Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шаги к успешности"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
ДООП "Шаги к успешности" социально-педагогической направленности для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»
238050, Россия, Калининградская область, г. Гусев, ул. З. Космодемьянской, д. 10 «А»
телефон 8 (40177) 2-18-03 факс 8 (40177)2-18-04
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «Детский сад №6»
_________________ Е. Г. Ларионова
«___» _______________ 2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Шаги к успешности»
для детей 5-7 лет.
срок реализации программы: 1 год / 9 месяцев
36 часов
Программу составила:
Щукина Ольга Сергеевна
воспитатель.
г. Гусев
2019
Пояснительная записка
Подготовка к поступлению в школу – один из самых важных и серьезных моментов в жизни ребенка. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения зависит успешность ученика в последующие годы, его отношение к школе, интерес к интеллектуальной и творческой деятельности, его психическое и психологическое здоровье. Предлагаемая программа подготовки реализуется с использованием материалов программы «Шаги к успешности» Алендеевой О.М. по развитию познавательных процессов, формированию предпосылок к учебной деятельности у детей 5-7 лет.
Программа «Шаги к успешности» социально-педагогической направленности разработана для организации целенаправленных и систематических занятий по подготовке детей 5-7 лет к обучению в школе.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Разработке данной дополнительной общеразвивающей программы послужил социальный запрос родителей.
Новизна. Предлагаемая программа, построенная по системе формирования познавательной деятельности детей через повышение интереса к учебному материалу, через развитие потребности ребенка самостоятельно заниматься познавательной деятельностью, способствует формированию у детей базовых психических функций и структурных компонентов учебной деятельности, готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р.
- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049 — 13. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6».
- Положением о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ «Детский сад № 6» от 01.09.2015 года.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия носят развивающий характер, ориентированы на развитие потенциальных возможностей, способностей каждого ребенка. Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения. Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
При отборе содержания программы были соблюдены следующие принципы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к воспитаннику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- доступность;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
Возрастные и психологические особенности детей 5-7 лет.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра; ведущая потребность в общении; ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- общение со взрослым ситуативно — личностное;
- проявление произвольности всех психических процессов;
- общение со сверстниками происходит от ситуативно - деловой формы к вне ситуативно — деловой;
- проявление творческой активности во всех видах деятельности;
- развитие фантазии;
- половая идентификация;
Новообразования:
- предвосхищение результата деятельности;
- активная планирующая функция речи;
Шестилетний ребенок становится самостоятельным. Формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.
Срок реализации данной программы: 1 год, в объеме 36 часов.
Занятия проводятся с детьми 5-7 лет 1 раз в неделю, поподгруппам (6-8 человек); Длительность занятия определяется возрастом детей: не более 25-30 минут.
Формы организации: Занятия проходят в игровой форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.
Основной целью данной программы является подготовка детей к безболезненному вхождению в школьную жизнь, развитие познавательных процессов, формирование предпосылок учебной деятельности, приспособление ребенка к новой системе специальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности.
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный фон, который является необходимым условием для успешного развития каждого ребенка.
2. Создать условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
3. Научить понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.
4. Развивать важнейшие познавательные процессы: восприятие, внимание, ощущение, память, мышление, воображение и речь.
5. Создать необходимые условия для формирования предпосылок учебной деятельности:
- развивать умение ориентироваться на систему правил в работе;
- развивать умение работать по образцу: учиться сопоставлять свои действия с заданным образцом, обнаруживать совпадения, сходства, различия;
- развивать умение слушать, слышать, выполнять инструкцию педагога;
- развивать умение сознательно подчинять свои действия правилу, планировать и контролировать свои действия;
- развивать умение оценивать свою работу, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
- развивать самоконтроль, научить устанавливать взаимосвязи приложенных усилий с полученными результатами.
- формировать положительное отношение к интеллектуальной деятельности, способствовать развитию познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации.
