Методическая разработка «Совершенствование музыкально – ритмических движений дошкольников (4-5 лет) с помощью музыкальных игр»
методическая разработка (средняя группа)

Большакова Ирина Александровна

          Работая над развитием музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, невольно обращаешь внимание на возникающие трудности при выполнении движений по словесной инструкции, при выполнении серии движений. Многие дети испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность действий, опускают его составные части.

          В ходе анализа результатов изучения исходного состояния музыкально - ритмического развития детей, возникла необходимость совершенствования музыкально - ритмических движений.  И лучше всего это делать в самой естественной и интересной для детей деятельности - в игре, а в частности – в музыкальной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc101.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Совершенствование музыкально – ритмических движений дошкольников (4-5 лет) с помощью музыкальных игр»

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..…………3

1.Теоретическое обоснование опыта……………………………………………………….5

2. Технология работы ………………………………………………………………..……8

Заключение…………………………………………………………………………………17

Библиографический список ……………………………………………………………….18

Приложение  ……………………………………………………………………………….19

         

«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка исправляет душу»         Платон

Введение.

          Движение лежит в основе жизни человека. Его можно рассматривать как основные проявления деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы ребёнок интенсивно растёт и развивается, а движения становятся его потребностью. По движениям ребенка можно судить о его физическом развитии. К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами психомоторного развития. Наблюдаются нарушения в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения.

         В нынешний век, век всеобщей компьютеризации, дети, зачастую, предоставлены сами себе. Самыми доступными развлечениями, не требующими никаких физических и интеллектуальных  усилий, являются просмотр телевизора и компьютерные игры, то есть дети имеют недостаточную двигательную активность. Надо заметить актуальность мысли Ю.Змановского «Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводят к нарушениям его регулирующей функции».

          Работая над развитием музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, невольно обращаешь внимание на возникающие трудности при выполнении движений по словесной инструкции, при выполнении серии движений. Многие дети испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность действий, опускают его составные части.

          В ходе анализа результатов изучения исходного состояния музыкально - ритмического развития детей, возникла необходимость совершенствования музыкально - ритмических движений.  И лучше всего это делать в самой естественной и интересной для детей деятельности - в игре, а в частности – в музыкальной игре.

          Использование музыкальных игр актуально в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно игры в доступной и интересной форме, дают возможность ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, прыгать, скакать, подражать животным, птицам и т.д.

        Решая проблему развития музыкально-ритмических движений средствами музыкальных игр, выявили противоречия между большим развивающим эффектом музыкальных игр и ограниченным их использованием в работе с детьми. Выявленные противоречия позволили определить ведущую педагогическую идею опыта: создание психолого – педагогических условий совершенствования музыкально – ритмических движений средствами музыкальных игр у детей 4-5 лет.

         Длительность работы над опытом по разрешению противоречия между необходимостью повышения уровня развития музыкально-ритмических движений средствами музыкальных игр и недостаточными возможностями традиционного подхода к проблеме разделена на три этапа с сентября  по апрель :

I этап – начальный    (обзор и изучение литературы по данной теме, планирование работы)

II этап - основной (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты)

III этап – заключительный (обобщение опыта работы).

       Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, постановку цели, осмысление задач предстоящей работы, подбор диагностического материала, выбор музыкальных игр, сопутствующих методов и приёмов, продумывание форм работы с детьми, родителями, педагогами, составление плана – графика работы на год.

        Основной этап  - констатирующий эксперимент: наблюдение за детьми в процессе игры  и выявление уровня сформированности музыкально – ритмических движений у детей на начало года (по технологии Э.П. Костиной «Камертон»). В формирующем эксперименте была проведена апробация технологий использования широкого спектра музыкальных игр в развитии музыкально–ритмических движений в условиях работы дошкольного образовательного учреждения. Диагностика на этапе контрольного эксперимента доказала успешность выбранной технологии в совершенствовании музыкально – ритмических движений детей 4-5 лет средствами музыкальных игр.

       Заключительный этап – размещение опыта работы в педагогических сообществах, разработка рекомендаций для музыкальных руководителей, педагогов и родителей, трансляция достижений детей  (выступления на праздничных мероприятиях, участие в творческих конкурсах).

Диапазон данного опыта представляет широкий спектр музыкальных игр в системе: «образовательная деятельность - мероприятие – повседневная жизнь дошкольника.

