Дополнительная образовательная программа "Лего - мир"
методическая разработка (старшая группа)

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из значимых направлений является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе формирования таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для достижения точного соответствия полученного результата с замыслом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОП "Лего - Мир"304.41 КБ

Предварительный просмотр:

img20250731_15523871

Содержание

Содержание

Страница

1.

Содержание

2

2.

Паспорт программы

3

3.

Пояснительная записка

4

3.1

Цели и задачи

4

3.2

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

5

3.3

Структура занятия

6

3.4.

Планируемый результат

6

3.5.

Объем образовательной нагрузки

6

4.

Содержание программы

7

5.

Организационно – педагогические условия

10

5.1

Учебный план

10

5.2

Расписание занятий

10

5.3

Программно – методическое обеспечение

10

5.4

Материально-техническое обеспечение

10

6.

Мониторинг

11

7.

Список литературы

12


  1. Паспорт программы

Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-мир»

Основания для разработки Программы

- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» от 15.05.2013 г. № 792-р;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

- Устав учреждения МБДОУ ДС №6 «Буратино» города Мегиона.

Заказчик Программы

Родители (законные представители) воспитанников

Цель Программы

Формирование конструкторских навыков и основ программирования у детей

Задачи программы

  • Развивать конструкторские навыки через LEGO DUPLO;
  • формировать основы программирования посредством ЛогоРобот «Пчёлка» Bee-Bot;
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;
  • развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск  нового и оригинального);
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Планируемые результаты

В ходе реализации программы ребенок:

  • проявляет инициативность и самостоятельность в конструировании, обладает развитым воображением;
  • способен выбирать самостоятельно тему для работы и участников совместной деятельности; выполнять анализ образца; давать общее описание будущего продукта; сравнивать полученную постройку с задуманной;  творчески подходить к решению задачи;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Система организации контроля над исполнением Программы

Заместитель заведующего МБДОУ ДС № 6 «Буратино» Пунько А.Ю.


  1. Пояснительная записка

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из значимых направлений является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе формирования таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для достижения точного соответствия полученного результата с замыслом.

Помимо традиционных игровых и обучающих методик в психолого-педагогическом процессе всё шире используются конструктивно-игровое средство ЛЕГО, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего – большим диапазоном возможностей, одной из которых является возможность ребёнка собственноручно создавать предметы, мир и жизнь. Манипулируя с яркими, красочными, полифункциональными деталями конструктора ЛЕГО, дошкольник не потребляет, он – творит.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO- конструирование и образовательная робототехника.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понять, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Конструирование связано с чувственным и интеллектуальным развитием воспитанника. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе занятий идет работа над развитием познавательных процессов, воображения, мелкой моторики, творческих задатков. Программа предполагает совершенствование диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, у них формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Для изучения алгоритмизации и начал программирования используются ЛогоРобот «Пчёлка» Bee-Bot.

Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:

•        принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу;

•        принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников;

•        принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.

•        принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.

•        принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.

•         принцип комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.

Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет) и рассчитана на 2 учебных года.

Актуальность

Актуальность LEGO-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:

-        являются великолепным средством для развития конструктивного творчества, формирования основ программирования, интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;

-        формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-        объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

       

Развитие конструкторских навыков через LEGO DUPLO

В развитии ребенка конструирование играет очень важную роль. Собирая конструктор, ребенок развивает мелкую моторику, воображение и абстрактное мышление. Конструирование учит ребенка фантазировать. Дети не просто собирают готовые изделия, но с удовольствием играют в получившихся декорациях. Фигурки человечков оживают, наделенные ролями, характерами и поведением. Замки становятся неприступными крепостями, а у роботов появляются самые важные миссии. Другими словами, ребенок развивается. Формируются его коммуникативные умения, его воображение и умение логически излагать свои мысли, обогащается словарный запас.

LEGO-конструирование — это вид моделирующей творческо- продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры.

Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел, и мог его осуществить, умел моделировать. Работа с LEGO-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще В. В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из LEGO DUPLO, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца.

Конструируя в LEGO DUPLO, дети учатся различать цвета, размеры и форму предметов, определять их пространственное расположение, привыкают выполнять задания, сосредоточиваться, работать в коллективе. Постепенное знакомство с кубиками LEGO, от простых моделей к более сложным, дети увлечены и ждут с каждым разом чудо.

Посещая кружок «Лего-мир» дети учатся производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу», «конструирование  по замыслу», которая ограничена возведением несложных построек.

«Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

 «Конструирование по замыслу» обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать. Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).

«Конструированию по образцу и замыслу» прибавляется такая форма организации обучения как «конструирование по простейшим чертежам и схемам». Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности ребенка.

Формирование основ программирования посредством ЛогоРобот «Пчёлка» Bee-Bot

Для формирования основ программирования используется ЛогоРобот «Пчёлка» Bee-Bot. Она является идеальной отправной точкой для обучения программированию детей дошкольного возраста. Электронный механизм позволяет детям эффективно постигать азы программирования. Весь процесс обучения состоит в том, что ребенок занимается разработкой заданий для устройства и назначает ему график передвижения и других манипуляций, что помогает в развитии воображения и учит планированию.

Bee-Bot - это программируемый робот, предназначенный для использования детьми от 3 лет. Этот яркий, красочный, простой в эксплуатации, и дружелюбный маленький робот является замечательным инструментом для игры и обучения.

ЛогоРобот «Пчелка» позволяет развивать:

•        пространственную ориентацию,

•        логическое мышление,

•        умение составлять алгоритмы,

•        умение работать в группе,

•        коммуникативные способности.

Роботы Bee-Bot соответствуют гигиеническим, здоровьесберегающим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям к детскому  игровому оборудованию. При работе с ЛогоРоботом используются игровые поля-коврики. На коврике размечены квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота. Коврики, «Город», «На берегу моря», «Остров сокровищ», «Сказка», «Ферма» позволяют придумать Пчелке разные приключения, что способствует развитию воображения и фантазии детей.

