Семинар-практикум для педагогов Тема: "Музыкальная радуга детском саду: формы и краски"
материал (подготовительная группа)

Зайкова Ирина Васильевна

Семинар-практикум для педагогов

Тема: "Музыкальная радуга детском саду: формы и краски"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25_muz.docx30.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   №24 «Теремок» Пролетарского района  Ростовской области

Семинар-практикум для педагогов

Тема: "Музыкальная радуга детском саду: формы и краски"

2025г.

Цель: Повышение компетентности педагогов ДОУ в организации и проведении музыкальной деятельности, расширение знаний о различных формах работы с детьми дошкольного возраста в музыкальной сфере.

Задачи:

  • Обобщить теоретические знания о музыкальной деятельности в ДОУ.
  • Рассмотреть основные формы музыкальной деятельности и их особенности.
  • Ознакомиться с методическими приемами и технологиями, используемыми в музыкальной деятельности.
  • Развивать практические навыки проведения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.
  • Способствовать обмену опытом между педагогами.
  • Мотивировать педагогов к творческому подходу в организации музыкальной деятельности.

Целевая аудитория: Музыкальные руководители, воспитатели ДОУ.

Продолжительность: 2-3 часа.

План семинара-практикума:

(Введение - 10 минут)

  • Приветствие участников.
  • Определение целей и задач семинара.
  • Актуальность музыкального развития дошкольников.
  • Роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей.

Для взрослых не является секретом, что музыка представляет собой одно из искусств, с которыми дети быстрее и легче устанавливают связь. Дети охотно поют и танцуют, стремясь взаимодействовать с тем, что невозможно увидеть или тронуть.

Времяпрепровождение детей должно включать музыку во время игр, на праздниках и развлечениях, а также в ходе прогулок и экскурсий. Если исключить музыку из жизни ребенка, его повседневность станет значительно беднее.

Музыкальному руководителю важно организовать жизнь детей в группе таким образом, чтобы она стала более яркой и разнообразной, позволяя детям применять на практике знания, полученные на музыкальных занятиях, и разные впечатления из окружающего мира.

Любое взаимодействие с музыкой должно основываться на совместной деятельности и партнерстве, поощряя инициативу ребенка, что особенно актуально в моменты его самостоятельного музыкального самовыражения.

Сегодня вы сможете сами определить, как проявляется музыка, а мы будем поддерживать вас в этом процессе.

Музыкальное развитие детей в дошкольном возрасте происходит через различные виды музыкальной деятельности, такие как восприятие музыки, игры на детских музыкальных инструментах, пение, а также музыкально-ритмические движения и творческая деятельность.

Что касается музыкально-ритмических движений, их можно считать важнейшим аспектом музыкального развития в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что они открывают перед ребенком возможности для многогранного развития, что, в свою очередь, неразрывно связано с движением как основным "способом жизни" дошкольника.

Движение под музыку приносит ребенку уникальную радость, способствует его физическому развитию и становится наиболее подходящим способом формирования музыкальности и творческих способностей в этом возрасте.

(Теоретическая часть - 30 минут)

Музыкальная деятельность в ДОУ: Основные понятия и задачи.

  • Что такое музыкальная деятельность?
  • Задачи музыкального воспитания в ДОУ (развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, певческих навыков, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости).
  • Принципы организации музыкальной деятельности (доступность, наглядность, последовательность, систематичность, индивидуальный подход, эмоциональная насыщенность).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и его требования к музыкальному развитию детей.

Музыкальная деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) представляет собой комплекс разнообразных видов активности, направленных на приобщение детей к миру музыки. Это не просто слушание мелодий, а активное взаимодействие с музыкальным искусством, включающее в себя пение, ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и импровизацию. Музыкальная деятельность строится таким образом, чтобы стимулировать интерес ребенка к музыке, развивать его музыкальные способности и формировать эстетический вкус.

Задачи музыкального воспитания в ДОУ многогранны. Помимо развития музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, особое внимание уделяется формированию певческих навыков, умению чисто интонировать и выразительно исполнять песни. Важнейшей задачей является развитие творческих способностей детей, их умения импровизировать, сочинять собственные мелодии и ритмы. Не менее значима и задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку, способности понимать и переживать чувства, выраженные в музыкальных произведениях. Все эти задачи реализуются комплексно и взаимосвязано, обеспечивая гармоничное музыкальное развитие ребенка.

