Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
статья

 Чудиновская Елена Глебовна

Слабые, нетренированные пальцы, неудовлетворительная координация движений – проблема многих современных школьников. К сожалению, учить ребёнка владеть рукой, когда он уже пришёл в школу, поздно. Поэтому с раннего возраста большое внимание следует уделять развитию мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, мышечной силы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Из опыта работы.

                                                «Рука – это вышедший наружу мозг человека»  

                                                                                                               И.Кант.  

                                              «Источники способностей и дарований детей – на  

                                              кончиках их пальцев. От пальцев, образно,

                                              говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

                                              источник творческой мысли»

                                                                                            В.А. Сухомлинский.

        В жизни каждого ребёнка наступает момент, когда он впервые переступает порог школы. И тут многие родители с удивлением узнают, что у ребёнка плохо развита мелкая моторика, координация движений, и как следствие, выявляется неготовность к письму, возникают проблемы речевого развития. Учёные давно пришли к выводу, что уровень психического и физического развития тесно связан с развитием движений рук. Биологами установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Ещё наши далёкие предки сопровождали чтение потешек, пестушек движениями рук малыша, делая своеобразный массаж ладоней, воздействуя на активные точки, тем самым положительно влияя на работу мозга. И.П. Павлов придавал большое значение развитию тактильных ощущений, так как они несут в речевой центр головного мозга дополнительную энергию.

        Слабые, нетренированные пальцы, неудовлетворительная координация движений – проблема многих современных школьников. К сожалению, учить ребёнка владеть рукой, когда он уже пришёл в школу, поздно. Поэтому с раннего возраста большое внимание следует уделять развитию мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, мышечной силы. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, пришла к необходимости проводить углубленную работу в этом направлении.  Поставила цель и определила задачи.

        ЦЕЛЬ: развитие тонкой моторики рук, координации движений, мышечной силы, тактильных ощущений.

        ЗАДАЧИ:

  1. развивать мелкую моторику пальцев
  2. развивать точность и координацию движений
  3. развивать внимание и память
  4. развивать речь детей
  5. способствовать развитию детского творчества.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • развитие движений кистей и пальцев рук, ловкости, мышечной силы
  • развитие координации движений
  • активизация речи детей
  • развитие творческой активности, познавательных процессов
  • формирование умения подражать действиям взрослого

Для реализации поставленных задач решила использовать комплексный подход, используя разнообразные формы работы, что помогло учесть интересы каждого ребёнка и обеспечить регулярность и систематичность. Сюда входят:

1 специально организованные занятия

2 совместная деятельность детей и воспитателя

3 свободная деятельность детей.

         

        При этом определила принципы работы:

1 не заставлять детей заниматься по принуждению - проводимые упражнения и игры должны доставлять ребёнку радость, только в таком случае можно добиться положительных результатов.

2 принцип доброжелательности – ребёнок должен чувствовать поддержку воспитателя, знать, что ему всегда помогут – это вселяет в ребёнка уверенность  в своих силах.

3 постепенное усложнение – от простого к сложному – важно не останавливаться на достигнутых результатах, освоив простые упражнения, переходим к более сложным, что позволяет более эффективно развивать моторику рук.

        

Для реализации поставленной цели и задач в группе была создана соответствующая развивающая среда, способствующая развитию детей и отвечающая их интересам:

  • на стене расположена гусеница, состоящая из четырёх звеньев – здесь дети могут поупражняться в откручивании и закручивании крышек, закрепить цвета, создать композиции на фланелеграфе, заплести косички, научиться завязывать и развязывать ленточки, а также порисовать пальчиками или кистью по зеркалу.
  • Календарь погоды выполнен в виде коврика: облака и солнце крепятся с помощью кнопок; листья, птицы на липучках, снежинки на крючках.
  • Мини бассейн из крышек – дети с удовольствием «купают» в нём руки, ищут спрятанные мелкие игрушки, что способствует развитию тактильных ощущений.
  • В игровой зоне расположены мозаика, пирамидки, игры для развития мелкой моторики, которые дети используют в свободной деятельности, проявляя творчество и воображение.
  • В художественной зоне имеется пластилин, карандаши, мелки, трафареты, бумага.
  • В театральной зоне: пальчиковый театр, настольный

Таким образом, была создана предметная среда, стимулирующая развитие мелкой моторики и координации движений рук, способствующая развитию творческих способностей детей.

