Проект «Инновационные технологии использования театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ»
проект (подготовительная группа)

Комарова Людмила Викторовна

Современный педагогический опыт педагога Комаровой Людмилы Викторовны, воспитателя высшей квалификационной категории по теме  «Инновационные технологии использования театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ».  Одним из условий проекта является наличие личностно - ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающие в себя индивидуальные образовательные маршруты, направленные на развитие детской творческой одаренности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный педагогический опыт педагога Комаровой Людмилы Викторовны, воспитателя высшей квалификационной категории

по теме

 «Инновационные технологии использования театрализованной деятельности

        как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ»

С переходом  на  федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования  перед нами педагогами поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания и поиска новых инновационных подходов к организации образовательного процесса в  современной  дошкольной образовательной  организации,  необходимость в создании условий для формирования гармонично развитого человека с интеллектуальной свободой мышления, эстетическим вкусом и толерантностью в социальном общении.

Наш детский сад несколько лет является региональной инновационной площадкой, реализующей инновационные проекты на тему «Индивидуализация образовательного процесса как компонент качества образования».  Проект предоставляет  шанс  одаренным детям раскрыть свои способности, свой внутренний потенциал.  Одним из условий проекта является наличие личностно - ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающие в себя индивидуальные образовательные маршруты, направленные на развитие детской творческой одаренности, которые мы разрабатываем и реализуем уже не первый год. Почему творческие способности, спросите вы?  В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь направленная на развитие мышления, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией и новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир не только умом, но  и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе через  разные виды театра. Как известно, в детях изначально заложено творчество, а чтобы их деятельность была продуктивной и интересной, нужны идеи и вдохновения. Известно, что заинтересовать детей чем - либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам.  Конечно,  легче всего пойти в магазин и купить что-то готовое для игр с ребенком, или заказать в интернете различные атрибуты для театральной деятельности. Но мы пошли другим путем, совмещая традиционные средства с нестандартным подходом к данному вопросу.

Для начала был организован семейный театральный кружок «Сема», где дети вместе со своими родителями имели возможность изготавливать атрибуты и различные театры своими руками. Одним из первых таких театров стал конусный театр. Наши воспитанники и их родители так загорелись идеей создания театральной студии в группе, что вскоре появился театр на палочках (с наборами различных деревьев и домом, фигурками животных) для инсценировки за ширмой, а позже вместе с детьми мы изготовили «клубочный» театр, и различные театры, из простых и доступных материалов как в детском саду, так и дома. В ход пошли деревянные палочки из-под мороженого - эскимо, палочки для суши, картонные цилиндры из-под бумажных полотенец и туалетной бумаги, колпачки от маминой губной помады, и крышечки, пластиковые ложки и бутылки, и многое другое, что в обычной жизни считается ненужным и выбрасывается после использования. Все это позволило обогатить развивающую среду группы и способствовать формированию стойкого интереса к театрализованной деятельности.

Следующим этапом было создание театральной студии «Веселый балаганчик», который посещает почти 80% воспитанников  группы. Особенность данной театральной студии заключается в том, что весь литературный и художественный материал, а также сценарии спектаклей и выступлений направлены на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, раскрытие внутреннего потенциала и нахождения «своего» образа в драматизации.  Для выяснения позиции, которую занимает тот или иной ребенок в творческой группе, мы использовали тест «ЗАРД» («зритель» — предпочитает наблюдать, «актёр» — любит быть на виду, «режиссёр» — лидер, руководитель, «декоратор» — старается оставаться в тени, но сам факт участия в общем действе для него важен). Как оказалось,  некоторые дети могут объединять в себе и роль режиссёра, и роль актёра, то есть являются стопроцентными лидерами.

Была разработана авторская программа дополнительного образования художественно - речевого развития детей с одноименным названием театральной студии, в  которую включены  несколько разделов: обучение приемам кукловождения, сценическое мастерство, ритмопластика. Программа охватывает все области, где может себя проявить ребенок в речевом развитии и словотворчестве, играх и развлечениях, театральных постановках и индивидуальных выступлениях.  

Следующим этапом последовала разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов развития одаренности у детей с ярко выраженными творческими способностями (ИОМ).  Педагогическая целесообразность программы и ИОМ заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же повысить уровень общей культуры и эрудиции, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. Используемый материал для реализации программы и индивидуальных маршрутов  содержит  в себе этюды и упражнения по психогимнастике и развитию эмоциональной сферы, алгоритмы сказок и литературных произведений, мнемотаблицы  для заучивания стихотворений, артикуляционную гимнастику и игры с шариками су-джок, мультимедийные презентации, дидактические, развивающие игры в цифровом формате.

Для оформления декораций к спектаклям мы тоже нашли нестандартное решение – на начальном этапе, когда финансовых средств было не так много, в качестве декораторов сцены и дизайнеров костюмов мы активно привлекали творческих родителей. Позже, с помощью объединения неравнодушных педагогов в театральную мини - труппу мы стали сами ставить театральные постановки и тем самым смогли  зарабатывать деньги на театральные декорации, реквизит, кукольный театр и ширмы для спектаклей.

Результатами нашей работы являются победы и призовые места в очных городских, региональных, Всероссийских  и международных конкурсах в номинациях «Художественное слово» и «Театральное искусство», участниками которых являются наши воспитанники. Опыт работы по разработке индивидуальных маршрутов  развития творческой (театральной) одаренности у детей дошкольного возраста транслировался нами на  городских и региональных мастер-классах и семинарах-практикумах участникам сетевого взаимодействия для апробации в дошкольных учреждениях,

Как показывает опыт, использование нетрадиционных приемов дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность речи; усовершенствовались исполнительские умения. Окунувшись в мир театральной эстетики, ребёнок начинает ценить красивое, и, чувствуя уважение к себе, как к равному, начинает раскрепощаться и творить.

Таким образом, транслируя свой опыт работы другим педагогам, с уверенностью можем рекомендовать наши интеллектуальные продукты:

- программы дополнительного образования «Веселый балаганчик» (художественно-речевое развитие);

- методические рекомендации для педагогов ДОУ по разработке индивидуального образовательного маршрута для  детей с театральной одаренностью;

- методические рекомендации  для педагогов ДОУ по проведению диагностики творческих интересов детей;

- методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по изготовлению нетрадиционных видов театра;

- картотека этюдов и упражнений по психогимнастике.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство повышения качества образования детей

ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство повышения качества образования детей Тип: краткосрочный. Возраст: подготовительная группа. ПРОБЛЕМА: Удаленность  дошкольного учреждения от го...

Методическая работа в ДОУ – как средство повышения качества образовательного процесса.

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тож...

«Медиакомпетентность воспитателя ДОУ как средство повышения качества образовательного процесса»

Медиакомпетентность педагога ДОУ подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, умение работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интеракти...

Проектная жеятельность - как средство повышения качества образовательного процесс в ДОО

Возможность реализации содержания образования в проектной деятельности может использоваться в целях повышения качества дошкольного образования....

Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДО".

Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДО"...

"Инновационные технологии использования театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ"

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога....

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации...