Проект "Музыкальные звуки вокруг нас"
проект (старшая группа)

Гараева Венера Раулевна

Название проекта: «Музыкальные звуки вокруг нас»

Продолжительность проекта: 1 месяц (краткосрочный)

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5–7 лет)

Цель проекта:

Развитие творческих, музыкальных и речевых навыков детей через использование музыкальных инструментов, песен, игр и других музыкальных активностей при участии сказочного персонажа.

Задачи проекта:

1. Формирование активного словаря. Расширение лексикона детей за счет знакомства с новыми словами, связанными с музыкой и окружающим миром.

2. Развитие фонетического слуха. Улучшение способности различать звуки, ритмы и интонации, что способствует правильному произношению звуков и слов.

3. Стимулирование творческого самовыражения. Развитие умения выражать свои мысли и чувства через музыку, пение и движение.

4. Социальное взаимодействие. Создание условий для общения и сотрудничества между детьми посредством совместных музыкальных занятий.

Сказочный персонаж:

В рамках проекта мы будем использовать образ доброго волшебника по имени Звукарь. Он будет появляться на занятиях и давать детям различные музыкальные задания, помогая им осваивать новые знания и развивать речевые навыки.

Ожидаемые результаты:

o Дети смогут уверенно использовать новые музыкальные термины и понятия в своей речи.

o Улучшится способность к правильной артикуляции звуков и слов.

o Повысится интерес к музыке и творческому самовыражению.

o Усилится желание общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе музыкальных занятий.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

o Подбор методических материалов, музыкальных инструментов и репертуара.

o Организация рабочего пространства для проведения музыкальных занятий.

Основной этап:

o Тематическое занятие «Откуда берется звук?»

o  Тематическое занятие «Музыкальные и не музыкальные звуки»

o Тематическое занятие:  «Откуда берется звук?»

o Тематическое занятие «Творческое музицирование».

Использование музыкальных инструментов:

o Игра на простейших инструментах (бубен, треугольник, колокольчики).

o Инсценировка сказок с музыкальным сопровождением.

Игровые активности:

o Музыкально-дидактические игры («Угадай мелодию», «Кто я?») от Звукаря.

o Ритмические упражнения под музыку (марши, танцы), предложенные Звукарем.

o Театрализованные постановки с использованием музыки и стихов, организованные Звукарем.

Заключительный этап:

o Анализ результатов проекта, обсуждение успехов и трудностей.

o Оформление выставки музыкальных инструментов, сделанных своими руками и фотовыставки с лучшими моментами проекта.

Методы оценки эффективности проекта:

o Наблюдение за развитием речевых навыков детей (артикуляция, расширение словарного запаса).

o Анкетирование родителей и педагогов для получения обратной связи.

o Видеозапись и аудиозаписи занятий для анализа динамики развития.

Ресурсное обеспечение:

o Музыкальные инструменты (бубен, треугольник, колокольчики, металлофон).

o Аудиоматериалы (детские песни, инструментальная музыка).

o Методическая литература и дидактические материалы.

o Костюмы и декорации для театрализованных постановок.

Заключение:

Проект «Музыкальные звуки вокруг нас» направлен на комплексное развитие творческих, музыкальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста через активное вовлечение их в мир музыки. Участие сказочного персонажа Звукаря делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим, позволяя детям легче усваивать новые знания.

Приложение

 

1.Тематическое занятие «Откуда берется звук?»

Звукарь: Добрый день, ребята детского сада 17, города Красноуфимска. Я добрый волшебник, Звукарь. Я очень люблю музыку- петь, танцевать и играть в различные музыкальные игры. Ребята, я предлагаю вам вместе со мной и вашим музыкальным руководителем отправиться в творческое путешествие, которое называется «Музыкальные звуки вокруг нас». Мы с вами узнаем, какие звуки нас окружают, попробуем сами изготовить звучащие музыкальные инструменты, будем много играть, петь и танцевать. Ну что, вы готовы?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Музыкальный руководитель: Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?

Дети: высказывают свое мнение.

Музыкальный руководитель: А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? Какие звуки нас окружают?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?

(дети минуту слушают)

Музыкальный руководитель: Итак, что вы услышали?

Дети: Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.

Музыкальный руководитель: Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий.

Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.

Фонограммы различных шумов (А. Буренина «театральные шумы»).

Дети угадывают.

Музыкальный руководитель: Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома.

