Игры и упражнения, направленные на развитие «Интеллектуального компонента» детей 6-7 лет.
картотека (подготовительная группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

Предлагаю игры для азвития интеллектуального компанента  детей 6-7 лет для успешной подготовки воспитанников к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие «Интеллектуального компонента»

  1. Игра «Раз, два, три, Маша, смотри!»

За ширмой (за картонкой или платочком) выложите мелкие одинаковые предметы: каштаны, счётные кубики, просто кубики, детали Lego. Но не просто так, а группами по две, по четыре, по шесть штук. Потом ненадолго поднимаете картонку и говорите: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываете снова. Дети должны сказать, сколько каштанов (кубиков или деталей Lego) лежит за ширмой.

  1. Упражнение «Птичка в клетке» 

Рисуете квадрат: поле из девяти клеток 3*3. В середину ставите магнит (монетку, пуговицу), это будет «птичка». А дальше кто-то из игроков командует: «вверх, вправо, вниз, вниз». Остальные должны вычислить, где теперь окажется «птичка». Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются с правильным ответом. Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.

  1. Упражнение «Отгадывание небылиц» 

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла. 4. Упражнение «Найди лишнее» 

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил. 5. Упражнение «Отвечай быстро» Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

6. Упражнение «Назови как можно больше» 

Возвращаясь домой из детского сада, попросите ребенка назвать предметы, которые можно катить (переставлять, двигать, бросать, протирать, пилить, красить и т.п.).

7. Упражнение «Добавь нужное слово» 

Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий). Предлагайте указать место жительства (собака – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога)) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит)).

8. Упражнение «Соедини точки» 

Инвентарь: бумага, ручка или цветные карандаши. Нанесите точки на лист бумаги. Попросите ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура. А затем пусть он сам нарисует точки и даст соединить их вам. Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры. Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.

9. Упражнение «Бывает – не бывает» 

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

10. Упражнение «Закончи слово» 

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать!». Вы начинаете слово и произносите только его первую часть, а ребенок продолжает. Если он быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

11. Упражнение «Угадай, что это?» 

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например,: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

12. Упражнение «Кто кем будет?» 

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

13. Упражнение «Назови одним словом»

Ребенку называют слова и просят назвать их все одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты и т.д. Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - …, птицы - …

14. Упражнение «Разложи по порядку» 

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

15. Упражнение «Сравни предметы» 

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?». Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

16. Упражнение «Как это можно использовать?» 

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

17. Упражнение «Сыщик» 

Дидактический материал: схема комнаты (можете нарисовать ее самостоятельно), на которой отмечены все предметы мебели (стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван) и крестиком отмечено место, где спрятана игрушка. Взрослый говорит ребенку: «На листочке/карте нарисован план комнаты. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник - диван, это - дверь, это - шкаф, это - окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».

18. Упражнение «Тонет - не тонет» 

Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный и металлический шарики; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан. Ребенку предлагаются все приготовленные предметы. Взрослый говорит: «Раздели эти предметы на две группы: одна группа - предметы, которые тонут, а другая - предметы, которые не тонут». Далее ребенок может, опуская в воду предметы, проверить, правильно ли он справился с заданием.

19. Упражнение «Загадки» 

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает») не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого: • Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови) • Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток) • Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом и на улицу. (Окно) • Свернется – с кошку, растянется – с дорожку. (Веревка) • Днем спит, ночью летает - прохожих пугает. (Сова) • Ты возьми особый глаз. Быстро взглянет он на вас. И появится на свет. Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат) • Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука) • В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник) • В брюхе баня. В носу – решето. На голове – пуговица. Одна рука, да и та на спине. (Чайник) Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, составленные самими родителями, например: • Передние лапы короткие, а задние длинные. (Заяц) • Сам говорит, а других не слышит. (Радио, телевизор) • Четыре ноги, да не ходит. (Стол) • Носик есть, да не дышит, ручка есть, да не машет. (Чайник)

20. Упражнение «Что пропало?» Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам. Если ребенку становится легко выполнять задание, можете постепенно увеличивать количество предметов. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек

21. Упражнение «Разложи, как я» Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите его повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует зрительную память и умение считать.

22. Упражнение «Я положил в мешок…» 

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что- нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т.д.): "В саду у бабушки растут груши, сливы..." (Порядок тот же.) В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие. 23. Упражнение «Я – фотоаппарат» 

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.

 24. Упражнение «Две башни» 

Для этого упражнения необходимо склеить две башни из спичечных коробков. В одной башне будет три коробка, а в другой - четыре. Сначала положите пуговицу в один из коробков, а задача ребенка – назвать, в какой башне и в каком отделении находится пуговица. Далее можно будет использовать две пуговицы в разных башнях.

