Портрет инициативного ребенка
консультация

Якименко Сэмбель Явдатовна

В статье представлен текст выступления на методическом объединении по теме "Портрет инициативного ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tekst_na_mo.docx140.72 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ №197

Методическое объединение для воспитателей Дзержинского района города Оренбурга

Тема: «Портрет инициативного ребёнка»

Подготовила: Воспитатель

1 кв.категории Якименко С.Я.

Оренбург,2024

Коллеги, сегодня мы поговорим о детях, которые не ждут указаний, а сами предлагают идеи, задают неожиданные вопросы и умеют увлекать за собой сверстников. Это инициативные дети – не просто «удобные» воспитанники, а потенциальные лидеры и творцы. Но как отличить здоровую инициативу от хаотичной активности? И главное – как не погасить этот огонёк?  

1. Психологический портрет инициативного ребёнка  

(Сравнительная таблица для наглядности)

Критерий  

Инициативный ребёнок

Пассивный/зависимый ребёнок

Действия

Сам предлагает игры, решения

Любознательность, Задаёт вопросы «почему?»

Ждёт инструкций  

Принимает информацию без анализа

Ошибки

Воспринимает как опыт

Боится ошибиться

Лидерство

Организует других              

Следует за большинством

Пример из практики:  

Мальчик Саша (5 лет) вместо готового шаблона аппликации предложил сделать «космический корабль» из бросового материала. Вместо запрета мы поддержали идею – в итоге вся группа увлеклась созданием «ракет».  

 2. Почему инициатива требует деликатной поддержки?  

Часто мы невольно подавляем инициативу:  

- Жёсткими рамками («Делай только по образцу!»).  

- Оценочными фразами («Не так придумал!» вместо «Интересно! А как ещё можно?»).  

- Дефицитом времени (когда проще дать готовый ответ, чем выслушать детскую гипотезу).  

Исследования:  

По данным В.В. Давыдова, у 70% детей к 7 годам снижается познавательная инициатива из-за избытка регламентированных занятий.  

3. Практические приёмы развития инициативы  

 Создаём «ситуацию выбора»  

- Вместо: «Рисуем солнышко».  

- Предлагаем: *«Выбери, что будем рисовать: солнце, дождь или maybe что-то своё?»*.  

 Превращаем проблемы в задачи  

- Если ребёнок жалуется: «Кирилл сломал мой домик!», спрашиваем: *«Как можно это исправить?»*. Варианты детей часто удивляют!  

  Игра «Почемучкин час»  

- Раз в неделю дети задают ЛЮБЫЕ вопросы (даже «почему трава зелёная?»), а мы вместе ищем ответы в книгах/опытах.  

 Метод «Незавершённых историй»  

- Начинаем сказку («Жил дракон, который боялся…»), а дети придумывают продолжение.  

 4. Осторожно: ложная инициатива!  

Не путать с:  

- Гиперактивностью (беспорядочные действия без цели).  

- Манипуляциями («Я сам!» → только чтобы привлечь внимание).  

Как отличить?  

Истинная инициатива:  

- Связана с познавательным интересом.  

- Включает элементы планирования («Я сначала сделаю это, потом то…»).  

Заключение  

Инициативный ребёнок – не тот, кто удобен, а тот, кто думает, пробует и не боится предлагать. Наша задача – не «лепить» таких детей, а замечать и создавать среду для их роста.  

Цитата для размышления:  

 «Дети – не сосуды, которые надо наполнить, а огни, которые надо зажечь» (Плутарх).  

Предлагаю обсудить:  

1. Какие приёмы развития инициативы используете вы?  

2. Как реагируете, когда ребёнок нарушает план занятия своей идеей?  

Готова поделиться своими наработками – спрашивайте!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета «Инициативный ребенок, какой он?»

анкеты для педагогов и родителей  "Инициативный ребенок, какой он?"...

Буклет для родителей "Инициативный ребенок дошкольного возраста".

Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. ...

Анкета «Инициативный ребенок, какой он?»

для педагогов и родителей...

презентация "Инициативный ребенок"

Презентация на тему "Инициатива"...

Что такое инициативный ребенок и «Как поддержать детскую инициативу?»

Инициативность главное условие развития познавательной деятельности ребенка, в том числе и творчества....

«Игра как средство формирования познавательного интереса и инициативности ребенка через различные виды деятельности»

   Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра о...

«Центр опытно –эксперементальной деятельности, как средство инициативности ребенка дошкольного возраста»

laquo;Центр опытно –эксперементальной деятельности, как средство инициативности ребенка дошкольного возраста»«Ни одно великое открытиене было сделано без инициативы»Эмерс...