ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Цветущие шаги»
материал

Шаргаровская Виорика Васильевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx65.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УМКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Цветущие шаги»

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год

Составил: Шаргаровская В. В.

г.п. Федоровский

2024 год

  1. Паспорт программы

Название программы

«Цветущие шаги»

Направленность, классификация программы

Программа экологического воспитания дошкольников под названием «Цветущие шаги» ориентирована на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста посредством систематической и целенаправленной образовательной деятельности.

По уровню реализации программа является комплексной, включающей различные виды детской деятельности (игровая, исследовательская, художественная). Она охватывает такие области развития ребенка, как познавательная активность, эмоционально-нравственное воспитание, коммуникативные навыки и физическая активность.

Программа «Цветущие шаги» направлена на всестороннее развитие ребенка в сфере взаимодействия с природой, способствует формированию экологически сознательного поколения будущих граждан страны.

Срок реализации программы

1 год – 36 часов

Ф.И.О. составителя программы

Шаргаровская В. В. , воспитатель, квалификационная категория – первая.

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628456, Сургутский район, г.п. Федоровский, Переулок Валерия Лаба,1.

Контакты

Телефон: 223545

е-mail: dou-umka@mail.ru 

Аннотация

Аннотация программы экологического воспитания дошкольников «Цветущие шаги»

Данная образовательная программа предназначена для организации занятий по экологическому воспитанию в детских образовательных учреждениях (ДОУ), рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

Реализация программы осуществляется путем интегрированных форм деятельности: игровых, экспериментальных, проектных методов, экскурсий и прогулок на природу, бесед и чтения литературы. Важнейшей частью программы являются практические занятия, направленные на закрепление полученных знаний через заботу о растениях, животных, уборку территорий и создание благоприятных условий для существования флоры и фауны.

Программа помогает развивать у детей способность воспринимать мир целостно, осознавать свою ответственность за сохранение природы и формировать основы экологичного поведения. 

Возраст обучающихся

5 -6 лет

Цель и задачи программы

Цель программы:

Формирование у дошкольников начальных элементов экологической культуры, устойчивого положительного отношения к природе и понимания важности сохранения природного окружения.

Основные задачи программы:

- Развитие познавательного интереса к природе:

- Познакомить детей с разнообразием растений и животных, их ролью в экосистеме.

- Способствовать пониманию связей между компонентами природы и человеком.

- Поддерживать интерес к наблюдениям и исследованиям природы.

- Привитие позитивного отношения к природе:

- Воспитывать любовь и уважение к миру природы.

- Стимулировать желание помогать животным и растениям, ухаживать за зелеными насаждениями.

- Создавать условия для формирования чувства сопричастности к судьбе природы.

- Формирование первоначальных знаний о взаимодействии человека и природы:

- Рассказать детям о влиянии человеческой деятельности на состояние окружающей среды.

- Показать значение правильного обращения с ресурсами природы.

- Разъяснять правила безопасного и рационального поведения в природе.

- Обучение основам охраны природы:

- Учить правильному обращению с отходами и ресурсосбережению.

- Закреплять знания правил поведения в лесу, парке и около водоёмов.

- Создание мотивации к здоровому образу жизни:

- Демонстрировать связь здоровья человека с состоянием окружающей среды.

- Пояснить важность свежего воздуха, чистой воды и полезных продуктов питания.

- Побуждать стремление вести здоровый образ жизни и поддерживать чистоту своего города и двора.

Реализуя программу «Цветущие шаги», педагоги помогают воспитанникам становиться активными участниками процесса защиты и улучшения качества природной среды, закладывая фундамент экологичной жизненной позиции и уважительного отношения к природному наследию нашей страны.

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». 23
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». 3
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». 23
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 23
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).

Образовательные форматы

- Очно – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога;

Формы организации познавательной деятельности: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением готовых знаний.

Программа рассчитана  на 1 год обучения.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, старшая группа по 25 минут,

Формы контроля: контроль осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, итоговых занятий, личных достижений обучающихся.

Требования к условиям организации образовательного процесса

Для очных занятий:

  • Аудитория со столами и стульями.
  • Принтер-сканер-ксерокс.
  • Интерактивная доска или проектор и экран. Ноутбуки

Ожидаемые результаты освоения программы

Для детей-дошкольников:

Расширенные представления о природе. Дети приобретают устойчивые знания о многообразии растений и животных, понимают необходимость сохранения биоразнообразия и ценность каждого живого существа.

