Проект "Азбука безопасности"
проект (старшая группа)
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 721.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 19
Паспорт проекта «Азбука безопасности»
Выполнил: воспитатель Немчинова А.И.
Кедровое
2023 год
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Актуальность.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют дома одних. Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности. Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Гипотеза.
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному
поведению на улице, во время пожара, оказавшимся одним дома, в лесу, на
солнце и воде, изучили специальную методическую литературу. Мы считаем, что познавательный проект «Азбука безопасности» поможет системно и последовательно повысить результативность обучения детей правилам безопасности. Безопасность напрямую зависит от тех игр , в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Проблема.
Современная жизнь связана с необходимостью обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Сегодня вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.
Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в природе и социуме, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный.
По времени проведения (срок реализации): краткосрочный (сентябрь 2022г.)
Участники: дети, родители, педагоги.
Планируемые результаты реализации проекта:
- Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
- Дети знают номера телефонов экстренных служб.
Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.
- Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.
- У детей повысятся любознательность и познавательная активность.
- Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
- Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития в детях основ безопасности в окружающей жизни.
- У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
Цель:
- Углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.
-Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
-Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
-Познакомить с телефонами экстренных служб.
Развивающие:
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- Развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации.
- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.
- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.
Методы реализации проекта:
-Познавательное развитие (ознакомление с правилами ПДД, при пожаре и
других опасных ситуациях),
-речевое развитие,
-социально-коммуникативное развитие(социализация окружающего пространства),
-художественно-эстетическое развитие ( ручной труд, изо),
-физическое развитие.
Ресурсное обеспечение проекта:
-Уголок « Безопасности»;
-Спортивный уголок в группе;
-Дидактические игры, настольно-печатные игры;
-Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Больница», «Шофёр», «Пожарный»
-Центр литературы: произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, и других писателей.
-Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Работа с родителями
-Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка безопасности в группе.
-Составление детьми с родителями безопасного маршрута от дома до
детского сада.
-Изготовление журнала «Азбука безопасности».
-Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр
-Участие в мероприятиях проводимых в группе по
безопасности детей в различных ситуациях.
Подготовительный этап.
Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.
Разработка проекта.
- Заинтересовать участников изучением данной темы;
- Изучить методическую и научно-популярную литературу;
- Составить план работы (занятий, мероприятий);
- Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей.
-Подбор материала по правилам дорожного движения, правилам поведения
при пожаре, один дома, на солнце, воде, лесу.
2 неделя (11.09 – 15.09) ТОП «Азбука безопасности» | ||
Артикуляционная гимнастика- № 1 | ||
Дыхательная гимнастика- № 1 | ||
Бодрящая гимнастика- № 1 | ||
Самомассаж- № 1 | ||
Физкультминутка- № 1 | ||
Зрительная гимнастика- № 1 | ||
Динамическая пауза- № 3 | ||
Пальчиковая гимнастика- № 3 | ||
Понедельник (11.09) | ||
Совместная деятельность: - Утренний сбор Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата. - Рассматривание тематических картин со сказочными персонажами «Внешность человека может быть обманчива» Цель: объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 40). - Труд: предложить детям полить комнатные растения, протереть листья. (Тимофеева Л.Л. «Планирование образовательной деятельности в ДОО») Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность: строительные игры. | Карточка № 6 Экспериментирование с объектами неживой природы. «Почему предметы движутся?» Цель: познакомить детей с физическим понятием «сила», «трение», показать пользу трения. (Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», стр. 53) | Совместная деятельность: - Минутка безопасности: «Знакомый, свой, чужой» Цель: закрепить понимание различий между группами людей «знакомый», «свой», «чужой». (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 43) - Чтение стихотворения «Катауси и Мауси» Цель: дать понятие о жанровых особенностях, закрепить, что внешность может быть обманчива. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 45) - С/р игра «Опасные ситуации.» Цель: учить детей правильно себя вести в ситуациях общения с незнакомыми людми. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 46) - Рефлексия «Круг воспоминаний» Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков. Индивидуальная работа:
Самостоятельная деятельность: игры по интересам в развивающих центрах |
Основной этап.