        

Была собрана игротека «Пальчиковые игры», куда вошли:

  • Игры на тактильное восприятие – «Чудесный мешочек», «Ёжики», «Тактильные дощечки» и т.д. Ребёнок обследует предмет, определяет его качества. Такие игры расширяют словарный запас детей, активизируют познавательные процессы, развивают тактильные ощущения, воздействуют на активные точки ладоней.
  • Игры на нанизывание и выкладывание – «Бусы», «Чудесные пуговицы», «Геометрическая мозаика», «Пирамидка из пуговиц» и т.д. Развивается зрительно-моторная координация, глазомер, совершенствуются движения рук, решаются задачи сенсорного воспитания.
  • Игры с прищепками – цель таких игр научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки, развить мышечную силу, координацию движений. Чтобы детям было интересно, использую игровую тематику: прикрепи ёжику иголки, солнцу лучики, крылья бабочкам, листья к деревьям и т.д.
  • Игры с сыпучими материалами и водой – дети любят пересыпать крупы, играть с водой, что также способствует развитию тактильных ощущений, глазомера координации движений. Предлагаю пересыпать крупу из сосуда в сосуд ложкой, щепоткой, перебрать крупу и т.д.
  • Шнуровки и нитки – помогают сделать пальчики более ловкими, научат делать узелки, завязывать бантики. Также была сделана игра «Кружева»: дощечка с небольшими штырями, дети обматывают штыри нитками в разных направлениях, получая интересные узоры – такая игра способствует развитию эстетического вкуса, воображения, фантазии. Игра «Разноцветные катушки» - способствует развитию руки, а также помогает запомнить цвета.
  • Игры с бумагой – здесь разрешается детям мять бумагу, рвать, что доставляет им радость и приносит пользу, но обязательно следует помнить о необходимости обыгрывать этот процесс: иначе дети впоследствии могут начать бесцельно рвать бумагу, что может привести к неаккуратному обращению с книгами, журналами, альбомами и т.д.  Например, можно предложить сделать мячики, шарики, снежки, траву, листья, конфеты и т.д.
  • Игры со спичками и домино – дети строят различные фигуры по образцу, сопровождая стихотворением, затем в свободной деятельности проявляют творчество, создавая свои «шедевры».  Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек учит детей аккуратности, усидчивости, терпению и способствует развитию ловкости пальцев. Необычное применение домино подсказали сами дети – они с большим интересом выкладывают различные фигуры и создают постройки, что не только развивает творческий замысел детей, но и способствует развитию рук.
  • Пальчиковые игры со стихами – дети с удовольствием играют в такие игры, легко запоминают слова. Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а также речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению. В группе имеется подбор интересных стихотворений, к которым легко подобрать нужные и полезные для детей движения. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а также 2 - 3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет: регулярно  стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать вес пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Использую известные стихи, потешки, также придумываю свои.
  • Сказки, рассказанные руками – к любимым детским сказкам, несложным по сюжету, придумываю движения рук и пальцев. Как показал опыт, дети лучше запоминают сказки, рассказанные с помощью движений пальцев и рук, с большим интересом рассказывают их.

 Использование художественно – эстетической деятельности детей: Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для развития ручной умелости. Все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, расскажу о наиболее интересных и направленных на развитие мелкой моторики.

