Портрет инициативного ребенка
консультация
В статье представлен текст выступления на методическом объединении по теме "Портрет инициативного ребенка"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 140.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ №197
Методическое объединение для воспитателей Дзержинского района города Оренбурга
Тема: «Портрет инициативного ребёнка»
Подготовила: Воспитатель
1 кв.категории Якименко С.Я.
Оренбург,2024
Коллеги, сегодня мы поговорим о детях, которые не ждут указаний, а сами предлагают идеи, задают неожиданные вопросы и умеют увлекать за собой сверстников. Это инициативные дети – не просто «удобные» воспитанники, а потенциальные лидеры и творцы. Но как отличить здоровую инициативу от хаотичной активности? И главное – как не погасить этот огонёк?
1. Психологический портрет инициативного ребёнка
(Сравнительная таблица для наглядности)
Критерий | Инициативный ребёнок | Пассивный/зависимый ребёнок |
Действия | Сам предлагает игры, решения Любознательность, Задаёт вопросы «почему?» | Ждёт инструкций Принимает информацию без анализа |
Ошибки | Воспринимает как опыт | Боится ошибиться |
Лидерство | Организует других | Следует за большинством |
Пример из практики:
Мальчик Саша (5 лет) вместо готового шаблона аппликации предложил сделать «космический корабль» из бросового материала. Вместо запрета мы поддержали идею – в итоге вся группа увлеклась созданием «ракет».
2. Почему инициатива требует деликатной поддержки?
Часто мы невольно подавляем инициативу:
- Жёсткими рамками («Делай только по образцу!»).
- Оценочными фразами («Не так придумал!» вместо «Интересно! А как ещё можно?»).
- Дефицитом времени (когда проще дать готовый ответ, чем выслушать детскую гипотезу).
Исследования:
По данным В.В. Давыдова, у 70% детей к 7 годам снижается познавательная инициатива из-за избытка регламентированных занятий.
3. Практические приёмы развития инициативы
✔ Создаём «ситуацию выбора»
- Вместо: «Рисуем солнышко».
- Предлагаем: *«Выбери, что будем рисовать: солнце, дождь или maybe что-то своё?»*.
✔ Превращаем проблемы в задачи
- Если ребёнок жалуется: «Кирилл сломал мой домик!», спрашиваем: *«Как можно это исправить?»*. Варианты детей часто удивляют!
✔ Игра «Почемучкин час»
- Раз в неделю дети задают ЛЮБЫЕ вопросы (даже «почему трава зелёная?»), а мы вместе ищем ответы в книгах/опытах.
✔ Метод «Незавершённых историй»
- Начинаем сказку («Жил дракон, который боялся…»), а дети придумывают продолжение.
4. Осторожно: ложная инициатива!
Не путать с:
- Гиперактивностью (беспорядочные действия без цели).
- Манипуляциями («Я сам!» → только чтобы привлечь внимание).
Как отличить?
Истинная инициатива:
- Связана с познавательным интересом.
- Включает элементы планирования («Я сначала сделаю это, потом то…»).
Заключение
Инициативный ребёнок – не тот, кто удобен, а тот, кто думает, пробует и не боится предлагать. Наша задача – не «лепить» таких детей, а замечать и создавать среду для их роста.
Цитата для размышления:
«Дети – не сосуды, которые надо наполнить, а огни, которые надо зажечь» (Плутарх).
Предлагаю обсудить:
1. Какие приёмы развития инициативы используете вы?
2. Как реагируете, когда ребёнок нарушает план занятия своей идеей?
Готова поделиться своими наработками – спрашивайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета «Инициативный ребенок, какой он?»
анкеты для педагогов и родителей "Инициативный ребенок, какой он?"...
Буклет для родителей "Инициативный ребенок дошкольного возраста".
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. ...

Что такое инициативный ребенок и «Как поддержать детскую инициативу?»
Инициативность главное условие развития познавательной деятельности ребенка, в том числе и творчества....

«Игра как средство формирования познавательного интереса и инициативности ребенка через различные виды деятельности»
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра о...
«Центр опытно –эксперементальной деятельности, как средство инициативности ребенка дошкольного возраста»
laquo;Центр опытно –эксперементальной деятельности, как средство инициативности ребенка дошкольного возраста»«Ни одно великое открытиене было сделано без инициативы»Эмерс...




