Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников».
материал

В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024-2025_patrusheva_t.v.docx182.92 КБ

Предварительный просмотр:

                РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

        

Аэрологический переулок, д. 10, г. Тарко-Сале, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629850

тел: 8(34997) 2-35-48, 2-54-87, ИНН 8911016810; КПП 891101001; ОКПО 48731569; ОКОНХ 92400;

 № пенсионного страхования030-009-011845, e-mail: dsburatino@mail.ru

   

Индивидуальный план работы по самообразованию

 

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство

развития речи дошкольников».

 

   2024-2025(учебный год)      Подготовительная  (возрастная группа)

     

Патрушева Татьяна Васильевна

(Ф.И.О. педагога)

 15 лет                               Высшая

                                          (стаж работы)               (кв. категория)

 

г. Тарко-Сале

 Тема по самообразованию на  2024-2025г

               «Мнемотехника как эффективное средство развития  речи   дошкольников».

Актуальность В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

    Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

   В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас
     - неумение согласовывать слова в предложении
     - нарушение звукопроизношения
     - низкий уровень развития связной речи
     - несформированность психических процессов
     - несовершенство различных видов мышления.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

      На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.    

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.      

    Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.

 

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития речи у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники.

 

Задачи:

• Развитие связной монологической и диалогической речи.

• Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

                          План работы по теме самообразования  на 2024-2025 учебный год.

 


п/п

                
                  Содержание работы

 

        Сроки

    проведения

 

1.

 1. Подбор и изучение методического материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»

2. Постановка целей и задач по данной теме.

 

 

В течение года.

 

 

 

 

 

1-2 неделя сентября

 

2.

1. Знакомство детей с мнемоквадратами, а также со значками моделями.

2. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

 

В течение октября

 

 

 

Октябрь

 

3.

1. Знакомство с мнемодорожкой, как последовательностью изображений, которые расположены в ряд.

2. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке).

 

В течение ноября

 

 

 

 

Ноябрь

 

4.

1. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

2. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

 

В течение декабря

 

 

 

Декабрь

 

5.

1. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации.

2. Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»

 

2 неделя января

 

 

 

 

Январь

 

6.

1. Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии  речи детей».

2. Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа  про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы.

 

Февраль

 

 

 

 

4 неделя февраля

 

7.

1.  Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др.

2. Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома».

 

Март

 

 

 

 

Март

 

8.

1. Проведение с детьми цикла занятий с использованием средств мнемотехники.

2. Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники.

 

В течение года

 

 

 

3 неделя апреля

 

9.

1. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

 

Май

 Консультация для родителей: «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей».

`

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К.Д.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды.

Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

-являются дидактическим материалом по развитию речи;

-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

1.Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2.Преобразование образов в символы.

3.Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4.Развитие мелкой моторики.

Примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы.

Рассказывание русской народной сказки «Лиса и кувшин»

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

                        Хотите выучить стих с ребенком за 5 минут, не уча?

Тогда нам понадобятся мнемотаблицы, которые, очень эффективны при разучивании стихов.  

Используя вспомогательные картинки в мнемотаблицах, заучивание стихов превращает в игру.

Все очень просто:

1.     Вы читаете ребенку стих с выражением.

2.     Потом повторно прочитываете еще раз, но, уже опираясь на мнемотаблицу (показывая к какой картинке, относится какое слово).

3.     Спрашиваете, все ли понятно ребенку, если нет, то в доступной форме надо объяснить не понятные вещи.

4.    Ребенок рассказывает, смотря на таблицу, стих.

Мнемотаблицы стихи

C:\Users\Татьяна\Downloads\26c15cbc1032e642184381a19e1b2bb3.jpgC:\Users\Татьяна\Downloads\slide-2.jpg

 

                   

