«Использование метода проектов при ознакомлении детей с видами изобразительного искусства»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Конспект обощения опыта по теме «Использование метода проектов при ознакомлении детей с видами изобразительного искусства»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Манушкинская СОШ

Обобщение опыта работы

«Использование метода проектов при ознакомлении детей с видами изобразительного искусства»

Воспитатель:  Стебунова О.В.

2022

Тема применения проектной деятельности в воспитательном процессе дошкольного образовании становится актуальной, потому что проектная деятельность в значительной степени повышает самостоятельную познавательную инициативу и активность детей дошкольного возраста, способствует повышению творческого потенциала и совершенствованию логического мышления, формирует умения детей без помощи взрослых различными способами отыскивать информацию об интересующем предмете или явлении, применяя полученные знания для построения нового.

Изобразительная деятельность является одним из средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как она связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Они помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе.

Живопись, лепка, аппликация, скульптура, декоративно- прикладное искусство - виды изобразительного искусства, отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами.


Цель проекта:

Развитие художественно-эстетического восприятия детей посредством изобразительной деятельности через проектную деятельность. Формирование творческой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Задачи проекта:

  • Расширять детские представления о видах изобразительного искусства (живописи, графике, скульптуре, архитектуре и дизайне).
  • Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством.
  • Развивать умения в использовании средств художественного выражения: цвета, линии, композиции, ритма и объёма для достижения своего замысла.
  • Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи.
  • Развивать мелкую моторику рук детей.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
  • Приобщать к миру искусства.
  • Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность.

В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.

При ознакомлении старших дошкольников с изобразительным искусством важно создание интереса к живописи, картине художника, формирование умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание, правильный отбор картин и использование методических приемов обучения: рассматривание произведений живописи, организация показа приемов изображения, словесная инструкция педагога, запоминание правил и регуляция с их помощью движений руки.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Они помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптурах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; мы с детьми обсуждаем замысел этих сюжетов, предлагаем новые интересные для них темы. Так, на занятиях мы знакомим детей с флорой и фауной (когда рисуем, лепим растения, пейзажи, конструируем из бумаги животных и насекомых, народной культурой (через знакомство с народной росписью, фольклором). Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. На холсте, бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.  Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Проект «Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященных временам года: «Осенние мелодии», «Зимние напевы», «Весенняя трель», «Музыка лета».

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Рассматривая репродукции, дети восхищались красотой пейзажной живописи.   Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проекте.

По теме «Осень» мы организовали выставку репродукций картин пейзажей, где определяли какая осень ранняя, золотая или поздняя изобразили художники в своих работах. На тему: «Дары осени» знакомили с натюрмортом, где детям предлагалось «войти» в картину и представить какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Через речевую деятельность «Составления творческого рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень», Саврасова «Грачи прилетели».

На тематическом проекте «Осень» мы  использовали темы «Грибы, ягоды»; «Овощи и фрукты»    с детьми составляли композиции вырезанных из бумаги грибов и ягод, овощей и фруктов для этого знакомили с понятием, что такое натюрморт. Рассмотрели репродукции картин Лидии Доценко, Е. Сергеенко, А. Акименко,  так же проводились игры:

«Из чего состоит натюрморт». Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.

«Измени и посмотрите». Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.

На тематической неделе «Как хлеб на стол пришел» при рисовании по теме «Колоски», знакомились с пейзажам Шишкина«Рожь»,        

В проектах «Милая мамочка», «Мой папа солдат» Во время рисование на тему «Моя семья», «Я-человек», «Моя любимая мамочка», «Портрет папы» закрепляли знание о портрете, познакомили по понятие мимика лица.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Ребенок имеет возможность ощутить себя, то простым мальчиком, то солдатом. Способность поставить себя на место другого, почувствовать радость, огорчение, удивление порождает чувства с причастности. На первом этапе знакомили с портретом как с жанром, показав его отличия от пейзажа и натюрморта. На следующем этапе я показывала взаимосвязь выражения лица, позы, одежды. Обращала внимание, что нужно всматриваться в лицо, увидеть его состояние через выражения губ, бровей глаз. Мы рассмотрели репродукции картин А. И Сурикова «Автопортрет», Левитан «Автопортрет», Васильев «Старец», дали понятия, что такое автопортрет и портрет.

