Проект "Азбука безопасности"
проект (старшая группа)

Анна Ивановна Немчинова

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

   Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

   Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых.

   Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_bezopasnosti.docx721.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 19

Паспорт проекта «Азбука безопасности»

                                                          Выполнил: воспитатель Немчинова А.И.

Кедровое

2023 год

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

   Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

   Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых.

   Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность.

      Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют дома одних. Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности.      Проблема  безопасности жизни детей очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Гипотеза.

Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному

поведению на улице, во время пожара, оказавшимся одним дома, в лесу, на

солнце и воде, изучили специальную методическую литературу. Мы считаем, что познавательный  проект «Азбука безопасности» поможет системно и последовательно повысить результативность обучения детей правилам безопасности. Безопасность напрямую зависит от тех игр , в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.

Проблема.

       Современная жизнь связана с необходимостью обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Сегодня вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.

       Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в природе и социуме, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный.

По времени проведения (срок реализации): краткосрочный (сентябрь 2022г.)

Участники: дети, родители,  педагоги.

Планируемые результаты реализации проекта: 

- Сформированы представления о способах безопасного поведения в бытуна улице, в природе.

- Дети знают номера телефонов экстренных служб.

Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.

- Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.

- У детей повысятся любознательность и познавательная активность.

Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

- Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития в детях основ безопасности в окружающей жизни.

У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

Цель:

- Углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

-Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.

-Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;

- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.

- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.

-Познакомить с телефонами экстренных служб.

        

Развивающие: 

- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

- Развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации.

- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений

- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.

- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:

 - Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.

- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.

Методы реализации проекта:

-Познавательное развитие (ознакомление с правилами  ПДД, при пожаре и

других опасных ситуациях),

-речевое развитие,

-социально-коммуникативное развитие(социализация окружающего пространства),

-художественно-эстетическое развитие ( ручной труд, изо),

-физическое развитие.

Ресурсное обеспечение проекта:

-Уголок « Безопасности»;

-Спортивный уголок в группе;

-Дидактические игры, настольно-печатные игры;

-Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр  «Больница», «Шофёр», «Пожарный»

-Центр литературы: произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена,  и других писателей.

-Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.

Работа с родителями

-Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка безопасности в группе.

-Составление детьми с родителями безопасного маршрута от дома до

детского сада.

-Изготовление журнала «Азбука безопасности».

-Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр

-Участие в мероприятиях проводимых в группе по

безопасности детей в различных ситуациях.

Подготовительный этап.

 Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.

Разработка проекта.

- Заинтересовать участников изучением данной темы;

- Изучить методическую и научно-популярную литературу;

- Составить план работы (занятий, мероприятий);

- Создать  условия для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей.

-Подбор материала по правилам дорожного движения, правилам поведения

при пожаре, один дома, на солнце, воде, лесу.

2 неделя (11.09 – 15.09)

ТОП «Азбука безопасности»

Артикуляционная гимнастика- №  1

Дыхательная гимнастика- № 1

Бодрящая гимнастика- № 1

Самомассаж- № 1

Физкультминутка- № 1

Зрительная гимнастика- № 1

Динамическая пауза- № 3

Пальчиковая гимнастика- № 3

Понедельник (11.09)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Рассматривание тематических картин со сказочными персонажами «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 40).

- Труд: предложить детям полить комнатные растения, протереть листья. (Тимофеева Л.Л. «Планирование образовательной деятельности в ДОО»)

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

 

Самостоятельная деятельность:

строительные игры.

Карточка № 6

Экспериментирование с объектами неживой природы. «Почему предметы движутся?»

Цель: познакомить детей с физическим понятием «сила», «трение», показать пользу трения. (Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», стр. 53)

Совместная деятельность:

- Минутка безопасности: «Знакомый, свой, чужой»

Цель: закрепить понимание различий между группами людей «знакомый», «свой», «чужой». (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 43)

- Чтение стихотворения «Катауси и Мауси»

Цель: дать понятие о жанровых особенностях, закрепить, что внешность может быть обманчива. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 45)

- С/р игра «Опасные ситуации.»