25. Упражнение «Тактильная память» 

Завяжите глаза ребенку и кладите в его руку разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.

26. Упражнение «Каскад слов» 

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов

27. Упражнение «Спрячь игрушки» 

Дидактический материал: три игрушки. Взрослый просит ребенка спрятать три игрушки в комнате. При этом ставит ребенку условие, что через неделю он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

28. Упражнение «Пуговицы» 

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

29. Упражнение «Гуляем по зоопарку» Попросите ребёнка закрыть глаза и представить, что вы находитесь в зоопарке. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил… Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает. Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам. В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.

30. Упражнение «Выложи кружочки» 

Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета. Взрослый выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 секунд запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются листом бумаги. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил взрослый. Если ребенок воспроизвел вашу последовательность правильно, то позвольте ему выложить какую-нибудь свою последовательность кружков, чтобы вы теперь попробовали ее повторить. Поиграть 2-3 раза.

31. Игра «Палочки» 

Для этой увлекательной игры понадобится 30 - 40 палочек. Играть лучше вдвоём. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1-2 секунды накрою её листом бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту фигурку и затем выложить её в соответствии с этим образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигуру с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена ил и положена неправильно - это считается ошибкой. Начали!» Первая фигурка - «домик». Предлагаем несколько фигурок - «звёздочку», «снежинку», «ёлочку» одновременно. Можно придумать и свои фигуры. 32. Упражнение «Клякса» 

Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы Дети должны придумать, на что похожа клякса, и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

33. Упражнение «Продолжи рисунок» 

Дополнительно: бумага, ручки Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

34. Упражнение «Несуществующее животное» 

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: "Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

35. Упражнение «Закорючки» 

Дополнительно: бумага, ручки. Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

36. Упражнение «Пять точек» 

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка. На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

37. Упражнение «Оживление предметов» 

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной. Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

38. Упражнение «Имитация действий» 

Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой. Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу (или другому игроку) горячую картофелину.

39. Упражнение «Так не бывает» 

Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».

40. Упражнение «Ты рисуешь - ты и угадывай!» 

Количество игроков: кратное двум Дополнительно: листы бумаги, карандаши или фломастеры, повязка на глаза. Игроки разбиваются на команды. 1 команда загадывает рисунок. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза, и команда противников начинает говорить, куда вести карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Художник выполняет команды и старается угадать, что за рисунок в конечном итоге должен получиться. Как только художник угадывает рисунок, его команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков

41. Упражнение «Кто я?» «Кто я?» 

- спрашивает ведущий у игроков и изображает (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта ребенка.

42. Упражнение «Каменная гусеница» 

Дополнительно: камешки, краски, кисти А дальше дело фантазии! Как её сделать: 1. Найди 6-7 гладких камешков разного размера. 2. Хорошо помой их. 3. Вытри насухо. 4. Разукрась их в разные цвета и дай краски высохнуть. 5. Выложи камешки в ряд - от самого большого к самому маленькому. 6. Нарисуй на самом большом камне головку гусеницы и передние ножки. 7. Нарисуй на остальные ножки гусеницы. Игрушка готова!

43. Упражнение «Давай придумывать» Дополнительно: набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко Важно: изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр. Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает: - У кого предмет похож на такой карандаш? Ребенок, у которого палочка, отвечает: - У меня! И получает карточку с изображением карандаша. Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы. Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и упражнения, направленные на развитие физических качеств детей 6-7 лет.

Подвижные игры и упражнения, направленные на развитие физических качеств детей 6-7 лет....

Список дидактических игр и упражнений,направленных на развитие интеллектуальных способностей детей с 4 до 7 лет /По программе «Радуга»,автор Т.Н.Доронова/

Игра наиболее доступный  для детей вид деятельности. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элем...

Подвижные игры и упражнения, направленные на развитие физических качеств детей 3-5 лет.

Подвижные игры развивают у детей,ловкость, выносливость, гибкость, быстроту, силу....

Консультация для родителей «Игры и упражнения, направленные на развитие «личностного компонента» психологической готовности к школе».

Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он приходит в с...

«Сборник игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению»

laquo;Сборник игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению»...

Консультация - практикум "Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников"

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти и воображения....

Игры и упражнения, направленные на развитие «Мотивационного компонента» детей 6-7 лет.

Предлагаю рассмотреть несколько игр, с помощью которых можно облегчить привыкание детей к школе. Игры и упражнения, направленные на развитие «Мотивационного компонента»....