  1. Теоретическое  обоснование  опыта

    Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития музыкально – ритмических движений, разработанные известными психологами и педагогами Л.С.Выготским, Б.М. Тепловым, В.А. Сухомлинским, Д.Б. Элькониным, В.А. Ветлугиной, Н.А. Метловым. Проблеме развития музыкально – ритмических движений посвящены современные методологические пособия и практические разработки А.И. Бурениной, Е.Ю. Шаламоновой, И.В. Бодраченко, И.М. Каплуновой, И.А.Новоcкольцевой, Г.И. Анисимовой, М.Ю. Картушиной.

         Психологи отмечают, что у детей рано проявляется слуховая чувствительность. По данным Люблинской А.А., у малыша на 10 – 12 день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается

       Положительное влияние музыки на общую функциональную деятельность доказано. Об этом писал Сеченов М.И., характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Связь между музыкой и движениями очевидна и не ограничивается только согласованностью их общего характера. Движение позволяет полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь, придаёт движению лёгкость, ритмичность, выразительность.

          В условиях организованной образовательной деятельности развитие музыкально – ритмических движений происходит в процессе музыкальных  игр. Особая роль в развитии движений принадлежит игре. Как писал известный психолог Л.С. Выготский: «Игра – источник развития и создаёт зону ближайшего обучения….».     Воздействие музыкальных игр на развитие музыкально-ритмических движений можно рассматривать в трех аспектах:

Первый аспект - физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова в положительной взаимосвязи музыки и движений, повышающей общий жизненный тонус, регулирующей деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной систем, формирующей произвольность психических функций.

Второй аспект - психологический. Музыкальная игра воздействует на эмоционально – личностную сферу, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект - педагогический. Посредством музыкальных игр воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

        Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

          Н.А. Метлов выделил с воспитательной точки зрения игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, голос, чувство ритма, умение согласовывать движения с текстом песни.

          Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально - сенсорных способностей показала важную роль музыкально – дидактических игр. В дальнейшем разработка этих игр была продолжена А.И. Зиминой. Специально подобранные музыкально–дидактические игры через музыкально-ритмические движения углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности детей, а совместные действия в коллективе развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

          С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.Соковнина изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

           Е.Д. Макшанцева, Р. Попцова, Е.Ю. Шаламонова предложили новую форму музыкальных игр - игры – забавы. Они способствуют развитию речи, правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.

           Разнообразие игр – превращений, образно – двигательных игр – упражнений М.А.  Михайловой, Н. Ворониной,  И.Г. Галиченко, Т. Боровик, О.С. Боромыковой, Л.А. Лялиной помогут овладеть элементами выразительного движения, научат ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия друг с другом, способствуют развитию у детей фантазии, воображения.

         «Сто музыкальных игр»  Г. И. Анисимовой  помогут развить память, внимание, мышление.  Координационно – подвижные и пальчиковые игры И. В. Бодраченко, И.А. Новоскольцевой, И.М. Каплуновой, ритмо-речевые М.Ю. Картушиной, Е.Ю. Шаламоновой,  коммуникативные игры – танцы А.И. Бурениной, М.А. Михайловой  несут в себе положительный, оздоравливающий эффект, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

           Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию движений являются и «Игры со словом», использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает активизировать у ребенка творческие проявления.

            Таким образом, использование многообразия музыкальных игр в работе с детьми дошкольного возраста положительно влияют на общую функциональную деятельность, формирование психических процессов, музыкального слуха, координации движений, эмоционального состояния. Новизна опыта состоит в заимствовании и комбинировании элементов известных методик  Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метлова  и технологий А. И. Бурениной,  М. Ю. Картушиной , Е. Ю. Шаламоновой, Г. И. Анисимовой, И. В. Бодраченко, И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, нацеленных на формирование движений.

         Данный опыт возможно использовать в дошкольных образовательных учреждениях при реализации образовательной области «Музыка» с детьми среднего дошкольного возраста.  Для достижения более высоких результатов необходимо создание музыкально-предметной развивающей среды в группах ДОУ. Также немаловажным для реализации данного опыта является профессионализм педагога, желание постоянно совершенствоваться, искать новые подходы к музыкальному развитию детей.

  1. Технология работы

Цель – обеспечение положительной динамики в развитии музыкально-ритмических движений  у  дошкольников средствами широкого спектра музыкальных игр в единой системе: «образовательная деятельность – мероприятие – повседневная жизнь дошкольника».