Исследовательская деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тематическое занятие «Музыкальные и не музыкальные звуки»

 

Звукарь: Добрый день ребята, я очень рад вас снова видеть. Как ваше настроение? Сегодня мы с вами продолжим наше творческое путешествие «Музыкальные звуки вокруг нас». Мы, с музыкальным руководителем подготовили для вас интересные игры. Ну что, начнем?

Музыкальный руководитель: Дети, перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.

Выберите среди лежащих на столе предметов:

деревянные:

•        палочки, кубики,

•        постучите ими,

•        определите свойства звука (сухой, теплый),

•        найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Деревянные звуки.

стеклянные:

•        стеклянные стаканы,

•        постучите ими друг о друга,

•        постучите по ним ложкой,

•        определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый, тонкий),

•        найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Стеклянные звуки (окно, зеркало).

металлические:

•        связка ключей,

•        позвените ими,

•        определите свойства звука (яркий, призывный),

•        найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать металлические звуки.                                      

шуршащие:

•        лист бумаги,

•        смять ее,

•        порвать ее,

•        найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать Шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят Щеткой),

•        определите свойства звука (тихие, незаметные).

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цель: определение предмета по издаваемому звуку.

Ход игры:

В аудиозаписи слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).

Музыкальный руководитель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи, цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).

Дидактическая игра «Музыка или шум?»

Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.

Ход игры:

Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку.

Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.

Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «коробочки - шумелки» - шум (немузыкальные звуки).

Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки».

Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.

Музыкальный руководитель:

Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.

«Музыкальные» - поднимаете синие карточки,

«Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.

•        Пение мальчика (муз.)

•        Скрип двери (не муз.)

•        Звучание женского хора (муз.)

•        Шум моря (не муз.)

•        Подметание пола щеткой (не муз.)

•        Стук мяча (не муз.)

•        Игра на скрипке (муз.)

•        Игра на фортепиано (муз.)

•        Шум трактора (не муз.)

•        Звучание симфонического оркестра (муз.)

«Свойства шумов»

Музыкальный руководитель: Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

Задание 1 . Из предложенного набора картинок выбрать шумы природы, и шумы, которые производит человек.

Задание 2. Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.

Деревянные                                                                    связка ключей

Стеклянные                                                                    дом

Пластмассовые                                                                посуда

Металлические                                                                стакан

Задание 3.Найдите наиболее точные определения шумов.

Набор карточек – шумов: Деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Набор карточек: скрип, звон, шелест, скрежет.

Картинки: лестница, колокол, ноготь, пирамидка.                                

Общение «Что такое звуки?»

Музыкальный руководитель: Дети, что такое звуки? Как они получились? Почему их целое море?...

Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду?

Дети делятся воспоминаниями.

Музыкальный руководитель:

Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.

А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?

Дети: Звук.

Музыкальный руководитель:

Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.

Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.

А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается.

Значит, если дрожит – то звучит.

Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много – целое море.

На следующем этапе проекта дети узнают, что– «Дрожит, значит звучит».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое занятие:  «Откуда берется звук?»

Звукарь: Добрый день ребята, с вами снова я- добрый волшебник Звукарь. У меня к вам возник вот такой вопрос, слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»

Музыкальный руководитель:

•        Где у человека расположена макушка?

•        Что у человека находится на макушке?

•        Где у человека расположены уши?

•        Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Музыкальный руководитель предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:

•        Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

•        В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

•        Что ответил Красной Шапочке волк?        

Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?

Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.

Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, ели ухо большое.

    Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка. Музыкальный руководитель продолжает беседу:

•        Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?

•        Зачем она нужна?

(Музыкальный руководитель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки).

•        Сколько воды набралось в бутылку?

•        Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?

После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки воды сравнивается.

Музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова музыкального руководителя можно было отчетливо услышать.

- Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

 Музыкальный руководитель продолжает беседу:

- Как же образуется звук?

Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески по количеству детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

•        Что происходит с линейкой? Она дрожит.

•        Заставьте звучать гитару. Что вы для этого сделали?

•        Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.

Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тематическое занятие «Творческое музицирование».

 

Звукарь: Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

… Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тихо позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Музыкальный руководитель: Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем наше творческое путешествие

«Музыкальные звуки вокруг нас»  и сегодня, я вам предлагаю новые интересные занятия:

Слушаем и воображаем.