В играх, развивали наблюдательность. Например «Собери портрет»Цель: Закрепление знаний о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши. ,

Работа в проекте «Я – художник» заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании для подготовки детей к школе. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, и возрастным особенностям детей в доступной форме. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и

способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

За много лет работы в детском саду я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Всем известно, что дети любят играть с песком, но это им позволяет лишь в летний период, а играть и рисовать манной крупой можно круглый год.  Для детей такая техника – это новшество, которая завораживает каждого ребенка.

Данный вид рисования прост в выполнении, а самое главное, он полезен для детей, так как развивает мелкую моторику. В этой технике рисования у нас получилась красивая коллективная работа на тему «Космос», благодаря которой мы выиграли первое место во всероссийском конкурсе «Бескрайний космос».

Рисование ватными дисками увлекательнейшее занятие. Особенность работы с ватными дисками проявляется в развитие зрительного внимания, образного видения, восприятие предметов и их свойств, а так же совершенствовании и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработки изобразительных навыков.

В ходе целенаправленных занятий дети начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целыми его частями. Ватные диски можно использовать целиком или делить их на две части и вырезать любые заготовки.

Каждая из этих техник-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу самовыражения.

Также, работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога с родителями, тем успешнее становиться ребенок. Я придаю большое значение к общению с родителями: провожу беседы, мастер классы по данной теме. Ведь сколько дома ненужных, интересных вещей: зубная щетка, поролон, пробки, пенопласт, нити, свечи, ватные палочки и т.д. и родители с большим удовольствием помогают создавать благоприятные условия для развития детей в детском саду. Родителям эти встречи очень нравиться.

Скульптура один из видов изобразительного искусства. В отличие от живописи скульптура имеет реальный объем и специфический материал. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной - монументы, памятники; станковой - украшает здания, интерьеры и скульптурой малых форм - это вид станковой скульптуры отличается малыми размерами и материалом (воск, керамика, глина, фарфор)

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

При создании образа козла мы рассматривали скульптуру козла, где проанализировали, из каких объемных форм состоит фигура и как их соединить в целое. Обсудили, как легко добиться нужного движения при создании образа.

При ознакомлении с другим видом изобразительного искусства – скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Скульптуру можно рассмотреть с разных сторон, поэтому важно поставить ее так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение. Выражение чувств и характеров людей в скульптуре посредством отражения эмоций приводит к тому, что объемное воспроизведение в камне и других материалах предстает перед публикой одухотворенным, порождает видимость жизни.

Проект «Мой город» дети рассматривали фотографии достопримечательности г. Чехова памятник «А.П.Чехов» (сквер),обелиск «Погибшим воинам», потом предлагали родителям сходить к памятникам и рассмотреть их. При знакомстве детей со скульптурой человека проводили такую игру. Она помогает лучше понять работу скульптора. Эта игра заключается в следующем - дети создают скульптуру. Для этого один из детей становится«скульптором», а другой «материалом», из которого «создают» скульптуру. Скульптор ставит скульптуру в определенную позу, находит необходимое движение рук, ног, головы добиваясь нужного образа. Дети с удовольствием исполняют эти роли. И что самое главное, подобные игры побуждают детей к активной деятельности.

Метод проектов проходит через все виды изобразительной деятельности. .В результате метода проектов, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через изобразительную деятельность человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

  • они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.

Проект «Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященных временам года: «Осенние мелодии», «Зимние напевы», «Весенняя трель», «Музыка лета».

Название

мини проекта

 

Формы работы

 

Содержание работы

«Осенние мелодии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдения на прогулках.

 

 

 

 

 

 

Экскурсия в сквер.

 

 

 

Труд в природе.

 

 

 

 

 

Игровая

  деятельность.

 

 

 

 

 

Знакомство

  художественной

  литературой.

 

 

 

 Знакомство с искусством

 

 

 

 

 

Детское

художественное

творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный

труд.

 

 

Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой

характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе.

 

Цель. Учить узнавать и называть

приметы осени.

 Учить видеть красоту осенней природы, рассматривая деревья и кустарники восеннем убранстве.

 

Сбор природного материала; подготовка материала к работе.

  Цель. Показать значимость детской

деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность.

 Дидактические, игры:

«Подбери краски для художника».

Цель. Упражнять в составлении на палитре     цветосочетания, близкие колориту картины.

 «Собери пейзаж».  Цель. Учить по собственному замыслу составления  осеннего пейзажа.