- развивать умение работать в коллективе, сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Учебный план на 1 год обучения
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Всего |
1. | Восприятие | 1 ч 20 мин | 2 ч | 3 ч 20 мин |
2. | Мышление, воображение | 0 ч 50 мин | 1 ч 15 мин | 2 ч 5 мин |
3. | Внимание | 0 ч 50 мин | 1 ч 15 мин | 2 ч 5 мин |
4. | Ориентировка в пространстве, во времени | 0 ч 50 мин | 1 ч 15 мин | 2 ч 5 мин |
5. | Память | 0 ч 50 мин | 1 ч 15 мин | 2 ч 5 мин |
6. | Мышление и речь | 1 ч 20 мин | 2 ч | 3 ч 20 мин |
Всего | 6 ч | 9 ч | 15 ч |
Содержание учебного плана
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности детей | Общее кол-во часов |
Раздел 1. Восприятие (8 ч) | |||
1. | Организационное занятие. Давайте познакомимся. | Ознакомиться с правилами общения. Рассказать о себе. Задерживать свои импульсы (не перебивать). Высказывать свое отношение к правилам. | 1 ч |
2. | Восприятие. Зрительное и слуховое восприятие. Восприятие цвета и формы. Оценка своей работы. | Распознавать свое эмоциональное состояние, называть его. Отгадывать загадки, придумывать свои. Определять правило построения узора, продолжать узор. Рисовать фигуру по образцу. Называть геометрические фигуры. Оценивать свои старания. | 1 ч |
3. | Восприятие формы и величины. Сравнение предметов по величине. Понятия: «больше, меньше» | Слушать и выполнять задание по инструкции педагога. Выявлять закономерность. Рисовать фигуру по образцу. Перечислять названия школьных предметов. | 1 ч |
4. | Зрительно-пространственный анализ и синтез. Сравнение предметов по длине. Понятие: «одинаковой (равной) длины» | Определять закономерность. Раскладывать картинки разными способами. Дорисовывать узор. Произносить четко и быстро скороговорку. Перечислять овощи и фрукты. | 1 ч |
5. | Зрительно-двигательная координация. Понятия: «первый, второй, последний, предпоследний» | Называть свое настроение, выражать. Сравнивать результат с заданным эталоном. Дорисовывать фигуры одинаковой величины. Осуществлять зрительный анализ и синтез. Перечислять названия одежды и обуви. | 1 ч |
6. | Восприятие пространства. Пространственные отношения: над, под. | Считать количество, сравнивать предметы. Проставлять точки в определенных местах. Раскладывать картинки разными способами. Перечислять домашних животных. Рисовать по образцу. | 1 ч |
7. | Целостность восприятия. Способность к комбинированию. Пространственные отношения: справа, слева. | Выполнять инструкцию педагога. Сравнивать результат с заданным эталоном. Складывать целое из частей. Ориентирование на листе бумаги. | 1 ч |
8. | Зрительное восприятие и внимание. Буквы, цифры, фигуры. | Находить и зачеркивать цифры среди букв. Рисовать фигуру по образцу. Узнавать предметы в условиях затемненной картинки. Вычленять существенные признаки предметов. | 1 ч |
Раздел 2. Мышление, воображение. (5 ч) | |||
1. | Логическое мышление. Пространственные отношения: внутри, снаружи, около, вокруг. | Определять закономерность расположения фигур, рисовать следующую. Расставлять фигуры в разном порядке всевозможными способами. Обводить одинаковые фигуры. Перечислять названия птиц. | 1 ч |
2. | Наглядно-образное мышление. Временные отношения: сначала, потом. | Выполнять задания по словесной инструкции педагога. Рассматривать картинки, определять, что было сначала, что потом. Зачеркивать определенные буквы разными способами. Рисовать узор по точкам. Определять закономерность. Перечислять названия рыб. | 2 ч |
3. | Произвольное внимание. Способность к обучению. | Подчинять свои действия определенному правилу, точно выполнять словесные инструкции педагога. Оценивать свои старания, свой результат выполнения. | 1 ч |
4. | Пространственное воображение, комбинаторные способности. Понятие «кроме» | Воспринимать и выполнять задания по инструкции педагога. Складывать силуэты из геометрических фигур. | 1 ч |
Раздел 3. Внимание (5 ч) | |||
1. | Распределение и переключаемость внимания. | Проходить по указанному маршруту. Расставлять буквы в соответствии с цифрами. Рисовать по образцу. Придумывать слова из имеющихся букв. Участвовать в игре. | 2 ч |
2. | Устойчивость внимания. Понятия: «только, внутри» | Слушать рассказ, понимать смысл, запоминать содержание. Находить слова среди напечатанных букв. «Вышивать» узор по образцу. Перечислять названия насекомых. | 1 ч |
3. | Наглядно-схематическое мышление. Понятия: «выше, ниже, уже, шире» | Понимать символическое изображение вещей. Пошагово соотносить рисунок со схемой. Использовать условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве. | 1 ч |
