Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с РАС
материал

Володина Мария Алексеевна

ИОМ разрабатывается с учётом образовательных потребностей, индивидуальных способностей и возможностей ребёнка, а также существующих стандартов содержания образования. 

 

Основная цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребёнка-инвалида – создание условий, способствующих позитивной социализации и личностному развитию обучающегося. 

 

Задачи ИОМ:

-создать благоприятные условия для общего развития ребёнка, в том числе путём удовлетворения потребности в получении образования;

-развивать общую эрудицию, расширять кругозор;

-повышать уровень интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности обучающегося;

-способствовать формированию у ребёнка положительной оценки себя и своих способностей;

-прививать общепринятые правила и нормы поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_rebenka.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с расстройством аутистического спектра

Фамилия, имя ребёнка:

Дата рождения:

Возрастная группа: средняя группа

Учебный год:

Срок реализации:

Заключение и рекомендации территориальной ПМПК: Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с РАС.

Специалисты по сопровождению:

Педагог – психолог: Ситкова В.А. Воспитатели: Володина М.А., Кособуцкая Е.И.

Музыкальный руководитель: Халевина Л.Н.

Инструктор

по физкультуре: Матинская Е.А.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Данные ребенка с ОВЗ

Имя -

Дата рождения –

Мать –

Отец –

Категория – ребенок с ОВЗ

Посещает в МБДОУ

Заключение ПМПК:

1. Ребенок с ОВЗ

2. Нуждается в создании специальных условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации

3. Образовательная программа – адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра.

4. Форма обучения – очная (индивидуальные и групповые занятия)

5. Специальные технические средства – не требуются

6. Специальные учебники – в соответствии с АОП ДО

7. Другие специальные условия – в соответствии с АОП ДО

8. Учитель – логопед: коррекция устной и письменной речи.

9. Педагог – психолог: индивидуально-ориентированная психолого-медикопедагогическая помощь в соответствии с требованиями реализации АООП (ООО) и учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка. Мониторинг динамики развития успешности усвоения АООП и корректировка программы.

10. Нуждается в предоставлении медицинской помощи обучающемуся, испытывающему трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Консультации врачей: педиатра, психиатра, невролога.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОСНАЩЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ____________ УЧ.ГОД

Цель ИОМ: помочь ребенку адаптироваться к социуму, содействовать его максимально возможному всестороннему развитию.

Основные задачи обучения:

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

1. купировать трудности, сопровождающие образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника; 2. совершенствовать коммуникативные навыки; 3. развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым; 4. развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Целевая группа: ИОМ рассчитан на ребенка дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра.

Срок реализации ИОМ: 2 года.

Для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения учащегося, соответствующее его психофизическим особенностям было проведено психолого-педагогическое обследование воспитанника.

Навыками самообслуживания мальчик не владеет. Пользоваться туалетными принадлежностями может только при помощи взрослого. Ребёнок самостоятельно не одевается, не раздевается. На просьбы «Сядь за стол и ешь» не реагирует - за стол не садится, ложку в руках сам не держит (очень редко позволяет покормить себя с ложки). Если попытаться посадить его на стул, реагирует криком, вырывается и падает на пол. Столовыми приборами пользоваться не умеет. В туалет не просится, посадить себя на горшок не дает, кричит, нервничает, вырывается, отталкивает горшок. Самостоятельно умеет пить из кружки, может сам снять сандалии. На занятиях не участвует ни в какой деятельности, на просьбы сесть со всеми не реагирует, происходящим во время занятий не интересуется.

С другими детьми не играет, может схватить за руку и бесцельно потащить за собой, спонтанно приносит и уносит детям игрушки. Зрительный контакт не сфокусированный, не стойкий, на свое имя не реагирует (подходит по просьбе, если помахать рукой), обращенную речь не понимает (реагирует только на слово «нельзя»). Манипуляции с предметами – берет предмет в руки, затем прикладывает его к груди, может произнести его название или цвет, затем этот предмет или сам носит в руках, или отдаёт его педагогу или детям. При этом он наблюдает, чтобы предмет взяли в руки и держали, если игрушку положить, то он повторно её берёт и вкладывет в руку педагога. Если ему в руки попадается игрушка или магнит с изображением животного, то он произносит звуки, имитирующие голоса этих животных.

