Статья "Исторический взгляд на современное трудовое воспитание дошкольников (по трудам К.Д.Ушинского)"
статья
В статье анализируются основные взгляды К.Д.Ушинского на трудовое воспитание детей. Дается оценка нравственно-духовной и моральной составляющей труда как деятельности, направленной на развитие личности.А также проводится паралллель исторической эпохи с современностью относительно роли трудового воспитания в педагогике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННОЕ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПО ТРУДАМ К.Д.УШИНСКОГО)
Боровкова Л. В.
МБДОУ №46, г.Чита,
Забайкальский край
воспитатель
Аннотация:
В статье анализируются основные взгляды К.Д.Ушинского на трудовое воспитание детей. Дается оценка нравственно-духовной и моральной составляющей труда как деятельности на развитие и становление личности. А также проводится параллель исторической эпохи с современностью относительно роли трудового воспитания в педагогике.
Ключевые слова: трудовое воспитание, нравственность, личность, гармоничное развитие, потребность.
A HISTORICAL LOOK AT THE MODERN LABOR EDUCATION OF PRESCHOOLERS (BASED ON THE WORKS OF )
Borovkova L. V.
MBDOU No. 46, Chita,
Trans-Baikal Territory
mentor
Annotation:
The article analyzes the main views of on the labor education of children. The assessment of the moral, spiritual and moral component of work as an activity for the development and formation of personality is given. And also a parallel is drawn between the historical era and the present regarding the role of labor education in pedagogy.
Keywords: labor education, morality, personality, harmonious development, requirement.
Исторический взгляд на современное трудовое воспитание требует анализа состояния данного вопроса на сегодняшний день, а также учета реалий прошлого.
Несколько веков отделяют нас от великого мыслителя и педагога К.Д. Ушинского. Но его фундаментальные идеи, заложенные в основу нашей педагогики, до сих пор остаются незыблемыми постулатами.
Конечно, можно много и долго спорить об архаичности этих подходов, не современности, отсталости, но их замена противоположным или даже вовсе отмена, приводит к ущербности педагогики в ее самом глубоком и широком смысле. Однако все встает на свои места, когда речь заходит о нравственном облике личности ребенка, которого мы хотим воспитать, о идеале, к которому стремимся.
Понятно, что существует множество подходов к трудовому воспитанию дошкольников. Но в этой статье хотелось бы актуализировать именно исторические взгляды на проблему. За основу была взята статья К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» из «Журнала министерства».
Потребность в труде заложена в человеке как естественное средство к существованию и самовыражению. То, что приобретено в жизни без особых усилий и труда быстро уходит или обесценивается. К.Д. Ушинский пишет по этому поводу: « Труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства». Нужно заметить, что почти все русские (и не только) народные сказки о труде очень точно изображают эту мысль. Трудишься, помогаешь старшим, добросовестно относишься к делу – образ положительного героя (Настенька из «Морозко», Хаврошечка из одноименной сказки и т.д.). Обычно эти герои красивы, опрятны, хорошо воспитаны. И наоборот, ленивые, завистливые, грубые персонажи отталкивают внешне и поведенчески. Здесь мы не говорим о современных героях, которые намеренно запускаются в сознание и подсознание детей как нравственно неопределенные, которые расчеловечивают личность, дезориентируя ее (личность) в понятиях добра и зла, справедливости и неправды и т.д.
К.Д. Ушинский очень строго и глобально смотрел на влияние труда не только на личность человека, но и всего общества: «…С уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться…». И еще: «…Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья…». Таким образом, подчеркивается, что только личный труд будет иметь животворное влияние на того, кто трудится. То есть, если материальные плоды трудов можно забрать, украсть, отнять и т.д., то с самой внутренней, духовной силой труда невозможно личности расстаться. Поэтому когда мы говорим о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте, то нельзя упускать эту очевидно важную тему. И в наши дни многие родители ограждают любимое чадо от каких – либо трудовых обязанностей, поручений, тем самым лишая ребенка возможности укрепляться как личности с положительной стороны. Многие дети, когда наступает пора по-настоящему трудиться в школе, оказываются ненаученными этому. Особенно эта слабость и страх перед трудом проявляется тогда, когда ребенок остается без своих помощников (мам, бабушек, сестер-братьев и т.д.). Ребенок оказывается в ситуации неуспеха, стресса, а то и депрессии. Задача педагога дошкольного возраста как раз и состоит в максимальном предупреждении таких «перекосов», их пропедевтика и воспитание ребенка в принципах обязательности личного труда и ответственности за его результаты на своем детском уровне. « …Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад…».