Вторник (12.09) | ||
Совместная деятельность: - Утренний сбор Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата. - Подвижная игра «Цветные автомобили» Цель: развивать ловкость, внимательность, закреплять знания сигналов светофора (Картотека прогулок. Сентябрь №19) - Поэтическая минутка: Дмоховский А. «Чудесный островок» Цель: знакомить с понятием «островок безопасности», познакомить с его назначением. (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 34) - Инструкция № 2 «Как вести себя в детском саду» Индивидуальная работа: рисование Самостоятельная деятельность: Изобразительная деятельность. | Карточка № 7 | Совместная деятельность: - Игра «Страна ПДДка» Цель: активизировать и проверить знания о видах транспорта и некоторых дорожных знаках, развивать стремление к изучению ПДД. (Хабибулина Е.Я. «Дорожная азбука», стр.46) - Режиссерская игра – тренинг «Игры во дворе» Цель: обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе, научить необходимым мерам предосторожности. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 123). - Рефлексия «Круг воспоминаний» Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков. Индивидуальная работа: Окружающий мир/ природа Самостоятельная деятельность: Сюжетно-ролевые/режиссерские игры |
Среда (13.09) | ||
Совместная деятельность: - Утренний сбор Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата. - Беседа «Как избежать неприятностей на кухне. Что случилось с Машей?» Цель: учить анализировать качества предметов, выявлять факторы потенциальной опасности, формировать осознанное отношение к собственной безопасности. (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 34) - Минутка этикета «Поведение за столом» Цель: учить выражать благодарность, быть аккуратным, вежливым. (Богуславская Н.Е. «Веселый этикет» с.23) - Инструкция № 3 «Правила безопасного поведения для воспитанников при приеме пищи, при обращении со столовыми предметами» Индивидуальная работа: Речевое развитие Самостоятельная деятельность: в книжном уголке | Карточка № 8 | Совместная деятельность: - Игры в шашки Цель: научить детей играть в шашки, ориентироваться на плоскости, логически мыслить. (настольные игры) -Просмотр мультфильма «Разгром. Веселая карусель. Выпуск 3» Цель: обобщать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности, учить выявлять их причины, воспитывать аккуратность. - Чтение литературных произведен Капутикян С. «Пылесос не виноват» Цель: продолжать знакомить с поэзией, учить анализировать, сопоставлять действия с правилами безопасности. (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 49) - Творческая мастерская создание энциклопедии «Правила для малышей» - Рефлексия «Круг воспоминаний» Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков. Индивидуальная работа: аппликация Самостоятельная деятельность: игры в физкультурном уголке. |
Четверг (14.09) | ||
Совместная деятельность: - Утренний сбор Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата. - Речевые / словесные игры по рекомендации учителя-логопеда - Работа в тетраде по подготовке руки к письму Цель: научить детей пользоваться тетрадью в клеточку, ориентироваться на плоскости листа. - Беседа – презентация «Микробы и вирусы» Цель: дать и закрепить элементарные представления об инфекциях и их возбудителях. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 96) - Инструкция №7 «Правила безопасного поведения для воспитанников детского сада при работе с принадлежностями по изобразительной деятельности». Индивидуальная работа: лепка Самостоятельная деятельность: игры в театральном уголке | Карточка № 9 | Совместная деятельность: - Театрализованная деятельность «Обыгрывание ситуаций. Неправильный режим дня» Цель: формировать и закреплять представление о правильном режиме дня и его пользе для здоровья. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 106). - Игры по математике «Русское лото» - Рефлексия «Круг воспоминаний» Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков. Индивидуальная работа: математика Самостоятельная деятельность: игры в речевом уголке |
Пятница (15.09) | ||