Разучивание стихотворений об осени:  В.Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина...», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов- Микитов « Осень в лесу».

Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе.

Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.

 

Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».

Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».

Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.

Аппликацияиз осенних листьев:

гербарий - гороскоп «Знаки зодиака».

Цель.Воспитывать навыки

коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Интегрированное занятие: «Вальс

осенних листьев»

Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.

 

Коллективная работа по

изготовлению книги «Четыре

художника».

Цель.Развивать умение задумывать

содержание своей работы работать

совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.

Изготовление пейзажной

композиции из природного

материала и пластилина «Времена года - осень», «На леснойопушке».

Цель.Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать

сюжет, считаться с мнением других.

Зимние

напевы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежедневные

наблюдения за погодой.

 

Экскурсия в сквер.

 

 

 

Знакомство с

художественной

литературой.

 

Игровая деятельность.

 

 

Знакомство с искусством

 

 

Детское

художественное

творчество.

 

 

 

 

 

Художественный труд.

 

 

 

 

Наблюденияза зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.

 Рассматривание зимних пейзажей.

Цель.Учить отмечать изменения, происходящие в природе.

 Разучивание стихотворений:

А.Пушкин « Идет волшебница зима», С.Есенин «Поет зима - аукает»,

И. Суриков «Белый снег пушистый».

Чтение рассказа В.В.Волина «Каким

бывает снег».

Цель.Развивать у детей творческий

подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе.

Проведение дидактических игр:

«Художники реставраторы».

Цель. Развивать у детей творческое

воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.

«Вижу - дорисовываю»

Цель.Развивать у детей творческое

воображение.

Рассматривание картин:

И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И.И. Шишкин «Зима»; А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов «Первый снег».

Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.

Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; «Какая она, зимушка - зима?»;

Лепка «Зимний денек».

Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».

Цель. Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.

Интегрированное занятие «Какая она зима?»

Цель. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии,

художественных произведений.

Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).

Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - зима». 

Весенняя трель

Ежедневные наблюдения за погодой.

Экскурсия в сквер.

 

 

 

 

 

 

Знакомство с                           

художественной литературой.

 

 

 

Игровая

деятельность.

 

 

 

 

 

 

Знакомство с

искусством.

 

 

 

 

 

 

 

Игровая деятельность.

 Художественный

труд.

Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.

Рассматривание весенних цветов-подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.

Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в

природе. Уточнить представления детей о признаках весны.

Разучивание стихотворений: А.Плещеев « Травка зеленеет...»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами...»;

Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков «Весна».

Чтение рассказа В. В. Волина «Голубые потоки весны».

Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через

поэзию и рассказы о природе. Игра «Галерея картин»

Цель.  Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.

Игра «Найди картину по эскизу».

Цель. Развивать целостность

художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.

 

Рассматривание картин:

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»;

И.И.Левитан

«Весна. Большая вода»; А.А.Рылов

«Зеленый шум».

Цель. Формировать представления о

пейзажной живописи. Развивать

способность видения единства

содержания и средств художественной

выразительности живописи.

Игра «Экскурсия в музей». Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.

  

Игра «Что лишнее».

Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.

 

Рассматривание картин: «Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи. И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору». Ф.Васильев «Мокрый луг».

Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.

 

материала «Времена года - лето».

«Музыка лета».

Ежедневные наблюдения за погодой.

Игровая деятельность.

Знакомство с искусством.

Детское художественное творчество.

Наблюдения за цветом неба, солнца, деревьев и кустов, клумбой и огородом.

Игра «Что лишнее».

Цель.Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.

 

Рассматривание картин: «Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи. И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору». Ф.Васильев «Мокрый луг».

Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.

 Рисование на темы: «Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».

Лепка:

«Цветущий луг».

Развлечение «Лето, ах лето!». Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.

 Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника» (рисование и аппликация).Составление композиции из природного материала «Времена года - лето».

При ознакомлении с другим видом изобразительного  искусства – скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Скульптуру можно рассмотреть с разных сторон, поэтому важно поставить ее так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение. Выражение чувств и характеров людей в скульптуре посредством отражения эмоций приводит к тому, что объемное воспроизведение в камне и других материалах предстает перед публикой одухотворенным, порождает видимость жизни.