Цель: учить детей правильно себя вести в ситуациях общения с незнакомыми людми. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 46)

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

  • Сказки фиолетового леса

Самостоятельная деятельность:

игры по интересам в развивающих центрах

Основной этап.

Вторник (12.09)

  Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

-  Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель: развивать ловкость, внимательность, закреплять знания сигналов светофора (Картотека прогулок. Сентябрь №19)

- Поэтическая минутка: Дмоховский А. «Чудесный островок»

Цель: знакомить с понятием «островок безопасности», познакомить с его назначением. (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 34)

- Инструкция № 2 «Как вести себя в детском саду»

Индивидуальная работа:

рисование

Самостоятельная деятельность:

 Изобразительная деятельность.

Карточка № 7

Совместная деятельность:

- Игра «Страна ПДДка»

Цель: активизировать и проверить знания о видах транспорта и некоторых дорожных знаках, развивать стремление к изучению ПДД. (Хабибулина Е.Я. «Дорожная азбука», стр.46)

- Режиссерская игра – тренинг «Игры во дворе»

Цель: обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе, научить необходимым мерам предосторожности. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 123).

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

Окружающий мир/ природа

Самостоятельная деятельность:

Сюжетно-ролевые/режиссерские игры

Среда (13.09)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Беседа «Как избежать неприятностей на кухне. Что случилось с Машей?»

Цель: учить анализировать качества предметов, выявлять факторы потенциальной опасности, формировать осознанное отношение к собственной безопасности.  (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 34)

- Минутка этикета «Поведение за столом»

 Цель: учить выражать благодарность, быть аккуратным, вежливым. (Богуславская Н.Е. «Веселый этикет» с.23)

- Инструкция № 3 «Правила безопасного поведения для воспитанников при приеме пищи, при обращении со столовыми предметами»

Индивидуальная работа:

Речевое развитие

Самостоятельная деятельность:

 в книжном уголке

Карточка № 8

Совместная деятельность:

- Игры в шашки

Цель: научить детей играть в шашки, ориентироваться на плоскости, логически мыслить.

(настольные игры)

-Просмотр мультфильма «Разгром. Веселая карусель. Выпуск 3»

Цель: обобщать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности, учить выявлять их причины, воспитывать аккуратность.

- Чтение литературных произведен Капутикян С. «Пылесос не виноват»

Цель: продолжать знакомить с поэзией, учить анализировать, сопоставлять действия с правилами безопасности. (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 49)

-  Творческая мастерская создание энциклопедии «Правила для малышей»

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

аппликация

Самостоятельная деятельность:

 игры в физкультурном уголке.

Четверг (14.09)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

 - Речевые / словесные игры по рекомендации учителя-логопеда

- Работа в тетраде по подготовке руки к письму

Цель: научить детей пользоваться тетрадью в клеточку, ориентироваться на плоскости листа.

- Беседа – презентация «Микробы и вирусы»

Цель: дать и закрепить элементарные представления об инфекциях и их возбудителях.

(Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 96)

- Инструкция №7 «Правила безопасного поведения для воспитанников детского сада при работе с принадлежностями по изобразительной деятельности».

Индивидуальная работа:

лепка

Самостоятельная деятельность:

игры в театральном уголке

Карточка № 9

Совместная деятельность:

- Театрализованная деятельность «Обыгрывание ситуаций. Неправильный режим дня»

Цель: формировать и закреплять представление о правильном режиме дня и его пользе для здоровья. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 106).

- Игры по математике «Русское лото»

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

математика

Самостоятельная деятельность:

игры в речевом уголке

Пятница (15.09)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Хороводная игра «По дорожке Валя шла».

Цель: приобщать детей к русскому фольклеру, учить коммуникации. (Картотека хороводных игр)

- Беседа «Умеешь ли ты общаться с животными»

Цель: дать знания о правилах поведенияпри встрече с разными домашними животными, при общении с ними, учить понимать состояние и поведение животных. (Полынова В.К. «ОБЖ», стр. 122)

-   КГН «Каждой вещи – свое место».