Эмоции проявляет криком, бьет себя кулаком или предметом в грудь (когда играет громкая музыка или отказывается что-то сделать). При музыке из мультфильмов начинает быстро бегать по кругу и бить себя по груди. Злится при прикосновениях взрослого, когда одевают или раздевают - выгибается, отворачивается. При громких звуках закрывает уши руками.

Наблюдается несовершенство общей моторики рук (при умывании руки просто болтаются в воздухе), неточность, однообразие движений. Карандаш в руке держать не умеет. Кружку держит всей ладонью.

Игровая деятельность отсутствует, наблюдается бесцельное хождение по группе, самостоятельная игра связанна со стереотипными действиями с игрушками (относит и приносит обратно). Воспроизводит отдельные звуки или слова, не относящиеся к происходящему в группе. Очень трудно оценить речь ребенка. Так как в основном, он невнятно бормочет что-то или издаёт какие-то звуки. Но иногда он чётко (без дефектов) «эхом» произносит слова, повторяя их за кем-то.

В группе держится обособленно от детей. На тихом часу в кровать не ложится, иногда реагирует на слова «Баю-бай», но ложится на пару секунд и снова встает и ходит по спальне, громко произносит звуки.

Индивидуальный планируемый результат по предметным областям дошкольного образования.

Социально-коммуникативное развитие

Согласно ФГОС дошкольного образования (п. ), социально-коммуникативное развитие направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Выделяя конкретные задачи, было учтено то обстоятельство, что практически всем детям с РАС приходится начинать не с овладения социально-коммуникативными навыками, а с формирования предпосылок общения, с выполнения ряда обязательных условий, без которых полноценная коммуникация невозможна. Частично эти задачи могут быть решены на начальном этапе дошкольного образования детей с РАС.

Основными задачами коррекционной работы являются:

1. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, что означает:

- способность различать своих и чужих, членов семьи, знакомых взрослых;

- способность выделять себя как физический объект, называть и/или показывать части тела, лица, отмечая их принадлежность («мой нос», «моя рука»);

- способность выделять объекты окружающего мира, различать других людей (членов семьи, знакомых взрослых; мужчин и женщин; людей разного возраста и т.д.); дифференцировать других детей; выделять себя как субъекта.

2. Формирование предпосылок общения, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками:

- формирование предпосылок общения через обучение: адекватно просить о желаемом (словом или невербально); через совместную деятельность со взрослым (игра, бытовые проблемы, самообслуживание), в дальнейшем – с детьми под контролем взрослого; далее – самостоятельно;

- взаимодействие со взрослым: выполнение простых инструкций, произвольное подражание;

- реципрокное диадическое взаимодействие со взрослым как предпосылка совместной деятельности, включая игровую;

- установление взаимодействия с другими детьми в рамках диадического взаимодействия или взаимодействия в малой группе (при содействии и под контролем взрослых);

- развитие игры (игра «с правилами», социально-имитативная, сюжетная, ролевая игра) с целью коммуникативного, социального, интеллектуального, речевого, аффективного развития ребенка;

- использование конвенциональных форм общения, начиная с простейших форм («Пока!», «Привет!») и переходя постепенно к более развитым («Здравствуйте!», «До свидания!») и использованию обращения и, по возможности, взгляда в глаза человеку, к которому ребёнок обращается («Здравствуйте, Мария Ивановна!», «До свидания, Павел Петрович!»).

3. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками:

- формирование толерантного (в дальнейшем дифференцированного, доброжелательного) отношения к другим детям;

- формирование способности устанавливать и поддерживать контакт;

- целью коммуникативного, социального, интеллектуального, речевого, аффективного развития – игра (социально-имитативная, «с правилами», сюжетная, ролевая);

- возможность совместных учебных занятий;

4. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе:

- введение правил безопасного поведения на основе отработки стереотипа, на основе эмоционального контакта со взрослыми;

- осмысление отработанных стереотипов по мере возможностей ребёнка.

5. Становление самостоятельности:

- продолжение обучения с использованием расписаний;

- постепенное расширение сферы применения расписаний, переход к более абстрактным формам расписаний;

- постепенное замещение декларативных форм запоминания - процедурными: не механическое запоминание, а усвоение функциональной, логической связи событий;

- переход к более общим формам расписаний, наработка гибкости в планировании и поведении;

6. Развитие социального и эмоционального интеллекта, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания:

- умение эмоционально выделять людей, то есть развивать уровень базальной аффективной коммуникации - умение воспринимать знаки эмоциональной жизни других людей, различать эти знаки, правильно оценивать их и адекватно на них реагировать;

- формирование чувства привязанности к близким, эмоционального контакта с близкими и с другими людьми;

- формирование предпосылок осмысления собственных аффективных переживаний и эмоциональной жизни других людей;

- развитие способности к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости (на основе эмоционального контакта, в ходе совместного опыта различного характера – бытовая деятельность, игра, впечатления от природы, искусства и т.п.).