Подбор и систематизация музыкальных игр осуществлялась с учётом возрастных особенностей и поставленных задач:

Воспитательные                                                

    - воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

    - воспитание эстетического отношения к окружающему, развитие

       чувств и эмоций;

Образовательные

     - совершенствование речевых, певческих, двигательных навыков;

     - развитие музыкальных, творческих, коммуникативных    

       способностей;

 Развивающие

     - способствовать развитию выразительности движений;

     - развивать ориентировку в пространстве;

     - развитие координации движений и нормализации темпа и ритма;

 Оздоровительные

       - укрепление сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной

         систем, костно-мышечного аппарата;

       - совершенствование быстроты двигательной реакции.

      Достижение планируемых результатов предполагает выполнение ряда условий:

Научно – исследовательские: определение психолого-педагогического воздействия музыкальных игр на развитие музыкально – ритмических движений в трудах известных психологов и педагогов, в изданиях периодической печати, а также в интернет – ресурсах. 

Методические: изучение опыта работы коллег – музыкальных руководителей, педагогов, специалистов; подбор и систематизация  музыкальных игр с учётом возрастных особенностей, составление плана-графика работы, выбор форм работы, методов и приёмов.

Организационно – педагогические:

- организация и участие в работе проблемно – творческой группы с целью внедрения музыкальных игр в образовательную деятельность других педагогов, повседневную жизнь дошкольника (прогулки, зарядку, физкультминутки, побудки, НОД по физическому воспитанию, самостоятельную музыкальную деятельность детей:

- создание материально–технической базы (насыщение предметно – развивающей среды, подбор игр и музыкального сопровождения к ним)

- апробирование музыкальных игр в учебно-образовательном процессе,  в повседневной жизни детей c соблюдением дидактических принципов обучения: систематичность, постепенность, последовательность, повторность

- создание условий для успешного взаимодействия с родителями (беседы, консультации, мастер – классы, информационные стенды)

           В процессе разучивания музыкально – ритмических движений использовались разнообразные методы и приемы:

1. Наглядно – слуховые методы:

-  исполнение музыки или песни к игре (сформировать общее представление);

-  далее идет образный рассказ об игре, создается мотивация игры, детьми осваивается игровое содержание;

- использование в качестве наглядности детских музыкальных инструментов.

2. Наглядно – зрительные методы:

- показ педагогом последовательности движений под запись или под напевание мелодии к игре (важно помнить о «зеркальности» показа);

- показ движения ребенком, заранее усвоившим это движение или быстро усвоившим после показа взрослого;

-  для развития внимания и умения анализировать используется «сравнительный показ» (правильный и неправильный показ).

- использование наглядных пособий: иллюстраций, музыкально - дидактических игр, атрибутов;

- тактильно – мышечная наглядность в оказании индивидуальной помощи как в непосредственно образовательной деятельности для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения, так и на индивидуальных занятиях для улучшения усвоения движений и т.д. Иногда в такой

роли может выступить способный ребенок.

         Эти приемы оживляют образовательную деятельность, мобилизуют внимание, побуждают к правильному исполнению.

3. Словесные методы:

- Объяснения: короткие, чёткие, эмоциональные. Например: «В лесу тихо, хорошо. Пойдемте гулять (идут под музыку «Прогулка»). Засветило солнышко, запели птицы: ку-ку, тень-тень, чик-чирик. Давайте повторим, как поют птицы (повторяют). Мы гуляли, слушали птиц, и вдруг загремел гром (барабан). Бегите ко мне, прячьтесь под зонт (звучит «Дождик»)

- Указания: обращены как ко всем, так и индивидуально, очень тихо, не отвлекая внимание всех.

- Вопросы должны быть конкретными, понятными. Этот один из наиболее важных словесных приемов побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

4. Практический метод представлен в многократном повторении трудных мест или всей игры в целом. Он очень полезен: детям удается лучше почувствовать само движение, технику исполнения, избежать ошибки при разучивании. Разучивая трудные движения, используется принцип поэтапности. Например, при разучивании «полуприсядки» сначала надо научиться выполнять приседания «пружинки», а уже потом добавить выставление ноги на пятку.

5. Игровые методы. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы каждый ребенок мог себя раскрыть, применяем игровые методы. Например, дети не просто ходят в полуприсяде (гномики), а «идут по низкому проходу в пещере, держа в руке фонарики». Такой игровой метод способствует органичному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движений, и помогающий скоординировать движения с музыкой.

 6. Проблемно - поисковые методы, которые дают возможность детям искать самостоятельно различные варианты движений, а не только по показу педагога.