Любовь и бережное отношение к природе. Формируются эмоции привязанности и сострадания к животному и растительному миру, дети стремятся проявлять внимание и заботу о природе.

Первичные навыки экологичного поведения. Дошкольники осваивают базовые принципы бережливого отношения к ресурсам (вода, электричество, бумага), правильно сортируют мусор и проявляют инициативу в мероприятиях по защите природы.

Повышение уровня экологической осведомленности. Ребенок демонстрирует понимание последствий действий человека на окружающую среду, учится оценивать свое поведение с точки зрения экологичности.

Мотивация к активной позиции. Появляется желание самостоятельно инициировать небольшие проекты по улучшению окружающей среды, например, посадка цветов или уборка участка.

Укрепленное здоровье и активный образ жизни. Благодаря регулярным прогулкам на свежем воздухе, участию в эко-играх и активностям дети укрепляют физическое здоровье и формируют полезные привычки здорового образа жизни.

Для педагогов и родителей:

Эффективная организация образовательного пространства. Педагоги создают развивающую среду, поддерживающую активное освоение детьми знаний о природе и воспитание экологической культуры.

Интеграция семьи в процесс воспитания. Родители вовлекаются в совместные мероприятия с ребенком, участвуя в семейных походах, уборках, озеленении дома и двора, расширяя зону воздействия педагогики вне стен учреждения.

Активизация социальной роли педагогов. Повышается компетентность специалистов в вопросах экологического образования, развивается умение привлекать общественность и детские сообщества к решению местных экологических проблем.

Эти результаты способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, готовящему его к ответственному взаимодействию с окружающим миром и сохранению богатств природы для последующих поколений.

Количество учащихся по программе

в одной подгруппе 10 – 15 человек

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации».
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  •         Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 1.2. Направленность от 28 сентября 2020 года №  28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
  • Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
  1. Направленность

Программа "Цветущие шаги" комплексно формирует экологическую культуру дошкольников, сочетая обучение, воспитание, развитие и практическую деятельность. Она направлена на расширение знаний о природе, воспитание бережного отношения к ней, развитие познавательных способностей и вовлечение детей в природоохранные мероприятия.

  1. Актуальность программы

Сегодняшний мир переживает серьезный экологический кризис: воздух становится грязнее, природа страдает, а редкие животные и растения исчезают. Поэтому так важно начинать экологическое воспитание с самого детства, чтобы научить детей бережно относиться к природе.

Возраст 5-7 лет – идеальное время для того, чтобы дети начали понимать ценность природы и учились взаимодействовать с ней. В этом возрасте они легко впитывают новую информацию, доверяют взрослым и проявляют искренний интерес к окружающему миру, с удовольствием узнавая новое.

Эта программа важна по нескольким причинам:

- Недостаток знаний об экологии. Многие взрослые не осознают, как сильно вредит природе неправильное использование ресурсов, и не знают, как вести себя экологично. Чтобы не усугублять ситуацию, нужно начинать с детей.

- Потребность в экологически ответственных людях. Сейчас очень важно, чтобы каждый человек заботился об окружающей среде. Воспитание экологической ответственности лучше всего начинать в детстве, ведь то, что усвоено в этом возрасте, остается на всю жизнь.

- Важность экологического образования в детском саду. Все больше детских садов в России внедряют программы экологического воспитания, которые помогают формировать экологическое сознание у детей, сочетая знания с практическими занятиями.

Поэтому программа "Цветущие шаги" очень важна и актуальна. Она поможет заложить прочную основу для воспитания экологически грамотных и активных граждан, которые будут заботиться о нашей планете.

  1. Цель программы:

Формирование у дошкольников начальных элементов экологической культуры, устойчивого положительного отношения к природе и понимания важности сохранения природного окружения.

1.5. Задачи программы:

- Развитие познавательного интереса к природе:

- Познакомить детей с разнообразием растений и животных, их ролью в экосистеме.

- Способствовать пониманию связей между компонентами природы и человеком.

- Поддерживать интерес к наблюдениям и исследованиям природы.

- Привитие позитивного отношения к природе:

- Воспитывать любовь и уважение к миру природы.

- Стимулировать желание помогать животным и растениям, ухаживать за зелеными насаждениями.

- Создавать условия для формирования чувства сопричастности к судьбе природы.