Например: после конструирования кухонной мебели с детьми разыгрывается ситуация «Чаепитие». Пчёлка, по заранее заданному маршруту, летит в гости к Маше. Сначала маршрут предлагает воспитатель, а потом по мере изучения управляющих команд, маршрут самостоятельно выбирают дети. Постепенно команды усложняются. Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение выполненного действия.

Мини-роботом очень просто управлять. Он откликается на управляющие команды и может двигаться вперед, назад, поворачиваться направо и налево. Команды задаются с помощью кнопок, расположенных на корпусе; единовременно робот помнит более 40 команд. Для записи введенных в ЛогоРобота программ рекомендуется пользоваться программными карточками. Запрограммировать пчелу можно не только с кнопок управления, но и с помощью программного обеспечения и приложения для мобильных устройств.

Специальная подставка обеспечивает надежное хранение и быструю зарядку комплекта ЛогоРоботов.

Заряжается от USB-порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона. Подтверждение ввода и выполнения команд осуществляется звуковой и световой индикацией. Выполнение программы можно остановить на любом этапе нажатием одной кнопки. Полная очистка памяти происходит так же нажатием одной кнопки.

Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.

Существует важное обстоятельство формирования основ программирования, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с конструированием. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.


  1. Цели и задачи Программы

Цель: формирование конструкторских навыков и основ программирования у детей 4-6 лет.

Для реализации цели, были определены задачи:

  1. Развивать конструкторские навыки через LEGO DUPLO.
  2. Формировать основы программирования посредством ЛогоРобот «Пчёлка» Bee-Bot.
  3. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
  4. Обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу.
  5. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  6. Пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность.
  7. Развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск  нового и оригинального).
  8. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
  9. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

3.2. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий:

•        беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

•        работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

•        самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

•        коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

При организации работы соединяется игра, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

  1. Структура занятий

Примерная схема занятия по ЛЕГО-конструированию:

1. Организация детского внимания, эмоциональный настрой на занятие;

2. Игра (несколько коротких, одна подвижная);

3. Беседа, показ иллюстраций, показ презентаций, загадки по теме занятия;

4. Выполнение задания, конструирование (по показу, по схеме и т.д.);

5. Самостоятельная деятельность;

6. Подведение итогов.

Формы организации обучения:

1. Конструирование по образцу;

2. Конструирование по модели;

3. Конструирование по условиям;

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

5. Конструирование по замыслу;

6. Конструирование по теме.

Ведущим видом деятельности в возрасте 3-8 лет является игра. Поэтому программа предусматривает - активное использование игровых приёмов (занимательные конструкторские игры, увлекательные задания, упражнения). В образовательном процессе используются игровые технологии, обучение в сотрудничестве, коллективная творческая деятельность. Занятия проводятся в групповой форме. Целесообразность использования групповой формы обусловлена обширностью тем, возможностью конструировать пространство, объединенной одной большой темой, стимулируя развитие у детей коммуникативных навыков, а также обобщение и закрепление изученного материала. В основе обучения конструированию и программированию лежит индивидуальный и дифференцированный подход. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие.

Наряду с наглядными методами (демонстрация и анализ схем, макетов), многообразием вариантов сборки деталей конструктора в сочетании с самостоятельной конструкторской деятельностью используется частично – поисковый и проектно - конструкторский методы.

Подготовка предметно–развивающей среды:

Дополнительная образовательная  услуга «Лего-мир» проходит в кабинете педагога – психолога, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности. Имеется интерактивная доска и многофункциональный стол, индивидуальные рабочие места с набором конструктора LEGO DUPLO, а также используются  игровые  поля–коврики, роботы Bee-Bot, способствующие развитию воображения и фантазии детей.

Работа с родителями:

1. Ознакомить родителей с задачами дополнительной программы, с планом работы.

2. Заявления от родителей на согласие посещения кружка детьми.

3. Консультация «Родителям о LEGO», «Что ещё мы знаем о LEGO?».


3.4. Предполагаемые итоги реализации образовательной программы

В итоге проведенной работы дети:

  • проявляют инициативность и самостоятельность в конструировании, обладают развитым воображением;
  • способны выбирать самостоятельно тему для работы и участников совместной деятельности; выполнять анализ образца; давать общее описание будущего продукта; сравнивать полученную постройку с задуманной;  творчески подходить к решению задачи;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

В возрасте с 4 до 5 лет дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Педагоги детского сада создали предметно – развивающую среду в группах, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре.

К пяти годам ребёнок:

1.        Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

2.        Любит самостоятельно заниматься легоконструированием.

3.        В соответствии с темой создает постройку, владеет техническими умениями в конструировании из LEGO-конструктора, освоил способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.

4.        Проявляет элементы творчества.

Возрастная категория: с 5 до 6 лет «Конструирование с использованием информационно коммуникативных технологий».

В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике. Дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в данной программе.

К шести годам ребёнок:

1.        Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

2.        Любит и по собственной инициативе конструирует из LEGO-конструктора.

3.        Создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.

4.        Проявляет творческую активность и самостоятельность. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

5.        Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

3.5. Объем образовательной нагрузки

Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет) и рассчитана на 2 учебных года.

Для детей 4-5 лет предполагается проведение одного занятия по ЛЕГО-конструированию в неделю продолжительностью 20 минут, наполняемость группы 6 человек. Общее количество учебных занятий в год - 32. Мониторинг детей проводится 2 раза в год в сентябре и в мае.

Для детей 5-6 лет предполагается проведение двух занятий по ЛЕГО-конструированию в неделю продолжительностью 25 минут, наполняемость группы 6 человек. Общее количество учебных занятий в год - 64. Мониторинг детей проводится 2 раза в год в сентябре и в мае.


  1. Содержание программы «Лего-мир»

п/п

Название  темы

Цель

Количество часов

теория

практика

всего

Возраст 4-5 лет

1.

Вводное  занятие. Знакомство с конструктором LEGO DUPLO

Знакомство с деталями конструктора LEGO DUPLO. Закрепить цвет, форму.

1

1

2.

Башня

Закрепить приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

1

1

3.

Строим лес

Закрепить умение строить различные деревья, растущие в лесу. Учить отличать деревья друг от друга. Закрепить названия деталей, цвет.

1

1

4.