7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование позитивного отношения к своим действиям в русле особого интереса через эмоциональное заражение, по инструкции на основе эмоционального контакта и/или адекватных видов подкрепления;

- расширение (по возможности) спектра мотивирующих факторов;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества на основе мотивации, адекватной уровню развития ребёнка и ситуации;

8. Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий:

- формирование целенаправленности на основе особого интереса и/или адекватного подкрепления;

- обучение основам саморегуляции (возможно только при соответствующем уровне самосознания);

9. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации:

- обучение формальному следованию правилам поведения, соответствующим нормам и ценностям, принятым в обществе, на основе поведенческого стереотипа;

- смысловое насыщение формально усвоенных правил поведения, соответствующих нормам и ценностям, принятым в обществе, по мере формирования представлений о семье, обществе, морали, нравственности;

10. Формирование способности к спонтанному и произвольному общению:

- создание условий для становления спонтанного общения: полное (или в значительной степени) преодоление проблем физической и психической самоидентификации; развитие коммуникативной интенции и средств её структурирования и разворачивания; формирование мотивации к общению;

- возможность реципрокно использовать средства коммуникации (не обязательно вербальные);

- возможность произвольной коммуникации (по просьбе других людей - родителей, специалистов, друзей и т.д.).

Речевое развитие

#1060;ормирование импрессивной и экспрессивной речи, основ речевой коммуникации; владение речью как средством общения и культуры:

- из этого подраздела на основном этапе сохраняет актуальность только увеличение числа спонтанных высказываний;

2. Развитие фонематического слуха; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- совершенствование конвенциональных форм общения;

- расширение спектра навыков коммуникации в сложной ситуации;

- расширение спектра жизненных ситуаций, применительно к которым сформированы навыки общения;

- развитие навыков диалога, речевого взаимодействия в рамках простой беседы.

3. Развитие речевого творчества:

- единственной конкретной (и далеко не всегда достижимой) задачей в развитии речевого творчества при РАС в дошкольном возрасте может быть продолжение работы по формированию спонтанного речевого общения.

4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы:

- это возможно при сформированности понимания речи с учётом степени пресыщаемости и утомляемости ребёнка, при правильном подборе текстов (доступность по содержанию и внимательном контроле за пониманием их содержания;

5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

- начинать это направление работы следует как можно раньше, но основной её объём приходится на пропедевтический период.

Познавательное развитие

Развитие познавательной деятельности в значительной степени пересекается с развитием речи, сенсорной и социально-коммуникативной сфер. Стандарт (п. ) предлагает следующие целевые установки:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На основании чего можно выделить следующие задачи познавательного развития, разрешимые не во всех случаях и в разной степени:

1. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: представлений о форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.:

2. Развитие невербальнымх предпосылок интеллекта с использованием соотнесения и различения предметов, предметов и их изображений, по признакам формы, цвета, размера с целью формирования первичных представлений о форме, цвете, размере (как подготовка к восприятию целостного зрительного образа);

- соотнесение количества (больше – меньше – равно);

- соотнесение пространственных характеристик (шире – уже, длиннее – короче, выше – ниже и т.п.);

- различные варианты ранжирования (сериации);

- начальные этапы знакомства с элементарными математическими представлениями (количество, число, часть и целое и др.);

- сличение звуков по высоте, силе, тембру, ритму и темпу звучания;

- сличение различных материалов по фактуре и др. характеристикам;

- формирование первичных представлений о пространстве и времени; движении и покое;

- формирования представлений о причинно-следственных связях;

3. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий:

- формирование и расширение спектра интересов на основе мотивации, адекватной уровню развития ребёнка с РАС;

- определение спектра, направленности познавательных действий (с учётом уровня аффективного, когнитивного, речевого, коммуникативного развития ребёнка);

- коррекция развития любознательности при РАС, так как спонтанно её уровень снижен и/или искажён, то есть, как правило, находится в русле особых интересов ребёнка с аутизмом;

4. Развитие воображения и творческой активности; возможно несколько вариантов:

- при наиболее тяжёлых нарушениях трудности воображения (то есть проецирования опыта в будущее) часто компенсируются отработкой стереотипа (поведения, последовательности действий и др.) и созданием необходимых внешних условий; в дальнейшем по возможности нарабатывается гибкость, позволяющая в той или иной степени отойти от стереотипа;

- на основе произвольного подражания нарабатывается гибкость реакции, способность приспосабливать её к определённым конкретным условиям;

- развитие воображения посредством модификации, обогащения простейших его форм через доступные формы анализа собственного и чужого опыта;

- если воображение развивается искажённо (оторвано от реальности), необходимо использовать совместную предметно-практическую деятельность и коммуникацию для того, чтобы «заземлить» аутистические фантазии, связать их с событиями реальной жизни;

5. Становление сознания:

- становление сознания - результат всей коррекционно-развивающей работы, поскольку при РАС этот процесс непосредственно зависит от возможности выделения событий внешнего мира (выделение событий и объектов в соответствии с социально принятыми критериями), выделения ребёнком себя как физического объекта, выделение другого человека как другого, что доступно только при наличии того или иного уровня рефлексии;

- при РАС становление сознания может происходить очень по-разному; этот подраздел – итог работы по большинству используемых в настоящей работе направлений и детальной конкретизации не подлежит.

6. Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира:

- формирования представлений, означенных в этом пункте, полностью зависит от успешности работы по способности выделять себя из окружающего на различных уровнях, от возможности сформировать представления о перечисленных категориях (малая Родина, Отечество, традиции, праздники и т.д.) и степени формальности этих представлений;

- конкретизация представлений, обозначенных в этом пункте, возможна только в рамках индивидуальной программы развития (достижимо не для всех детей с РАС).

Художественно-эстетическое развитие

Целевые установки по художественно-эстетическому развитию, согласно п. Стандарта, следующие:

-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Из этих установок следуют задачи, которые для детей с РАС могут быть решены далеко не во всех случаях, а если решены, то только частично. Как показывает опыт, скорее можно говорить об использовании средств художественно-эстетического воздействия в коррекционно-развивающих целях.

В силу особенностей развития, детям с аутизмом более доступно для эстетического восприятия то, что допускает симультанное восприятие (изобразительное искусство, различные природные явления) или осуществляет прямое эмоционально-эстетическое воздействие (музыка); произведения литературы воспринимаются сложнее, поскольку жизнь героев произведений, понимание причин их поступков, мотивов их поведения доступны пониманию детей с РАС неполно и/или искажённо и далеко не всем. Детям с аутизмом часто нравятся стихи, песни, но их привлекает ритмически организованная речь, смысл же часто понимается ограниченно, или, в тяжёлых случаях, не понимается вообще. Так же трудно воспринимается смысл сказок, пословиц, поговорок из-за проблем с восприятием сюжета, метафор, скрытого смысла и др. в силу непонимания психической жизни других.

Что касается самостоятельной творческой деятельности детей с аутизмом (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.), то она чаще всего не свободна от черт, обусловленных аутистическим расстройством – стереотипности, фиксированности на объектах и явлениях особого интереса ребёнка (включая оторванные от жизни фантазии) и др. В то же время, иногда дети с аутизмом обнаруживают хорошие способности - вплоть до одарённости и таланта – в различных видах искусства. Оба явления – аутистические проявления и одарённость – требуют внимательного, деликатного и квалифицированного сопровождения.

Физическое развитие

ФГОС дошкольного образования (п. ) в образовательной области «физическое развитие» включает следующие целевые установки:

-двигательной активности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

-способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Первые две задачи очень важны не только для физического развития ребёнка с аутизмом, но также являются вспомогательным фактором для коррекции аутистических расстройств. Занятия физкультурой, контролируемая двигательная активность являются важным средством профилактики, контроля и снижения гиперактивности. Основная особенность - выполнение упражнений по подражанию движениям взрослого и по словесной инструкции.

Третья и четвёртая задачи доступны далеко не всем детям с аутизмом и не являются первостепенно важными. Развитие представлений о здоровом образе жизни и связанными с ним нормами и правилами возможны не во всех случаях и сначала только через формирование соответствующих стереотипов, привычек с последующим осмыслением на доступном ребёнку уровне.

Таким образом, на основном этапе дошкольного образования детей с аутизмом основной задачей является продолжение начатой на предыдущих этапах коррекционно-развивающей работы с проблемами, обусловленными основными трудностями (прежде всего, социально-коммуникативными и речевыми), связанными с аутизмом.

