Программа детско-родительского клуба
проект
Программа детско-родительского клуба
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 154.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 69
«Светофорчик»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска
ДС № 69 «Светофорчик»
_______________ Е.Н. Кленичева
приказ № от ___________ 2023 г.
Программа деятельности родительского
клуба «Радость общения»
на 2023-2024 учебный год
Составители:
Кобыльняк А.В.
Сулямова С.Г.
Нижневартовск, 2023г.
Содержание:
Пояснительная записка………………………………...3
Цель, задачи ……………………………………………5
Принципы проект………………………………………6
Этапы реализации проекта ……………………………6
Календарно – тематический план …………………….7
Ожидаемые результаты …………………………….….8
Список литературы…………………………………….10
Пояснительная записка
Наша дружная семья
Совсем не унывает,
Все текущие дела
Вместе выполняет.
Наша дружная семья-
Папа, Мама, Сестра и Я
Вот она какая-
Большая, заводная.
(Калядкина Т.)
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, и др. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей их. А. С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должен быть детский сад, как представитель государственного воспитания. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества». В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. В семье, где подрастают дети, у родителей из года в год появляются все новые и новые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами, непослушанием и т. д.
Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь других структур отдалена от места жительства семьи или не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребенок равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения, в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Как показало изучение специфики семей групп раннего возраста, родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли в стены ДОУ и волнуются за своих детей? К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы. На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста. Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Радость общения» на базе МАДОУ ДС №69 «Светофорчик».
Программа родительского клуба «Радость общения» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы. Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, педагоги и специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в образовательном процессе с целью развития личности ребёнка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности. Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования нетрадиционных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Цель: создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника, через освоение системы психолого-педагогических знаний, для повышения психолого-педагогической культуры родителей, в соответствии с направлениями и спецификой работы дошкольного учреждения.
Задачи:
∙ повышать психолого – педагогическую культуру родителей;
∙ выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
∙ содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
- привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Принципы проекта.
∙ целенаправленность – привлечение всех к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
∙ плановость, системность – последовательное усложнение содержания;
∙ дифференцированного подхода – взаимодействие с родителями с учетом много аспектной специфики каждой семьи;
∙ индивидуального подхода - учет возрастных, психологических, социальных и личностных особенностей родителей;
∙ сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
∙ стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки себя и отношений с детьми;
∙ доброжелательность, открытость и партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (сентябрь 2023 г.): определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
- Организационный (сентябрь 2023 г): составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал
- Непосредственная работа «Родительского клуба» (октябрь – май 2023 – 2024 г.).
Календарно – тематический план на
2022 – 2023 учебный год.
№ п/п |
Тема занятия
|
Участники | Форма проведения |
Сроки |
1. | Вступительное слово старшего воспитателя на родительских собраниях в группе. Цель: рассказать родителям о начале работы Клуба. Пригласить их в совместную работу. | Родители, Старший воспитатель | Беседа | сентябрь |
2. | «Общение без проблем» Цель: показать родителям важность общения. Познакомить с методами эффективного общения. | Родители, старший воспитатель | Лекция, беседа, практикум | октябрь |
3. | «Конфликт польза и вред» Цель: познакомить родителей с понятием и механизмами конфликта. Показать способы выхода из конфликтов. | Родители, старший воспитатель | Лекция, беседа, практикум. | ноябрь |
4. | «Особенности восприятия» Цель: ознакомить родителей с особенностями восприятия, показать важность использования всех каналов восприятия | Родители, старший воспитатель | Лекция, беседа, практикум. | январь |
5. | «У нас разные характеры. Как быть?» Цель: ознакомить родителей с основными типами характеров. | Родители, старший воспитатель | Лекция, беседа, практикум. | февраль |
6. | «Скоро в школу» Цель: повышение уровня осведомленности в вопросах психологической готовности детей к школе | Родители, старший воспитатель | Семинар - практикум | март |
7. | Тема по запросу родителей. | Родители, старший воспитатель | Лекция, беседа, практикум. | апрель |
8. | Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год. | Родители, старший воспитатель | Круглый стол | май |
Ожидаемые результаты:
∙ повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
∙ формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
∙ оптимизация детско-родительских отношений;
∙ возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
∙ рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.
Формы психолого-педагогической деятельности детско-родительского клуба
Групповые, подгрупповые, индивидуальные мероприятия для всех родителей: лектории, деловые игры, консультации, игро-тренинги.
Общая структура занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи встречи. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка мероприятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий.
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Программа клуба предусматривает 8 мероприятий в год (одна встреча в месяц). Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждая встреча для родителей рассчитана на 40-60 минут. Предложенная программа детско-родительского клуба "Радость общения" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм встреч.
Для успешной реализации целей и задач программы работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации социально-психологического тренинга:
1. правило «здесь и теперь»: обсуждать чувства, которые испытывает в данный
момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя.
2. правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые бы успокоили участника тренинга, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнерам обратную искаженную обратную связь, то это может полечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.
3. правило «Я - высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.
4. правила запрета на оценку: оценка поступка есть ограничение личностной
свободы. Тревога, по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать, исходя из принципов социальной желательности.
5. правило постоянства: занятия пропускать нельзя.
6. принцип практической направленности: формирование и отработка навыков и умений у родителей эффективного взаимодействия с детьми.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - № 9. - 52 - 58 с.
2. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. В. Байбородова // - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. - Ярославль:// Академия, 2006. - 320 с.
4. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. -метод. Пособие [Текст] / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина. - // Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова //Дошкольное воспитание, 2004. - № 1. - 60 - 68 с.
6. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 3. - 87 - 91 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""
Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы р...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников
Проект программы детско-родительского клубапо взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников...

Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы: Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...

Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"
Программа детско - родительского клуба "Родничок Здоровья"...