Мостик

Учить строить лесенку, учить точному соединению

строительных деталей, наложению деталей друг на друга.

1

1

5.

Большие и маленькие пирамидки.

Учить строить разные пирамидки. Развивать

внимательность, мелкую моторику рук. Учить бережному отношению к конструктору.

1

1

6.

Заборчик

Учить строить заборчик. Аккуратно и крепко

скреплять детали конструктора LEGO DUPLO.

1

1

7.

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее

обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

1

1

8.

Лесной домик

Учить строить дом. Учить подбирать детали конструктора LEGO

правильно. Развивать творческое воображение, конструктивные навыки.

1

1

9.

Мебель

Развивать у детей способность выделять в реальных предметах их функциональные части, учить анализировать конструктивный образец.

1

1

10.

Русская печь

Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить

строить из конструктора печку по образцу.

1

1

11.

Мельница

Учить строить мельницу для фермера. Развивать воображение, фантазию.

1

1

12.

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее

обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание.

1

1

13.

Весёлые утята

Разучить стихотворение В.Степанова «Утята». Учить строить разных

утят, используя детали различного размера.

1

1

14.

Красивые рыбки

Уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать

умение наблюдать, анализировать, делать выводы, учить строить морских обитателей.

1

1

15.

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее

обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание.

1

1

16.

Домашние животные, построим загоны

Учить строить загоны для домашних

животных. Развивать творчество, фантазию, конструктивные навыки.

1

1

17.

Грузовик

Учить строить различные машины, используя детали конструктора LEGO.

1

1

18.

Дом фермера

Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию,

творчество. Учить доводить начатое дело до конца.

1

1

19.

Контрольное занятие. Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Определить уровень освоения программного материала.

1

1

20.

Мы идем в зоопарк Игра в зоопарк.

Учить различать хищников от травоядных

животных, жителей Арктики от жителей Африки.

1

1

21.

Слон

Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

1

1

22.

Жираф

Учить строить жирафа, используя карточку

1

1

23.

Крокодил

Учить строить крокодила, используя карточку

1

1

24.

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание.

1

1

25.

Светофор

Ознакомить с назначением светофора. Формировать знания правил дорожного движения. Учить строить проезжую часть, светофоры, тротуар, пешеходный переход, закрепить конструктивные навыки.

1

1

26.

Легковой автомобиль

Продолжать учить правила дорожного движения. Закрепляем конструктивные навыки.

1

1

27.

Ракета, космонавты

Продолжать формировать умение конструировать по схеме.

1

1

28.

Поезд

Познакомить детей с конструктивными приемами сцепления кирпичиков с

колесами, с основными составными частями поезда, развивать фантазию, воображение

1

1

29.

Кораблики

Дать обобщенное представление о кораблях. Научить способам конструирования корабликов. Закрепить имеющиеся у детей конструкторские навыки. Научить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

1

1

30.

Контрольное занятие. Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Определить уровень освоения программного материала.

1

1

Итого:

30

5-6 лет

1.

Вводное занятие. Знакомство с конструктором LEGO DUPLO

Знакомство с деталями конструктора LEGO DUPLO. Закрепить понятия «цвет», «форма».

1

1

2.

Строим лес

Закрепить умения строить разные деревья, растущие в лесу.

Продолжать учить отличать деревья друг от друга. Закрепить названия деталей, цвет.

1

1

3.

Колодец

Познакомить с назначением колодца, научить строить простейшую постройку в коллективе из крупного конструктора LEGO.

1

1

4.

Мостик через речку

Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук, конструктивные навыки. Учить доводить дело до конца.

1

1

5.

Знакомство с мини роботом «Пчелка»

Познакомить детей с и элементами ее управления. Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины. Способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе.

1

1

6.

Играй с роботом «Пчёлка»

Расширить представления детей об основах программирования через знакомство с мини роботом «Bee-bot». Продолжать знакомить детей с мини роботом «Bee-bot». И элементами ее управления. Развивать познавательную активность детей, ориентировку, восприятие, цвета, формы, величины с использованием коврика «Геометрические фигуры». Воспитывать толерантное отношение к ответам детей, чувство дружбы, взаимовыручки  

1

1

7.

Разные дома

Учить строить домики разной конструкции.

1

1

8.

Кафе

Учить создавать сложную постройку, учить работать вместе, не мешая, друг

другу.

1

1

9.

Магазины

Закрепить названия магазинов, виды: продуктовый, продовольственный,

хозяйственный и др. Учить строить здания различной конструкции.

1

1

10.

Многоэтажные дома

Знакомство с городом. Учить строить жилые многоэтажные дома по схеме

1

1

11.

Наш детский сад

Учить строить здание детского сада. Развивать память, внимание.

1

1

12.

Наша улица

Учить строить макет улицы: дома, магазины, детский сад, школа.

Развивать наблюдательность, память.

1

1

13.

Путешествие в город

Закреплять знания детей о дорожных знаках средствами мини-робота «Bee- bot». Формировать умения составлять несложные программы для мини-робота с использованием дорожных знаков и коврика «Город». Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку. Развивать коммуникативные навыки общения.

1

1

14.

Светофор, регулировщик

Закрепить знания детей о светофоре. Развивать наблюдательность, внимание, память.

1

1

15.

Городской транспорт

Закрепить знания детей о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память, учить строить автобус.

1

1

16.

Знакомство с дорожными знаками, автомобили на дорогах

Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.

1

1

17.

Легковой автомобиль

Учить строить автомобиль по схеме.

1

1

18.

Грузовой автомобиль

Учить возводить сложную постройку грузовой машины

из конструктора, правильно соединяя детали.

1

1

19.

Путешествие на транспорте

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками средствами мини-робота «Bee-bot». Формировать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием дорожных знаков. Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку. Поощрять умение детей активно проявлять стремление к общению со сверстниками.

1

1

20.

Знакомство с водным транспортом

Учить строить плот, лодку с веслами. Обогащать речь детей обобщающими понятиями: «водный транспорт», «речной транспорт», «морской транспорт».

1

1

21.

Плывут корабли

Учить строить по схеме

1

1

22.