Организация музыкальной деятельности в ДОУ базируется на ряде основополагающих принципов. Принцип доступности предполагает подбор музыкального материала, соответствующего возрасту и индивидуальным особенностям детей. Принцип наглядности реализуется через использование различных наглядных пособий, картинок, игрушек, помогающих детям лучше понять и воспринять музыку. Принцип последовательности и систематичности предполагает постепенное усложнение заданий и упражнений, а также регулярное проведение музыкальных занятий. Не менее важен принцип индивидуального подхода, учитывающий темп развития каждого ребенка и его музыкальные предпочтения. И, наконец, принцип эмоциональной насыщенности требует создания на занятиях атмосферы радости и увлеченности, чтобы музыка вызывала у детей положительные эмоции и желание активно участвовать в музыкальной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет четкие требования к музыкальному развитию детей. В частности, стандарт определяет, что музыкальное развитие должно быть направлено на формирование у детей интереса к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, приобщение к различным видам музыкальной деятельности и формирование элементарных представлений о музыкальных жанрах и стилях. ФГОС ДО подчеркивает важность использования музыки в различных видах детской деятельности, в том числе в играх, театрализованных представлениях и праздниках, для создания благоприятной эмоциональной атмосферы и стимулирования творческого развития детей.

Основные формы музыкальной деятельности в ДОУ.

Музыкальные занятия:

  • Типы музыкальных занятий (тематические, комплексные, интегрированные).
  • Структура музыкального занятия (организационный момент, слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры).
  • Требования к музыкальному репертуару.

Музыка в повседневной жизни ДОУ:

  • Утренняя гимнастика под музыку.
  • Музыкальное сопровождение режимных моментов.
  • Музыкальные игры и развлечения на прогулке.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей:

  • Создание музыкального уголка в группе.
  • Обеспечение детей разнообразными музыкальными инструментами и материалами.
  • Поддержка детской инициативы в музыкальном творчестве.

Развлечения и праздники:

  • Виды развлечений и праздников (тематические, календарные, спортивные).
  • Подготовка и проведение развлечений и праздников (выбор темы, составление сценария, подбор музыкального репертуара, изготовление костюмов и декораций).

Работа с семьей по музыкальному воспитанию:

  • Консультации для родителей.
  • Открытые занятия.
  • Совместные праздники и развлечения.
  • Привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций.

(Практическая часть - 60 минут)

Анализ и разбор структуры музыкального занятия (15 минут):

  • Предлагается видеозапись музыкального занятия.
  • Участники анализируют структуру занятия, определяют его цели и задачи, выявляют методические приемы, используемые педагогом.
  • Обсуждение положительных и отрицательных моментов в организации и проведении занятия.

Практические упражнения (30 минут):

Упражнение 1: "Музыкально-ритмические движения".

  • Ведущий показывает несколько простых танцевальных движений, соответствующих различным музыкальным жанрам.
  • Участники повторяют движения.
  • Обсуждение методики обучения детей музыкально-ритмическим движениям.

Упражнение 2: "Игра на детских музыкальных инструментах".

  • Участники делятся на группы.
  • Каждой группе предлагается сыграть простую мелодию на детских музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон, бубен, маракасы, трещотки и др.).
  • Обсуждение методики обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Упражнение 3: "Музыкально-дидактические игры".

  • Ведущий проводит несколько музыкально-дидактических игр (например, "Угадай мелодию", "Что звучит?", "Ритмическое эхо").
  • Обсуждение целей и задач музыкально-дидактических игр, их роль в развитии музыкальных способностей детей.

Моделирование фрагмента музыкального занятия (15 минут):

  • Участники делятся на группы по 2-3 человека.
  • Каждая группа получает задание: разработать фрагмент музыкального занятия, включающий один из видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
  • Представление и обсуждение разработанных фрагментов занятий.

