МАСТЕР - КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
учебно-методический материал
Как организовать музыкально – оздоровительную работу в ДОУ и обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93»
МАСТЕР - КЛАСС
«ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
«Системный подход к организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ»
Составила: Шадрина Л. Н.
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории
Цель: Организовать музыкально – оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья.
Задачи:
1.Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье-сберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
2.Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, к сверстникам и к самому себе.
3.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
4. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс с использованием нетрадиционных методов оздоровления в музыкальной деятельности, которые вы можете использовать в своей практике. Наряду с традиционными элементами здоровье сбережения, которые вам всем знакомы, мы начали использовать и нетрадиционные формы. А какие, мы сейчас вас с ними познакомим.
Но сначала предлагаю начать наше знакомство с приветствия:
Звучит «Марш».
Попевка – приветствие «Добрый день», слова и музыка И. Меньших
В этот чудесный день, Разводят руки в стороны
Добрый день, Слегка кланяются друг другу
Дружно здороваться "Пружинка"
Нам не лень! Три хлопка.
Руку протягивай, Подать правые руки друг другу
Не зевай, Пожать
Песню весёлую Наклоняют голову к правому плечу, к левому плечу
Запевай. Три хлопка.
(Попевка помогает создать положительный эмоциональный настрой).
Мастер: А теперь проведем небольшую разминку. Для этого встанем в общий круг.
Динамическое упражнение "По дорожке".
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге.
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперёд. Идти, держа спину ровно.
Замечательный народ!
По тропинке побежим, Лёгкий бег на носочках.
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке Прыжки на месте.
Мы попрыгаем, как зайки.
Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются.
Всем улыбнулись.
Это упражнение развивает координацию движений и умение двигаться в пространстве.
Мастер: А теперь повернитесь друг за другом так, чтобы можно было коснуться спины, впереди стоящего коллеги. Встаньте "паровозиком".
Игровой массаж тела "Что в горбу?"
Что в горбу? Стучат по спине кулачками.
Денежки! Поворачиваются в другую сторону, гладят по спине.
Кто положил? Поворачиваются - стучат кулачками по спине.
Дедушка! Поворачиваются - гладят.
Чем он клал? Поворачиваются - стучат.
Ковшичком! Поворачиваются - гладят.
Каким? Поворачиваются - стучат.
Позолоченным, Поворачиваются и стучат рёбрами ладоней по спине.
Сверху медью околоченным!
Мастер: Встаньте врассыпную. Выполним упражнения на укрепление мышц рта, для развития артикуляционного аппарата и дыхательную гимнастику.
Упражнение "Маленький шарик" Н. Рыбкиной.
Чтобы весело летать, Надуваем щёчки
Шарик должен поиграть:
Щёчка - влево, Перемещаем воздух влево, надувая щёчку слева
Щёчка - вправо, Перемещаем воздух вправо, надувая щёчку справа
Очень нужная забава. Продолжаем перемещать воздух влево - вправо
Вверх и вниз, Надувать воздух под верхней губой, а потом под нижней
Туда - сюда. Перемещать воздух вверх - вниз
Полетел... Активным "взрывчатым" движением выдохнуть на слог "ба"
Смотри! Куда? Оглядываются, поворачивая голову вправо - влево.
Произвольный бег врассыпную.
Мастер: И еще одно упражнение на укрепление мышц тела, лицевых мышц и мышц рта "Тигр" Н. Рыбкиной.
И.п. Руки за спиной, голова опущена.
Тигр проснулся, Поднять голову
Потянулся, Поднять руки вверх
Растянулся Развести руки в стороны
И прогнулся, Отвести руки назад, соединив лопатки
А потом зевал, зевал, зевал. Три раза "зевнуть"
Вдруг нахмурился Сдвинуть брови, губы вытянуть трубочкой
И оскалился, "Оскалиться" (показать зубы)
Вновь нахмурился Сдвинуть брови, губы - трубочкой
И оскалился, Показать зубы
Зубы показал. Указательными пальцами приподнять уголки верхней губы, показывая "клыки"
Приготовился к прыжку, Показать "когти"
Громко зарычал, Произнести "Р-р-р", вытягивая "лапы" вперёд
Прыг - и убежал. Отпрыгнуть назад, спрятав руки за спину.
