Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Повышение педагогической компетентности в вопросе развития познавательной активности детей средствами экспериментирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»
Самообразование
на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Составил: воспитатель 1 квалификационной категории
Васильева Татьяна Сергеевна
Новосибирск 2021-2022 год
Актуальность:
Ребенок рождается исследователем. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. И в этом виноваты мы- взрослые. Родители не всегда имеют время и желание экспериментировать с детьми. В современных же программах дошкольного воспитания методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и - что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Таким образом, актуальность экспериментирования как средства развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста обусловлена противоречием между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольника, а также отсутствием деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.
Цель самообразования: - повышение педагогической компетентности в вопросе развития познавательной активности детей средствами экспериментирования.
Задачи:
-повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по проблеме;
-разработать перспективный план работы с детьми;
-подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
-оформить развивающую предметно- пространственную среду, соответствующую ФГОС ДО и способствующую развитию стремления детей к экспериментальной деятельности.
Перспективный план работы по самообразованию
Месяц | Формы работы | Отметка о выполнении | ||
С детьми | педагогами | родителями | ||
сентябрь | Мониторинг формирования исследовательских умений и навыков на начало учебного года. Тема: «Свойства песка» -познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; -показать детям, что песок состоит из мелких зернышек; -развивать умение устанавливать причинно-следственные связи Опыт №1 «Почему не получился куличик?» Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка» Опыт №3. «Песок и земля» Опыт № 4. «Определение цвета». | Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье» | + | |
октябрь | Тема «Свойства воды» -познакомить детей со свойствами воды; -развивать познавательный интерес; Опыт № 1«Вода – жидкость» Опыт № 2 «Вода прозрачная». Опыт №3 «У воды нет запаха». Опыт № 4 «Вода – растворитель». | Консультация «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» | Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать» | - Занятия проведены |
ноябрь | Тема «Воздух» -познакомить детей со свойствами воздуха- движением, способностью воздуха поддерживать предметы Опыт 1 «Как работает воздух?» Опыт №2 «Воздух есть везде» Опыт № 3 «Дети машут веером» Опыт №3 «Море» | Папка - передвижка «Познавательное развитие дошкольников в процессе экспериментирования» | + | |
декабрь | Тема «Снег» -формировать умение о свойствах снега (тает при нагревании) Опыт № 1«Снег холодный и белый» Опыт № 2 «Почему снег мягкий? Опыт №3 «Снеговик | Совместное оформление с родителями центра экспериментирования | ||
январь | Тема: «Лед» -познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает); - показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Опыт №1 «Таяние льда в воде» Опыт №2 «Цветные льдинки» Опты № 3 «Ледяная избушка» | Консультация: «Малыши познают мир вокруг себя!» | ||
февраль | Тема «Бумага: ее качество и свойство» -формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает). Опыт № 1«Бумага мнется» Опыт № 2 «Бумага намокает». Опыт №3 «Бумага для рисования» | Мастер – класс «Экспериментируем с подручными материалами» | ||
март | Тема «Плавает – тонет» -познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) Опыт №1 «Мяч» Опыт № 2 «Плавает, тонет или растворяется?» Опыт №3 «Что тяжелее?» | Мастер- класс «Интересные опыты с детьми» | ||
апрель | Тема «Угостим петушка и курочку зернышком» -познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) Опыт №1 «Сею, сею, посеваю» Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу?» Опыт №3 «Проращивание фасоли» | Фотоальбом детской экспериментаторской деятельности «Волшебный мир природы». | ||
май | Тема «Травка зеленеет, солнышко блестит» -вывить потребности растений в воде, солнце; Опыт №1 «Веточка березы» Опыт №2 «Лук на подоконнике» Мониторинг формирования исследовательских умений и навыков на конец учебного года. | Открытый показ экспериментальной деятельности | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

План самообразования:Экспериментирование как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста
АктуальностьКаждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире, и мира в себе - наша основная взрослая задача. Став восп...

Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"
Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...

План самообразования воспитателя. Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования воспитателя....

Выступление на заседании методического объдинения воспитателей на тему: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
quot;Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"...