Цель: закреплять умение убирать свои вещи и игрушки на место, поддерживать порядок в шкафчике. (Приложение к РП №9)

Индивидуальная работа:

Конструирование / прикладное творчество

Самостоятельная работа:

настольно-печатные игры

Карточка № 10

Совместная деятельность:

- Культурно-досуговая деятельность «Учим малышей правилам безопасности»

Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения, выразительному чтению стихов, внимательности и работе в команде.

(приложение к РП)

- Бытовой труд: уборка в театральном уголке

Цель: продолжать учить детей аккуратно расставлять атрибуты.

- Бытовой труд: уборка в театральном уголке

Цель: продолжать учить детей аккуратно расставлять атрибуты.

- Инструкция № 10 «Правила безопасного поведения для воспитанников детского сада, занимающихся на физкультурном занятии»

-  Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

Подготовка к обучению грамоте

Самостоятельная деятельность:

сюжетно-ролевые игры / режиссерские игры

Сентябрь 2023

2 неделя (11.09 – 15.09)

ТОП «Азбука безопасности»

1. Познавательно-исследовательская деятельность окружающий мир / природа

Тема: «Как полезные предметы опасными стали»

Цель: учить выявлять факторы потенциальной опасности, формулировать правила использования, формировать осознанное отношение к собственной безопасности предметов (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 143).

2.Познавательно-исследовательская деятельность 

Математика

Тема: Занятие 2 «Повторение»

Цель: повторить порядковый счет до 8, свойства предметов, формы геометрических фигур, учить сравнительному анализу и обобщению. (Петерсон Л.Г. «Игралочка-ступенька к школе», стр. 23).

3.Познавательно-исследовательская деятельность

 «Сказки фиолетового леса»

Тема: Как Магнолик удивил Малыша Гео.

Цель: развивать умения составлять цифру из палочек, понимать алгоритм расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение деталей), трансформировать одну цифру в, придумывать и показывать физические упражнения с заданным количеством предметов. (Харько Т.Г. «Сказки фиолетового леса для детей 5-7 лет», стр. 12)

1.Коммуникативная деятел-сть Речевое развитие

Тема: «Пересказ рассказа «Пожарные собаки»»

Цель: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», стр. 94).

2.Художественная литература

Тема: «Петушок-золотой гребешок»

Цель: познакомить с художественным произведением, учить анализировать поступки, характеры героев. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 49).

3.Коммуникативная деятельность

Подготовка к обучению грамоте.

Тема: Задание 2. «Части слова. Звуки».

Цель: закреплять умение детей интонационно выделять

звук в слове, называть слова с заданным звуком; учить делить на слоги двусложные слова, называть

слова с заданным количеством слогов.. (Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте», стр. 48).

1.Изобразительная деятельность     

   Рисование

Тема: «Рисование светофора» (предметное рисование)

Цель: учить рисовать светофор, закреплять навыки аккуратного раскрашивания. (Леонова Н.Н. «Художественное творчество по программе «Детство»», стр. 202).

2.Изобразительная деятельность

Аппликация

Тема: «Тили-тили-тили-бом»

Цель: дать понятия о пользе и вреде огня, учить работать в технике коллаж, формировать навыки сотрудничества. (Леонова Н.Н. «Художественное творчество по программе «Детство»», стр. 285).

3. Изобразительная деятельность

Лепка

Тема: «Влиятельная палочка»

Цель: обучение лепке атрибута регулировщика. (Леонова Н.Н. «Художественное творчество по программе «Детство»», стр. 253).

4. Конструктивная деятельность

Конструирование /Прикладное творчество /Изобразительная деятельность Приобщение к искусству

Тема: «Как люди приручили и где поселили огонь»

Цель: показать силу огня и значимость, учить определять замысел и мотив, выбирать материал и подходящий способ. (Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», стр. 94).

Создание журнала «Азбука безопасности. Выпуск в лес по грибы, по ягоды»

Макет «Безопасность на воде», «Антитеррор»

Заключительный

Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта. Подведение итогов и презентация проекта.

ВЫВОД :

Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.

                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, общая безопасность)

Представляю конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасности на дорогах, пожарной безопасности, безопасности в быту, общей безопасности)...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...