Парусник. Катер

Учить детей выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать конструктивный образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части конструкции.

1

1

23.

Пароход

Закрепить знания о водном транспорте. Закреплять конструктивные навыки.

1

1

24.

Путешествие по морю

Продолжать знакомить детей с обитателями морей и океанов средствами мини-робота «Bee-bot». Формировать умения составлять программы для мини робота с использованием коврика «Остров сокровищ». Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку. Развивать коммуникативные навыки общения.

1

1

25.

Самолет

Закрепить знания о профессии летчиков. Учить строить самолет по схеме. Учить помогать друг другу.

1

1

26.

Аэропорт

Учить строить разные помещения аэропорта. Развивать глазомер, конструктивные навыки.

1

1

27.

Путешествие на самолёте

Обучение оперирования условными обозначениями средствами мини роботов «Bee-bot». Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Город». Способствовать умению читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними, произвольность внимания, ориентировке на плоскости. Продолжать развивать коммуникативные навыки общения.

1

1

28.

Космонавты

Познакомить детей с первым космонавтом нашей страны.

1

1

29.

Космический корабль

Познакомить с космическим кораблем, учить строить космический корабль по схеме.

1

1

30.

Ракета

Учить строить ракету из конструктора по схеме.

31.

Луноход

Познакомить с луноходом, учить строить из конструктивных деталей.

1

1

32.

Путешествие в космос

Продолжать знакомить детей с планетами солнечной системы через использование мини-робота «Bee-bot». Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Космос». Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку восприятие цвета, формы, величины. Развивать коммуникативные навыки общения.

1

1

33.

Скорая помощь

Познакомить детей с назначением службы скорой помощи. Учить

строить из конструктора LEGO машину скорой помощи. Разучить телефон скорой помощи.

1

1

34.

Больница

Учить строить здание больницы по схеме.

1

1

35.

Пожарная станция

Учить строить из конструктора пожарную станцию. Разучить

телефон пожарной службы.

1

1

36.

Путешествие по городу

Развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров средствами мини роботов «Bee-bot». Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота, определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат с использованием коврика «Геометрические фигуры». Способствовать умению читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними, произвольность внимания, ориентировке на плоскости. Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

1

1

37.

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по схеме. Учить строить поезд по образцу.

1

1

38.

Железнодорожный вокзал

Продолжать знакомить с железнодорожным транспортом, учить строить станцию для железнодорожного транспорта.

1

1

39.

Путешествуем на поезде

Расширить представления детей об основах программирования средствами мини робота «Bee-bot». Формировать умения составлять программы для мини-робота с использованием дорожных знаков и коврика «Город». Формировать умение читать готовые схемы и действовать в соответствии с ними, развивать произвольное внимание, ориентировку на плоскости. Продолжать развивать коммуникативные навыки общения.

1

1

40.

Вход в Зоопарк

Закрепить представления детей о многообразии животного мира Земли, развивать способность анализировать, делать выводы. Учить строить вольеры для животных.

1

1

41.

Жираф

Учить строить жирафа из конструктора. Развивать творческие навыки, фантазию, воображение.

1

1

42.

Слон

Учить строить слона из конструктора. Развивать творческие навыки, фантазию, воображение.

1

1

43.

Крокодил

Учить строить крокодила из конструктора по образцу.

1

1

44.

Попугай

Познакомить с плоскостным строительством. Развивать внимательность, мелкую моторику рук.

1

1

45.

Путешествие в зоопарк

Продолжать знакомить детей с многообразием животных разных континентов средствами мини робота «Bee-bot». Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Животные».

Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку восприятие цвета, формы, величины  Развивать коммуникативные навыки общения

1

1

46.

Дом фермера

Учить находить необходимый для постройки материал, строить по схеме.

1

1

47.

Домашние животные, построим загоны

Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Развивать творчество, фантазию, конструктивные навыки.

1

1

48.

Животные на ферме

Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, об их пользе для человека, воспитывать любознательность, совершенствовать конструктивные навыки.

1

1

49.

Путешествие на ферму

Закрепить знания детей о разных видах питания домашних животных средствами мини роботов «Bee-bot». Совершенствовать умение моделировать предметно-пространственные отношения, умения самостоятельно составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Ферма». Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление. Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

1

1

50.

Аквариум

Познакомить с аквариумом и его обитателями. Учить строить аквариум по схеме.

1

1

51.

Аквариумные рыбки

Учить строить маленьких рыбок для аквариума.

1

1

52.

Речные рыбки

Учить строить речных обитателей. Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.

1

1

53.

Красивый мост

Закреплять конструктивные навыки. Продолжать учить строить мост по схеме

1

1

54.

Путешествие по морю

Продолжать знакомить детей с обитателями морей и океанов средствами мини-робота «Bee-bot». Формировать умения составлять программы для мини робота с использованием коврика «Остров сокровищ». Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку. Развивать коммуникативные навыки общения.

1

1

55.

Карусели

Продолжать учить строить сложную постройку из конструктора по схеме.

1

1

56.

Беседка для ребят

Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, конструктивные навыки.

1

1

57.

Горка

Учить определять состав конструктивных деталей, особенности их формы, размера и расположения.

1

1

58.

Путешествие на детскую площадку

Развивать навыки ориентации средствами мини роботов «Bee-bot». Продолжать учить определять положение объекта на листе бумаги. Совершенствовать умения самостоятельно составлять программы для мини-робота. Воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

1

1

59.

Лабиринт

Продолжать знакомить с плоскостным строительством. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

1

1

60.

Прощание с Умными пчелками

Закрепить представления детей об основах программирования средствами мини-робота «Bee-bot». Совершенствовать умения составлять программы для мини-робота с использованием коврика «Лес». Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины. Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе.

1

1

Итого:

60


  1. Организационно-педагогические условия

5.1 Учебный план

Наименование услуги

Возрастная группа

Количество занятий в неделю

1.

Программа «Лего-мир»

4-5 лет

1

2.