Скульптура (статуя, многофигурная композиция) как вещь обладает протяженностью, объемом, расположением частей относительно друг друга, т.е. реальным пространством. Образ человека, представленный в этой статуе, порождает видимость, что он существует в другом пространстве. Это художественное пространство порождается и передается публике посредством цвета статуи, который отличается от реального цвета человека ее размерами и постаментом. Скульптуре присуще и художественное время. Статуя неподвижна, однако посредством изображения различных моментов движения, их застывших мгновений передается движение представленного в ней персонажа во времени, например, движение спортсмена, бросающего диск (Мирон «Дискобол»). И хотя в статуе нет движения, но создается видимость этого движения – изменения во времени. Порой взрослые проходят мимо скульптуры, не замечают ее красоты и тем самым лишают себя возможности осознать, пережить события прошлого или настоящего.

Поэтому знакомство со скульптурой должно проходить во всех возрастных группах. Дети с удовольствием играют с Богородской игрушкой, с матрешками. Можно составить интересную композицию из дымковских игрушек. При рассматривании работ народных умельцев и произведений художников скульптуры малых форм обращаем внимание детей на выразительные стороны каждой фигурки: пластические особенности формы, изображение фактуры, мелких деталей, динамику. С этой целью используется малая скульптура, выполненная из разных материалов: фарфора, керамики, дерева, металла. В каждом городе есть памятники и скульптуры, доступные детскому пониманию, поэтому проведение экскурсии самая простая форма для знакомства с этим видом искусства. Во время рассматривания надо рассказать, что изображает памятник. Обратить внимание на его выразительные стороны: форму, композиционное расположение фигуры, на то, как выполнены детали, помогающие понять содержание образа.

Рассматривая скульптуру и постигая ее содержание, дети усваивают или закрепляют знания об окружающем мире. В живописи и в скульптуре не только отражаются различные стороны жизни людей и природы, но и создаются фантастические, сказочные образы: мифологический, исторический, бытовой, батальный, фантастический, сказочный, портрет, пейзаж и натюрморт. Особые чувства (покоя, торжественности, таинственности и т.п.) способны выразить пейзажи и натюрморты. Они передают красоту природы, эстетические представления о ее красоте, возникшие у художника. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в близких людях. В процессе знакомства с произведениями живописи и графики дети узнают некоторые термины: картина, живопись, графика, линия, композиция, динамика (или движение), изображение, мазки, холст и т.п. Не все эти термины дети будут использовать в активной речи, но они должны слышать правильный, образный язык искусства.

Работа в проекте заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании для подготовки детей к школе. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Цель проекта: Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

3. Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

4. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

5. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества. 6. Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.

7. Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.

8. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование - один из любимых видов детской деятельности дошкольного возраста. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Поэтому

При организации изобразительной деятельности рисования использую разные материалы и нетрадиционные техники рисования.

На протяжении всей работы в дошкольной организации я изучала методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения

Я нашла очень много интересных идей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции

Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно.

Начинала работу в этом направлении с таких несложных техник, как печать природными формами, ладонью, поролоном, пальчиковая роспись и т. п., но далее эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п. В дальнейшем, освоив несколько техник, дети совмещают их в одной творческой работе. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. В своей работе стараюсь учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа, учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

Сравнивая результаты по изобразительной деятельности детей в начале года и в конце, можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности.

У детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. У детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

Основное значение всех видов ИЗО в ДОУ - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность развивает мелкую моторику рук, творческие способности, мыслительные процессы: восприятие, воображение, внимание, память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов при ознакомлении дошкольников с ОБЖ

В работе дается понятие метода проектов. Показаны этапы подготовки проектов. Дается план разработки проектов по ОБЖ.Обозначены темы проектов....

Дипломная работа:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

СодержаниеВведение 3Глава 1Технология проектного обучения в системе дошкольного образования  1.1Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ 7...

«Использование метода проектов в обучении детей дошкольного возраста»

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных пре...

Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.Конфуций  Ребенок познает мир в процессе любой св...

"Пример использования метода моделирования в ознакомлении детей с природой"

Моделирование-это метод используемый в совместной деятельности педагога и детей по построению и конструированию моделей для ознакомления с окружающим миром....

Использование метода проекта при ознакомлении с игрой в хоккей

Проектная деятельность инструктора по физической культуре может с успехом применяться для обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о спортивных играх...

Опыт использования метода проектов в ознакомлении с родным краем.

       С чего начинается знакомство ребенка с окружающим миром? С истории семьи, с улицы,  на которой расположены его дом и детский сад, с родного микрорайона, города....