Развитие эмоционального интеллекта у детей младшей группы (3–4 года)
учебно-методический материал (младшая группа)

Школина Радина Васильевна
Статья представляет собой практико-ориентированный методический материал по развитию эмоционального интеллекта у детей 3–4 лет в условиях ДОУ. В материале систематизированы эффективные приёмы и игровые технологии, позволяющие педагогам:  
 
- формировать у дошкольников способность распознавать и выражать эмоции; 
- развивать эмпатию и навыки коммуникации;  
- создавать эмоционально безопасную среду в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшей группы (3–4 года)

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность понимать свои и чужие эмоции, управлять ими и выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Для детей 3–4 лет развитие ЭИ особенно важно: в этом возрасте они активно учатся взаимодействовать с миром, но ещё не умеют выражать чувства словами. Как помочь малышам? Давайте разберёмся!

Почему эмоциональный интеллект важен в младшем дошкольном возрасте?

Младшая группа – период, когда дети:

Осознают себя как личность («Я сам!»).

Начинают проявлять эмпатию (сопереживание).

Сталкиваются с первыми конфликтами (из-за игрушек, внимания взрослых).

Часто выражают эмоции через крик, слёзы или агрессию.

Задача педагога – научить их распознавать эмоции и реагировать правильно.

Методы развития эмоционального интеллекта у детей 3–4 лет

1. Игры на распознавание эмоций

«Зеркало»

Дети по очереди изображают эмоции (радость, грусть, злость), а остальные угадывают. Можно использовать карточки с картинками.

«Как себя чувствует мишка?»

Покажите игрушку и спросите: «Мишка упал – что он чувствует? А если ему подарили мёд?» Обсуждайте причины эмоций.

2. Сказкотерапия и чтение книг

Подберите книги, где герои ярко проявляют эмоции:

- «Грустный гном, весёлый гном» (А. Орлова).

- «Как ослик счастье искал» (И. Зартайская).

После чтения спрашивайте: «Почему зайка плакал? Как ему помочь?»

3. Ролевые ситуации

Проигрывайте сценки:

- «Маша забрала у Пети машинку. Что он почувствовал?»

- «Катя упала и плачет. Как её утешить?»

Важно учить не только распознавать эмоции, но и реагировать на них (пожалеть, извиниться).

4. Творческие методы

Рисование эмоций

Предложите нарисовать «весёлое солнышко» или «грустного дождика». Спросите, почему они выбрали такие цвета.

Эмоциональные пазлы

Соберите лицо из частей: «Сделаем весёлого клоуна! Где у него глаза-полумесяцы?»

Как создать эмоционально безопасную среду в группе?

1. Личный пример

Говорите о своих чувствах: «Я расстроена, что вы шумели, но теперь мне приятно, что вы меня слушаете».

2. Ритуалы для снятия напряжения

- «Мешочек злости» (дети «складывают» в него свою злость).

- «Уголок уединения» с мягкими подушками и игрушками-антистресс.

3. Похвала за эмоциональную отзывчивость

Подчёркивайте хорошие поступки: «Саша, ты пожалел Лену – это очень добро!»

Вывод

Развитие эмоционального интеллекта у детей 3–4 лет – это не отдельные занятия, а ежедневная практика. Через игры, сказки и живое общение мы помогаем малышам:

- Лучше понимать себя и других.

- Меньше конфликтовать.

- Закладываем основы психического здоровья.

А как вы развиваете ЭИ в своей группе? Делитесь идеями в комментариях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию игровой деятельности у детей младшей группы (2-3 года)

Данное планирование развития игровой деятельности составлено на основе методической литературе Н.Ф.Губановой "Развитие игровой деятельности вторая группа раннего возраста 2-3 года"...

Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте. Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам...

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей....

Планирование занятий по развитию эмоционального интеллекта у детей средней группы 4-5 лет

Эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоция...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) для детей младшей группы (3-4 года) на тему: «Божья коровка»

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (тычком) для детей младшей группы будет интересен как педагогам, так и студентам педагогических вузов и колледжей....

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...