Сопровождение детей с ОВЗ
консультация (младшая группа)

Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями мы считаем:

1. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями;

2. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

3. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с ОВЗ

Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями мы считаем:
1. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями;
2. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
3. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив.

Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.
Сопровождение детей осуществляют:
- Медицинский работник - мониторинг здоровья воспитанников.
- Педагог-психолог - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
- Учитель-логопед-дефектолог- диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи;
- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.
- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.

Деятельность педагогов дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ в нашем учреждении проводиться по 4 этапам:
      1.
Диагностический этап. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка.

       2.  Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы

       3. Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Деятельность с воспитанниками на данном этапе организуется как индивидуально, так и с включением в подгрупповую работу, с использованием традиционных психологических техник:

  • Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.
  • Игротерапия – в процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
  • Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
  • Песочная терапия – развивается тактильная чувствительность, все познавательные функции, моторика и речь.

   4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Основными задачами работы с родителями являются следующие задачи:
создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.
Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома.

Главной задаче для социализации детей с ОВЗ, на уровне ДОУ, считаю вовлечение таких детей в детский коллектив.

Дети с разными возможностями, с нарушениями или без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме.

Этапы социализации:

  • Адаптация ребенка. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительно установки для посещения детского сада и активное включение его в коррекционно-развивающий процесс.
  • Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребенок овладевает первоначальными навыками общения, игры.

По наблюдения, дети с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение дается ребенку за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, психосоматические заболевания, неврологические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции.

Что же мы делаем, если вдруг ребенок  неадекватно реагирует на ситуацию:

  • Стараемся успокоить (физический контакт: погладить, обнять и так далее.);
  • Ребенку с РАС, используем карточки ПЭКС (так он лучше выполняет действие, ему знакомое) или контакт «глаза в глаза»;
  • Переключаем внимание на его любимое занятие/игрушку (у некоторых детей это может быть даже плед или платочек).

Итак, детски сад – это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать свое право на образование и быть включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, простыми словами – обрести право на обычное детство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к чтению у детей с нарушениями речи старшего дошкольного в

Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к ч...

Организация сопровождения детей с ОВЗ и внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей.

Внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей с ОВЗ и их сопровождение в ДОУ....

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...