           Методические приёмы могут быть обращены сразу ко всей группе или направлены на активизацию каждого ребенка в отдельности:

- исполнение индивидуальной роли разными детьми;

- распределение на подгруппы: одни поют – другие выполняют движения, затем меняются ролями;

- постепенное включение в игру всех детей или игры со сменой пары.

         Чаще всего в своей работе используется следующее сочетание приемов:

- упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный метод);

- показ и объяснение педагога (наглядный + словесный);

- объяснение педагога и упражнение детей (словесный +практический);

- индивидуальная помощь  детям (тактильно – мышечная наглядность +упражнение).

         Использование таких методических приёмов и подготовительных упражнений, дают положительные результаты в развитии музыкально – ритмических движений.

        Совершенствование музыкально–ритмических движений детей с помощью музыкальных игр проводилось во время организованной образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой, индивидуальной. В повседневной жизни детей, в режимных моментах (на зарядке, как физкультминутки, на прогулке, на НОД по физическому воспитанию, в самостоятельной деятельности детей, побудки), а также на различных мероприятиях (развлечения, досуги, музыкальные гостиные, праздники и т.д.). Дома, в кругу семьи, дети с удовольствием играли в музыкальные игры вместе с родными.  Этому способствовали консультации для родителей, транслирование музыкальных игр на праздниках, информация в родительских уголках, на сайте учереждения, домашние задания.      

         Музыкальные игры отличаются разнообразием и развивающей направленностью:

- Статические (стоя и сидя) - развивают собранность; помогают снять мышечное напряжение; сохранять равновесие тела; быстро выполнять двигательные действия без  физических усилий.

- Подвижные игры - развивают волевую сферу; быстроту реакции на звуковой раздражитель, двигательные навыки; формируют коммуникативные способности.  

- Речедвигательные игры -  ритмические навыки и умения

развивают вокально-слуховую и двигательно - слуховую координацию; нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.  

- Игры с пением  - развивают функции голосообразования и свойства голоса, память, музыкальный слух; способствуют развитию координации движения с пением.    

- Ритмические игры  - развивают  чувство ритма, интонационную выразительность речи с помощью двигательных упражнений  

- Игры со словом (потешки, прибаутки) - формируют  ритмичность и меткость речи, развивают выразительность движений в нужном темпе и ритме; одновременно совершенствуют  двигательные навыки: прыжки, поскоки, переменный шаг, галоп.

- Коммуникативные игры  - танцы  -  развивают двигательные процессы, позитивные самоощущения постепенно и незаметно в игровой форме.    

         В процессе индивидуальной и подгрупповой работы с детьми используется дифференцированный подход к подбору музыкально-игрового репертуара. Это позволяет детям лучше осваивать средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. В работе с медлительными детьми применяется стимулирующая музыка, для повышения общего жизненного тонуса. С такими детьми играем в подвижные музыкальные игры, требующие дополнительных усилий, тренировок, упражнений. В работе с расторможенными детьми включается успокаивающая музыка умеренного темпа, снижающая возбужденное состояние коры головного мозга. Для таких детей проводятся хороводы, инсценировки

        Формируя понимание музыкально-игрового задания, важно направлять слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры, а так же способствовать развитию движений, познавательных процессов, активизации чувств.

          Положительный результат в работе по реализации разработанной системы музыкальных игр достигался в процессе совместной работы педагогов детского сада и родителей, при активной роли самого ребенка:

Схема взаимодействия участников образовательного процесса

в развитии музыкально-ритмических движений

            Воспитатель – первый помощник, как при проведении организованной образовательной деятельности, развлечений, праздников, так и в индивидуальной помощи детям, в организации игровых моментов на прогулке, в самостоятельной музыкальной деятельности, в использовании игровых физкультминуток. Поэтому совместно с воспитателем прививаем любовь к музыкальным играм, так как они  вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Музыкальность, песенность, разнообразие игр позволяет воспитателю с успехом использовать их в повседневной жизни дошкольника.  

         Совместная работа с логопедом направляется на развитие психофизиологических функций у детей, имеющих нарушения речи, памяти, внимания, мышления, восприятия пространственных представлений, зрительно моторных координаций. Такая взаимосвязь необходима для определения основных направлений  работы и выбора использования методических приёмов, а также при обсуждении результатов работы, оценки эффективности использования игрового репертуара.    

        Закрепляется игра и  в совместной  организованной образовательной деятельности с инструктором по физической культуре для более раскрепощенного исполнения детьми основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, поскоки, галоп и т.д.), навыков размещения в пространстве (построение  в круг, колонну и т.д.),  уточнения понятий в ориентировке, умения согласованно действовать в коллективе,  осознанно относиться к своим движениям.