- Формирование первоначальных знаний о взаимодействии человека и природы:

- Рассказать детям о влиянии человеческой деятельности на состояние окружающей среды.

- Показать значение правильного обращения с ресурсами природы.

- Разъяснять правила безопасного и рационального поведения в природе.

- Обучение основам охраны природы:

- Учить правильному обращению с отходами и ресурсосбережению.

- Закреплять знания правил поведения в лесу, парке и около водоёмов.

- Создание мотивации к здоровому образу жизни:

- Демонстрировать связь здоровья человека с состоянием окружающей среды.

- Пояснить важность свежего воздуха, чистой воды и полезных продуктов питания.

- Побуждать стремление вести здоровый образ жизни и поддерживать чистоту своего города и двора.

Реализуя программу «Цветущие шаги», педагоги помогают воспитанникам становиться активными участниками процесса защиты и улучшения качества природной среды, закладывая фундамент экологичной жизненной позиции и уважительного отношения к природному наследию нашей страны.

  1. Методы и формы обучения

Программа предлагает комплексный подход к обучению детей младшего возраста, сочетая различные методы и формы для достижения максимальной эффективности и вовлеченности. В основе лежат:

Разнообразные методы обучения: от наглядных демонстраций с использованием мультимедиа до практических экспериментов и творческих заданий. Дети будут активно участвовать в играх, проектах и обсуждениях, развивая свои навыки наблюдения, анализа и коммуникации.

Гибкие формы организации: занятия проводятся как в формате общих дискуссий, так и в малых группах для совместной работы или индивидуально, с учетом потребностей и интересов каждого ребенка.

Для поддержания интереса и закрепления знаний программа включает в себя экологические праздники и конкурсы, стимулирующие творческое самовыражение и осознанное отношение к окружающей среде. Такой подход позволяет не только эффективно усваивать знания, но и развивать творческие способности, критическое мышление и навыки сотрудничества.

  1. Ожидаемые результаты

Программа нацелена на формирование у детей старшего дошкольного возраста ключевых компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия с природой и разумного отношения к её ресурсам. Реализации программы позволят достигнуть следующих значимых результатов:

Образовательные результаты:

- Получение элементарных знаний о природе. Дети получают представление о разных видах растений и животных, об их потребностях и особенностях обитания. Они учатся понимать взаимосвязи компонентов природы и последствия антропогенного вмешательства.

- Умения и навыки ведения себя в природной среде. Осваиваются навыки бережного обращения с объектами природы, правильной утилизации отходов, эффективного использования водных и энергетических ресурсов.

- Интерес к изучению природы. Повышается уровень познавательной активности, появляется стремление исследовать природу, проводить простейшие наблюдения и эксперименты.

Личностные результаты:

- Формирование положительной оценки природы. Ребёнок испытывает удовольствие от общения с природой, получает удовлетворение от своей помощи животным и растениям, проявляет сочувствие и эмпатию к объектам живой природы.

- Экологическое сознание. Возникают первые элементы осознания зависимости благополучия человека от чистоты окружающей среды, формируется понимание важности экологически обоснованного поведения.

- Стремление действовать на благо природы. Желание проявить инициативу, принять участие в акциях по восстановлению лесов, чистоте дворов и парков, инициативность в защите природы.

Социальные результаты:

- Участие в общественной деятельности. Совместные проекты с родителями, одноклассниками, волонтёрские акции позволяют ребёнку почувствовать себя полезным членом общества, важным участником общего дела по охране природы.

- Подготовка к дальнейшей учебной деятельности. Полученный опыт способствует успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, формирует начальную базу для изучения естественно-научных дисциплин.

Достижение указанных результатов станет залогом успешного формирования гармонично развитого молодого поколения, способного сохранить нашу планету для потомков и обеспечить благополучие будущих поколений.

2.        ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологического воспитания «Цветущие шаги» направлена на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста. Она включает разнообразные виды образовательных мероприятий, направленные на развитие следующих направлений:

1. Познавательное развитие:

Ознакомление с многообразием растений и животных, обитающих в регионе проживания ребенка.

Изучение природных явлений и сезонных изменений.

Организация экскурсий в природные зоны, ботанические сады и зоопарки.

2. Речевое развитие:

Активизация словарного запаса, связанного с природой и окружающей средой.

