Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации
консультация (подготовительная группа)
Данная консультация раскрывает систему психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организациях, основанную на принципах индивидуализации, поддержки естественного развития ребенка и создания благоприятной социокультурной среды. В материале подробно рассматриваются три этапа сопровождения (пропедевтический, развивающий и итоговый), ключевые задачи работы с детьми, родителями и педагогами, а также критерии эффективности процесса социализации. Особое внимание уделяется комплексному подходу, включающему диагностику, развивающую работу, консультирование и просвещение всех участников образовательного процесса для формирования у дошкольников социальных навыков, эмоциональной стабильности и готовности к взаимодействию с окружающим миром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации
Проблема социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации не теряет своей актуальности, начиная с первой половины XX века. Ученые (врачи, психологи, педагоги, социологи) продолжают изучение влияния общественных детских учреждений не только на физическое, но и на психическое развитие дошкольников.
Из п.5 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, следует, «что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» [1]. Соответственно, все виды деятельности, реализуемые в образовательных организациях должны отвечать требованиям законодательства и современным реалиям, учитывать возрастные, индивидуально-психологические особенности развития ребенка. Кроме того, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из принципов является психолого-педагогическое сопровождение позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста [2].
Вопросам социализации детей дошкольного возраста посвящены труды В.В. Абраменкова, И.А. Антипова, В.Н. Белкина, Н.Ф. Голованова, Н.П. Гришаева, О.Е. Громова, А.Ю. Кабушко, С.А. Козлова, Ю.И. Кривов, А.Л. Лазарева, В.Р. Лисина, В.А. Мартиросян, А.В. Мудрик, Ю.С. Проскурякова, Е.О. Севостьянова, Г.Н. Соломатина, И.В. Фролова.
В трудах отечественных ученых представлены различные особенности развития и социализации детей (В.Н. Архангельский, Т.А. Гурко, A.M. Демидова, Я.Г. Николаевой); разработаны современные концепции социализации личности (Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик, С.В. Савченко); раскрыты социально-психологические аспекты социализации с учетом возрастных особенностей детей (В.В. Абраменкова, К.А. Альбуханова-Славская, И.Д. Бех, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн).
Идеи психолого-педагогического сопровождения детей отражены в исследованиях В.С. Басюк, Т.С. Горалтовой, Т.В. Глазковой, Л.Г. Субботиной, Л.М. Шипициной. Отдельным аспектам психолого-педагогической поддержки посвящены работы М.В. Алешиной, В.П. Бедерхановой, Ю.В. Замятиной, Н.Н. Михайловой, И.Ю. Шустовой.
В отечественной педагогике разработан терминологический аппарат, связанный с психолого-педагогическим сопровождением; определены тактики социального сопровождения, различающиеся по степени участия взрослого в жизни ребенка (Е.А. Александрова); изучены возможности педагогического сопровождения в выборе социальной роли (И.А. Липский), в создании пространства саморазвития ребенка (М.И. Рожков); выявлены условия педагогического сопровождения для обеспечения безопасности школьников (С.В. Дудчик), для индивидуализации их развития (М.Р. Битянова), для обеспечения развития мышления (В.П. Бондарев).
Теоретическое обоснование и практическая реализация различных моделей, программ и подходов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях дошкольной образовательной организации детально освещены в работах отечественных ученых и практиков. Так, Ю.А. Афонькина, Л.Г. Гребенщикова, Е.В. Кулакова, Ю.В. Косарева, Т.В. Костяк, И.В. Лапина акцентировали свое внимание на организационных основах психолого-педагогического сопровождения развития и социализации воспитанников дошкольных образовательных организаций. Л.В. Трубайчук определены методологические основы психолого-педагогического сопровождения: методологические подходы, педагогические закономерности и принципы оказания конкретной, адресной помощи растущей личности в развитии на этапе дошкольного детства со стороны значимого взрослого
Следует отметить, что значительная часть представленных в отечественной литературе программ психолого-педагогического сопровождения посвящена исследовательскому и коррекционному этапу сопровождения личности. Вместе с тем особую актуальность сегодня приобретают программы сопровождения, ориентированные на развитие ребенка, раскрытие его личностного потенциала. При этом условия реализации развивающей деятельности обеспечивает взрослый (Л.C. Выготский).
Актуальность социализации детей дошкольного возраста обусловлена изменением социокультурных условий формирования личности, противоречивым состоянием психолого-педагогической теории и практики. Поэтому главной доминантой является социализация личности как результат ее социального развития и воспитания, достижения оптимальной формы социальной активности и компетентности, что позволяет ребенку быть активным преобразователем собственной жизни и окружающей среды, иметь право свободы выбора и становиться субъектом собственной жизнедеятельности. В связи с этим дошкольной образовательной организации отводится особая роль – совместно с семьей стать ведущим социальным институтом социализации дошкольников, который обеспечивает введение психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста, направляет на развитие социально и индивидуально значимых черт личности и ее успешное функционирование как субъекта собственной жизнедеятельности в общественной среде.
Психолого-психологическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих принципов:
– следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути;
– опора на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности; психологическая среда не несет в себе влияние и давление. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;
– ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы;
– рекомендательный характер советов педагога-психолога;
– приоритет интересов дошкольника («на стороне ребенка»);
– непрерывность сопровождения;
– комплексный подход сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации:
– охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации может осуществляться только в плодотворном сотрудничестве со всеми субъектами: детьми, родителями, педагогами и специалистами разного профиля (учителями-логопедами, дефектологами, медиками).
Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации направлено на всех участников воспитательно-образовательных отношений:
1. Оказание психолого-педагогической помощи детям:
– психологическая диагностика;
– развивающая работа;
– психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
2. Сотрудничество с родителями в решении психолого-педагогических проблем детей:
– консультирование по проблемам развития;
– информирование по итогам психолого-педагогической диагностики и развивающей работы;
– психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей.
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психолого-педагогических проблем воспитанников:
– консультирование и информирование педагогов по психолого-педагогическим вопросам воспитания и развития;
– психологическое просвещение;
– взаимодействие с другими специалистами.
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психолого-педагогического скрининга и другим вопросам.
В основе психолого-педагогического сопровождения социализации детей лежит единство четырех функций:
1) диагностика сущности возникающей проблемы;
2) информация о сущности проблемы и пути ее решения;
3) консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
4) первичная помощь на этапе реализации плана решения проблемы.
Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения требует:
– осуществление совместно с педагогами анализа образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые оно предъявляет к психологическим возможностям и уровню развития ребенка;
– определение психологических критериев обучения и развития дошкольников для эффективной социализации;
– разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые способствуют успешной социализации дошкольников.
Система психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации включает три основных этапа.
Первый этап – пропедевтический (подготовительный), специалисты дошкольной образовательной организации (педагог–психолог, старший воспитатель и воспитатели группы) проводят беседы с родителями, знакомятся с особенностями развития каждого ребенка, условиями воспитания в семье, выявляют образовательные запросы родителей, организуют консультации по вопросам социализации детей, встречающихся проблемах и путях их преодоления. На этом этапе специалисты дошкольной образовательной организации собирают и анализируют информацию, уточняют общий план психолого-педагогического сопровождения с учетом индивидуальных особенностей детей, запросов семьи и результатов первичной диагностики исходного уровня социализации ребенка. Используются методы: наблюдение за детьми в группе; анкетирование родителей (членов семей) воспитанников; метод экспертных оценок (выявление мнения специалистов дошкольной образовательной организации).
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения является помощь в стабилизации эмоционального состояния у субъектов сопровождения; снятие у детей и их родителей эмоционального напряжения, чувства тревожности, создание положительной установки к общению с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации; формирование у ребенка позитивного отношения к другим детям в группе. По отношению к родителям (членам семей) воспитанников сопровождение включает еще и задачи формирования представлений о возрастных особенностях развития ребенка в период дошкольного детства; о ведущих видах деятельности, роли взрослого, о механизмах социализации и т.д.
Второй этап – развивающий. Основная цель психолого-педагогического сопровождения – способствовать формированию у ребенка доверия и положительных отношений с воспитателями, профильными специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, педагогам – психологом) и другими воспитанниками группы. Задачи: содействовать ребенку в усвоении правил поведения в группе, в освоении предметно-игрового пространства группы, активизировать желание включиться в разные виды деятельности, удовлетворить потребность в общении, активизировать развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. На данном этапе у родителей формируют поведенческие стратегии на основе стремления к сотрудничеству и содействию целям всех участников совместной деятельности.
Третий этап – итоговый, оценочно–результативный. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения на данном этапе являются: закрепление положительных привычек поведения ребенка в группе; стремления к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми; проведение повторной диагностики уровня социализированности детей.
Важной задачей на данном этапе является определение эффективности психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии со следующими критериями:
– эмоциональный (положительный эмоциональный фон, отсутствие у ребенка негативных реакций);
– коммуникативный (инициативность ребенка в общении; чувствительность к воздействиям взрослого; средства общения (мимика, жесты, речь); выполнение ребенком речевых инструкций взрослого);
– поведенческий (включенность ребенка в совместную деятельность с взрослыми (родители, педагоги); взаимодействие с другими детьми; выполнение правил поведения в группе; владение навыками самообслуживания).
Основные методы: беседа с родителями (членами семьи); экспериментальные задания с детьми на основе игровых методов, сказкотерапии, песочной терапии; пролонгированное наблюдение за детьми в группе, анализ и обсуждение с коллегами результатов психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Основными показателями эффективности психолого-педагогического сопровождения является следующий результат:
– стабилизация эмоционального состояния ребенка, отсутствие негативных реакций в период пребывания в группе;
– интерес к объектам окружающей предметно–пространственной среды;
– стремление к общению с детьми и взрослыми;
– проявления активности в совместной деятельности на занятиях,
– положительное отношение к общению и взаимодействию с взрослыми и другими воспитанниками группы.
Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира. Ребенок в педагогическом взаимодействии выступает одновременно в роли и объекта, и субъекта самовоспитания и саморазвития. При этом объектом является не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни.
Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации может быть отражено в виде модели, наполняемость содержательных аспектов которой зависит от определенных условий и особенностей типа конкретного ДОО, профессионализма психолога и педагогов, задач содержания дошкольного образования и т.д.
Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет
Таким образом, представленная система работы отражает структуру, содержание и основные направления психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации и реализуется посредством определенных методов, форм, средств. Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации должно быть организовано в условиях социально-педагогического партнерства педагогов ДОО с семьями воспитанников и органично встроено в общий воспитательно-образовательный процесс. Именно психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает эффективное и комплексное решение проблем социализации дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИДОРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дання статья посвящена детям с Синдромом Дауна, их социализации и адаптации....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Приобщение детей к семейным ценностям по возрастам.Общение ребенка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание....

Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в вопросах адаптации ребенка с ОВЗ к дошкольной образовательной организации.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в настоящее время особое значение приобретает проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к условиям образовательной...
Социализация детей с особыми возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Число детей с особыми физическими и психическими возможностями здоровья (ОВЗ) с каждым годом увеличивается. Детский сад становится тем местом, где каждый ребенок может полноценно развивать...
Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО
Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...

















