Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Васильева Татьяна Сергеевна

Повышение педагогической компетентности  в вопросе развития познавательной активности детей средствами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_eksperimentirovanie_2_ml.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»

 

Самообразование

на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Составил: воспитатель 1 квалификационной категории

Васильева Татьяна Сергеевна

Новосибирск 2021-2022  год

Актуальность: 

Ребенок рождается исследователем.  Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом.  Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. 

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. И в этом виноваты мы- взрослые. Родители не всегда имеют время и желание экспериментировать с детьми. В современных же программах дошкольного воспитания методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и - что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Таким образом, актуальность экспериментирования как средства развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста обусловлена противоречием между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольника, а также отсутствием деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Цель самообразования: - повышение педагогической компетентности  в вопросе развития познавательной активности детей средствами экспериментирования.

Задачи:

-повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по проблеме;

-разработать перспективный план работы с детьми;

-подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

-оформить развивающую предметно- пространственную среду, соответствующую ФГОС ДО и способствующую развитию стремления детей к экспериментальной деятельности.

Перспективный план работы по самообразованию

Месяц

Формы работы

Отметка о выполнении

С детьми

педагогами

родителями

сентябрь

Мониторинг формирования исследовательских умений и навыков на начало учебного года.

Тема: «Свойства песка»

-познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;

-показать детям, что песок состоит из мелких зернышек;

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

Опыт №1 «Почему не получился куличик?»

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»

Опыт №3.  «Песок и земля»

Опыт № 4. «Определение цвета».
Опыт № 5. « Из чего состоит песок?»
Опыт № 6. «Движение песка».

Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»

+

октябрь

Тема «Свойства воды»

-познакомить детей со свойствами воды;

-развивать познавательный интерес;

Опыт № 1«Вода – жидкость»

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

Опыт №3 «У воды нет запаха».

Опыт № 4 «Вода – растворитель».

Консультация «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников»

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать»

-

Занятия проведены

ноябрь

Тема «Воздух»

-познакомить детей со свойствами воздуха- движением, способностью воздуха поддерживать предметы

Опыт 1 «Как работает воздух?»

Опыт №2 «Воздух есть везде»

Опыт № 3 «Дети машут веером»

Опыт №3 «Море»

Папка - передвижка «Познавательное развитие дошкольников в процессе экспериментирования»

+

декабрь

Тема «Снег»

-формировать умение о свойствах снега (тает при нагревании)

Опыт № 1«Снег холодный и белый»

Опыт № 2 «Почему снег мягкий?

Опыт №3 «Снеговик

Совместное оформление с родителями центра экспериментирования

январь

Тема: «Лед»

-познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает);

- показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд.

Опыт №1 «Таяние льда в воде»

Опыт №2 «Цветные льдинки»

Опты № 3 «Ледяная избушка»

Консультация: «Малыши познают мир вокруг себя!»

февраль

Тема «Бумага: ее качество и свойство»

-формировать умение узнавать предметы,  сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Опыт № 1«Бумага мнется»

Опыт № 2 «Бумага намокает».

Опыт №3 «Бумага для рисования»

Мастер – класс «Экспериментируем с подручными материалами»

март

Тема «Плавает – тонет»

 -познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Опыт №1 «Мяч»

Опыт № 2 «Плавает, тонет или растворяется?»

Опыт №3 «Что тяжелее?»

Мастер- класс «Интересные опыты с детьми»

апрель

Тема «Угостим петушка и курочку зернышком»

 -познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Опыт №1 «Сею, сею, посеваю»

Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу?»

Опыт №3 «Проращивание фасоли»

Фотоальбом детской экспериментаторской деятельности «Волшебный мир природы».

май

Тема «Травка зеленеет, солнышко блестит»

-вывить потребности растений в воде, солнце;

Опыт №1 «Веточка березы»

Опыт №2 «Лук на подоконнике»

Мониторинг формирования исследовательских умений и навыков на конец учебного года.

Открытый показ экспериментальной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

План самообразования:Экспериментирование как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста

АктуальностьКаждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире, и мира в себе - наша основная взрослая задача. Став восп...

Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"

Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...