Программа детско-родительского клуба
проект

Программа детско-родительского клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko_roditelskiy_klub_2023.docx154.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 69

«Светофорчик»

УТВЕРЖДАЮ

 Заведующий  МАДОУ г. Нижневартовска

  ДС № 69 «Светофорчик»

  _______________  Е.Н. Кленичева

  приказ №  от ___________   2023 г.

Программа деятельности родительского

клуба «Радость общения»

на 2023-2024 учебный год

                                                                                    Составители:  

Кобыльняк А.В.

                                                                                       Сулямова С.Г.

Нижневартовск, 2023г.

Содержание:

Пояснительная записка………………………………...3

Цель, задачи ……………………………………………5

Принципы проект………………………………………6

Этапы реализации проекта ……………………………6

Календарно – тематический план …………………….7

Ожидаемые результаты …………………………….….8

Список литературы…………………………………….10


Пояснительная записка

Наша дружная семья

Совсем не унывает,

Все текущие дела

Вместе выполняет.

Наша дружная семья-

Папа, Мама, Сестра и Я

Вот она какая-

Большая, заводная.

(Калядкина Т.)

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, и др. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей их. А. С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должен быть детский сад, как представитель государственного воспитания. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества». В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. В семье, где подрастают дети, у родителей из года в год появляются все новые и новые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами, непослушанием и т. д.

 Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь других структур отдалена от места жительства семьи или не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребенок равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения, в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Как показало изучение специфики семей групп раннего возраста, родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли в стены ДОУ и волнуются за своих детей? К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы. На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста. Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Радость общения» на базе МАДОУ ДС №69 «Светофорчик».

Программа родительского клуба «Радость общения» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы. Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, педагоги и специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в образовательном процессе с целью развития личности ребёнка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности. Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования нетрадиционных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

Цель: создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника, через освоение системы психолого-педагогических знаний, для повышения психолого-педагогической культуры родителей, в соответствии с направлениями и спецификой работы дошкольного учреждения.

Задачи:

      ∙        повышать психолого – педагогическую культуру родителей;

      ∙        выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

        содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

  • привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Принципы проекта.

        целенаправленность – привлечение всех к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

        плановость, системность – последовательное усложнение содержания;

        дифференцированного подхода – взаимодействие с родителями с учетом много аспектной специфики каждой семьи;

        индивидуального подхода - учет возрастных, психологических, социальных и личностных особенностей родителей;

        сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;

        стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки себя и отношений с детьми;

        доброжелательность, открытость и партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный (сентябрь 2023 г.): определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
  • Организационный (сентябрь 2023 г): составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал
  • Непосредственная работа «Родительского клуба»  (октябрь – май 2023 – 2024 г.).

Календарно – тематический план на

2022 – 2023 учебный год.

№ п/п

 

Тема занятия

 

 

Участники

Форма проведения

 

Сроки

1.       

Вступительное слово старшего воспитателя на родительских собраниях в группе.

Цель: рассказать родителям о начале работы Клуба. Пригласить их в совместную работу.

Родители,

Старший воспитатель

Беседа

сентябрь

2.       

«Общение без проблем»

Цель: показать родителям важность общения. Познакомить с методами эффективного общения.

Родители, старший воспитатель

Лекция, беседа, практикум

октябрь

3.       

«Конфликт польза и вред»

Цель: познакомить родителей с понятием и механизмами конфликта. Показать способы выхода из конфликтов.

Родители, старший воспитатель

Лекция, беседа, практикум.

ноябрь

4.       

«Особенности восприятия»

Цель: ознакомить родителей с особенностями восприятия, показать важность использования всех каналов восприятия

Родители, старший воспитатель

Лекция, беседа, практикум.

январь

5.       

«У нас разные характеры. Как быть?»

Цель: ознакомить родителей с основными типами характеров.

Родители, старший воспитатель

Лекция, беседа, практикум.

февраль

6.       

«Скоро в школу»

Цель: повышение уровня

осведомленности в

вопросах

психологической

готовности детей к

школе

Родители, старший воспитатель

Семинар - практикум

март

7.       

Тема по запросу родителей.

Родители, старший воспитатель

Лекция, беседа, практикум.

апрель

8.       

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год.

Родители, старший воспитатель

Круглый стол

май

 

Ожидаемые результаты:

 повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;

 формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;

 оптимизация детско-родительских отношений;

 возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

 рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.

Формы психолого-педагогической деятельности детско-родительского клуба

Групповые, подгрупповые, индивидуальные мероприятия для всех родителей: лектории, деловые игры, консультации, игро-тренинги.

Общая структура занятия

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части решаются цели и задачи встречи. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка мероприятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий.

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

 Программа клуба предусматривает 8 мероприятий в год (одна встреча в месяц). Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждая встреча для родителей рассчитана на 40-60 минут. Предложенная программа детско-родительского клуба "Радость общения" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм встреч.

Для успешной реализации целей и задач программы работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации социально-психологического тренинга:

1. правило «здесь и теперь»: обсуждать чувства, которые испытывает в данный

момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя.

2. правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые бы успокоили участника тренинга, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнерам обратную искаженную обратную связь, то это может полечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.

3. правило «Я - высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.

4. правила запрета на оценку: оценка поступка есть ограничение личностной

свободы. Тревога, по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать, исходя из принципов социальной желательности.

5. правило постоянства: занятия пропускать нельзя.

6. принцип практической направленности: формирование и отработка навыков и умений у родителей эффективного взаимодействия с детьми.


 

Список литературы:

1. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - № 9. - 52 - 58 с.

2. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. В. Байбородова // - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.

3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. - Ярославль:// Академия, 2006. - 320 с.

4. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. -метод. Пособие [Текст] / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина. - // Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.

5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова //Дошкольное воспитание, 2004. - № 1. - 60 - 68 с.

6. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 3. - 87 - 91 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы р...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников

Проект программы детско-родительского клубапо взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников...

Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".

Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы:     Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"...