Программа  «Лего-мир»

5-6 лет

2

5.2.  Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

 «Лего-мир»

Дополнительная образовательная программа  по формированию конструкторских навыков и основ программирования у детей 4-6 лет «Лего-мир»

Т.В. Лусса «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у

детей с помощью ЛЕГО»

Е.В. Фешина «ЛЕГО-конструирование в

детском саду»


5.4. Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения учебной литературы, тетрадей, образцов, методической литературы. Дополнительная образовательная  услуга «Лего-мир» проходит в кабинете педагога – психолога, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности. Имеется интерактивная доска и многофункциональный стол, индивидуальные рабочие места с набором конструктора LEGO DUPLO, а также используются  игровые  поля–коврики, роботы Bee-Bot, способствующие развитию воображения и фантазии детей.

Дидактические материалы:

Наглядные пособия, книги, иллюстрации, компакт- диски, методические разработки: пособия, тесты, логические игры, методическая литература, готовые презентации, LEGO DUPLO и ЛогоРобота «Пчёлка» Bee-Bot.

Материально-технические условия:

- программно-методическое обеспечение «LEGO в детском саду»;

-        использование ИКТ в образовательном процессе.

-        выполнение требований действующих СанПиН;

-        учет специфики состояния здоровья воспитанников.

-        соблюдение норм противопожарной безопасности.

- наборы конструктора  (таблица №1)

Таблица №1

Название набора

Описание набора

Образовательные        задачи

Детская

площадка.

DUPLO

Дочки-матери.

DUPLO

Представляет собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры, в которую включаются элементы конструирования детской площадки:        горка,        качели,

карусель, качалка, домик, машинки, игра в классики, подвесной мост, газон и пр.

Набор состоит из 104 элементов: детали LEGO DUPLO, подвижные детали, колеса, элементы дома (окно, дверь), трубки, держатели для трубок, малые платформы, шары, горка, дерево, цветы, детали с цифрами, фигурки взрослых и детей LEGO DUPLO, а также книга для педагога, карточки с заданиями для детей, которые знакомят с разными способами проведения свободного времени и поведения людей в обществе.

Элементы набора могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Представляет собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры, в которую включаются элементы конструирования мебели (шкафчики с выдвижными ящиками, плита, мойка), моделирования пространства комнат в доме (шкафчики/ тумбочки, кровать, стол, стулья для взрослых и детей), разыгрывание сюжетов по темам «Семья», «День рождения», «Прогулка/пикник» и др.

Набор состоит из 87 элементов: детали LEGO DUPLO, фигурки LEGO DUPLO, изображающие людей разных национальностей, мужчин, женщин, детей, и одежда для них, домашние животные (собачка), посуда, мебель, детская коляска, постельные принадлежности, мобильный телефон, зонтик, игрушки (воздушные шары, мячик), коробка для подарка, торт, а также двусторонние

-         способствовать развитию игрового сюжета в соответствии с темой набора;

-         помогать в освоении принципа

соединения деталей для создания игровых атрибутов;

-         создавать условия для приобретения навыков совместной ролевой игры и готовности к совместной конструкторской деятельности для обыгрывания сюжета;

-         способствовать освоению норм общения со взрослыми и сверстниками;

-         формировать сенсорные эталоны;

-         помогать в освоении соотношения трехмерных конструкций с их графическим изображением;

-         развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас в рамках лексической темы, способствовать освоению грамматических норм речи;

-         формировать элементарные математические представления (количество

и счет, соотношение целого и части, соотношение числа и цифры, соответствие размеров, геометрические

- расширять первичные представлений об окружающем мире, взаимосвязях и взаимозависимостях предметов и явлений окружающего мира.

Дикие животные. DUPLO

иллюстрированные карточки с примерами игровых сюжетов.

Элементы набора могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Представляет собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры, в которую включаются элементы конструирования пяти мест обитания животных: тайга, саванна, джунгли, Антарктика и речной водоем.

Набор состоит из 104 элементов: детали LEGO DUPLO, фигурки животных - взрослых и детенышей животных LEGO DUPLO (жираф, лев, львица, слоны, бегемот с подвижной челюстью, крокодил с подвижной челюстью, черепаха, зебры, панда, тигры, белый медведь, бурый медведь, пингвины, рыбки), а также различные элементы для оформления декораций по пяти темам: тайга, саванна, джунгли, Антарктика и речной водоем.

Элементы набора могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Cafe+. Базовый набор

Представляет собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры, в которую включаются элементы конструирования овощей, фруктов, десертов, бутербродов, разыгрывание сюжетов по темам «Кафе», «Магазин», «День рождения» и пр.

Набор состоит из 131 элемента: детали LEGO DUPLO, муляжи овощей, фруктов, продуктов питания (сборные, трансформируемые), 10 монеток для оплаты, карточка-меню, 5 карточек рецептов-инструкций, карты с заданиями и идеями для педагога.

Городские жители. DUPLO

Представляет собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры по темам «Профессии», «Семья». Элементы набора могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Набор включает 21 фигурку людей LEGO DUPLO разных профессий, национальностей, мужчин, женщин и детей.

Элементы набора могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Общественный и муниципальный транспорт. DUPLO

Представляет собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры, в которую включаются элементы конструирования автотранспорта разного назначения: семейный автомобиль, полицейская машина, аварийный грузовик, эвакуатор, скорая помощь, мотоцикл и грузовик. Позволяет разыгрывать сюжеты по темам, связанным с назначением транспортных средств и дорожных служб.

Общественный и муниципальный транспорт. DUPLO

Набор состоит из 32 элементов: детали автомобилей LEGO DUPLO, фигурки людей LEGO DUPLO, подвижные детали, колеса и пр.

Элементы набора могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Моя первая история. Базовый набор

Представляет собой атрибуты для творческой игры, которые позволяют продумывать различные рассказы, истории, сказки, объединять сюжеты и создавать дополнительные «гаджеты» для их обыгрывания.

Набор состоит из 109 элементов: детали LEGO DUPLO (фигурки людей, фигурки диких и домашних животных), основания, крепления для декораций в виде 5 фоновых двухсторонних карточек, а также карты с заданиями и идеями для педагога.

Элементы набора могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Люди мира. DUPLO

Представляет собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры по темам «Семья», «Профессии». Элементы набора могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Набор включает 16 фигурок людей разных профессий, национальностей, мужчин, женщин и детей.

