Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
материал (подготовительная группа)

Георгиевская Лариса Владимировна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_samoobrazovanie.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей

 старшего дошкольного возраста

посредством игровой деятельности»

Актуальность выбранной темы

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Нравственно-патриотическое воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками, воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; умение расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе. Желание познавать культуру своего народа и страны, бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Таким образом, работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.

Цель: освоение эффективных методов и приемов, способствующих нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

  • Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Собрать и проанализировать информацию из различных источников по выбранной теме
  • Определить направления работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Подготовить диагностику на начало и конец года
  • Разработать перспективный план работы
  • Пополнить в группе развивающую предметно - пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
  • Подготовить консультационную информацию для родителей
  • Обогатить словарный запас детей

Этапы самообразования:

  1. Подбор и изучение методической литературы
  2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования: вебинары, консультации.
  3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
  4. Представление опыта работы по теме.

Предполагаемые результаты

повышение уровня самообразования в решении вопросов нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством изучения литературы, информационных интернет-ресурсов;

разработаны картотеки, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей;

в результате реализации проектных мероприятий дети подготовительной группы проявляют ярко выраженное эмоциональное отношение в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

пополнена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования

Месяц

         Планируемое мероприятие

Отметка о проделанной работе

Сентябрь – Ноябрь

  • Изучение методов и приемов в решении задач по теме самообразования, изучение литературы
  • Составление плана работы на новый учебный год
  • Пополнение развивающей среды, оформление уголка группы
  • Проведение диагностики детей
  • Просмотр вебинаров «Духовно- нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания», «Наша Родина – Россия»: парциальная образовательная программа
  • Беседа с детьми «Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы растём» Ознакомление с символикой родного города, страны.
  • Картотека бесед «Я люблю Россию»
  • Папка-передвижка «4 ноября – День народного единства»
  • Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Декабрь

  • Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.
  • Беседа с детьми «Исконные символы России»
  • Просмотр вебинара «ФГОС ДО. ФОП ДО. Разговор о главном с дошкольниками: родная земля – это …»
  • Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к русской культуре»

Январь

  • Картотека русских народных игр
  • Беседа с детьми «Велика Россия наша и талантлив наш народ» Народные праздники на Руси. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
  • Консультация для родителей «Почему важно прививать детям любовь к своей стране?»

Февраль

  • Беседа с детьми «Главные праздники России» Праздник, посвящённый дню защитника Отечества, «Весёлая масленица»
  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота?»

Март

  • Просмотр вебинара ФГОС ДО. ФОП ДО. Разговор о главном с дошкольниками: ребенок впервые открывает Родину в семье
  • Беседы с детьми на тему «Моя семья - моя маленькая Родина»
  • Оформление лэпбука «Моя семья»
  • Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Профессии»
  • Консультация для родителей «Влияние народной сказки на воспитание детей»

Апрель

Май

  • Сказки о народных промыслах
  • Консультация для родителей «Азбука патриотизма»
  • Викторина для детей по патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя»
  • Комплекс мероприятий ко Дню Победы
  • Проведение диагностики детей
  • Подведение итогов, самоанализ
  • Консультация для педагогов

             Литература для повышения уровня знаний по теме:

         

1.        Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".

2.        Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.

3.        Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.

4.        Программа  дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Под ред. О. Л. Князевой.

5.        С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

6.        Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

7.        Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание// Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 5 – 9.

8.        Сакавичене О. В. Патриотическое воспитание дошкольников// Ребенок в детском саду. 2006. № 3. С. 24 – 26.

9.        Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине. Одним из споосбов работы в этом направлении является мет...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".

Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. ...

Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков....

Обобщение опыта «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками»

  Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Данную задачу воспитания можно решить с помощь...