Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет "Проделки Деда Грамотея"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бабкина Виктория Сергеевна

Конспект открытого занятия по речевому развитию Проделки Деда Грамотея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prodelki_deda_gramoteya.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе общеразвивающей направленности

 для детей 6-7 лет

Тема: «Проделки Деда Грамотея»

Воспитатель: Бабкина В.С.

г. Камень-на-Оби

2025 г.

Тема «Проделки Деда Грамотея»

Цель: создание условий для повторения и обобщения знаний детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:

- Образовательные:

- закрепить и обобщить знания детей об антонимах, активизировать глагольный словарь детей, способствовать согласовывать прилагательные и глаголы с существительными;

- закрепить определять количество слогов в слове; 

- формировать умения обобщать, классифицировать;

- закрепить умение использовать все части речи;

- обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; Развивающие:

– развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;

– развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения между сверстниками, способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемылексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, иллюстрации, сюрпризный момент.

Материалы: сундучок, письмо от Деда Грамотея, картинки с заданиями, ключи с заданиями, картинки на загадки: шар, радуга, бабочка, лук, жук.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?

Дети: хорошее, радостное, веселое…

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим от кого же оно, откроем его и прочитаем.

«Дорогие дети подготовительной группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, он заколдован. Чтобы открыть сундук надо найти подходящий ключ и выполнить все задания. Задания не сложные. Выполнив задания и найдя подходящий ключ сундучок откроется! Желаю успеха!

Дед Грамотей».

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.

- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

А где искать ключи, отгадайте загадки. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

А ключ-то непростой! С ним идет задание. (попросить ребенка найти и принести конверт с заданием и ключом)

Задание №1. Дед Грамотей решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как, в стране Деда Грамотея живут звуки и буквы, вспомните, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

Дед Грамотей любит слушать разные звуки. Давайте поможем услышать ему нужные звуки в словах. Я произношу слова, а загните пальцы, если услышите заданный звук: 

К – кастрюля, роза, стол, крокодил;

Т – топор, трактор, окно, ракета;

Ж – этаж, шум, жара, лошадь;

И – лиса, рыба, ирис, тыква.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! Проверьте, подходит ли ключ?

Задание 2. Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! Пойдемте вместе поищем!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание).

-А задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать, сколько слогов в слове-отгадке.

(дети отгадывают загадку, находят картинку с отгадкой и прохлопывают слово).

Лёгкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый, он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть.
 (Шар)

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое! (Радуга)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

        

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский. (Жук)

Очень хитрая она:

Съела в сказке колобка,

Кур ворует, петухов.

Кто назвать её готов? (Лиса)

Он зелёный, полосатый,

Внутри алый и крупчатый.

Всем приятен он на вкус...

Как зовут его? (арбуз)

Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! Проверьте, подходит ли ключ?

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти следующий ключик, отгадайте ещё одну загадку:

Снег, дожди, жара и ветер,

Лист, травинка, время года,

Все животные на свете

Это матушка – (природа)

Задание 3. Игра «Что происходит в природе»

Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поют песни.

Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто и что делает?»

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет, (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит, (Дом, стол, столб…)

Кто и что прыгает? (Кенгуру, заяц, человек, мячик

Молодцы! Справились! Проверьте, подходит ли ключ? Оправляемся дальше!

Воспитатель: А четвертый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Один ребенок находит ключ.)  

Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Задание 4. «Назови признаки». В стране деда Грамотея живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

1. Матрешка из дерева (деревянная)

2. Сумка из кожи (кожаная)

3. Если кубик сделан из пластмассы, то (пластмассовый)

4. Кораблик из бумаги (бумажный)

5. Дом из кирпича (кирпичный)

6. Блюдце из керамики (керамическое)

7. Ваза из стекла (стеклянная)

8. Хлеб из пшеницы….(пшеничный)

9. Варежки из шерсти (шерстяные)

10. Ложка из железа….(железная)

Игра называется «Противоположности» 

большой – маленький
высокий - низкий
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
больной - здоровый
веселый - печальный
молодой - старый
сильный - слабый
черный – белый

мокрый - сухой
прямой - кривой
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный

Давайте будем искать следующий ключ. Слушаем подсказку:

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина. (Находят ключ, где стоят машины).