Совместная деятельность: - Утренний сбор Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата. - Хороводная игра «По дорожке Валя шла». Цель: приобщать детей к русскому фольклеру, учить коммуникации. (Картотека хороводных игр) - Беседа «Умеешь ли ты общаться с животными» Цель: дать знания о правилах поведенияпри встрече с разными домашними животными, при общении с ними, учить понимать состояние и поведение животных. (Полынова В.К. «ОБЖ», стр. 122) - КГН «Каждой вещи – свое место». Цель: закреплять умение убирать свои вещи и игрушки на место, поддерживать порядок в шкафчике. (Приложение к РП №9) Индивидуальная работа: Конструирование / прикладное творчество Самостоятельная работа: настольно-печатные игры | Карточка № 10 | Совместная деятельность: - Культурно-досуговая деятельность «Учим малышей правилам безопасности» Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения, выразительному чтению стихов, внимательности и работе в команде. (приложение к РП) - Бытовой труд: уборка в театральном уголке Цель: продолжать учить детей аккуратно расставлять атрибуты. - Бытовой труд: уборка в театральном уголке Цель: продолжать учить детей аккуратно расставлять атрибуты. - Инструкция № 10 «Правила безопасного поведения для воспитанников детского сада, занимающихся на физкультурном занятии» - Рефлексия «Круг воспоминаний» Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков. Индивидуальная работа: Подготовка к обучению грамоте Самостоятельная деятельность: сюжетно-ролевые игры / режиссерские игры |
Сентябрь 2023 2 неделя (11.09 – 15.09) ТОП «Азбука безопасности» | ||||
1. Познавательно-исследовательская деятельность окружающий мир / природа Тема: «Как полезные предметы опасными стали» Цель: учить выявлять факторы потенциальной опасности, формулировать правила использования, формировать осознанное отношение к собственной безопасности предметов (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 143). 2.Познавательно-исследовательская деятельность Математика Тема: Занятие 2 «Повторение» Цель: повторить порядковый счет до 8, свойства предметов, формы геометрических фигур, учить сравнительному анализу и обобщению. (Петерсон Л.Г. «Игралочка-ступенька к школе», стр. 23). 3.Познавательно-исследовательская деятельность «Сказки фиолетового леса» Тема: Как Магнолик удивил Малыша Гео. Цель: развивать умения составлять цифру из палочек, понимать алгоритм расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение деталей), трансформировать одну цифру в, придумывать и показывать физические упражнения с заданным количеством предметов. (Харько Т.Г. «Сказки фиолетового леса для детей 5-7 лет», стр. 12) | 1.Коммуникативная деятел-сть Речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа «Пожарные собаки»» Цель: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», стр. 94). 2.Художественная литература Тема: «Петушок-золотой гребешок» Цель: познакомить с художественным произведением, учить анализировать поступки, характеры героев. (Авдеева Н.Н. «Безопасность», стр. 49). 3.Коммуникативная деятельность Подготовка к обучению грамоте. Тема: Задание 2. «Части слова. Звуки». Цель: закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком; учить делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.. (Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте», стр. 48). | 1.Изобразительная деятельность Рисование Тема: «Рисование светофора» (предметное рисование) Цель: учить рисовать светофор, закреплять навыки аккуратного раскрашивания. (Леонова Н.Н. «Художественное творчество по программе «Детство»», стр. 202). 2.Изобразительная деятельность Аппликация Тема: «Тили-тили-тили-бом» Цель: дать понятия о пользе и вреде огня, учить работать в технике коллаж, формировать навыки сотрудничества. (Леонова Н.Н. «Художественное творчество по программе «Детство»», стр. 285). 3. Изобразительная деятельность Лепка Тема: «Влиятельная палочка» Цель: обучение лепке атрибута регулировщика. (Леонова Н.Н. «Художественное творчество по программе «Детство»», стр. 253). 4. Конструктивная деятельность Конструирование /Прикладное творчество /Изобразительная деятельность Приобщение к искусству Тема: «Как люди приручили и где поселили огонь» Цель: показать силу огня и значимость, учить определять замысел и мотив, выбирать материал и подходящий способ. (Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», стр. 94). | Создание журнала «Азбука безопасности. Выпуск в лес по грибы, по ягоды» Макет «Безопасность на воде», «Антитеррор» | |
Заключительный
Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта. Подведение итогов и презентация проекта.
ВЫВОД :
Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...

Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, общая безопасность)
Представляю конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасности на дорогах, пожарной безопасности, безопасности в быту, общей безопасности)...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...
