Мои первые конструкции. Базовый набор

Набор состоит из 124 элементов: строительные кирпичики LEGO DUPLO (в том числе с цифрами от 1 до 10), фигурки детей, декоративные элементы (окна, цветы), 2 основания, крепления для карточек, 4 двусторонние карточки с заданиями для детей.

-         создавать условия для овладения способами агглютинации («склеивания»), схематизации в процессе конструирования;

-         развивать интерес к причинно-следственным связям;

-         способствовать овладению умением изменять/преобразовывать конструкцию в зависимости от условий;

-         стимулировать сооружение сопутствующих построек, элементов, атрибутов;

-         помогать овладению способами построения замысла, элементарного планирования деятельности;

-         развивать воссоздающее (умение создать образ по его описанию) воображение и начала творческого воображения.

- формировать умения акцентирования, схематизации, типизации;

- развивать умения проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

- помогать овладению универсальными знаковыми системами (символами);

- развивать социально-коммуникативные навыки (предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование и преобразование для последующей игры);

Службы спасения. DUPLO

Представляет собой набор для конструирования полицейского участка, больницы, пожарной станции, а также конструирования        сопутствующих элементов (дерево, огонь).Набор состоит из 130 элементов: строительные кирпичики LEGO DUPLO, декоративные элементы LEGO DUPLO (окна, двери, цветы, забор и др.), вертолет, мотоцикл, машина скорой помощи, полицейский автомобиль, пожарная машина с лестницей, фигурки взрослых разных профессий и детей LEGO DUPLO и др.

Город. DUPLO

Представляет собой набор для конструирования разных        элементов городской среды: домов, башен, ворот, автомобилей, деревьев,        животных.

Набор состоит из 224 элементов: строительные кирпичики LEGO DUPLO (в том числе с закругленными краями), декоративные        элементы (окна, двери), основания с колесами для конструирования автомобилей, фигурки взрослых и детей LEGO DUPLO.

-         создавать условия для знакомства с принципами строительства из кубиков LEGO DUPLO;

-         помогать овладению способами крепления деталей, монтажа несложных конструкций;

-         способствовать сенсорному развитию;

-         развивать пространственное мышление, представления о двумерных и трехмерных объектах;

Большая ферма. DUPLO

Представляет собой набор для конструирования разных элементов фермы: дом, загоны для животных, птичник, будка для собаки и др.

Набор состоит из 154 элементов: строительные кирпичики LEGO DUPLO, декоративные элементы LEGO DUPLO (окна, двери,забор, лебедка, транспортер, цветы, муляжи овощей), основания с колесами для конструирования автомобилей, фигурки взрослых и детей, фигурки домашних животных и птиц, а также карточка с задания и идеями для педагога.

Большие платформы для строительства. DUPLO

платформы для строительства применяются в качестве основания для построек и выполнения различных заданий со строительными кирпичиками LEGO DUPLO. Платформы могут использоваться с любыми базовыми наборами LEGO DUPLO.

Набор состоит из 2 платформ размером 38x38 см.

Строительные машины. DUPLO

Для конструирования специализированной строительной техники и машин, а также инструменты (катушки, крюки, ковши).

Набор состоит из 95 элементов: детали для конструирования автомобилей LEGO DUPLO, фигурки людей, подвижные детали для автотранспорта, колеса и пр., прилагаются пять двусторонних карточек с идеями для сборки и моделями.

Гигантский набор. DUPLO

Набор для любых построек и воссоздания разнообразных моделей окружающей среды.

Набор состоит из 563 элементов: строительные кирпичики LEGO DUPLO разных цветов, форм и размеров, с закругленными углами, фигурки людей LEGO DUPLO, основы для автомобилей, подвижные детали, колеса, элементы домов (окна, двери), платформы для строительства.


  1. Мониторинг

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
  2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
  3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, внесение информации в Мониторинг образовательных результатов (заполняется 2 раза в год январь-май). (Приложение 1)


7. Список литературы

1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008.

3. Емельянова, И.Е., Максаева  Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.

4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

5. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998.

6. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011.

7. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.

8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

9. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008.

10. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009.

11. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

12. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001.

13. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011.

14. Образовательный портал http://фгос-игра.рф 

15. Образовательный портал. Институт новых технологий. Начальное образование. http://www.int-edu.ru 


Приложение 1. Мониторинг образовательных результатов.

Мониторинг образовательных результатов

1. Уровень развития  умений и навыков.

1.1. Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

•        Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

•        Достаточный (+): может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

•        Средний (-): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

•        Низкий (--): не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

•        Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

1.2. Умение проектировать по образцу

•        Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

•        Достаточный (+): может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

•        Средний (-): может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

•        Низкий (--): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

•        Нулевой (0): Полное отсутствие умения

1.3. Умение конструировать по пошаговой схеме

•        Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

•        Достаточный (+): может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

•        Средний (-): может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

•        Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

•        Нулевой (0): Полное отсутствие умения.

№ п/п

ФИ воспитанника

Уровень развития  умений и навыков

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Умение проектировать по образцу

Умение конструировать по пошаговой схеме

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

1.

Строшков Матвей

низкий

достаточ.

средний

высокий

низкий

достаточ.

2.

Фуртаев Глеб

средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

3.

Хатипова Ильяна

низкий

достаточ.

средний

достаточ.

низкий

достаточ.

4.

Царев Дмитрий

средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

5.

Шайхутдинов Дмитрий

средний

высокий

средний

достаточ.

средний

высокий

6.

Щелоков Глеб

средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

7.

Грабазей Вероника

низкий

средний

низкий

средний

низкий

средний

8.

Журавлёв Максим

средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

9.

Заложук Артём

низкий

средний

средний

достаточ.

средний

высокий

10.

Салифон Артём

средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

11.

Сбоев Влад

средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

12.

Сеферов Мурад

низкий

достаточ.