 Задание 5. Дидактическая игра «Дополни слово» Я произношу первый слог, а вы дополняете слово. (ма.... машина, малина и т. д.)

Проверьте, подходит ли ключ?

Пойдемте искать еще один ключ. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Я хорошая игрушка – Каждой девочке подружка.

Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки

Дети: Кукла., будем искать где у нас куклы. (находят ключ)

Задание 6 «Составь слова по аналогии»

окунь - рыба, а ромашка - … цветок

морковь - огород, а грибы - … лес

часы - время, а градусник - … температура

глаз - зрение, а уши - … слух

добро - зло, а день - … ночь

утюг - гладить, а телефон - … звонить

голубь - птица, а василек - … цветок

заяц - животное, а щука - … рыба

школа - учитель, а больница - … врач, доктор

книга - читать, а музыка - … петь, играть, слушать

радио - слух, а телевидение - … зрение

Проверьте, подходит ли ключ?

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти седьмой ключик, отгадаем ещё одну загадку: 

Это чудо просто диво,
На ней ошибку допустил,
Тряпочкой легко, красиво,
Её быстро удалил! (Доска) 

Пойдемте все вместе поищем ключ и выполним задание.

Задание 7. Следующее задание называется «Четвертый лишний»

Лимон, перец, картофель, кукуруза.

Все – овощи, а лимон – фрукт.

Чайник, фен, ножницы, утюг.

Все электроприборы, а ножницы – нет.

Смородина, малина, помидор, крыжовник.

Помидоры – не ягоды, а овощи.

Кастрюля, тарелка, чашка, микроволновка.

Микроволновая печь – бытовая техника, а не посуда.

Корова, лев, собака, лошадь.

Лев – не домашнее животное.

Куртка, джинсы, шапка, платье.

Шапка - это головной убор, а не одежда

Птенчик, жук, пчела, стрекоза.

Это - птенчик, а остальные насекомое.

Кораблик, лодка, катер, яхта.

Кораблик – игрушка, а не водный транспорт.

Ворона, петух, воробей, свиристель.

Петух - домашняя птица.

Сапоги, сандалии, коньки, ботинки.

Коньки - это спортивные принадлежности.

Воздушный шар, вертолёт, самолёт, велосипед.

Велосипед - не воздушный транспорт.

Клубника, слива, яблоко, груша.

Клубника – ягода, а не фрукт.

Лиса, заяц, кенгуру, медведь.

Кенгуру, потому, что не живет в наших лесах.

Автомобиль, военный корабль, троллейбус, автобус.

Военный корабль, не наземный транспорт.

Поварёшка, молоток, лобзик, топор.

Поварёшка - это не инструмент.

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: медальки.

Спасибо Деду Грамотею!

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет "В царстве эмоций"

Цель: Помочь дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.Задачи:- создать положительный эмоциональный микроклимат  в группе;- снять эмоциональное и мышечное  напряжение,  снизить у...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет "Путешествие в сказку Снежная королева"

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет "Путешествие в сказку Снежная королева"...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Органы чувств глаза»

Конспект занятия «Органы чувств глаза»Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, закрепить знания детей по теме части тела.Задачи:1. Формировать представление о том,...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет "Экологический чемоданчик"

Конспект занятия по части формируемой участниками образовательных отношений "В мире природы и заповедников Оренбуржья"...

Конспект итогового занятия группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте 5-6 лет №1 Тема: «Мы спасатели Земли!» Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие»

            Вашему вниманию представляется совместная деятельность по познавательному развитию дошкольников, содержание совместной деятельности соответствует образ...

Конспект родительского собрания группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Конспект родительского собраниягруппы общеразвивающей направленностидля детей 4-5 лет Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»...