Чтение книг и рассказов о природе, обсуждение увиденного и услышанного.

Участие в диалогах и обсуждениях на тему экологии.

3. Социальное развитие:

Понимание важности сотрудничества и взаимодействия между людьми для сохранения природы.

Формирование ответственности за состояние окружающей среды.

Проведение совместных проектов и акций по озеленению территории детского сада.

4. Физическое развитие:

Прогулки на свежем воздухе, игры и упражнения на открытом пространстве.

Практическая деятельность по уходу за растениями (полив, рыхление почвы).

Подвижные игры и спортивные мероприятия на природной тематике.

5. Художественно-эстетическое развитие:

Рисование пейзажей, создание коллажей и аппликаций на темы природы.

Музыкальные занятия с использованием звуков природы (шум дождя, пение птиц).

Театрализованные представления и инсценировки сказок о природе.

Программа реализуется через интегрированные формы занятий, включающие элементы игровой деятельности, экспериментирования, проектной работы и творческих заданий. Особое внимание уделяется формированию осознанного и активного участия детей в мероприятиях по охране природы, воспитанию чувства любви и уважения ко всему живому.

2.2. Методы и приемы реализации программы кружка

I. Игровые методы

Игровая форма является основной для дошкольников, поскольку позволяет сделать процесс обучения увлекательным и естественным.

Примеры игровых методов:

Сюжетно-ролевые игры: дети играют роли садоводов, ветеринаров, исследователей природы, помогая друг другу ухаживать за растениями и животными.

Подвижные игры: организуются соревнования и эстафеты на улице, связанные с темой охраны природы («Собери мусор», «Помоги цветочку»).

Настольные дидактические игры: пазлы, лото, настольно-печатные игры с элементами изучения флоры и фауны региона.

II. Экспериментально-исследовательская деятельность

Эти методы позволяют детям самостоятельно исследовать природу, наблюдать изменения и получать опыт.

Примеры приёмов:

Наблюдение за ростом растений и развитием насекомых.

Простые опыты с водой, воздухом, почвой.

Создание мини-лабораторий, проведение экспериментов (например, изучение свойств семян разных растений).

III. Проектная работа

Проектная деятельность помогает формировать ответственность и самостоятельность, способствует развитию социальных навыков.

Пример организации проекта:

Дети совместно выбирают тему (например, «Создание клумбы»), планируют её реализацию, выполняют практические задания (посадка цветов), оценивают полученный результат.

IV. Метод наблюдения и рассказывания историй

Этот метод развивает речь и расширяет кругозор, одновременно закрепляя знания о природе.

Приёмы:

Экскурсии в парк, лесополосу, садовые участки с последующим обсуждением наблюдаемого.

Рассказывание сказок и стихотворений о природе с детским участием.

Составление рассказов и сочинений о собственных впечатлениях от общения с природой.

V. Творческая деятельность

Творческие задания помогают развивать воображение и чувство прекрасного, укрепляют связь ребёнка с миром природы.

Виды творческой деятельности:

Лепка фигурок животных и растений из пластилина.

Рисование пейзажа или животного карандашами, красками, восковыми мелками.

Аппликация и конструирование поделок из природного материала (шишек, листьев, веточек).

VI. Наглядно-демонстрационные методы

Наглядные материалы облегчают восприятие новой информации и повышают интерес к обучению.

Формы наглядности:

Демонстрация картинок, фотографий, видеофильмов о растениях и животных родного края.

Использование презентаций PowerPoint или интерактивных досок.

Показ образцов минералов, камней, ракушек и иных предметов живой природы.

VII. Эмоционально-образные приёмы

Методика направлена на развитие чувств и эмоций ребёнка посредством ассоциаций и образов.

Типичные приёмы:

Прослушивание музыки, отражающей звуки природы (птичье пение, шум моря, шелест леса).

Театр теней, кукольный театр на тему защиты природы.

Драматизации детских произведений литературного жанра, связанных с природой.

2.3.        Учебный план

п/п

Название темы

Всего часов

Форма контроля

Опрос

1

Вводное занятие

1

Опрос

2

Путешествие колоска

1

Опрос. Работа с макетом колоска

3

Кафе «Дары осени»

2

Выставка осени»

Опрос, наблюдение

4

Как растения готовятся к зиме

1

Разгадывание кроссворда «Осень»

5

Воздух и его свойства

1

Опыты

6

Как и для чего человек дышит

1

Работа с плакатом «Строение человека»

7

Путешествие в осенний лес

1

Опрос

Наблюдение

8

Для чего растениям нужны

семена?