средний

высокий

средний

высокий

Мониторинг образовательных результатов освоения дополнительной образовательной

программы «LEGO - мир» за 2024-2025 учебный год


Диагностика развития конструкторских навыков на начало 2024-2025 учебного года

ФИ ребёнка

интерес к данному виду деятельности

название цвета детали

название формы детали

умение группировать детали

умение скреплять детали разными способами

умение работать

умение анализировать постройку, выделяя части целого

умение планировать предстоящую постройку

умение строить элементарные постройки по творческому замыслу

умение работать в паре (ведущий-ведомый), в группе

умение составлять рассказ о постройке, используя технологию моделирования (мнемосхемы)

умение обыгрывать постройку

Итоговый уровень

по цвету

по форме

по объемному образцу

по образцу, изображенному на картинке

используя пошаговую схему (технологические карты)

по инструкции

Строшков Матвей

в

в

н

с

н

н

н

н

н

н

с

н

с

с

н

с

н

Фуртаев Глеб

в

в

н

с

с

с

н

с

с

н

н

с

с

н

н

с

с

Хатипова Ильяна

с

в

н

с

н

н

н

н

н

н

н

н

с

с

н

с

н

Царев Дмитрий

в

в

с

с

с

с

н

с

с

н

с

с

с

с

н

с

с

Шайхутдинов Дмитрий

в

в

н

с

с

н

н

с

с

н

н

н

с

н

н

с

н

Щелоков Глеб

в

в

с

с

с

с

н

с

с

н

с

н

с

н

н

с

с

Грабазей Вероника

с

в

н

с

с

н

н

н

н

н

с

н

с

н

н

с

н

Журавлёв Максим

с

в

с

с

с

с

н

с

с

н

с

с

с

с

н

с

с

Заложук Артём

с

в

н

с

н

н

н

н

с

н

н

н

с

н

н

с

н

Салифон Артём

в

в

с

с

с

с

н

с

с

н

с

н

с

с

н

с

с

Сбоев Влад

в

в

н

с

с

н

н

н

с

н

н

с

с

с

н

с

н

Сеферов Мурад

в

в

н

с

с

н

н

с

с

н

с

с

с

н

н

с

с

Критерии оценки показателей: Выс. ур. – выполняет самостоятельно; Ср. ур. – выполняет с помощью взрослого; Низк. ур.– не выполняет

Диагностика развития конструкторских навыков на конец 2024-2025 учебного года

ФИ ребёнка

интерес к данному виду деятельности

название цвета детали

название формы детали

умение группировать детали

умение скреплять детали разными способами

умение работать

умение анализировать постройку, выделяя части целого

умение планировать предстоящую постройку

умение строить элементарные постройки по творческому замыслу

умение работать в паре (ведущий-ведомый), в группе

умение составлять рассказ о постройке, используя технологию моделирования (мнемосхемы)

умение обыгрывать постройку

Итоговый уровень

по цвету

по форме

по объемному образцу

по образцу, изображенному на картинке

используя пошаговую схему (технологические карты)

по инструкции

Строшков Матвей

в

в

в

в

в

с

с

в

в

с

в

с

в

в

в

в

в

Фуртаев Глеб

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

с

в

в

в

Хатипова Ильяна

в

в

с

в

в

с

с

с

в

с

с

с

в

в

с

в

с

Царев Дмитрий

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Шайхутдинов Дмитрий

в

в

с

в

в

с

с

в

в

с

с

в

в

с

с

в

в

Щелоков Глеб

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Грабазей Вероника

в

в

с

в

в

с

с

с

с

с

в

с

в

с

с

в

с

Журавлёв Максим

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Заложук Артём

в

в

с

в

с

с

с

с

в

с

с

с

в

в

с

в

в

Салифон Артём

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

Сбоев Влад

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

с

в

в

в

в

в

в

Сеферов Мурад

в

в

в

в

в

с

с

с

в

с

в

в

в

с

с

в

в

Критерии оценки показателей: Выс. ур. – выполняет самостоятельно; Ср. ур. – выполняет с помощью взрослого; Низк. ур.– не выполняет

По результатам диагностики конструктивных навыков и умений на начало 2018-2019 учебного года  у 50% детей (6 человек) низкий уровень, у 50% детей (6 человек) средний уровень развития умений и навыков. Низкий уровень обусловлен тем, что у детей не развиты умения конструировать по пошаговой схеме и по объемному образцу, дети затруднялись с названиями форм деталей, не могли скреплять детали различными способами, затруднялись с планированием предстоящей постройки, а также была затруднена работа по составлению рассказов о постройке.

По итогам диагностики на конец 2018-2019 учебного года у 16,6% детей (2 человека) средний уровень, у 83,4% детей (10 человек). В течение года все дети научились группировать детали, как по цвету, так и по размеру, научились работать по объемному образцу        по образцу, изображенному на картинке, используя пошаговую схему и по инструкции. Также научились планировать, и строить элементарные постройки, анализировать их.

Итоги диагностики показывают, что все дети освоили дополнительную образовательную программу по развитию конструкторских навыков и умений.


Приложение №2 Конспекты занятий

Конспект занятия "В леса-чудеса мы поедем с тобой".

Моделирование фантастического животного, обыгрывание  игровой ситуации.

      Задачи:

      1.Создать игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей  творческих объединений детей по интересам и желанию

2.Обучить оформлять свой замысел путём предварительного  рассказа.

3.Развивать умения отбирать детали конструктора, наилучшим образом передающие характерные особенности задуманного животного.

4. Развивать  социальные эмоции и мотивы, способствующие  налаживанию межличностных отношений

Материал:

-  конструкторы Лего, тематический;

- сказочный лес, фигурки зайцев, домик и скамейка, собранные из деталей конструктора; иллюстрации из сказок.

Ход занятия:

Педагог создаёт игровую ситуацию: выставляет игрушечные ёлочки, разные другие деревца, избушку, собранные из деталей конструктора, и фигурки зайчиков. Затем рассказывает такую историю: "Жили-были на опушке леса мама Зайчиха и её сынок - зайчишка-Пушишка. Как-то раз мама приходит домой с соседнего огорода с капустой и видит, что её сынишка сидит на скамейке перед домом очень грустный. Она спрашивает его: "В чём дело, дорогой, почему ты грустишь?" А зайчишка ей отвечает: "Мамочка мне вдруг стало так скучно, что даже играть ни во что не хочется. - Не грусти, милый, - говорит Зайчиха, - давай отправимся с тобой в путешествие!"