          Работа с родителями – одно из важнейших направлений по развитию движений. С этой целью создаем благоприятные условия для игровой деятельности дома и в совместных прогулках. Для родителей проводим консультации (Приложение №1), индивидуальные беседы, мастер – классы, разрабатываем домашние задания с применением музыкальных игр, которые помещаем в информационные стенды и на музыкальной страничке сайта детского сада.

         Таким образом, использование музыкальных игр было направлено на всестороннее развитие каждого ребенка: становление основ музыкальности, стимулирование устойчивой потребности слушать музыку, умение оценивать эстетическую сторону игр, активизацию восприятия музыки и движений, формирование опыта ценностных ориентаций по отношению к окружающему миру, обогащение объема музыкально–двигательных представлений и умения их применять на практике, умение различать  элементарные выразительные средства, создающие музыкальный образ: темп, динамические  изменения, регистры.

Библиографический список  

1. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для  развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2005.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П. , Соковнина Е.Н. Музыка и движение. -  М., 1983.

3. Бодраченко И.В. Речевые игры //Музыкальный руководитель, 2007.№1  

4. Боровик Т. Ритмодикламация //Музыкальный руководитель, 2004.№5.

5. Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» - С - пб.: Детство Пресс.  – 1999.  

6. Буренина А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей. - С  - пб.: Музыкальная палитра, 2004.

7. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – С - пб.: - 2000.  

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.-М.: Просвещение, 1981.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Психология: Классические труды – М.: Просвещение, 1996.

10.  Галиченко И.Г., Михайлова М.А.Танцуем, играем, всех приглашаем. –    Ярославль, Академия развития. – 2006.

11. Зимина А.Н. Большой хоровод. -М.:   Издательское объединение «Композитор», 1993.

12.  Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Зимние забавы. - Санкт- Петербург: Издательство «Композитор», 2006.

13.  Картушина М.Ю. Народные праздники. – М.: ТЦ Сфера.  2006.

14. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. –М.:ТЦ Сфера. – 2008.  

15. Макшанцева Е.Д. Скворушка Аркти. – М.: ИЛЕКСА.1998.  

16.  Метлов Н.А. Музыка детям.- М.: Просвещение, 1985.

17. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Спб.: Музыкальная палитра, 2004.

18.  Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль: Академия развития, 1996.

19.  Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –  Ярославль: Академия развития, 1996.

20.  Попцова Р. Пальчиковые игры //Музыкальный руководитель.2006, №1.

21. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Просвещение, 1987.

22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Просвещение, 1986.

23.  Шаламонова Е.Ю. Веселая гимнастика //Музыкальный руководитель. 2007, №1.

24.  Эльконин Д.Б. Психология игры .  – М: Просвещение, 1986.    

 

Приложение № 1. Консультация для воспитателей: «Обувь для праздников»

Приложение № 2. Консультация - практикум для родителей: «Почему в чешках».

Приложение № 3. «Система музыкальных игр»

Приложение № 4. План – график освоения музыкальных игр.

Приложение № 5. Мониторинг развития музыкально – ритмических движений детей  4-5 лет (по технологии Э.П.Костиной «Камертон»)

Приложение № 6. Педагогическое обследование музыкально – ритмических движений детей средних групп.

Приложение № 7. НОД для детей среднего дошкольного возраста на основе музыкально – ритмических игр «В гости к дедушке Егору».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование, средствами музыки, музыкально-ритмических движений дошкольников.

Занимаясь вопросами музыки и движения на протяжении многих лет, я, проанализировав программу воспитания в детском саду, пришла к выводу, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошко...

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Методическая статья о музыкально ритмическом развитии дошкольников....

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Материал этого доклада предназначен для воспитателей ДОУ и родителей....

Система работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников

В системе работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников раскрывается содержание профессиональной деятельности музыкального руководителя  с детьми от 4 до 7 лет. Система предпола...

План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»

Конспект рассчитан на детей старшей  группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...

Технология развития музыкально-ритмических движений дошкольников

    Данный материал представляет собой готовую педагогическую технологию музыкального обучения, воспитания и развития дошкольников и будет интересен музыкальным руководителям, воспита...

Мастер класс для педагогов «Флешмоб как инновационное форма организации музыкально-ритмических движений дошкольников», конкурс "Воспитатель Оренбуржья - 2023"

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим в области «Художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» (музыка) и родителям....