4. | Концентрация внимания. Пространственные отношения: над, под, между. | Удерживать несколько заданных условий при выполнении задания. Писать полученное слово. Продолжать узор. Продолжать предложение, называть слова, противоположные по смыслу. | 1 ч |
Раздел 4. Ориентировка в пространстве, во времени (5 ч) | |||
1. | Ориентирование на плоскости, на листе бумаги. Пространственные отношения: слева, справа. | Ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Определять пространственные отношения. Уточнять отношения: слева, справа. Рассматривать картинки, определять, что было сначала, а что потом. | 1 ч |
2. | Пространственные отношения: около, за, перед, на, над, под. | Ориентироваться в пространстве. Заполнять пустые клетки таблицы. Определять закономерность, продолжать узор. Находить одинаковые части по форме. Перечислять названия цветов. | 1 ч |
3. | Ориентировка во времени. Времена года. Месяцы. Понятия: раньше, позже. | Перечислять в правильной последовательности времена года, их признаки. Называть зимние, весенние, летние, осенние месяцы. Делить фигуру на части. Решать логическую задачу. Перечислять названия деревьев и кустарников. | 1 ч |
4. | Пространственные представления. Ориентировка на плоскости. | «Вышивать» узор по образцу. Решать логическую задачу. Составлять слова из букв. | 1 ч |
5. | Ориентировка во времени. Части суток. | Рисовать стрелки, указывающие разные направления. Называть по порядку части суток. Расставлять фигуры в разном порядке всевозможными способами. | 1 ч |
Раздел 5. Память (5 ч) | |||
1. | Слуховая память. Логические задачи. | Слушать, запоминать, воспроизводить. Решать логические задачи. | 1 ч |
2. | Зрительная память. | Сравнивать предметы и анализировать их количество. Смотреть, запоминать парами, вспоминать, рисовать значки. Называть по порядку дни недели. Решать задачу на смекалку. | 1 ч |
3. | Объем памяти. Память на цифры, буквы, слова. | Смотреть, запоминать, вспоминать, что изменилось. Решать логическую задачу. Раскладывать картинки разными способами. Продолжать рисунок. | 1 ч |
4. | Образная память. Внутренний план действий. | Проходить по указанному маршруту. Мысленно поворачивать фигуру один раз по часовой стрелке, представлять, как будет выглядеть, находить среди других ответов, выделять. | 1 ч |
5. | Умственная работоспособность. Устойчивость внимания. | Находить и зачеркивать определенные фигуры. Рисовать фигуры по образцу. Запоминать фигуры и находить среди других. Перечислять названия профессий. | 1 ч |
Раздел 6. Мышление и речь (8 ч) | |||
1. | Мышление. Внутренний план действий. Логические задачи. | Рисовать по образцу. Складывать мысленно детали мозаики. Обосновывать свой ответ. Решать логические задачи. | 2 ч |
2. | Аналитические способности. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Проходить по указанному маршруту. Находить сходства и отличия. Вычленять существенные признаки предметов. Решать логические задачи. Перечислять названия грибов. | 2 ч |
3. | Классификация наглядного материала по самостоятельно найденному основанию Понятие «пара». | Группировать фигуры. Считать количество групп. Считать и записывать количество фигур, пар. Решать логические задачи. Перечислять названия городов и стран. | 2 ч |
4. | Зрительный анализ. Планирование и контроль в практической деятельности. | Размещать на листе как можно больше предметов. Обобщать, подбирать обобщающее слово. Тренировать устойчивость зрительного внимания. Расшифровывать секретное письмо. | 2 ч |
Итого: 36 ч |
Планируемые результаты освоения программы:
Реализация программы «Шаги к успешности» обеспечивает развитие познавательных процессов:
- зрительного и слухового восприятия;
- распределения и переключаемости внимания;
- устойчивости и концентрации внимания;
- различных видов памяти;
- наглядно-образного мышления;
- интеллектуального и творческого мышления;
- зрительно-двигательной координации;
- мелкой моторики;
- ориентировки на листе бумаги, в пространстве, во времени;
- наблюдательности и сообразительности;
Программа способствует формированию предпосылок учебной деятельности:
- умение работать по образцу: учиться сопоставлять свои действия с заданным образцом, обнаруживать совпадения, сходства, различия;
- умение слушать и слышать педагога, подчиняться словесным указаниям, выполнять задания по инструкции;
- умение учитывать в своей работе заданную систему требований, сознательно подчинять свои действия правилу, планировать и контролировать свои действия;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей;
- умение работать в коллективе, сотрудничать с педагогом и сверстниками;
- умение устанавливать взаимосвязь приложенных усилий с полученным результатом;
- формирование положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности.