Педагог читает отрывок из стихотворения "Леса-чудеса":

В леса-чудеса мы поедем с тобой.

Там бродит у озера лось голубой.

Там чащу хвостом подметает лиса,

Чтоб чистыми были леса-чудеса.

В леса-чудеса мы поедем.

Там встретимся с умным медведем,

Заглянем к сове в дупло.

В дупле у совы тепло и светло...

А после я приглашу Сову,

И все мы отправимся в гости ко льву.

Живёт он под горкой в пещере,

"Лев добрый" - табличка на двери.

И добрый лев тебе лапу подаст

И промурлычет: "Здр-р-раст!"

А хочешь, с Оленем в пятнашки играй -

Ведь это такой удивительный край!

Педагог предлагает детям представить себе, что они уже оказались в этом лесу и встретили там необыкновенного зверя. Спрашивает о том, как выглядит этот зверь, какого он размера, какой длины у него шея, хвост, сколько у него голов, лап, глаз. Предлагает объединиться по желанию в пары, группы  придумать замысел  игры, распределить роли.

Ребята создают модель  зверя, строят его жилище, сооружают часть леса. Дают лесному жителю прозвище, рассказывают о том, что он умеет делать, где живёт и чем питается, обыгрывают  игровую ситуацию.

Обсуждение:  «Как получилась игра? Кто какие роли выполнял?»

Приложение №3. Картотека игр с использованием LEGO-конструктора

Картотека игр с использованием LEGO-конструктора

Чья команда быстрее построит.

Цели: Учить строить в команде, помогать друг другу; Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Оборудование: набор ЛЕГО конструктора «Дупло», образец.

***

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Светофор.

Цель: Закреплять значения сигналов светофора; Развивать внимание, память.

Оборудование: кирпичики ЛЕГО красного, зеленого, желтого цвета.

***

1-й вариант.

Педагог – «светофор», остальные дети – «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут.

2-й вариант.

Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.

3-й вариант.

На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.

Построй, не открывая глаз.

Цели: Учить строить с закрытыми глазами; Развивать мелкую моторику рук, выдержку.

Оборудование: плата, наборы конструктора.

***

Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

Игровые упражнения и дидактические игры на развитие логического мышления с использованием конструктора Лего.

1.Классификация.

-"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь. в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.

-"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".

2.Внимание и память.

-"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

-"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

   

3.Пространственное ориентирование.

-"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

-"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

4.Симметрия.

-"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

-"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

5.Логические закономерности.

-Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

6."Поиск недостающей фигуры".

Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

7.Комбинаторика.

-"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

-"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

Психотехнические раскрепощающие игры

Игра «Часть и целое».

Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате (кабинете специалиста) индивидуально. Педагог демонстрирует ребенку детали крупного конструктора Лего, показывает способы соединения.

                       Раз частичка, два частичка

                         Это братик и сестричка!

                        Раз деталька! Два деталька!

                       Ты конструктор собирайка!

                      Что в мешочке отгадаешь,

                        Сразу приз ты получаешь!

Достается волшебный мешочек. Ребенку предлагается потрогать деталь Лего, которая лежит в мешочке (не заглядывая в него, наощупь) – сказать – она одна или это несколько деталей соединенных вместе. За каждый правильный ответ ребенок получает приз (для девочек и мальчиков  призы разные, например цветок из картона для девочки, лодочка для мальчика). Детали в мешочке намеренно располагаются такие, чтобы было очевидно, где одна деталь, где много (это сделано для того, чтобы внушить успех ребенку на начальном этапе игры). Педагог хвалит малыша за то, что он правильно определил все части. Из собранных из мешочка деталей конструктора Лего ребенку предлагается собрать какую-нибудь игрушку (учитывая возраст детей и их психофизические особенности). Призы подбираются неслучайные, они наталкивают на идею дальнейшей игры ребенка.

Игра «Ворота в сказку».

Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате с подгруппой детей. Педагог говорит о том, что сегодня в группе все детали конструктора Лего потерялись и надо попробовать их собрать:

Есть конструктор в группе нашей

Лего, Лего – красота!

Как построить мы покажем

Хоть Цветочек, хоть кота!

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы искать.

Ищем мелкие детали,

Ищем крупные детали

Будем «сказку» собирать!

Дети собирают детали конструктора и приносят их на ковер в центре групповой комнаты. Педагог отмечает, что это только маленькие частички, а из них, наверное, можно сделать интересные игрушки. Спрашивает, что может получиться из конструктора. Педагог вносит красочно оформленные ворота, но предупреждает детей, что они очень неустойчивые, а он (педагог) не знает, что сделать.  Дети предлагают свои варианты, а педагог соглашается с ними и предлагает начать строительство опор из конструктора Лего. Когда ворота закреплены, то воспитатель восхищается красотой сказочных ворот, говорит о том, что он не смог бы догадаться так удачно закрепить ворота (даже если не все получилось так как надо, на первом этапе таких игр – самое главное дать детям возможность поверить в свои силы). Предлагается детям придумать, какие бы сказочные герои хотели и смогла пройтись под этими воротами. По желанию детей продолжается самостоятельная игра.

 Игра «Интересная находка».

Возраст детей 5-6 лет. Игра может проводиться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее прячет поделки, сделанные из конструктора Лего (поделки необычной формы, непохожие на знакомые детям предметы и игрушки) в разные места групповой комнаты (прогулочного участка детского сада). Детям предлагается найти спрятанную поделку и придумать ей название и назначение. Педагог не озвучивает, что именно спрятано, но говорит о том, что это какие-то новые предметы (поделки действительно должны быть сделаны из такого  вида конструктора Лего, который ранее не вносился в группу). Дети находят поделки, самостоятельно придумывают название и назначение игрушек. Детям предлагается обыграть найденные поделки (обыгрывание не обсуждается, дается на самостоятельную деятельность, если дети хотят, то могут играть подгруппами, парами, индивидуально, могут разобрать имеющуюся игрушку и смоделировать новую).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...