Программа кружковой деятельности "Юные книголюбы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Программа кружковой деятельности в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_knigolyuby.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть-Канский детский сад»

 филиал «Светлячок»

Программа кружковой деятельности в подготовительной группе «Смешарики»

«Юные книголюбы»

Воспитатель: Колесникова Алла Ивановна

с. Усть-Кан

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы

Цели, задачи

Ожидаемый результат

План работы

Используемая литература

Пояснительная записка

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали:  читающие люди способны проблемно мыслить;  имеют больший объем памяти и активное творческое воображение;  лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов);  точнее формулируют мысли и свободнее пишут;   легче вступают в контакты и приятны в общении;  более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении; чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Актуальность темы

  В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Цель программы:воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению.

Задачи программы:

знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи.

способствовать  психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).

воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Методы работы с книгой:

Выразительное чтение вслух.

Беседа о прочитанном.

Рисование и лепка любимого героя.

Игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного.

Срок реализации программы:

Кружок проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий 30 минут.Срок реализации программы рассчитан на 1 год.Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Методы приемы:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ, работа по образцу);

- практический (самостоятельное и совместное выполнение работы).

Формы работы:

- Индивидуальная;

- Фронтальная;

-  Групповая.

Ожидаемый результат:

По развитию литературной речи:

У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.

У детей 6-7 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.

Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.

По приобщению к словесному искусству:

1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в  анализе  происходящих  событий.

2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.

3. Знают и умеют  соблюдать правила культурного обращения с книгой.

Развитие свободного общения воспитанников  со взрослыми и детьми:

Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.

Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.

Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.

Развития всех компонентов устной речи:

Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.

В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.

Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.

Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

Перспективный план работы кружковой деятельности

Месяц

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

Беседа «Откуда книга пришла»

Дать элементарные представления о том. Как создаются книги.

Беседа

НОД  «Путешествие в страну художественной литературы»

систематизировать знания детей о детских писателях, о жанрах литературных произведений

Оформление выставки книг «Поэты об осени»

Консультация для родителей «Буккроссинг – что это такое?»

пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.

обращение к родителям с просьбой принести в детский сад книги, которые Вы уже прочитали и готовы поделиться ими с другими

Октябрь

Заучивание отрывка Е.Трутнев «Подарки осени»

Развивать связную речь, память, мышление.

Домашнее задание для детей: Выучить отрывок стихотворения об осени.

Загадки об осени чтение, отгадывание.

Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст произведения.

Конкурс «Нарисуй загадку»

Чтение алтайской народной сказки «Брат и сестра»

Познакомит с алтайскими народными сказками

Выставка книг по народным сказкам

Чтение алтайской народной сказки «Шелковая кисточка»

Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность.

Просмотр мультфильма «Шелковая кисточка»

Буккроссинг

Обмен книгами среди родителей

Ноябрь

«Великий русский баснописец-И.А.Крылов»

Познакомить с баснями

Лепкагероев басен.

«Ворона и лисица»

воспитывать чуткость к образному строю языка басни, выделение главной мысли басни

аппликация героев басен.

«Лебедь, щука и рак»

Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Театрализованная игра по сюжету басни

Конкурс «Кто больше загадок и считалок знает?».

Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра.

Игра «Угадай кто я?»

Декабрь

Веселые рассказы Н.Н.Носова

Знакомство с небылицами.

Выставка рисунков «Приключения Незнайки»

«Незнайка на луне»,

Чтение рассказов

«Живая шляпа»,

Развивать умение рассказывать по сюжетным картинкам

Театрализованная игра по сюжету рассказа

«Фантазеры» и др.

Заучивание понравившегося отрывка по выбору детей

Январь

М.Пришвин, «Лисичкин хлеб», «Берестяная трубочка»

Е. Чарушин, «Томка», «Воробей»

Познакомить с авторами, их биографией, произведениями.

Оформить выставку книг .

Д.Мамин-Сибиряк, «Приемыш», «Сказка про храброго зайца», «Серая шейка»

формирование позитивного отношения к окружающим, создание положительных эмоцийот прочитанных приозведений.

Лепка «Герои рассказов».

Февраль

В.Драгунский,Д.Хармс, Б.Заходер.

Вызвать интерес к чтению художественной литературы.

Выставка книг этих авторов.

Беседа «Зачем люди сочиняют стихи».

учить откликаться на поэтичность стихотворных строк.

Сочинить с детьми стихотворение

Чтение «Друг детства»,

Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей

Беседа: «Твои впечатления…»

«Тайное становиться явным»

Пополнять литературный багаж детей сказками, рассказами

Дидактическая игра «Угадай, из какого рассказа прочитан отрывок»

Март

Беседа «А.С, Пушкин- великий русский поэт и сказочник.»

Знакомство с биографией Пушкина.

Оформление выставки книг автора.

Чтение сказки «О рыбаке и рыбке».

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Дидактические игры «Из какой сказки герой»,

Прослушивание аудиозаписи   «Сказка о царе Салтане».

Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения.

Расскажи отрывок из сказки

«Сказка о попе и его работнике Балде»

Вызвать интерес к чтению художественной литературы

Дидактические игры «Раз, два, три –картинку поверни и сказку назови».

Апрель

Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зеленый…»

Формировать умение выразительно наизусть читать стихотворение, передавая интонацией. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворения.

Выставка рисунков «По произведениям Пушкина»

"Сказка - ложь, да в ней намек" - КВН.

Закрепить знания детей о разнообразных русских народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Выставка книг в книжном уголке.

Беседа «Русские народные сказки»

Познакомить с историей появления сказки.

Познакомить со сказками «Финист- Ясный сокол», «Иван крестьянский сын и чудо юдо» и др.

Выставка рисунков «Любимые герои сказок»

Итоговая литературная викторина.

Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, особенностях разных жанров художественных произведений.

Драматизация отрывков из прочитанных сказок.

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне.

Просмотр мультфильмов.

познакомить детей с патриотическими произведениями литературы

Театрализация отрывка из прочитанных произведений по выбору детей.

Игра "Книжкина больничка".

Формировать бережное отношение к книгам, учить ремонтировать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Книголюбы». Тема: Сказка-именинница «Аленький цветочек»

    Данное занятие предназначено для детей 6 – 7 лет. Продолжительность занятия  30 минут. Особенность занятия заключается в том, что его тематика связана с юбилейной датой...

Программа дополнительного образования «Книголюбы»

Данная программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в подготовительной группе  во второй половине дня. Продолжительность занятия до...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...