Консультация На тему: "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста".
консультация (младшая группа)
Цель: развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 318.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
На тему:
"Пальчиковые игры как основа развития
мелкой моторики и речи детей
дошкольного возраста".
«Истоки способностей и дарования
детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский.
У детей довольно часто наблюдается задержка речи, хотя они здоровы. В чем причина задержки речи? Считалось ,что главное ,от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет -больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности ,но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.. Степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна.
Пальчиковые игры -это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми ,а также между взрослым и ребенком.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других ребенок должен действовать ,используя обе руки ,что помогает лучше осознать понятия выше и ниже ,сверху и снизу, право и лево
Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пени Вспомните всем известную игру в «Ладушки», в которую играли ещё наши предки.
Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создаёт благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание, развивает память, чувство ритма и музыкальную звуковысотность, помогает воображать и фантазировать.
«Колечко»- это упражнение хорошо выполнять под вальс. Поочерёдно соединять большой палец с указательным, средним и т.д. Упражнение делать плавно и спокойно, внимательно слушая музыку. Упражнение выполняется сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
«Кулак- ребро-ладонь»- это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку. Упражнение выполняется сидя, руки положить на колени.
Детям показывают три положения рук:
- кулачки,
- выпрямленные ладони,
- ладони, стоящие ребром на коленях.
Это упражнение можно выполнять сразу двумя руками, сначала в медленном темпе, затем убыстряя. Учить детей вслушиваться в бодрый, весёлый характер марша.
Дома родителям вместе с детьми можно выполнять следующие пальчиковые игры с постепенным усложнением:
1.Кашку варили, Указательным
Ложечкой мешали, пальцем водим
Куколку кормили, по ладошке.
Кошечке давали.
2. Кулачки сложили, Стучим кулачками
Кулачками били: друг о друга.
Тук-тук, тук да тук
Тук-тук, тук да тук.
3. Ладушки-ладушки, Вращаем кистями
Хлопали в ладошки, Хлопаем в ладоши.
Хлопали в ладошки,
Отдохнём немножко. Руки кладём на колени.
4. Мыли мылом ушки, Изображаем, как мы моем ушки.
Мыли мылом ножки, Изображаем, как мы моем ножки.
Ах, какие ладушки, Крутим ладошками
Ладушки-ладошки. перед собой.
Наварили кашки Водим пальчиком
Помешали ложкой, по ладошке.
Ах, какие ладушки, Крутим ладошками.
Ладушки- ладошки.
Строили ладошки Ладошки изображают
Домик для матрёшки. домик над головой.
Ах, какие ладушки, Хлопаем в ладоши
Ладушки-ладошки.
Прилегли ладошки Ладошки «ложатся спать»
Отдохнуть немножко. под правую щёку
Ах, какие ладушки, Ладошки «ложатся спать»
Ладушки-ладошки. под левую щёку.
У оленя.
У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)
Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)
Он глядит в свое окно. (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке)
Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца)
В дверь к нему стучит:
-Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь)
Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)
Охотник (показываем, как охотник целится из ружья)
Злой (корчим страшную рожицу)
— Поскорее забегай, (имитируем открывание двери)
Лапку мне давай. (жмем малышу руку)
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом.
Пальчиковые игры и упражнения -уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи .Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, внимания соображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность .
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой ,научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторики ,но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая придерживает ,когда она трогает его ладошку ,поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает ,ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Воспитание интереса детей к играм на развитие мелкой моторики стимулирует их к самостоятельному использованию в свободной деятельности, помогает закрепить навыки и умения полученные в совместной деятельности с взрослым, активизации их словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".
На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста".
Пальчиковые игры -это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности....

Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего возраста»
консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка...