                     Из опыта работы по теме: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольное детство – особый период в развитии личности, дети в этом возрасте обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Они задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг, как губка впитывает новые знания, поступающие извне. Поэтому я, как педагог, работающий с дошкольниками, нахожусь в постоянном поиске методов, приемов, средств, которые позволят создать условия  для сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (ФГОС ДО).
Одним из методов, который позволяет «совместить познавательную и игровую деятельность, опосредующую развитие ребенка, является мнемотехника. Это своеобразная (индивидуальная) система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так шаманы, жрецы, сказители должны были запоминать огромные объемы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объем написанной книги – все это побуждало запоминать текст. Этому способствовало и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.
Мнемотехника продолжает быть востребованной и в современном мире. Основной секрет мнемотехники хорошо известен и очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных или иных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации применяется для запоминания не запоминаемой информации.
Константин Паустовский в своей книге «Годы жизни» писал: « Чтобы мы лучше запоминали всякие географические вещи, Черпунов (учитель географии) придумывал разные наглядные способы. Например, он рисовал на классной доске большую букву «А», в правом углу он вписывал в эту букву второе «А», поменьше, в него- третье, а в третье – четвертое. Затем он говорил: «Запомните – это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии город Аден, в Адене сидит англичанин». Мы запоминали это сразу и на всю жизнь».
        Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и др.). Использование образных средств позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Венгера, Пиаже, Запорожца и др., главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
При использовании педагогом приемов мнемотехники ребенок упражняется в умении управлять своей памятью, развивая ее опосредованно, запоминая при помощи вспомогательных средств, в частности, символов – знаков, используя образ или предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
              Использовать приемы мнемотехники в своей профессиональной деятельности я начала в 2021 г. Мы начали с «кодирования» текстов детских песенок, которые никак не могли запомнить мои малыши. Простое повторение стихов с целью заучивания не было достаточно эффективным. А «пропевание» песенок по опорным символам, наоборот, вызвало у малышей живой интерес.
В дальнейшем приемы мнемотехники я стала применять в различных видах деятельности: для запоминания стихов, для пересказа, для составления описательных и творческих рассказов, для запоминания правил поведения (поведения в группе, на улице, общения, безопасности и т.п.)
Обучение кодированию осуществлялось поэтапно:
В младшем и среднем дошкольном возрасте это было «кодирование» с помощью наглядного материала. В своей работе я использовала картинки-алгоритмы по принципу от простого к сложному. Начинала с мнемоквадратов (одна картинка) и постепенно переходила к мнемоцепочкам (ряд картинок), мнемосхемам. Активно применяла игровые ситуации, поскольку детям легче запомнить задачу, опосредованную игровым мотивом. Например: Как помочь зверятам восстановить теремок, разрушенный медведем и т.п.
Использование мнемосхем с опорными рисунками символами для заучивания текста или воспроизведения текста с детьми старшего возраста способствовало превращению НОД в увлекательную игру для детей. На каждое слово или словосочетание мы с детьми придумывали картинку(символ) и таким образом «зарисовывали», шифровали текст.
Сначала придуманные вместе с детьми символы зарисовывались мной, а в дальнейшем дети сами кодировали слова и составляли собственные схемы.
Опора на наглядность в приемах мнемотехники имеет свою особенность, которую я учитывала в своей работе. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста картинки должны быть цветными (например, солнце – круг желтого цвета и т.п.) – «образ должен быть ярким. Детям старшего дошкольного возраста картинки рисуются в одном цвете, чтобы не рассеивать внимание.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание(соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. Но нужно учитывать, что эти образы могут быть достаточно индивидуальны, т.к. ассоциации на одну и ту же информацию могут быть различны.
Использование мнемотаблиц позволяет не только значительно сократить время на запоминание, но и способствует увеличению объема памяти, зрительной и слуховой; расширяет (оптимизирует) условия для словарной работы по произведению, беседы по содержанию текста, эмоциональному, выразительному чтению стихотворных произведений.
В настоящее время я работаю с детьми с 5 по 7  года жизни и продолжаю использовать приемы мнемотехники в своей педагогической деятельности. Например, вместе с детьми мы придумали, нарисовали «Правила нашей группы». Дети принимали активное участие в их создании и сейчас стараются их соблюдать.
Использование мнемотехники способствует реализации следующих принципов:
- принцип творческого обучения и воспитания, максимальная реализация творческих возможностей ребенка;
- принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности доступен пониманию ребенка;
- принцип личностной ориентации: личность каждого ребенка является непреложной ценностью в процессе воспитания;
- принцип природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Эффективность работы по целостному развитию ребенка во многом определяется личностными качествами, как педагога, так и ребенка. Неустанный поиск новых инновационных методов и приемов, используемых в повседневной работе, интересных для ребенка, приводит к положительному результату.
По результатам мониторинга выпускной группы детей была отмечена положительная динамика речевого развития, заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.
Таким образом, использование приемов и методов мнемотехники в педагогическом процессе дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.

                                 Консультация для родителей:

 " Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста."

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и

мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего  связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М.Леушина, Л. В. Эльконин и др.

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники.  Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. 

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

 

Чем же отличается мнемотехника от других технологий?

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью - используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.
  • Здоровьесбережением  реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
  • Универсальностью -  может использоваться любым педагогом и родителями.

 

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Использование мнемотаблиц очень эффективно в разучивании стихов.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.  

        Мнемотаблицы являются отличными помощниками при обучении детей пересказу. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя принципы построения сюжета. Также их использование очень эффективно при отгадывании загадок. 

Использование мнемотехники открывает для педагогов и родителей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.  Не только педагоги, но и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 

Мнемотаблицы являются эффективным дидактическим материалом по развитию речи. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

     3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

     4. Развитие мелкой моторики

 

 Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в

играх:

     1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

     2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

     3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

     4. Найти лишнюю картинку.

     5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

     6. «Распутать» два события (предъявляются в перемешку две разрезанные мнемотаблицы).

     7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

 

Помимо менемотаблиц  можно использовать  наглядные модели -условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогут формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.

Еще один прием мнемотехники, который можно использовать для заучивания стихотворений – пиктограмма, то есть рисунчатое письмо.  Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.

    Стоит отметить, что с использованием методов мнемотехники, связная речь детей значительно улучшается. Дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотаблицы. Мнемотехника помогает детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для взрослого. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.

 

Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

                                   Используемая литература

1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
     4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».

5. В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники, Система запоминания «Джордано».
6. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развития речи дошкольников» на 2020-2021 учебный год.

Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любитьСмеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. Цель:Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помоч...

План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...

План работы по самообразованию «Нетрадиционная аппликация как эффективное средство развития моторики рук детей 6–7 лет».

План работы по самообразованию«Нетрадиционная аппликация как эффективное средство развития моторики рук детей 6–7 лет»....

План самообразования «Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников»

План самоообразования  " Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников.

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:« ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Тема:« театральная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»Цель: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, повышение професс...