Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в вопросах адаптации ребенка с ОВЗ к дошкольной образовательной организации.
консультация по психологии

Масленцева Татьяна Петровна

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в настоящее время особое значение приобретает проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к условиям образовательной организации. Младший дошкольный возраст для любого ребенка является весьма уязвимым к воздействию неблагоприятных факторов. Ведь развитие в этом возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость, низкая сопротивляемость организма. Тем более серьезным испытаниям подвергается маленький ребенок с ОВЗ при переходе из привычного семейного окружения в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsii_rebenka_s_ovz_k_do.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное отделение МБОУ го Королев Московской области

«Гимназия №3 имени Л.П. Данилиной» корпус 2

Тема:  «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в вопросах адаптации ребенка с ОВЗ к дошкольной образовательной организации».

Воспитатель:

                                                                 Масленцева Татьяна Петровна

07.03.2023 г.

Королёв

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в настоящее время особое значение приобретает проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к условиям образовательной организации. Младший дошкольный возраст для любого ребенка является весьма уязвимым к воздействию неблагоприятных факторов. Ведь развитие в этом возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость, низкая сопротивляемость организма. Тем более серьезным испытаниям подвергается маленький ребенок с ОВЗ при переходе из привычного семейного окружения в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Адаптационные возможности таких детей ограничены, поэтому неподготовленный переход в новые условия жизни может привести к различным вариантам дезадаптивного поведения, сопряженного с эмоционально-личностными нарушениями. Исходя из этого, весьма значимым предоставляется рассмотрение психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста с ОВЗ к дошкольной образовательной организации (ДОО). В связи с этим тема реферата - «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в вопросах адаптации ребенка с ОВЗ к дошкольной образовательной организации» - является актуальной. Проблема: каковы условия психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в период адаптации к условиям ДОУ. Объектом исследования является процесс адаптации младших дошкольников с ОВЗ к условиям образовательной организации. Предмет исследования - психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в период адаптации к условиям образовательной организации. Гипотеза заключается в предположении, что психолого-педагогическая поддержка ребенка младшего дошкольного возраста с ОВЗ по адаптации к ДОО будет эффективна, если:

- реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ;

- осуществляется взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей, обеспечивая тем самым единство требований специалистов и родителей к ребенку;

- все специалисты ДОО взаимодействуют в процессе целенаправленной психолого-педагогической поддержки ребенка младшего дошкольного возраста с ОВЗ в период адаптации к ДОО, реализуя единство требований и стилей воспитания;

- реализуется комплекс условий, способствующих развитию адаптивных умений ребенка.

Цель: определение наиболее эффективных путей психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в период адаптации к условиям образовательной организации.

Задачи: изучить проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к условиям образовательной организации; провести психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ при поступлении в образовательную организацию.

Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научных источников по проблеме исследования, изучение психолого-педагогической документации на обследуемых детей.

1. Адаптация ребенка к условиям общеобразовательной организации: понятие, сущность, содержание. 

Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - это приспособление индивида к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. По данным другого источника социальная адаптация - это приспособление человека к социальным условиям существования, например, к особенностям социальной группы, в которой он оказался на данный момент времени. В возрастной психологии и педагогике изучение адаптации играет важную роль для процесса социализации ребенка. Можно сказать, что от того на сколько быстро ребенок адаптируется к новым условиям, какой тип адаптации преобладает в его модели поведения, зависит то, на сколько успешно социализируется в новой социальной среде и в социуме в целом. Но в то же время существует проблема адаптации к новым условиям у детей дошкольного возраста. Сущность этих проблем состоит в том, что в условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых. Изменение или нарушение в установленном порядке жизни ребенка тут же сказываются на его поведении, так как жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность. Резкие и значительные перемены в жизни ребенка, такие как, переход в детский сад, приводят к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения со взрослыми. Такой переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. Характер поведения в период адаптации зависит от возраста ребенка. Также на характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания к дошкольному учреждению. Еще одним характерным признаком адаптационного периода является предшествующий опыт малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые проживают в однообразной обстановке и ограничены небольшим кругом взрослых, значительно медленнее привыкают к новым условиям, нежели дети проживающие в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками. Таким образом, можно сделать вывод, что главное для ребенка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

Особенности адаптационного периода:

1. Эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента.

2.  Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

3. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.

4. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования, что приводит к частым болезням. Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Период легкой адаптации длится 1-2 недели. В данный период у ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения ребенка со взрослыми никак не изменяется, он продолжает быть достаточно активным. Защитные силы организма ребенка снижаются незначительно и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены более ярко, привыкание к дошкольной образовательной организации длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30-40 дней. В течение этого времени настроение у ребенка неустойчивое, также снижается активность. Продолжаться этот период может до полутора месяцев. Ярко выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость и др. Особенно эти изменения проявления перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции. Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма очень снижены и уже не выполняют свою роль. Существует другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода - неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. У ребенка сильно нарушается сон. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Тихо плачущий и безучастный, равнодушный ко всему ребенок, прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку, не реагирующий на предложения воспитателей и сверстников, или, наоборот, ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный - таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния происходит очень медленно - в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям. Таким образом, адаптация у каждого ребёнка проходит с соблюдением некоторых индивидуальных особенностей.

2. Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в новых социальных условиях. 

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема изучения особенностей адаптации ребенка к условиям детского сада с целью определения факторов и условий, способствующих и препятствующих адаптации дошкольника к ДОО. Особую важность приобретает данная проблема для дошкольников, их родителей, педагогов, перед которыми остро встает вопрос о том, как повысить уровень адаптации своего ребенка к условиям детского сада. Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации остается актуальной проблемой дошкольного воспитания. В связи с этим процесс привыкания к ДОО проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При этом адаптация к дошкольной образовательной организации очень важна для развития психики ребенка. Дети младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная группа. В неё входят и дети, имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый ребенок в соответствии с "Законом об образовании" имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. Но, в силу своих не очень больших потенциальных возможностей, незрелости ЭВС, соматической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Существует несколько факторов, которые влияют на успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению: Физическое состояние ребенка; Возраст ребенка; Степень сформированности общения и предметно-игровой деятельности; Отношение ребенка к ровесникам; Характер взаимоотношений в семье; Психологические особенности родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Формирование социальной адаптации детей с ОВЗ должно начинаться еще с дошкольного возраста. На качестве жизни и абилитации (социальной адаптации) неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию ребенка с нарушением развития. Для детей с нарушениями термин социальная адаптация (автор термина Шипицина Л.М.) означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения "особых" детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У "особых" детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания "особых" детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает "особым" детям возможность активного участия в общественной жизни. Ограниченные возможности ребенка (сенсорные, моторные, речевые и т.д) являются отрицательным фактором негативно влияющим на адаптацию в дошкольном учреждении. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Так еще одним отрицательным фактором является гиперопека со стороны родителей.

3. Необходимость психолого-педагогической поддержки по адаптации детей с ОВЗ к ДОО. 

В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Этот этап связан с переосмысление обществом и государством своего отношения к инвалидам не только с признанием равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование. Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования. Современные реформы в сфере инклюзивного образования предполагают получение образования детьми с ОВЗ в школах и дошкольных учреждениях общего типа - совместно с нормально развивающимися сверстниками. Включенное (инклюзивное) образование - процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых. Учитывая негативные факторы влияющие на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной организации, в частности к дошкольному учреждению, особенно когда речь идет о детях раннего и младшего дошкольного возраста. Ограниченные возможности и ранний возраст делает процесс адаптации очень сложным и может привести к целому ряду вторичных отклонений: негативизм, раздражительность, соматическая ослабленность. Все это говорит о необходимости создания специальных условий психолого-педагогической поддержки детей в образовательной организации. При создании этих условий в период адаптации нужно руководствоваться принципами:

- принцип гуманизма как основополагающий;  

- принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации;

- принцип оздоровительной направленности (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию);  

- принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком;

- принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения;

- принцип профессионального сотрудничества;

- принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип).

Заключение. 

Социальная адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. Сущность социальной адаптации заключается в том, что в процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ. К этим факторам относятся: физическое состояние ребенка; возраст ребенка; степень сформированности общения и предметно-игровой деятельности; отношение ребенка к ровесникам; характер взаимоотношений в семье. Дети с ОВЗ подвержены серьезным испытаниям в процессе адаптации. Адаптационные возможности таких детей значительно снижены, поэтому может привести к варианту дезадаптивного поведения. В связи с этим возникла необходимость исследования особенностей процесса социальной адаптации и разработка модели психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста по адаптации к дошкольной образовательной организации.

Список литературы

1.  Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду/ Е.Е. Алексеева Дошкольная педагогика. - 2007- № 2. 23-35с.

2. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - №1. - С.144-148.

3.  Алямовская В.Г. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению/ В.Г. Алямовская // Ребенок в детском саду. - 2006 - №4 - С. 80-88.

4. Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н. П. Артюшенко. - (Наука - практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - N 1. -С. 57-76

 5. Балл Г.А. Понятие адаптация и ее значение для психологии личности/ Г.А. Балл Вопросы психологии - 2009 - №1. - 29-40с.

6. Бутенко В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада / В. Н. Бутенко. - (Психология формирования личности) // Психология обучения. - 2010. - N 10. -С. 46-56.

7. Воронова Е.Г., Харлампиева С.Я., Шейко Н. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014г.) - Уфа: Лето 2014 - С. 48-50.

8. Найбауер А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду / А.В. Найбауер М.: ТЦ Сфера, 2013.

9. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия./И.В.Лапина. Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

«Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Представлен опыт работы с семьями воспитанников, поступающих в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО...

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организац...

Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

В презентации рассматриваются общие вопросы  психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Дается понятие термину "инклюзивное образование&q...

Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"

Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду...

Статья на тему "Адаптация детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания"

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностя...

Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями  дошкольников раннего возраста в ДОО буде...