Также К.Д. Ушинский подчеркивает, что: «…Труд является необходимым условием телесного, нравственного и умственного совершенствования…».
Далее в своей статье великий педагог говорит о том, что отсутствие труда вызывает такие пороки у человека, как тоска, скука, капризы, прихоти. Все это мы можем наблюдать уже у детей дошкольного возраста и сообразно «лечить» проверенными методами трудового воспитания. Праздность – есть мать всех пороков. Как не оправдывай современное поколение наличием гаджетов, суть осталась прежней. Только нужно найти им замену, переосмыслить их необходимость. Многие семьи ищут в этом вопросе помощи от педагогов.
«… Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». В дошкольном возрасте очень важно привить детям осознание того, что все, что они видят, пользуются и считают своим достигнуто трудом, что нужно уважительно относиться к любому достойному труду и профессии.
К большому сожалению, современный идеал человека – это успешность. При этом инструментарий для достижения его самый разный – вплоть до безнравственных и аморальных поступков. В детском возрасте важно уделять особое внимание честному труду, нравственной оценке усилий и результатов (старательность, взаимопомощь, поддержка, уступчивость ответственность и т.д.), которые возникают в его процессе.
«Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего, должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь. …Трудно представить себе что-нибудь противнее цели истинного воспитания, как тот легкий шутовской оттенок, который придают учению и даже вообще воспитанию некоторые педагоги, желающие позолотить для детей горькую пилюлю науки». И современные дети чутко реагируют на шутовство и заигрывание со стороны взрослого, они также очень хорошо понимают, когда нужно просто «поработать», напрячься, исправить и довести дело до конца. Если этого не происходит, ребенок – дошкольник снова в состоянии стресса. Поэтому педагогу важно быть очень гибким и наблюдательным – помочь ребенку справиться прежде всего с собой, внутренними страхами и барьерами, предупредить эти состояния, научить побеждать лень, недобросовестность и т.д. деятельно.
Немаловажным моментом в трудовом воспитании К.Д. Ушинский считал уважительное отношение взрослых к детскому труду, а также к самим педагогам и их усилиям по воспитанию и обучению.
«Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность» (К. Д. Ушинский). То есть ребенок начинает приучаться «убивать время», проводить его бессодержательно, распылять свои способности на пустое – например, компьютерные игры, «зависание» в телефоне, мультфильмах и т.д.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы остановиться на основных моментах этой статьи.
Во-первых, труд – облагораживает человека со всех сторон. И приучать к этому «благородству», т.е. потребности и желанию трудиться нужно с раннего возраста.
Во – вторых, важно понимать, что многие плохие привычки и наклонности детей от их праздного, бессодержательного времяпрепровождения.
В- третьих, труд – это необходимое условие развития личности, без которого невозможно гармоническое ее становление.
И, в-четвертых, любовь к труду и внутреннее желание трудиться у ребенка определяются благоприятной обстановкой – положительным отношением со стороны взрослых, родителей, а также их уважительное и искреннее отношение к педагогам.
Список литературы:
1. Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - С. 68-70.
2. Новикова Н.Е. Приобщение дошкольников к труду – как фактор становления личности ребёнка / Н.Е. Новикова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 2. - С. 72-76.
3. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 2010. – 558 с.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2 /Педагогические статьи 1857-1861г. // Издательство академии педагогических наук РСФСР //Москва – Ленинград, 1948г.
5. Хабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24- 27.
6. Черникова Т.М. Трудовое воспитание как средство духовно-нравственного развития дошкольников / Т.М. Черникова, Е.А. Нестерова // Вестник научных конференций. - 2017. - № 4-3 (20). - С. 120-121.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.
«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....

Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»
В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд детей в природе"....

Формирование положительного отношения к труду через дежурство – как одной из форм трудового воспитания дошкольников.
Формирование положительного отношения к труду через дежурство – как одной из форм трудового воспитания дошкольников.Старший дошкольный возраст.Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном...
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников, через организацию труда по выращиванию овощных культур и огородной зелени в групповой комнате и на участке детского сада»
Своей новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше. В соответствии с ФГОС ...
Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.
Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Проект "Роль русских народных промыслов в современном трудовом воспитании дошкольников"
Проект "Роль русских народных промыслов в современном трудовом воспитании дошкольников"...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»
Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...