В результате специально организованной деятельности и разработанных заданий дети учатся:
- оценивать и анализировать свое эмоциональное состояние;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- выражать свои мысли;
- слушать своих сверстников;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- проговаривать последовательность действий;
- овладевать навыками сотрудничества в группе при совместном решении учебной задачи;
- с желанием и интересом выполнять учебные задания;
Систематическое проведение занятий по данной программе способствует:
- достижению необходимого уровня психического развития ребенка для освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- формированию компонентов психологической готовности к школе:
- когнитивной готовности – сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять учебную деятельность;
- эмоционально-волевой готовности – способности произвольного регулирования своей деятельности и эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации;
- мотивационной готовности – сформированности внутренней позиции школьника;
- социальной готовности – способности занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.
Условия реализации программы:
Для успешного выполнения поставленных задач созданы следующие условия:
- специально оборудованный кабинет с мебелью;
- ноутбук;
- интерактивная доска и мультимедийный проектор;
- музыкальный центр;
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- раздаточный материал;
- необходимая литература.
- рабочие тетради;
Кадровое обеспечение: педагог МАДОУ «Детский сад № 6».
Педагог пользуется различными формами и методами организацииучебнойдеятельности детей:
- творческие задания;
- проблемные ситуации;
- игры - общения;
- занятие-путешествие;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический;
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично - поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);
Педагогические технологии, применяемые в реализации данной программы:
- технология личностно – ориентированного обучения (максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта).
- технология коллективной творческой деятельности (организация совместной деятельности детей и взрослого, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела).
- технология исследовательского (проблемного) обучения (педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на ее решение, организует поиск решения).
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения (создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств);
- информационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (создание максимально возможных условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей);
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Опрос;
Беседа;
итоговое занятие;
практическое занятие;
тестирование;
В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей. Также педагог отслеживает результаты обучающихся с помощью творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Используются тесты: *А. Зака (игры «Просвет», «Разное – одинаковое», тренировочные задачи) *упражнения С. Коваль на развитие памяти *рисуночные тесты С. Степанова *диагностические таблицы А. Марковой по выявлению способностей дошкольника к учению и его мотивации.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых заданий, анкетирования родителей. Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года. С этой целью используются тесты «Готов ли ребенок к школе». Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения программы каждым ребёнком.
Оценочные материалы.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала:
2 балла - ребенок имеет высокий уровень предметных представлений, способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить.
1 балл - ребенок имеет средний уровень представления, репродуктивно владеет ими, не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки.
0 баллов - ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их наугад, не объясняет их использование. Ребенок отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа.
Список литературы:
- Алендеева О.М. Шаги к успешности. Методическое пособие. Чебоксары: Перфектум, 2012.
- Алендеева О.М. Рабочая тетрадь по подготовке к школе детей 5-7 лет. Чебоксары: Перфектум, 2012.
- Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников.-М: МПСИ,2012.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе.-СПб: Питер, 2011.
- Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психологических занятий для дошкольников 5-7 лет.- СПб: Речь, 2014.
- Локалова Н.П, Локалова Д.П. Готовимся к школе.-М: Генезис,2014.
- Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду.-М: Генезис, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-612028-1437743338.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....