Проект "Что мы Родиной зовем?"
проект (старшая группа)

Горнеева Наталья Алексеевна

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_rodinoy_zovem.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тевризский детский сад №1»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Что мы Родиной зовем?»
для детей старшего дошкольного возраста

                                                                Составитель:

                                                                воспитатель

                                                                    Горнеева Наталья Алексеевна

2024 год

Пояснительная записка

Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников,  через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Актуальность

 В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Одним из решений в подходе  реализации задач по гражданскому  и патриотическому воспитанию была избрана форма взаимодействия с воспитанниками, социумом и семьей - Проект «Что мы Родиной зовем?». Проект  направлен на формирование патриотизма у дошкольников.

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФОП предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Можно сформулировать основные этапы  патриотического воспитания, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем. К ним следует отнести:

- ознакомление дошкольников с окружающей природой;

- ознакомления с особенностями своего города, его историей;

- ознакомление с культурой и искусством родного края;

- ознакомление с родной страной.

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используются такие виды взаимодействия как:

- анкетирование; консультации;

- родительские собрания;

- беседы за круглым столом;

- наглядная информация на стендах, папках-передвижках;

- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;

- привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.

Воспитать патриота своей Родины – это ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи,

На сегодняшний день существует множество методических пособий, рекомендаций, технологий, которые играют огромную роль в вопросе воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Каждый понедельник, в зале, собираются воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, где проводятся беседы, направленные на ознакомление детей с историей возникновения русского государства, о героическом прошлом страны, о традициях, культуре, исконных и современных символов России, о труде взрослых.

Начинаются такие беседы с торжественного выноса флага РФ и исполнения гимна РФ. После чего в группе мы продолжаем беседы на патриотические темы, просматриваем видео и иллюстрации, собираем пазлы, отгадываем загадки и т.д.

Цель проекта – привитие  любви  к Отечеству, гордости за его историю и  культуру,  формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, объективного отношения к историческому прошлому, уважительного и объективного отношения к настоящему и будущему нашей страны.

Задачи:

- Воспитать у ребенка любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому,         детскому саду, родной улице и городу;

- Развивать интерес к истории своей семьи, к своему роду, семейным традициям;

- Расширять представления о родной земле, ее столице, городах;

- Закреплять знания детей о государственной символике: гербом, флагом, гимном;

- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения России;

- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь-декабрь)

Тип проекта: творческий, познавательный, информационный, игровой, исследовательский.

Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, семейных коллекций.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет) «Семицветик», педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Разделы программы: содержание, которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Содержание проектной деятельности.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Итоговый

Проект несет в себе 3 основные темы:

  1. Моя семья
  2. Моя Родина
  3. Моя страна
  1. Подготовительный этап

- Разработка плана проекта «Нравственно – патриотического воспитания»

- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы.

- Оформление и пополнение зоны Нравственно – патриотического воспитания методическими пособиями и познавательным материалом.

- Подбор рассказов, иллюстраций, картинок

- Подбор художественной и познавательной литературы

- Помощь родителей в оформлении уголка Нравственно – патриотического воспитания

- Разработка рекомендаций для родителей в беседе с детьми и изготовления методических пособий патриотического воспитания в домашних условиях

  1. Основной этап

Моя семья: (сентябрь)

Моя родина: (октябрь)

Моя страна: (ноябрь)

  1.      Итоговый этап

  1. Создание стенгазеты-плаката: «Родина моя – Россия!» (декабрь)
  2. Презентация на пед.совете по проекту «Нравственно – патриотическое воспитание»

                                                                                  

Ожидаемый результат:

- дети приобрели новые знания о нашей стране, о своей родине, о семье;

- данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение;

- сформированы системы понятий духовных семейных ценностей;

-  расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.

Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте сформированность предпосылок гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы


Перспективный план работы по реализации проекта

«Наша Родина-Россия»

Сентябрь

Тема: «Моя семья и ее традиции»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;

Формы проведения:

  • Беседа «Что я знаю о своей семье»,
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»;
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
  • Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе, о семье).

Октябрь

Тема: «Моя малая Родина - символы»

Тема: «Достопримечательности малой Родины»

Тема: «Природа Родного края»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения района;
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее;
  • Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита);
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  •  Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн).

Формы проведения:

  • Чтение книг и стихов родного края;
  • Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»;
  • Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
  • Составление пазлов «Символы района».
  • Выставка рисунков «Природа Родного края»

Ноябрь

Тема: «Моя страна – Россия»

Тема: «Символика нашей страны»

Тема: «Народы России»

Задачи:

  • Расширять и уточнять знания детей о нашей стране;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию нашей страны;
  • Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру;
  • Расширять знания детей о символики нашей страны: Герб, флаг, гимн;
  • Познакомить детей с русским народным костюмом, рассказать историю национального костюма.

Формы проведения:

  • Беседы: «Наша страна – Россия», «Москва столица нашей родины»,
  • Чтение рассказов, сказок, и стихов: Т. Коти «Моя первая книга о России»,
  • Проведение тематических бесед: «О Родине, о государственных праздниках, о символах России, Матрешка, береза, золотая хохлома, русский самовар»;
  • Оформление выставки рисунков по теме «Символика России»;
  • Д/И «Народы России».

Декабрь

Тема «Стенгазета «Моя Родина – Россия»»

Формы проведения:

Совместно с воспитателем и родителями подбор материала, картинок, для стенгазеты.

Вывод:

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...