1

Опрос. Наблюдение

9

Путешествие капельки

1

Опыты, эксперименты

10

Зачем человеку желудок

1

Опрос

11

Экскурсия в зимний парк

1

Опрос. Наблюдение

12

Клуб знатоков леса

1

Игра «Блиц- опрос»

13

Путешествие мамонтенка

1

Опрос

14

Для чего человек ест

1

Работа с моделью «Строение пищеварительной системы»

15

Как живут наши пернатые

друзья зимой

1

Опрос

Наблюдение

16

Север – царство льда и снега

1

Опрос

17

Что такое огонь?

1

Опрос

18

Колыбельная из двух слов

1

Работа с моделью «Строение сердца»

19

Лес как экологическая система. Этажи леса

1

Работа с моделью «Этажи леса»

20

Пищевые цепочки в лесу

1

Опрос

Наблюдение

21

Как животные приспособились к зиме

1

Опрос

22

Если хочешь быть здоров

1

Опрос

23

Как поссорились Март и

Февраль

1

Опрос

Наблюдение

24

Комнатные растения –

спутники нашей жизни

1

Опрос

Наблюдение

25

Загадки природы

1

Опрос

26

Как растет человек

1

Опрос

27

Весенняя экскурсия в лесопарк

1

Опрос

28

Почему земля кормит?

1

Опыты

29

Кто такой человек

1

Опрос

30

Зеленая аптека

1

Работа с гербарием «Лекарственные травы»

31

Весенние заботы птиц

1

Опрос

32

Строим экологический город

1

Опрос

33

Квест-игра «В гости к Лесовичку»

1

Прохождение экологической тропы

34

Мониторинг

1

Методическое обеспечение программы

Условия реализации программы

В ДОУ созданы необходимые условия реализации программы. В

учреждении оформлена и оснащена методическим материалом Экологическая

комната, где проводятся занятия НОД, кружки, собрания, опытническая

деятельность.

Для работы с детьми в Экологической комнате детского сада оборудована

экологическая лаборатория, где есть необходимый инвентарь для продуктивной

и исследовательской деятельности детей. При необходимости в Экологической

комнате устанавливается мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук).

Экологическая комната детского сада занимает помещение группы на первом

этаже здания.

Экологическая комната разбита на несколько рабочих зон. Можно выделить

следующие зоны:

1 зона – рабочая зона (макеты, стенды, плакатный материал, коллекции,

гербарии, лаборатория, дидактические игры, методический материал)

 2 зона – практическая зона (растения)

3 зона – зона экспериментирования (центр «песок-вода»)

4 зона – зона релаксации (искусственный водоём с фонтанчиком, минибиблиотека)

На территории учреждения функционирует Экологическая тропа, метеостанция. Процесс обучения и воспитания посредством Экологической тропы помогает решать вопросы гуманного отношения дошкольников к объектам живой и не живой природы. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на Экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются

игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают

навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память,

речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют

формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание

ее беречь и сохранять.

Литература для педагога:

 1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: «Детство-пресс», 2014.

 3. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». Комплекснотематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

 4. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. - СПб.: ООО «Детство-пресс»,

2019

5. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Детские экологические проекты. – СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2016

 6. О.А. Соломенниковой Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

 7. В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Т.М.Парфенова Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. _ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001

8. С.В. Машковой «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе». – Волгоград: Учитель, 2012

 9. С.Н. Николаевой Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада. – Москва.: Просвещение, 2000

10. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина Сценарии занятий по экологическому воспитанию. МОСКВА «ВАКО» 2008

11. Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми. ТЦ «УЧИТЕЛЬ». Воронеж 2004г.

 12. В.М.Петров, Г.Н. Гришина Зимние праздники, игры и забавы для детей. ТЦ «Сфера», 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шаги к успешности"

ДООП "Шаги к успешности" социально-педагогической направленности для детей 5-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по экологическому воспитанию «Окно в мир»

Цель:. Формирование экологической культуры детей посредством предметно-преобразующей деятельности в природе.Задачи: 1 Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной наактивизацию познав...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»

Программа «Мы живём в России» имеет духовно-нравственную направленность. Она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого и компетентного гражданина Росс...