Индивидуализация содержания коррекционно-развивающей области АООП.

Аутичные дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Основными задачами коррекционно-развивающей помощи детям данной категории являются:

- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

- формировать коммуникативные умения и навыки;

- формировать сенсорное развитие;

- формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;

- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;

- развивать и корректировать детско-родительские отношения;

- повышать двигательную активность ребенка;

- стимулировать звуковую и речевую активности.

Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с детьми 4-7 лет. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка.

В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

- налаживание эмоционального контакта с ребенком;

- регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

- смена видов деятельности в процессе одного занятия;

- повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

- игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоциональноличностной сферы ребенка;

- использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;

- опора на сенсорные анализаторы.

Содержание работы с детьми с РАС отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития (4-7 лет):

1. Социально-коммуникативное развитие – реализует педагог-психолог.

2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;

3. Речевое развитие – учитель-логопед;

4. Художественно-эстетическое развитие – реализует музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

1. Социально-коммуникативное развитие – реализует педагог-психолог.

Задачи:

- формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

- формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка - улыбки, ответного взгляда и др.;

- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально);

- формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении;

- формировать навык преодоления аффективных состояний;

- развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

- развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого;

- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение;

- развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями);

- развивать мимику лица, позы и жесты тела;

- обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства;

- корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

Виды игр для занятий с ребенком с РАС.

1. Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.

2. Игры направленные на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша»).

3. Игры на классификацию. «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие», «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине.

4. Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой теперь?», «Кто теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.

5. Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук (завязывать шнурки и застегивать пуговицы). Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки, нанизывать бусины.

6. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

7. Игры на формирование знаний частей тела.

8. Сенсорные игры.

Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т.д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.

2. Познавательное развитие - реализует воспитатель.

Задачи:

- формировать дошкольные знания и представления;

- формировать трудовые умения и навыки;

- развивать художественно – творческие способности.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

2. Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3. Формировать у ребенка представление о собственном теле.

4. Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

5. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

6. Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.

7. Нанизывание шаров на шнур («бусы»).

8. Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

9. Знакомство с цветами радуги.

10. Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и т.д.

11. Выбор предметов игрушек по картинке.

12. Группировка различных парных предметов по величине.

13. Собирание вкладных кубов.

14. Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей.

15. Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец).

16. Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

17. Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали.

18. Постройки из детских наборов строительного материала.

19. Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.

20. Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - синий и т.д. на усложнение.

21. Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.

22. Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении.

23. Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка).

24. Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.

Планируемые результаты: ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и рисования; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4 -х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.

#1056;ечевое развитие – осуществляют воспитатели и педагог-психолог в виду отсутствия учителя-логопеда

Задачи:

- формировать способность к подражанию движений и звуков;

- формировать способность к зрительного контакта во время общения;

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание (отработка воздушной струи);

- развивать мелкую моторику;

- развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

- расширять словарный запас;

- работать над постановкой звуков.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

2. Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).

3. Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-буль, хлоп-хлоп).

4. Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

5. Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; папа; баба).

6. Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и

игр.

7. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

8. Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук.

9. Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук.

10. Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильная артикуляция звуков в различных позициях;

- смотрит в лицо;

- исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;

- реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;

- выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку);

- налажен контакт глаза в глаза;

- выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

- соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

- знает основные цвета.

4. Художественно - эстетическое развитие – реализует музыкальный

руководитель.

Задачи:

- формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;

- формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;

- развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;

- развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;

- развивать чувства ритма.

Планируемые результаты: умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку.

#1060;изическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

Задачи:

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

- развивать общую моторику;

- развивать физические качества (ловкость, сила, выносливость, быстрота, равновесие);

- развивать координацию движений.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка-косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).

2. Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. При этом нужно учитывать, что ребенок может быть очень чувствительным к слабым раздражителям.

3. Знакомство с музыкальными инструментами.

4. Учить правильно, извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов.

5. Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию.

6. Работа над дыханием.

7. Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами

8. Обучать использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формировать соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки.

9. Обучать различению звуков, производимых предметами.

10. Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).

Упражнения в равновесии:

• Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом;

• Ходьба по узкой рейке прямо;

• Ходьба по веревке прямо и боком;

• Хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.

Ползание, лазание:

• Ползание на четвереньках по полу.

Планируемые результаты: умеет владеть мячом; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; лазать по шведской стенке; прыгать на батуте; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...