Мастер: Предлагаю встать в круг и поиграть.
Игра на развитие мимики и артикуляции «Угадай настроение», слова и музыка И. Меньших.
Играющие стоят по кругу, повернувшись спиной к центру круга.
Водящий идёт внутри круга за спинами игроков. В руках у водящего мимическая картинка (страх, удивление, радость, печаль, злость). Именно с этой эмоциональной окраской речи водящий обращается к тому, напротив кого он остановился.
По кружочку иду, Водящий идёт и поёт.
И к кому-то подойду, Останавливается.
Ну, а ты не зевай, Поглаживает по спине игрока, рядом с которым остановился.
Настроенье угадай.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, Говорит с заданной эмоциональной окраской.
Настроенье угадай.
Мастер: Выполним несколько упражнений на развитие артикуляции. Такие упражнения всегда выполняются сидя.
Участники мастер – класса присаживаются.
Зарядка для языка:
"Змеиный язычок"Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперёд, медленно двигается только кончик языка вверх - вниз.
"Шпага". Острым кончиком язычка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить. Язычок колотит внутреннюю часть губ над нижними и верхними зубами.
"Чей длиннее язычок". Вытянуть язычок, как можно дальше, коснуться им носа, подбородка, правой и левой щеки.
"Едем на машине" (для старших дошкольников). Заводим мотор: Р-Р-Р! Он не заводится. Ещё раз заводим, завели и поехали. Впереди крутой поворот, ямка, кочка.
"Скачки". Цокать языком, то растягивая губы в улыбке, то округляя их.
Зарядка для губ:
"Лошадка". Фыркать, как лошадка. На "раз" вытянуть губы трубочкой, на "два" растянуть рот в улыбке.
"Весёлая дудочка". Вытянутыми губами двигать по кругу вправо - влево.
"Послушные губки". Обиделись - нижняя губа опускается дугой вниз. Нижняя губка взабралась на верхнюю, чтобы посмотреть, что там вдалеке и вернулась на место. Верхняя губка спустилась на нижнюю, чтобы посмотреть, что там внизу и вернулась на место.
Обратите внимание, коллеги, все упражнения заканчиваем полным освобождением мышц губ, фыркнув, как лошадка.
Зарядка для шеи и челюстей:
"Потерялся котёнок". Произносим "мяу", широко открывая рот, поворачивая голову влево - вправо - вперёд.
"Разговор про себя". Проговорить любую фразу, потешку, стихотворение с закрытым ртом.
"Непослушная голова". Голова не слушается, наклоняется к правому плечу, левому, катается по спине, груди.
"Робот". Голова поворачивается "механически": вправо - прямо - влево - прямо - вверх - прямо - вниз - прямо, а затем "ломается", голова опущена.
Мастер: Игровые фонопедические упражнения (на дыхание и развитие голоса):
"Открываем скрипучую дверь". Изображаем голосовыми связками скрипучую дверь, которая сначала не открывалась, а потом открылась.
"Резиновая игрушка" (на развитие нижнего дыхания).
Купили в магазине резиновую Зину,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она сказала: "Ш-ш-ш-ш!" Произносить на выдохе легко и тихо.
Потом сказала: "С-с-с-с!"
Затем сказала: "Х-х-х-х!"
Потом устало: "Ф-ф-ф-ф!"
Потом так странно: "К-к-к-к!"
И так обычно: "Т-т-т-т!"
Потом легонько: "П-п-п-п!"
И очень твёрдо: "Б-б-б-б!"
Жужжала тихо: "Ж-ж-ж-ж!"
И вовсе сдулась: "З-з-з-з!"
"Страшная сказка".
Темнота спустилась в дом, тихо ходит старый гном:
Песню он поёт свою, а какую - не пойму!
У - у - у - О - о - о - А - а - а -Э - э -э - Ы - ы - ы! Произносить без видимых движений губ и языка.
Речевые игры с музыкальными инструментами.
