Опыт работы Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для популяризации детского экспериментирования
статья (старшая группа)

Крисанова Евгения Евгеньевна

Представляю опыт работы с семьями воспитанников для популяризации детского экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaim.dou_s_semyami.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Дюймовочка»

Опыт работы

Взаимодействие   ДОУ с семьями воспитанников для популяризации детского экспериментирования

Разработала: воспитатель Крисанова Е. Е.

г. Людиново

   Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В становлении детской познавательно – исследовательской деятельности велика роль взрослого, который помогает ребенку освоить и понять окружающий мир. Стоит отметить, что положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

   В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семьи и детского сада является развитие диалогового партнерства в системе «детский сад - семья», направленного на включение родителей в жизнь детского сада. Именно они являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает помощь в воспитании и развитии ребенка. Таким образом определилась цель нашей работы – привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе через совместную с малышами поисково-исследовательскую деятельность.

   В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников. А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод познания родители дошкольников? Проводят ли они опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях? Как они это делают? И какие результаты получают?

   Для того, чтобы ответить на эти вопросы в дошкольных группах нашего детского сада педагоги провели анкетирование. Анализ полученных данных показал, что родителей интересует данная проблема, они положительно относятся к желанию детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского исследования занимает в развитии ребенка важное место.

  Исходя из полученных данных, в каждой группе был разработан план, в котором нашли отражение как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

   По результатам запросов родителей были разработаны буклеты и памятки: «Способы поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Домашняя лаборатория». На информационных стендах были размещены советы об организации элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома и на улице.

   Для повышения педагогической компетентности родителей, поддержания заинтересованности и вовлеченности их в воспитательно-обучающий процесс нами были организованы родительские собрания в нетрадиционной форме: «Эксперименты дома и на улице», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Детское экспериментирование в семье». Родителям была предоставлена возможность не только побывать зрителями и наблюдателями, но и стать активными участниками исследовательской деятельности, самим испытать радость открытий. Они с огромным удовольствием создавали «Вулкан», «Радужную воду», «Разноцветное масло», а также узнали секрет того, как бумага может остаться сухой в воде. Эти встречи прошли в атмосфере творчества, интереса, познавательной активности.

   Благодаря такому формату собраний, педагоги и родители постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель – повысить познавательно-исследовательскую активность детей.

   Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно, поэтому нами была организована акция «Экспериментальные выходные». Домашнее экспериментирование отличается свободой действий, как для взрослых, так и для детей, помогает получить новые знания, закрепить ранее полученные.

   В тот период родители не только проводили со своими малышами исследования, но и фиксировали, полученные данные в «Копилке открытий». Наиболее активные семьи записали для других воспитанников детского сада мастер-классы, проведенных ими опытов.

   Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а образовательный процесс становится плодотворным и интересным. Привлечение родителей к активному сотрудничеству с педагогами через внедрение активных форм взаимодействия – одна из основных задач нашего учреждения. Особенно ярко это проявляется в проектной деятельности.

   В нашем детском саду реализован ряд проектов, направленных на развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности «Электричество повсюду», «Его величество Огонь», «Волшебница вода», «Соль и ее свойства». С материалами по реализации данных проектов вы можете познакомиться на странице сообщества детского сада ВКонтакте.

   Хочется особенно отметить проявление интереса родителей к работе над проектами: они принимали активное участие в обогащении центров экспериментирования, создании мини-лабораторий, изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, выступали в роли экскурсоводов. Особенно запомнилась детям подготовительной группы образовательная деятельность по ознакомлению с профессией «кондитер», которую для них организовали и провели мамы воспитанников этой группы в рамках проекта «Моя будущая профессия».

   Конечно, такие встречи приводят детей в восторг, а то, что было прожито эмоционально и сделано своими руками запоминается особенно хорошо.

   Отдельно хочется рассказать о досуговых формах взаимодействия с родителями, которые являются для них наиболее привлекательными. Мамы и папы с удовольствием принимают участие в квест-играх, викторинах, ставших в нашем детском саду традиционными. Такие мероприятия способствуют не только обогащению представлений об окружающих предметах и явлениях, но и установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.      Представляем вашему вниманию фрагмент квест-игры «Водные тайны», которая была организована во второй младшей группе.

   Для поддержания интереса ребят к исследовательской деятельности, знакомства со свойствами окружающих материалов (воды, воздуха, песка и др.), развития мышления, внимания и воображения детей, расширения их словарного запаса нами широко используются лэпбуки. Эти интерактивные книги, изготовленные родителями, содержат: загадки и отгадки, карты юного исследователя, разрезные картинки, карточки-схемы простейших экспериментов, игры. Все составляющие элементы книги объединены между собой общей темой и помогают систематизировать имеющиеся знания о свойствах предметов во время индивидуальной работы и самостоятельной деятельности дошколят.

   Для нас, педагогов важно не только учитывать пожелания родителей, их интересы, но и устанавливать обратную связь с семьей. Свои впечатления об участии в родительских собраниях, организованной образовательной деятельности, досуговых мероприятиях они могут оставить в «Книге отзывов и пожеланий», на сайте учреждения и официальных сообществах детского сада в социальных сетях.

   Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, а родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникать в сущность предметов, явлений, действительности. В дальнейшем мы планируем объединить увлеченных родителей в клуб «Всезнайки», на заседаниях которого у них появится возможность расширить свою педагогическую культуру по данному вопросу, получить практический навык изготовления игр, пособий, способных удовлетворить присущую малышу любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

   В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». А добиться таких результатов, как мы уже говорили, мы можем только в тесном сотрудничестве: педагоги – родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников 1 младшей группы Тема: «Ум на кончиках пальцев».

Цель:-  Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в раннем возрасте.- Научить родителей проводить с детьми игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях.- Вовлечение семь...

Опыт работы "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основа...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»...

Опыт работы "Взаимодействие с семьями воспитанников"

Опыт работы: "Взаимодействие с семьей"...

Взаимодействие с родителями для популяризации детского экспериментирования

презентация на тему "Взаимодействие с родителями  для популяризации детского экспериментирования"...

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарт...