Образовательная программа «Мы талантливы во всем!»
рабочая программа

Нижникова Наталья Александровна

Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2026_kratkaya_annotatsiyaprogramma_po_teatralizatsii.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 368»

Образовательная  программа
«Мы талантливы во всем!»
 

Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательно-речевое»

Авторский коллектив:

Нижникова Наталья Александровна, воспитатель

Мандронова Наталья Анатольевна, воспитатель

Шишаева Марина Николаевна, музыкальный руководитель

                                                         г. Новосибирск

Краткая аннотация программы

Программа «Мы талантливы во всем!» предназначена для занятий театрализованной деятельностью с  детьми от 3-7 лет. Реализация данной программы составляет 4 года,  не ставит своей целью воспитание артиста. Ведущим направлением является формирование: чувства ритма, эмоционально-образного воспитания, выразительной речи. С помощью детского театра программа раскрывает основные закономерности коррекционно-развивающего воздействия на речевую деятельность, показывает эффективные игровые  приемы для преодоления речевых недостатков у детей. Отражает в содержании необходимый инструментарий для творческой самореализации детей, развивая при этом индивидуальность каждого ребенка. Структура написания программы соответствует требованиям, которые предъявляются нормативными документами. Методический материал поможет в работе воспитателям, специалистам, руководителям студий дополнительного образования. Театр - самый синтетический вид искусства. Новизна программы заключается в том, что демонстрируется интеграция:

-всех образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие;

- всех видов искусства: музыки, поэзии, литературы.  Живописи, скульптуры, искусства костюма, декорации, танца, балета.

 В основе разработанных занятий – игра выступает как метод художественной импровизации.

Построение данного курса опиралось на такие принципы как: единство эмоционального и сознательного; комплексное воспитание и развитие.   Методы исследования художественных способностей детей: словесные, проблемно-поисковые, метод игрового вхождения в ситуацию, метод поощрения, сравнения и художественного анализа, активизации творчества, практикум.

 Цель программы: приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

- углублять интерес детей к художественной литературе, воспитывать стремление к постоянному общению с книгой;

- воспитывать у детей желание участвовать в театрализованной деятельности, приобщать их к театральной культуре (знакомить с разными видами театров, театральными жанрами);

- способствовать развитию самостоятельной творческой художественной деятельности детей на основе фольклорных и литературных произведений;

- формировать чувство ритма, навыки вокального, танцевального исполнительства, выразительной связной речи;

- обогащать социальный опыт детей, представления об истории, традициях, культуре Родины путем ознакомления с фольклорными и литературными произведениями, формировать нравственные основы поведения ребенка;

- развивать у детей любознательность и инициативность;

- обогащать развивающую предметно-пространственную среду.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса детей к художественной литературе, к книге, к театрализованной деятельности;
  • развитие творческой художественной деятельности детей: сочинение загадок и сказок, создание образа героев художественных произведений в театрализованной игре;
  • обогащение социального опыта детей, их представлений об истории, традициях, культуре Родины;
  • проявление в поведении детей положительных нравственных качеств;
  • насыщение предметно-пространственной развивающей среды;
  • формирование чувства ритма, навыков танцевальных, вокальных, выразительной связной речи, появление раскованности и стремления принимать участие в играх-драматизациях, в театральных постановках.

Содержание составляют сказки, рассказы, стихи  Принцессы  театра –   Феерии, она главная хозяйка нашей программы. Принцесса рассказывает о веселых и печальных сказках, о двух покровительницах веселого и грустного театра – Талии и Мельпомене.

Программа «Мы талантливы во всем!» предполагает основные этапы последовательности в постановочной работе: круглый стол, кастинг, репетиционный момент, постановочный этап, выпускной, премьера.

Занятия включают: организационный раздел, активизация речевого внимания, дыхательная гимнастика.  Игровой этюд, изучение новой темы, зрительная гимнастика;  тренинг.  Игра - релаксация,  заключение, подведение итогов.

Тематическое планирование построено на игровой мотивации: игры на развитие фонематического слуха; игры на развитие слухового внимания; ритмодекламации, на развитие ритма и координацию, игры на эмоции и артикуляцию, звукообразование.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая тесты:

«Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Дудочка», «Заборчик», «Маляр», «Киска» и другие.

Главным результатом авторского коллектива является показ детского спектакля.  Большие показы проводятся два раза в год. Родителя активные участники нашего творческого образовательного процесса. Союз: дети-педагоги-родители решают любые проблемы, делает их более сплоченными и взаимно заинтересованными. Родители помогают создавать условия для наших творческих находок. Организация театрального пространства в группе, аудио и видео аппаратура, костюмы  для переодевания, оборудование декорациями и ширмами передвижками.

Мониторинг развития ориентирован на выявление:

- воспитания думающего и чувствующего эмоционального дошкольника;

- умение свободно подбирать простейшие рифмы, владеть ритмом,  правильной артикуляцией и выразительной речью;

-способности активно  творчески мыслить и действовать;

- применять на практике все умения и знания по искусству театра.

Используется: 

-Педагогическая диагностика «Показатели и уровни развития интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста»

методика Т.С. Комаровой по организации коллективной творческой деятельности.  Отработан диагностический инструментарий  показателей: основы театральной культуры, эмоционально-образное развитие, музыкальное развитие, основы коллективной творческой деятельности.

Тематическое построение педагогического процесса

Месяц

Тема

Виды занятий

Кол-во

Часов в месяц

Сентябрь

«Вместе весело играть в театр»,

«Азбука театра»,

«Театра вокруг нас»,

Мониторинг

Занятие - знакомство,

Занятие-экскурсия,

Занятие-путешествие,

Занятие – тест.

1

1

1

Октябрь

«Осенняя гимнастика»,

«Осень в стихах»,

 «Осенние цветы в искусстве»,

«Как звучат слова».

Занятие-сказка,

 Занятие-посиделки,

Занятие-экспромт,

Занятие – практикум.

1

1

1

1

Ноябрь

 «Волшебство театра»,

«Ритмы речи»,

«Талант - это я!»,

«Темп в искусстве»

Занятие - путешествие,

 Занятие-эксперимент,

Занятие - беседа,

Занятие практикум.

1

1

1

1

Декабрь

«Театральный грим»,

 « Мозаика видов и жанров»»,

«Забавные скороговорки»,

«Карнавал  образов».

Занятие-лаборатория,

Занятие - рассказ,

Занятие – практикум,

Занятие-концерт, премьера спектакля.

1

1

1

1

Январь

«Играя, развиваем речь»,

 «Зимние забавушки»,

«Читаем и поем зимушку»

 «В гостях у сказки»

мониторинг

 Занятие-выставка,

Занятие – загадки,

Занятие-игра

 Занятие-практикум

1

1

1

1

Февраль

«Четкий ритм»,

«Читаем музыку »,

 «Один за всех и все за одного»,

«Самый талантливый мальчик!»

Занятие - беседа,

Занятие - сказка,

 Занятие-выставка,

Занятие - импровизация.

1

1

1

1

Март

«Мамины  руки»,

«Царство сцены»,

«Роль маленькой звездочки»,

«Самая талантливая девочка!»

Занятие – гостиная,

Занятие – экскурсия,

Занятие – тренинг,

Занятие - импровизация.

1

1

1

1

Апрель

«Театральный костюм»,

«Краски музыки (тембр)»,

«Сценический ансамбль»,

«Я поэт!».

Занятие - приключение,

Занятие – лекция,

Занятие – сказка,

Занятие-соревнование.

1

1

1

1

Май

«Мы победители на сцене!»,  

«Мы талантливы во всем!»,

«Премьера»

Занятие - концерт

Генеральная репетиция,

Премьера спектакля,

Занятие - тест

1

1

1

1

 Презентация

Выступления на концертах, участие во всех мероприятиях учреждения, округа, области, региона воспитывают в детях чувство ответственности, нравственно-эстетические качества, уверенность и эмоциональное благополучие на сцене. Дошкольники с удовольствием  участвуют в играх-драматизациях, спектаклях, концертах, фестивалях, конкурсах. Показывают свои способности на всероссийском и международном уровнях.

Дети накапливают ритмические умения, речевые навыки, вокально-хоровые;

- владеют сценической речью,  культурой;

-развивают художественный кругозор, исполнительское (вокальное, танцевальное мастерство;

- способны к воображению, фантазии, умеют импровизировать;

- проявляют талант, одаренность, креативность;

-умеют применять полученные знания в практической деятельности.

Портфолио педагогов и воспитанников участников нашей программы пополняется конспектами, рекомендациями, сценариями, планами, проектами, творческими разработками.

Грамоты, дипломы, сертификаты отражают победы и подтверждают хорошее чувство ритма, талантливость маленьких сибиряков.

 Сотрудничество с родителями способствует устроить яркий, веселый театр, который приносит радость всем! В  перспективе: участникам программа помогает в выборе профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Талантливый воспитатель – талантливый ребенок

эссе воспитателя отражающее работу с детьми...

«Талантливые дети - талантливых родителей»

Публикация в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции на тему: "Детская одареность. Раскрыть, понять, поддержать."...

Талантливый педагог- талантлив во всем!

ПРОФСОЮЗ работников образования и науки РФ...

Родительское собрание "Талантливые дети - талантливая Россия"

Родительское собрание по теме "Талантоивые дети - талантливая Россия"...

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушения...

Обзор измений в дошкольном образовании в 2023 Федеральная образовательнаяпрограммы и ФГОС ДО

15 ноября 2022 года состоялось широкое общественное обсуждение проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования.  В обсуждении приняли участие: представители федеральных и ре...