смирнова.

 Слушание русской народной песни «Барыня»,

 Лепка из теста (Петушок).

Рисование на песке дымковской игрушки (лошадка). «Укрась юбку дымковской барышни» (закрепление знаний узоров дымковской росписи); Роспись дымковской игрушки «Конь», «Дымковская барышня».

Использование раскрасок

  • «Промыслы России. Народная игрушка»: «Филимоновская игрушка».

Беседа на тему «Филимоновские игрушки - свистульки»;

Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.

Дидактическая игра «Кто красивее просвистит»

Изготовление панно-аппликация «Филимоновская деревня».

Рисование филимоновской игрушки (козлик).

Использование раскрасок

Поместить в родительский уголок консультации для родителей.

  • Промыслы России. Народная игрушка»: «Богородская игрушка»

Беседа: «Народные традиции». История Богородской деревянной игрушки.
Изготовление подвижной игрушки «Заяц и морковка» из бумаги и картона,

Привлечение родителей к организации выставки изделий и игрушек народно-прикладного творчества, Родители сделали и подарили богородские игрушки.

  • Заключительный этап.

При подведении итогов проекта обобщили полученные представления.

Презентация продуктов деятельности: организован мини-музей народной игрушки.

Итоговое развлечение «Путешествуем по народным промыслам» (закрепление знаний о дымковской, филимоновской росписях, деревянных игрушках)

Результат.

В процессе реализации проекта «Игрушки из бабушкиного сундука» у детей расширились представления об особенностях декоративно–прикладного искусства России, сформировался интерес к данной теме. У детей значительно расширились представления о народной игрушке, истории ее возникновения, способах изготовления. Дети называют виды игрушек, могут рассказать, для чего они были нужны в старину, из чего ее можно сделать, и какой материал для этого необходим. Имеют представления, как играли их сверстники раньше, и как можно играть с народной игрушкой сейчас, в настоящее время.

         Овладели способами изготовления разных видов народной игрушки.

Участие в проекте способствовало успешной социализации ребенка в коллективе, сблизило ребенка с членами семьи в ходе изготовления игрушек.

       У родителей появилась заинтересованность в возрождении народной культуры своего народа и желание приобретать или изготавливать вместе с ребенком народные игрушки.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте  отображ...

фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"

фольклорное развлечение для детей старшего возраста....

"Секреты бабушкиного сундука"

Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

Проект "Секреты бабушкиного сундука"

Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"

В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....