(Обмен опытом и дискуссия - 30 минут)

  • Участники делятся опытом организации музыкальной деятельности в своих ДОУ.
  • Обсуждение проблемных вопросов и поиск путей их решения.
  • Вопросы и ответы.

(Заключение - 10 минут)

  • Подведение итогов семинара.
  • Выдача раздаточного материала (методические рекомендации, примеры конспектов занятий, список музыкального репертуара).
  • Рефлексия: "Что нового я узнал(а) на семинаре?", "Что я буду использовать в своей работе?"
  • Благодарность участникам за активное участие.

Материалы и оборудование:

  • Музыкальный центр (или ноутбук с колонками).
  • Видеозаписи музыкальных занятий.
  • Детские музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, бубен, маракасы, трещотки и др.).
  • Карточки с изображениями музыкальных инструментов.
  • Аудиозаписи музыкальных произведений.
  • Раздаточный материал (методические рекомендации, примеры конспектов занятий, список музыкального репертуара).
  • Бумага, ручки, фломастеры.

Методические рекомендации:

  • При подготовке к семинару необходимо учитывать уровень подготовки участников.
  • Теоретическую часть следует излагать доступным и понятным языком.
  • Практическая часть должна быть максимально интерактивной и вовлекать всех участников в активную деятельность.
  • Необходимо создать благоприятную атмосферу для обмена опытом и дискуссии.
  • В раздаточный материал следует включить полезную и актуальную информацию.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня знаний педагогов о музыкальной деятельности в ДОУ.
  • Расширение представления о различных формах работы с детьми в музыкальной сфере.
  • Овладение практическими навыками проведения музыкальных занятий.
  • Повышение мотивации педагогов к творческому подходу в организации музыкальной деятельности.

Дополнительные идеи для семинара:

  • Приглашение опытного музыкального руководителя для проведения мастер-класса.
  • Организация выставки методических материалов по музыкальному воспитанию.
  • Проведение конкурса на лучший конспект музыкального занятия.

Заключение

Подводя итоги нашего семинара-практикума, мы можем с уверенностью сказать, что музыкальная деятельность является неотъемлемой и чрезвычайно важной частью развития ребенка дошкольного возраста. Она не только обогащает духовный мир малыша, формирует его эстетический вкус и развивает творческие способности, но и способствует развитию речи, координации движений, памяти, внимания, и, в конечном итоге, положительно влияет на его общее интеллектуальное и эмоциональное развитие.

В ходе семинара мы:

  • Рассмотрели ключевые аспекты организации музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Углубились в понимание различных форм музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах и импровизация.
  • Изучили эффективные методы и приемы работы с детьми, позволяющие сделать занятия интересными, познавательными и результативными.
  • Поделились практическим опытом, обсудили проблемные вопросы и получили ценные рекомендации от коллег.
  • Создали банк идей и методических разработок, которые можно будет применять в своей практической деятельности.

Надеемся, что полученные знания и навыки помогут вам, уважаемые педагоги, эффективно организовывать музыкальную деятельность в ваших дошкольных учреждениях, создавать благоприятную среду для развития музыкальных способностей детей и формировать у них любовь к музыке.

Важно помнить, что музыкальная деятельность должна быть не только организованной и систематической, но и творческой, увлекательной и доступной для каждого ребенка. Только в этом случае мы сможем добиться максимального эффекта и внести значительный вклад в гармоничное развитие наших воспитанников.

В заключение хочется пожелать вам, дорогие коллеги, вдохновения, творческих успехов и неиссякаемого энтузиазма в вашей благородной работе! Пусть музыка всегда звучит в сердцах ваших воспитанников!

Спасибо за активное участие в семинаре-практикуме!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".

Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести  ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......

Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"

Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей....

Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

   Данный материал познакомит родителей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочета...

Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума в г. Нижнекамск "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"

В статье раскрыватся опыт работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста" ...

Статья в сборнике регионального семинара-практикума в г.Нижнекамск "Проектная деятельность в детском саду"

Статья из опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Данный семинар-практикум позволяет раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой ак...

Семинар-практикум "Оригами для самых маленьких " для воспитателей детского сада.

Данный материал я использовала в своем семинаре для воспитателей младших групп. Очень доступный текст....