  • Трафареты и лабиринты – из линолеума и потолочной плитки вырезала трафареты для внутренней обводки, для начала использовала простые фигуры: круг, овал, квадрат. Затем добавила фигуры посложнее: гриб, дерево, дом и т.д. Нарисовала лабиринты - ребенок карандашом или пальчиком проводит линии в указанном направлении, обводит рисунки точно по линиям, стараясь не отрывать руку от бумаги. "Дорожки", "Дождик", "Клубочки", "Нарисуй фигуры".
  • Занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность, развивают мышечную силу рук. Детям предлагаю листочки картона, загрунтованные пластилином с контуром предмета. По контуру дети с помощью  мелкого природного материала «проявляют» изображение.
  • Рисование по крупе, песку, соли – крупу насыпаю на тёмный фон (обклеенная коробка из-под конфет) и дети пальчиками создают различные изображения, если использовать различные материалы, получается двойной эффект – дети тренируют пальчики и развивают тактильные ощущения, к тому же получают массаж подушечек пальцев.
  • Игра «Рисуем нитками» - на фланелеграфе с помощью ниток дети создают узоры. Сначала выкладывали дорожки, затем научились выкладывать круг, овал, квадрат. На данный момент некоторые дети могут выложить более сложные фигуры: дерево, гриб
  • Рисование различными способами: пальчиком, печатями, ладошками, кистью, карандашами, мелками, – позволяю детям использовать различные приёмы рисования и в свободной деятельности, что, несомненно, способствует не только развитию творческих способностей, но и развивает двигательные навыки руки.
  • Создание коллажей – была придумана методика создания коллажей, которые теперь украшают нашу группу. В игровой форме решается комплекс задач: так при создании коллажа «Осень», дети наряду с развитием моторики рук, координации движений познакомились с сезонными изменениями в природе.

При проведении занятий по формированию математических представлений, по развитию речи, по экологическому воспитанию обязательно использую пальчиковые игры и упражнения, что позволяет сделать занятия более интересными и увлекательными, способствует лучшему усвоению материала, помогает развить мелкую моторику рук.

Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Сделала пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: «Заяц и лиса», «Два медведя» и т.д.  Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Первоначально дети просто имитировали движения персонажа, затем сами стали придумывать диалоги. Дети очень увлечены таким театром, что способствует развитию речи, активизирует их словарь, развивает память, воображение, мышление и внимание.

Были разработаны развлечения с использованием пальчиковых игр и упражнений. Кроме радости, положительно-эмоционального настроя, такие развлечения несомненно помогают развить мелкую моторику рук.

Массаж рук и закаливающие процедуры – способствуют снятию мышечного напряжения, обеспечивают положительный эмоциональный настрой. Массаж провожу индивидуально, в течении 2-3 минут. Также для массажа использую различные материалы: карандаш, грецкий орех, аппликатор Кузнецова, пуговицы. Приёмы:  поглаживания в разных направлениях, растирание – отличается от поглаживания большей силой давления, постукивания, ходьба ладошками по пуговицам, по  аппликатору, катание между ладонями карандаша, грецкого ореха и т.д., контрастные ванны.

Работа с родителями – основная задача: донести до родителей важность развития руки, ручной умелости в развитии ребёнка, привлечь их к работе над развитием мелкой моторики рук. Для решения поставленной задачи были проведены собрания на данную тему, беседа, которая показала, что практически все родители не понимают значимости данной проблемы. Были даны рекомендации родителям как общие, так и индивидуальные. Был проведён практикум, на котором были показаны приёмы, способствующие развитию ручной умелости. Родители были привлечены к созданию тренажёров, пособий необходимых для развития мелкой моторики. В родительском уголке мамы и папы всегда могут найти интересные игры и упражнения, советы по решению данной проблемы. Таким образом, постепенно родители были привлечены к работе и стали делиться своим опытом, приносить новые пальчиковые игры, наклейки и т.д.

Диагностика – в начале работы детям были предложены диагностические задания, которые показали уровень развития рук на тот момент. Большинство детей не могли выполнить упражнение «Зайчик», некоторые не могли выставить указательный палец, собрав остальные в кулак, карандаш держали в кулаке, при этом сильно напрягая кисть. В конце года многие дети научились выполнять и более сложные пальчиковые упражнения, научились правильно держать карандаш, застёгивать пуговицы и т.д. Следовательно, работа, проведенная за год, дала положительный результат. Дети стали более уверенными, самостоятельными в самообслуживании, уменьшилось напряжение рук, пальцы стали более ловкими. Практически все дети справляются с программными задачами по развитию речи. Были намечены пути дальнейшей работы по данной теме.

Таким образом, разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ИГРАЕМ В КУБИКИ»

Программное содержание.1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Учить строить из кубиков дорожку, п...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...