"Ридель - фидель"
В одном сказочном королевстве жил принц Ридель - фидель, он любил принцессу Чинг - чанг - чонг. У принцессы была верная фрейлина Ратаплан. У принца в подчинении были три министра: министр финансов Пинг, министр образования Панг и министр здравоохранения Понг. Обозначим каждого определённым действием.
Молодой и жизнерадостный принц Ридель - фидель - хлопки в ладоши.
Юная и изящная принцесса Чинг - чанг - чонг - щелчки пальчиками.
Хлопотунья фрейлина Ратаплан - шлепки по коленям.
Серьёзные и деловые министры Пинг, Панг, Понг - притопы ногами.
Ридель - фидель, Чинг - чанг - чонг,
Ратаплан - Ратаплан, Пинг, Панг, Понг.
Ратаплан - Ратаплан, Пинг, Панг, Понг,
Ридель - фидель, Чинг - чанг - чонг!
Мастер: А теперь игру на "собственных" инструментах заменим игрой на музыкальных инструментах.
Хлопки в ладоши заменим игрой в бубен, щелчки пальцами - треугольником, шлепки по коленям - кастаньетами, а притопы ногами - игрой в барабан.
Четыре человека играют на инструментах, остальные выполняют ритмично движения в кругу. Четыре приставных шага по линии танца, на паузу - притоп, четыре приставных шага против линии танца, на паузу - притоп, маленькими шагами сузить круг, на паузу - притоп, маленькими шагами расширить круг, на паузу - притоп. Движения и игра на инструментах повторяются с другими музыкантами.
Мастер: Кто из нас не слышал в детстве "Опять горбишься?", "Не сутулься!". Нарушения осанки способствуют развитию многих хронических заболеваний, отрицательно влияют на деятельность сердца, печени, желудка, почек. Педагогам необходимо следить за правильной осанкой детей. Это возможно и на музыкальных занятиях. Вот несколько игр, которые помогут укрепить опорно - двигательный аппарат, усилят мышечный корсет позвоночника и улучшат деятельность сердечно - сосудистой системы.
Игры для укрепления опорно – двигательного аппарата.
"Восточный танец". Пока звучит музыка, с предметом на голове выполнить несколько простых движений: покачать руками, повернуть туловище вправо - влево, выставить поочерёдно правую и левую ногу на носочек, "нарисовать" носочком ноги круг.
"Мы - гимнасты". Надо пройти по ленточке, разложенной в виде извилистой дорожки, вокруг обруча, перешагнуть через кубик и при этом не уронить предмет, который находится на голове.
"Ёжики". Под музыку "Ёжик" Д.Кабалевского "ёжики" отдыхают, лёжа на спине. Под музыку Польки "Лиса" В.Косенко "ёжики" сворачиваются клубочком (подтянуть согнутые в коленях ноги к голове).
"Кобры". Выполняется под музыку М.Равеля. Стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища, качаться вправо
- влево, вперёд - назад, сохраняя спину и руки прямыми.
Мастер: Уважаемые коллеги! Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе музыкальная здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучеба. Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения.
Список литературы
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду / О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 204с.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающих технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л.В.Гаврючина. — М.: Сфера, 2007. – 160с.
3. Еременко Н.И. Здоровьесберегающих технологии в ДОУ / Н.И. Еременко. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96с
4. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2004. – 384 с.
5. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю.Картушина. — М.: Сфера, 2007. – 208 с.
6. Никанорова Т.С. Здоровячок: Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.
7. Овчинникова Т.Н. Музыка для здоровья / Т.Н. Овчинникова. – С-Пб.: Союз художников, 2004. – 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в условиях детского сада
Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности....

Гендерное воспитание в условиях детского садав соответствии с требованиями ФГОС
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).Причины:...

Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.
Физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно срав...

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание в условиях детского сада".
Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...
Организация закаливания как часть оздоровительной работы в условиях детского сада
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.Анализ м...

Мастер-класс для педагогов "Технология музыкально - оздоровительного воспитания в условиях детского сада"
ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.Музыкально-оздоровительное занятие для педагогов. Мастер-класс. ЦЕЛЬ: Организовать музыкально – оздо...