Дети садятся в круг, в центре которого педагог из «волшебной» корзины достает различные предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан (звенит им), железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршит бумажкой и тихонько свистит, чтобы было похоже на ветер, а затем громко дышит, переливает воду. Дети не открывая глаз, стараются отгадать, что это звучало.

Музыкальная мастерская: «Волшебные коробочки»

Музыкальный руководитель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и резинки. Предлагает детям подумать, как можно из этих двух предметов сделать музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта). Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент.

Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий.

Предложить детям украсить музыкальные инструменты, просунув снизу под резинку 2-3 ленточки из разноцветной гофрированной бумаги. В таком виде у инструмента появляется еще один звук: если взяться за резинку сверху и помахать коробочкой, то ленточками можно шуршать. Дети сами должны догадаться, какой новый звук появился?

 Играем и танцуем.

Музыкальный руководитель предлагает детям с помощью сделанного ими самими инструмента поиграть в игру «Музыкальное приветствие». Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети врассыпную двигаются по залу легким бегом. На акцентированные концы фраз, встретившись с

произвольным партнером, здороваются с ним, дергая за резинку и ритмично

произнося слова в такт музыке: «Привет!» Дети могут для приветствия образовывать группы из 3-4 человек. На среднюю часть пьесы все импровизированно танцуют, размахивая ленточками. Во время танца дети используют ленты как атрибут для украшения своей импровизации.

Музыкальная мастерская.

Дети берут по расческе.

Музыкальный руководитель беседует с детьми.

- Попробуйте извлечь звук из расчесок. Почему ваши расчески звучали? Что у расчесок дрожит? Какой звук у расчески – тихий или громкий?

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям начать отходить назад от звучащих расчесок до тех пор, пока звук их будет совсем не слышен. Затем спрашивает:

- А что мы можем сделать, чтобы звук было вам слышно гораздо лучше? (использовать бумажные воронки).

 Парикмахерская полька.

Музыкальный руководитель предлагает детям представить, что расческа – это вовсе не расческа, а музыкальный инструмент, на котором умеют играть все парикмахеры. Перед тем как постричь или причесать детей, они веселят их своей игрой.

Музыкальный руководитель раздает всем детям расчески и предлагает попробовать извлечь из них звуки, послушать, какие они, сравнить разные, выяснить, от чего это зависит.

Музыкальный руководитель берет большие портняжные ножницы и говорит, что сейчас вместе с ними сыграет парикмахерскую польку «Музыкальная прическа».                                                        

 В партии ножниц должно быть слышно ритмичное щелканье ими.  

Музыкальный руководитель может посадить «клиента» и разыграть стрижку с причесыванием под музыку (например, «Литовская полька»). Во второй части польки дети играют на расческах с помощью медиатора или кусочка плотной бумаги, сложенной уголком.

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям взять бумажные воронки, отойти на 2-3 метра от играющих и послушать, как усиливается звучание с помощью воронки (дети то прикладывают ее к уху, то убирают).

Музыкальный руководитель спрашивает детей : «Сыграем еще раз?».

Тогда предлагает нескольким детям сделать прическу одной из девочек под музыку польки (используя при этом маленькие заколочки, разноцветные резиночки). Парикмахерам надо расположиться за спинами играющих или за ширмой, чтобы можно было удивить музыкантов невиданной прической. Оркестр исполняет польку еще раз, за это время парикмахеры стараются прикрепить к волосам девочки как можно больше украшений.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Звуки вокруг нас"

Консультация для папки-передвижки на цветном фоне....

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект интегрированного занятия "Звуки вокруг нас"

Это занятие охватывает все пять образовательных областей.В нем такие разделы как: ознакомление с окружающим, валеология, развитие речи, обучение грамоте, музыка, экология....

Конспект комплексного занятия «Звуки вокруг нас» для детей средней группы.

Цель: развитие слухового восприятия.Задачи:1.    Учить прислушиваться к разным звукам, вызывать внимание и интерес к ним;2.    Различать на слух закрытыми глазами звучани...

Звуки вокруг нас

Одним из важных условий овладения ребенком грамотной устной и письменной речью является сформированность у него фонематического слуха. Что такое фонематический слух? Это способность человека различать...

Список источников по теме: Звуко-сенсорное воспитание "Звук вокруг нас"

Список источников по теме: Звуко-сенсорное воспитание "Звук вокруг нас"...

Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"

Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг насЦель: сформировать понятие о  речевых звуках.Задачи:1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и нерече...